Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы.

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

БОРОДИНО

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Михаил Лермонтов

Если дорог тебе твой дом,

Где ты русским выкормлен был,

Под бревенчатым потолком,

Где ты, в люльке качаясь, плыл;

Если дороги в доме том

Тебе стены, печь и углы,

Дедом, прадедом и отцом

В нем исхоженные полы;

Если мил тебе бедный сад

С майским цветом, с жужжаньем пчёл

И под липой сто лет назад

В землю вкопанный дедом стол;

Если ты не хочешь, чтоб пол

В твоем доме фашист топтал,

Чтоб он сел за дедовский стол

И деревья в саду сломал…

Если мать тебе дорога -

Тебя выкормившая грудь,

Где давно уже нет молока,

Только можно щекой прильнуть;

Если вынести нету сил,

Чтоб фашист, к ней постоем став,

По щекам морщинистым бил,

Косы на руку намотав;

Чтобы те же руки ее,

Что несли тебя в колыбель,

Мыли гаду его белье

И стелили ему постель…

Если ты отца не забыл,

Что качал тебя на руках,

Что хорошим солдатом был

И пропал в карпатских снегах,

Что погиб за Волгу, за Дон,

За отчизны твоей судьбу;

Если ты не хочешь, чтоб он

Перевертывался в гробу,

Чтоб солдатский портрет в крестах

Взял фашист и на пол сорвал

И у матери на глазах

На лицо ему наступал…

Если ты не хочешь отдать

Ту, с которой вдвоем ходил,

Ту, что долго поцеловать

Ты не смел,- так ее любил,-

Чтоб фашисты ее живьем

Взяли силой, зажав в углу,

И распяли ее втроем,

Обнаженную, на полу;

Чтоб досталось трем этим псам

В стонах, в ненависти, в крови

Все, что свято берег ты сам

Всею силой мужской любви…

Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,-

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови.

Пусть фашиста убил твой брат,

Пусть фашиста убил сосед,-

Это брат и сосед твой мстят,

А тебе оправданья нет.

За чужой спиной не сидят,

Из чужой винтовки не мстят.

Раз фашиста убил твой брат,-

Это он, а не ты солдат.

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина,-

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

Константин Симонов

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали

Сии кровавые скрижали;

Вам непонятна, вам чужда

Сия семейная вражда;

Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага -

И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

Александр Пушкин

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Александр Пушкин

Итальянец

Черный крест на груди итальянца,

Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-

Небогатым семейством хранимый

И единственным сыном носимый...

Молодой уроженец Неаполя!

Что оставил в России ты на поле?

Почему ты не мог быть счастливым

Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,

Так мечтал о вулкане далеком!

Как я грезил на волжском приволье

Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом

Отнимать итальянское лето,

Но ведь пули мои не свистели

Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,

Где собой и друзьями гордился,

Где былины о наших народах

Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина

Иностранным ученым изучена?

Нашу землю - Россию, Расею -

Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне

Для захвата далеких колоний,

Чтобы крест из ларца из фамильного

Вырастал до размеров могильного...

Я не дам свою родину вывезти

За простор чужеземных морей!

Я стреляю - и нет справедливости

Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..

Но разбросано в снежных полях

Итальянское синее небо,

Застекленное в мертвых глазах...

Михаил Светлов


Есть солдаты, которые умирают на войне и есть вожди, политики, которые посылают солдат умирать на войне.

Они никогда не поменяются своими местами.

Они разные изначально.

И те и другие были рождены матерями.

Но, видимо, и матери у них были разные.

Посвящается нашим ветеранам Великой Отечественной войны, нашим дедушкам и бабушкам, войнам-интернационалистам, всем нашим парням, и простым мирным людям, погибшим в Сирии, Донбасе, Чечне, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Афгане... и в других горячих точках бывшего СССР!





















































Главный раввин России

Раввин Пинхос Берл Лазар родился 19 мая (8 Сивана 5724) 1964 г. в Италии в семье раввина еврейской общины Милана. В 1978 г., окончив общеобразовательную еврейскую школу, он поступил в раввинской колледж Нью-Джерси (США). Затем, в 1982 году продолжил учебу в иешиве (духовной академии) «Томхей Тмимим» в Нью-Йорке и окончил ее в 1988 г. с дипломом раввина в звании даяна, религиозного судьи.

