Пантомима упражнения. Упражнения по актерскому мастерству

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Татьяна Колченогова
Пантомимика

Данные упражнения направлены на изучение понятия пантомимики и жестов . Помогают развивать внимание и сочувствие.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании взрослый должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства „волшебного“ понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .

Баитова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: "Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики"
Дата публикации: 16.11.2015

Текстовая часть публикации

Конспект учебного занятия по теме:

«Упражнения и игры на развитие

мимики и пантомимики»

Рассчитан на обучающихся 5-7 лет

педагог дополнительного образования

1.Введение.
Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические, упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие» - писал К.Изард. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы является одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Под мимикой и пантомимикой подразумевается совокупная выразительная работа мышц лица, а также – всего тела. В отличие от простой речи – это универсальный язык общения. Мы можем передавать эмоции с помощью выражения лица. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. С первых дней мы понимаем своих детей, лишь взглянув на них. Их глаза и жесты, движение мышц лица показывают нам, хорошо ли они себя
чувствуют, чего хотят и прочее. Однако развитие мимики и пантомимики важно не только для понимания, но и для танцевальной деятельности. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Танцевальное направление занятий с детьми связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координаций движений, формирование красивой походки. Ритмическим упражнениям и танцевальным элементам помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Игровой характер, помогает детям воспринимать музыку и более ярко и выразительнее, проявлять свои эмоции, при этом более четко выполнять движения. Психолог, танце – терапевт, преподаватель специализации по танцевально – двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Ритмические музыкальные игры вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость, бодрость и удовольствие от движения.
2.Основная часть.
Тема занятия: «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики». Тип занятия: комбинированный Цель занятия: укреплять психическое и физическое здоровье детей, с использованием музыки и ритмических - движений; развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных.
Задачи

Обучающие:
познакомить детей с языком жестов, движений, чувств. Научить детей слушать музыку и согласовывать движения с характером музыки, эмоционально передавать игровые образы и действия.

Развивающие:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
Воспитательные:
Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать чувства такта и уважения в процессе общения с детьми и взрослыми.
Методы обучения:
Словесные, практические, наглядные. метод проблемного обучения метод программированного обучения
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
 Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний при разгадывании загадок, самостоятельная двигательная деятельность;  Метапредметные: коммуникация, самостоятельный поиск информации по заданию педагога, анализ;  Личностные: эмоциональный настрой на продуктивную деятельность, возможность зрительного представления объекта (животные, насекомые и т.д.), зрительная и двигательная память, внимание, самоорганизация, самоконтроль. Словарная работа: шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, махи ногами, галоп, поскок, зайчики, мячики, звездочка, бабочка, лягушка, ласточка, дерево, «кошка-собака», паучки. Материально-техническое обеспечение содержания занятия.
Оборудование
: музыкальный центр, СД, аудио записи, наглядно – демонстрационный материал (музыкальные инструменты), карточки с изображением лица «мимика», карточки с изображением животных, карточки с изображением действия, карточки с названиями этапов.
Ход занятия

Предварительная работа.

1. Разучивание ритмических движений. Разучивание - танцевальные шаги в образах зверей и животных. 2. Слушание музыкальных произведений, детских песен – «Чебурашка», «Буратино», «Голубой вагон», «Чунга – чанга», «Красная шапочка», «В траве сидел кузнечик». Беседа о характере музыки и возникающих образах. 3. Импровизация – передать в движении возникающие образы. 4. Разучивание стишков, считалок. 5. Разучивание музыкально – танцевальной игры «Делай, как я – делай лучше меня».
1.Организационный момент.
а) Организационный вход детей в танцевальный класс, построение, поклон, приветствие.
Педагог:
С веселым настроением урок мы начинаем, Всем здоровья пожелаем. Ритмика плюс пластика, А еще гимнастика, да еще массаж. Будем танцевать сейчас!
Сообщение темы занятия.