Впервые раввин Берл Лазар побывал в России в 1988 г. А год спустя лидер движения «ХАБАД-Любавич» Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон благословил его на работу по возрождению еврейской религиозной жизни в СССР, и в 1989 г. раввин Лазар приехал в Москву. В 1990 г. он становится раввином московской синагоги в Марьиной Роще. С 1995 г. он также занимает пост Председателя Объединения раввинов СНГ, а в 1999 г. его избирают Главным раввином Федерации Еврейских Общин России.

В 2000 году раввин Берл Лазар получает российское гражданство. В тот же год на съезде российских еврейских общин он был избран главным раввином России. Согласно Указу Президента Российской Федерации В. Путина, в 2001 году раввин Берл Лазар вошел в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

2 июля 2002 года на учредительном съезде Всемирного конгресса русскоязычного еврейства в Москве раввин Берл Лазар был избран председателем Раввинского совета этой международной организации. Одна из его обязанностей в этой должности – регулярно и объективно информировать международную общественность о положении еврейской общины в нашей стране и противодействии органов государственной власти проявлениям антисемитизма.

В настоящее время под духовным попечительством раввина Берла Лазара возрождены еврейские общины более чем в 350 городах России и СНГ, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2004 года (8 Нисана 5764) «за заслуги в развитии духовной культуры и укреплении дружбы между народами» раввин Берл Лазар был награжден орденом Дружбы.

Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2014 года (30 нисана 5774) «за достигнутые трудовые успехи, значительный вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, заслуги в гуманитарной сфере, укреплении законности и правопорядка, многолетнюю добросовестную работу, активную законотворческую и общественную деятельность» раввин Берл Лазар был награжден орденом "За заслуги перед отечеством" IV степени.

Раввин Берл Лазар свободно владеет итальянским, английским, русским, ивритом и идишем.

Раввин Берл Лазар женат, имеет 13 детей.

В основе стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, написанного в 1837 году, лежат реальные события, имевшие место в период Отечественной войны 1812 года. Битва на батарее Раевского, которая в дальнейшем стала главным зерном романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, для всего русского народа стала показателем великого подвига, центром столкновения света и тьмы. Именно в этом стихотворении автор представляет народ в качестве главного вершителя истории и с грустью вспоминает о былых героических событиях.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Начинается стихотворение «Бородино» с диалога участника боевых действий с потомком, который выражает сомнение, действительно ли все действия полководцев и военных в то время были оправданы. На что солдат с ноткой грусти сравнивает былые героические времена, подвиг русских солдат с современностью. Герой стихотворения, которому присущ определенный романтизм, отмечает, что нынешнее поколение не отличается решительными действиями, пребывает в ожидании. Кольцевая композиция стихотворения лишь усиливает эти чувства.


Использование диалога помогает Лермонтову использовать простой язык, понятные образы, долю солдатского юмора не только для того, чтобы связать два поколения, но и для того, чтобы создать яркие образы, формирующие повествование.

Описание главного боя

Вторая часть стихотворения представляет собой повествование о ходе генерального сражения, проходившем недалеко от Москвы. С досадой рассказчик отмечает, что два дня русская армия отступала, велись перестрелки, которые не имели результата. Поэтому, к третьему дню, солдаты были морально готовы к крупному, решающему бою, который должен был преломить ход истории. Осознание того, что за спиной Москва - сердце России, столица, к которой нельзя подпускать врага, являлось главным побудительным мотивом для всей русской армии.

На протяжении всей ночи перед сражением солдаты готовили оружие, готовились к битве. Только некоторые смогли уснуть. Моральным стимулом для русской армии служило «ликование французов», которое слышалось с вражеской стороны.

Особая роль в стихотворении автором отводится полковнику, который вследствие погиб в бою. Его пламенная речь на рассвете перед боем, отеческое обращение к солдатам, укрепили их дух. Здесь автор обращает внимание читателя на то, что русские солдаты были готовы погибнуть во время сражения, но не пропустить французов.

Описание самого боя, наполненное противостоянием огня и теней, напряженностью, бесчисленным количеством противников, мужеством русских солдат, сливается в одно общее восприятие гула артиллерийского огня, падающих тел, дрожания земли. И только когда зазвучали барабаны французов, дающих сигнал к отступлению, русские солдаты смогли пересчитать своих товарищей, вынести с поля раненых.

Но, пережив такое страшное сражение, русский человек, несущий ответственность за Родину, готовится к следующему дню, к новому бою. Использование поэтом местоимений «я» и «мы», следующих друг за другом, помогают потомкам осознать общность и единство героического народа перед лицом опасности.

История написания стихотворения

События Отечественной войны 1812 года историками трактуются неоднозначно. Мнения специалистов по поводу исхода Бородинского сражения расходятся. Европейские издания отдают право победы армии Наполеона, хотя и с некоторыми оговорками. Русские и советские исследователи считают, что сражение выиграли русские войска под командованием генерала Кутузова. Несмотря на столь явное расхождение в трактовке исхода сражения под деревней Бородино, очевидно, что во время битвы проявился весь патриотизм и героизм русского народа.

Двоюродный дед Михаила Юрьевича, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником боевых действий, которые проходили близ деревни Бородино. Близкие отношения и небольшая разница в возрасте, всего 26 лет, способствовали тесному общению родственников. Именно к Афанасию Алексеевичу обращены первые слова стихотворения: «Скажи-ка, дядя...».

Красочные рассказы деда, героя Отечественной войны, отличившегося в сражении и отмеченного самим главнокомандующим, и стали главным толчком к написанию «Бородино». В обществе и на светских вечерах Лермонтов близко общался и с другими участниками сражения. Большое количество информации о сражении автор почерпнул во время бесед с простыми крестьянами, также участвовавшими в битве.

«Поле Бородина»

Стихотворение «Поле Бородина», написанное Лермонтовым в 1830 году, было первым восхвалением народного подвига. Уже в нем критики отмечают образы и картины битвы, ставшие основой для величайшего произведения автора. Воодушевленный творчеством Поэма Скотта и лирикой Давыдова, Михаил Юрьевич испытывает свой талант написанием подобного стихотворения. Шестнадцатилетний поэт создает определенный набросок, эскиз будущего произведения.

Как и в конечном варианте, рассказчиком является участник Бородинского сражения. Остается невыясненным, к какому роду войск он принадлежит. Изначальный стиль повествования принадлежит простому солдату из народа. Чуть позже появляются речевые обороты, характерные для высшего общества. В стихотворении «Бородино», написанном позже, главный герой является артиллеристом. Это становится понятно со слов: «Забил заряд я в пушку туго...».

Это относится и к яркому образу полководца, играющего важную роль в описании настроения солдат. Вариант 1830 года содержит небольшой отрывок, в котором вождь призывает армию к сражению. Но уже через шесть лет Лермонтов добавил и уточнил описание образа. Полководец в «Бородино» опытный стратег, патриот, военачальник, которого солдаты называют «отцом».

Приуроченное к 25 годовщине Отечественной войны, стихотворение «Бородино» было опубликовано в журнале «Современник» в том же году. Сразу получив признание читателей и множество положительных отзывов критиков, стихотворение стало основой для многочисленных исследовательских работ.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Бородино» начинается с диалога, что позволяет провести сравнение между Россией времен Отечественной войны и Россией, которую наблюдает автор 25 лет спустя. При этом рассказчик, простой солдат, четко определяет свою точку зрения по поводу потомков. То, что повествование ведется от лица выходца из народа, автор подчеркивает путем использования просторечных выражений. Но, в тексте можно найти и высокопарные словосочетания, которые подчеркивают масштаб сражения и величие народа.

Эмоциональное напряжение, испытываемое воинами на поле битвы, автор прорисовывает при помощи риторических восклицаний, метафор и образных выражений. Особое настроение части стихотворения, в которой описывается подготовка к бою, помогает создать тонкая ирония и юмор, с которыми простой солдат обращается к врагу. Таким образом, он подчеркивает презрение к французам.

Большое значение в осознании единства русской армии играет тонкий психологический переход от местоимения «я» к «мы». Подготовка к бою и общая картина показаны от лица рассказчика. Однако, с момента начала боя звучит исключительно местоимение множественного числа. Таким образом, подчеркивается единый дух солдат, абсолютное доверие друг к другу, целостность стремлений.