Педагог:
- Добрый день, ребята! Тема нашего занятия «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики», а чтобы узнать, что эти слова означают, мы должны с вами отправиться в путешествие в волшебный лабиринт. Где ждут нас – сюрпризы, неожиданные препятствия, ужас, удивление, радость и смех.
Педагог: -
Все готовы к путешествию в волшебный лабиринт.
Дети:-
(Да).
Педагог: -
Тогда, отправляемся в путь. А чтобы войти в лабиринт, нам надо подготовить свое тело, как следует размяться, чтобы быть сильными и смелыми.
Педагог: -
Мы поставили пластинку и выходим на разминку! (Идет разминка по кругу. Дети выполняют упражнения самостоятельно – обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, галоп, поскоки.) Идет выполнения упражнений под звучание фонограммы.
Педагог: -
Носом вход, а выдох ртом, дышим глубже, а потом, шаг на месте не спеша, коль погода хороша!
(Дети входят в лабиринт).
1 этап – «Зазеркалье»
(на столе разложены карточки с изображением мимики лица. Педагог показывает карточку, дети повторяют изображение и говорят какая мимика лица изображена: - смех, удивление, ужас и т.д.).
Педагог: -
Ребята, какие вы молодцы! Справились с этим заданием, а теперь у нас игра на закрепление мимики лица. Я предлагаю вам, распределится парами. Игра «Кривое зеркало» - дети становятся парами друг против друга. Один из них ведущий. Ведущий в каждой паре делает какое-то движение (показывает правой рукой – левый глаз, корчит мордочку и т.д.). Стоящий напротив ребенок должен показать «зеркальное изображение». Затем они меняются ролями.
Педагог: -
Ребята вы молодцы! Наш лабиринт пропускает нас дальше. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
2 Этап – «Пластический этюд»,
(на столе разложены карточки с изображением животных).
Педагог: -
Я буду загадывать загадки, а вы покажите мне отгадки своими движениями. (Дети отгадывают загадку, показывая карточку на столе, затем изображают животное своими движениями). 1. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. (волк). 2. Мой белый брат во льдах живет, И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед, И ягоду лесную. (медведь). 3. Желтая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала и собой унесла. (лиса). 4. Кто зимой белый, летом серый. (заяц).
5. С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака). 6. Ночью не спит, мышей сторожит. (кошка).
Педагог: -
Мы все встали дружно в круг, Повернулись разом вдруг, А как скажем: «скок, скок, скок!» Отгадай, чей голосок? (педагог загадывает загадку – дети, угадав ее, издают звук). 1. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (петух). 2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (корова). 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова). 4. Пятак есть, а ничего не покупает. (свинья). 5. Маленький шарик, под лавкой шарит. (мышь). 6. Зеленые глаза, всем мышам гроза. (кошка).
Педагог: -
Ребята, вы молодцы! Снова справились с заданием и наш волшебный лабиринт показывает нам направление, куда дальше идти.
Педагог: -
Отправляемся дальше или повернем обратно.
Дети: -
(Нет, идем дальше). (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
3. Этап – «Жесты».
Педагог показывает жесты рук и определенные движения, дети угадывают, что исполняет учитель, (здоровается, рисует, ругает, гладит, хлопает в ладоши и т.д.).
Педагог: -
Молодцы, ребята справились заданием, а теперь я предлагаю вам сыграть в игру, где каждый будет ведущим.
Игра «Где мы, были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети вытягивают поочередно карточки с изображением действия, остальные ребята угадывают, что исполняет ведущий, (играют на гитаре, барабане, рубят дрова, танцуют, летают и т.д.).
Педагог: -
Как здорово у нас получилось! Ребята, теперь мы с вами знаем, что означают слова – мимика, пантомимика и жесты. И наш лабиринт нас приглашает к следующему этапу. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
Педагог: -
Ребята вы слышите, где то звучит музыка?
Дети: -
(Да).
Педагог: -
Давайте все попрыгаем, и ножками подрыгаем. И ручками похлопаем, и ножками потопаем. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. Головкой покачаем и снова начинаем!
Педагог: -
Это наш следующий этап – «Весельчак». Где мы с вами должны закрепить свои знания и умения. Я приглашаю вас на дискотеку. Игра «Делай, как я делай лучше меня». Звучит фонограмма (попурри) из детских песен, где дети самостоятельно танцуют, изображают, копируют, действия из песен.
Педагог: -
Ребята, какие вы все молодцы! Как вы хорошо танцуете. И я думаю, что лабиринт нас выпустит из своего волшебного пути. Мы справились заданием.
Педагог: -
Давайте все вместе улыбнемся ему и помахаем ручкой. (Дети прощаются с лабиринтом).
Заключительная часть.

Педагог: -
Наше путешествие по волшебному лабиринту подошло к концу.
Итог урока:

Педагог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие.
Дети:
- (Да).
Педагог:
- Как называлось наше путешествие?

Педагог:
- Что вам больше всего запомнилось в лабиринте?
Педагог:
- Какие этапы вы прошли?
Педагог:
- Что показалось трудным на этих этапах?
Педагог:
- Каких животных мы с вами изображали?
Педагог:
- Что означают слова – мимика, пантомимика, жесты?
Дети:
- (ответы детей).
Педагог:
- Вы сегодня все активно играли, отгадывали загадки, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Покажите мне свое настроение. Улыбнитесь друг другу! Молодцы!
Творческая работа
, (ребятам предлагается взять звезды – красную наклеить на этап, которые им больше всего понравился, а зеленую на тот этап, который было сложно пройти).
Педагог:
- Наше занятие окончено. Поклон и выход из зала.
Список использованной литературы
. 1.Агапова И.А, Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей - Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2006. 2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет.- Москва, 2009. 3.Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры - Москва, 1993 4. Ветлучина Н.А, Дзержинская И.Л, Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания - Москва, 1989. 5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу - Москва, 2002. 6. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста Ростов-на-Дону ООО Феникс, 2008. 7. Диниц Е. В, Ермаков Д. А, Иванникова О. В. Азбука танцев – Москва: «Сталкер» 2004. 8. Жукова Р.А. Танцы для детей – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. 9. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения.- Москва: гуманитарный издательский центр 2001. 10. Раевская С.Д, Соболева Г.Н. Музыкально-двигательные упражнения. - Москва,1991.

Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»