Противопоставление двух армий также является отличительной чертой великого произведения. Французов Лермонтов описывает, как захватчиков, рассчитывающих на быструю и легкую победу, находящихся в предвкушении добычи, о чем свидетельствуют слова: «Как ликовал француз...». Русские же солдаты, изнуренные и возмущенные длительным отступлением, тщательно готовятся к бою.

Стихотворение «Бородино» имеет огромное значение в восприятии русского народа времен Отечественной войны 1812 года. Для него Москва - сердце России, а ее защита является оправданием для многочисленных жертв русской армии. Бородинское сражение - самая кровавая однодневная битва, зафиксированная за всю мировую историю. И победу в этой битве Лермонтов признает освободительной и справедливой. Писатель является настоящим достоянием России.

Этот номер отличает нестандартная вёрстка; крупные материалы не смотрятся унылыми кирпичами, а разные новости, заметки, объявления, письма читателей расположены грамотно, читаемо — ничто не раздражает глаз, а это очень важно для положительного восприятия любого издания.

В этот раз «виновниками» верстальных кульбитов стали главные советские супергерои — космонавты.

КОСМОС ЗОВЁТ

Именно их светлые лица украшают передовицу «ЛП» и даже — страшно сказать! — расположены над логотипом газеты и над призывом «Пролетарии все стран, соединяйтесь!» (Я ещё в раннем детстве задавалась тяжёлым вопросом: как же это пролетарии, сиречь беднейшие слои населения, смогут все враз соединиться, не имея на то тугой копеечки? Теперь понимаю, они, видимо, должны были соединиться мысленно, как люди Х из одноимённого и бесконечного в своём идиотизме киносериала).

«Новая победа в космосе» — так называется главный материал передовицы районки: «1 июня 1970 года в Советском Союзе на орбиту искусственного спутника Земли был выведен космический корабль „Союз-9“ с экипажем в составе командира корабля Героя Советского Союза лётчика-космонавта, полковника Николаева Андрияна Григорьевича, и бортинженера кандидата технических наук Севастьянова Виталия Ивановича».

Корабль летал 18 суток, как и было запланировано, совершил благополучную посадку «с высокой точностью». На протяжении полёта и техника, и люди функционировали идеально, были выполнены важнейшие исследовательские задачи. Супергерои — как и всегда — не подвели державу. Обожаю космонавтов! Ведь каждый полёт, выход на орбиту, да просто сама подготовка — подвиг!!!

Вот почему в советском государстве при всём богатстве литературы никогда не было комиксов про супергероев (Былины про богатырей не в счёт)? Да потому что эти супергерои существовали у нас, так сказать, живьём! Андриян Николаев — первый космонавт, который в 1962 году работал на орбите без скафандра. Вы себе это вообще-то представляете?

Первый космонавт, который участвовал в военном эксперименте в космосе (совместно с П. Р. Поповичем). Ну и муж великой Валентины Терешковой. Мальчик из глухого чувашского села благодаря огромному труду и природным талантам стал покорителем космоса и ещё при жизни живой легендой. Вот что было классно в советском строе — возможность, коли ты что-то из себя представляешь — пробиться к сияющим вершинам из низов.

ПАХАРИ-КОНКУРЕНТЫ

Материалы о сельхозработниках — истинный хит «Ленинского пути». Особенно, когда эти герои полей (что-то у меня сегодня настроение героическое) демонстрируют свои навыки и таланты в рамках привычных людям тех лет соцсоревнований. Вот интересно, термин «соцсоревнование» прижился быстро, а капсоревнование звучит просто ужасно.

Соревновались опять механизаторы. «Победить было нелегко: среди трактористов все были асы, имеющие солидный стаж за плечами», повествует автор В. Дмитриев в своём репортаже под названием «И вот нашли большое поле…». Перед стартом короли полей тренируются, разминают косточки, сотый раз инспектируют машины. «Девятнадцать сильнейших. Каждому хочется стать первым». Ещё бы! Это ж какой почёт!

«Машины становятся на старт. Начинается борьба. То тут, то там протягиваются вспаханные борозды. Деловито снуют судьи — главные агрономы и инженеры хозяйств…» — нагнетает автор. Нет, а вы что думали, бороновать легко?! Да это адский труд!

Больше всех баллов набирает почётный механизатор совхоза «Победа» (крутейший был, между прочим, совхоз) Николай Рольнов. «Под аплодисменты и одобрительные возгласы секретарь ГК КПСС Е. И. Тараскин повязывает передовику красную ленту с надписью „Лучший пахарь района“. Награды нашли достойного тракториста». «Вёл он агрегат твёрдой рукой…»

ШТАБ ДЕЙСТВУЕТ

На третьей полосе районки — материалы под единой суровой рубрикой «Страница народного контроля». А вы знали, что «одной из форм социалистической демократии является органы народного контроля»? Вот пример: «Строящийся завод сухих детских молочных продуктов в г. Истра является пусковым. Строители взяли обязательство к 25 декабря ввести объект в эксплуатацию. Для усиления контроля за ходом строительства в марте текущего года был создан штаб по координации деятельности народного контроля», — рассказывает С. Москвина, председатель штаба НК. В оном штабе — семь активных работников, штаб разработал меры помощи строителям. Если честно, меры помощи строителям от штаба общественников — за гранью моего разумения, но не буду больше вредничать, люди-то скорее всего искренне пытались что-то делать, как правило, следили за санитарным состоянием помещений.

Четвёртая полоса «ЛП» продолжает тему контроля. В рубрике «Письма из совхоза «Костровский» размещён материал за подписью А. Суворова «Критерий — высокая эффективность производства» (на мой сугубый взгляд — заголовки в моей любимой районке могли бы быть поинтереснее, они часто выглядят тяжеловесными, хотя таковы были требования тех лет). Материал также читается с трудом, он перегружен цифрами, статданными, хотя за всем этим на самом деле — огромный труд простых людей, и скрупулёзная работа журналиста. А это всегда вызывает уважение. А. Суворов, кстати, вообще молодец, критикует справедливо, если надо, бичует недостатки, нерадивых работников, лень, пренебрежительное отношение к обязанностям, халатность: молодец и главный редактор Н. И. Гребенщиков, который не наступает на горло журналистской песне, а даёт авторам возможность отражать происходящее честно, правдиво. Газета тех лет — живая, её и сейчас хочется подержать в руках, вчитаться в нестандартные тексты, почувствовать пульс той жизни, в которой моё поколение только-только появлялось на свет…

«ЗЕЛЁНОЕ ЧУДОВИЩЕ» ИЗ НИДЕРЛАНДОВ

Так называется новый гоночный автомобиль, созданный голландскими конструкторами, об этом рассказывается на последней странице газеты.

Конечно, это информация АНП — ТАСС, но такие вот штучки ненавязчиво украшали издание. Всё-таки окно в мир!

«Длина новой модели около 7 метров (ого-го!), а изобретатели этой модели надеются преодолеть на ней звуковой барьер». И как гласит интернет, на этом автомобиле конструктор А. Арфонс достиг рекордных скоростей 698,75; 875,69; 927,86 км/ч.)

Подготовила Екатерина КАПРАЛОВА

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».

Спасибо, что скачали книгу в

Эта же книга в других форматах


Приятного чтения!

Рисунки А.Кондратьева

– Скажи-ка, дядя, ведь недаром

– Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!




– Да, были люди в наше время,

– Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!


Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»




И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.




Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!




Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.




Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.




И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.




И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.




Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими -хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.




Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.




Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…




Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны -




Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!


Знаменитое стихотворение

15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым - ему не исполнилось ещё и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I.

Бородино -одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба - судьба народов России, Бородино - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны - народ.

О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа:

Вот затрещали барабаны -

И отступили басурманы.

Старый солдат говорит, что русская армия так стремилась к скорейшей и полной победе, что

…Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Этот непобедимый дух русского войска и сокрушил нашествие Наполеона.

Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом сражении.

По выходе из военной школы поэт вступил офицером в гвардейский полк. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.

Лермонтов не только изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник сражения - человек из народа, но и рассказал о ней простым языком, пересыпанным народными выражениями и прибаутками: «постой-ка, брат, мусью», «ну ж был денёк», «у наших ушки на макушке», «полковник наш рождён был хватом», «спит в земле сырой», «отступили басурманы». О неприятельской армии «дядя» говорит в единственном числе -по-народному: «французу отдана», «ликовал француз».

В лермонтовском «Бородине» изображена самая гуща боя, показан ратный труд. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.

«Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые по многу раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные.


Ираклий Андроников


Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»