Методы обследования моторных функций. Обследование общей моторики Методика обследования общей моторики

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Рассмотрим методы обследования психомоторных функций, представленные в методических рекомендациях разных авторов.

Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).

Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб. Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.

Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы.

4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со

2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.

5. Исследование внимания. Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.

Исследование координации движений.

Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.

8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.

9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.

10. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.

11. Исследование орального праксиса. Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.

12. Исследование объема и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.

13. Исследование объема и качества движений языка. Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.

Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.

Исследование объема и качества движений мышц глаз.

16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.

17. Исследование слухового внимания. Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.

18. Исследование музыкального слуха. Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).

19. Исследование восприятия музыки. Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.

20. Исследование звуковысотного слуха. Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.

21. Исследование тембрового слуха. Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.

22. Исследование динамического слуха. Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.

23. Исследование ритмического чувства. Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.

Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха.

Исследование темпа речи. Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.

Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А.Рычковой.

Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма.

I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики.

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений.

Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз.

Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.

Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения -- не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки.

Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания.

Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т. д.), при наличии которых тест считается невыполненным.

II. Обследование произвольной мимической моторики.

Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме).

Поднять брови («Удивление»).

Слегка сомкнуть веки.

Прищурить глаза («Яркое солнце»).

Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

Вытянуть губы, как для произнесения звука о.

Надуть щеки.

Оскалить зубы («Забор»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

III. Обследование речевой моторики.

Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Открыть и закрыть рот.

Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

Имитировать жевательные движения.

Попеременно надувать щеки.

Втянуть щеки внутрь.

Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми -- о; вытянуть губы -- у.

Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5.

8. Покусывать кончик языка.

9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»).

12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»).

Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности).

Предлагаются следующие задания.

Сжать пальцы в кулаки.

Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

Переплести руки «в замок».

Выполнить пробу «корова-- коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания.

Выложить узор из мозаики.

Самостоятельно застегнуть пуговицы.

Нанизать на нитку бусинки.

Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

V. Обследование чувства ритма.

Детям 5 -- 6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.

Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес).

Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным.

I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов:

1. Движения и серии движений для рук:

бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске;

руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

правая рука на поясе, левая -- к плечу, левая рука вверх, правая -- к плечу и т. д.;

держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди;

поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку.

2. Другие движения:

прыгать на двух ногах и на каждой;

впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него;

катить обруч, двигаясь рядом с ним.

3. Произвольное управление движениями:

Остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков;

Изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна -- остановка движения).

4. Статическая координация:

стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами;

стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед.

5. Динамическая координация:

маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

выполнять подряд 3 -- 5 приседаний, стоя на пальцах;

проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну);

пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

6. Пространственная организация движений:

ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали;

пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу;

повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое;

последовательно выполнить пробы: кулак--ребро--ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

7. Темп выполнения движений:

удерживать заданный темп в движениях рук;

изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу);

выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе.

II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука).

1. Статическая координация движения:

распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 -- 15;

распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10 -- 15;

выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15;

выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5--8;

Положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 -- 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 -- 8.

2. Динамическая координация движений:

пальцы сжать в кулак, разжать (5 -- 8 раз);

выполнить пробу: кулак--ребро--ладонь (5 -- 8 раз);

положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 -- 8 раз);

одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5--8 раз);

по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5--8 раз);

по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно;

по очереди касаться каждым пальцем стола;

по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго.

III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

поднять брови, нахмурить брови;

наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

закрыть правый глаз, затем левый;

подмигнуть.

3. Мышцы щек:

надуть левую, затем правую щеку;

надуть обе щеки одновременно;

перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

Изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

Символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий.

1. Двигательная функция губ:

сомкнуть губы;

округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;

вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;

растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;

максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;

поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;

сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);

приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);

поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;

упереть язык в правую, затем в левую щеку;

закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);

логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;

при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

Доступность для ребенка предлагаемого задания;

Качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);

особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;

особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;

количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;

темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;

ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;

особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.);

соответствие двигательной реакции сигналу;

наличие сопутствующих, насильственных движений;

наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания.

Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения.

Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.

Нейропсихологическое обследование (по методике А. В. Семенович).

Методика включает обследование таких двигательных функций, как кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

1. Кинестетический праксис.

А. Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагаются различные позы пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руки на стол.

Б. Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

Образцы поз и условия те же, что и в пункте А. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Г. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор выполняет следующие действия: губы растягивает в улыбку; вытягивает их в трубочку; высовывает язык, поднимает его к носу, проводит по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует помнить, что ошибки могут носить вторичный характер, т. е. возникнуть у ребенка вследствие недостаточности понимания смысла слов.

2. Кинетический (динамический) праксис.

A. «Кулак -- ребро -- ладонь».

Инструкция: «Делай, как я». Выполняется тест.

Два раза экспериментатор делает задание вместе с ребенком медленно и молча. Потом предлагает ему выполнить движения самому и в более быстром темпе, затем -- сделать то же, но с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро -- ладонь -- кулак».

Б. Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».

Несколько раз экспериментатор делает задание вместе с ребенком, потом предлагает выполнить его самому. Действия те же, что и в пункте А.

B. Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я».

Экспериментатор, например, несколько раз щелкает языком; дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; дотрагивается языком до левого, затем до правого угла рта, надувает щеки.

Вариантом этого теста, как и в пункте 1Г, является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

3. Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать (прикоснуться к руке ребенка) своей правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать (прикоснуться) своей левой рукой».

Предлагают выполнить сначала одноручные, затем двуручные пробы. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.

Обследование общей моторики проводится по схеме:

  • 1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить:
    • а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
    • б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.
  • 2. Исследование статической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;
    • б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.
  • 3. Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;
    • б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
  • 4. Исследование пространственной организации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:
    • а) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;
    • б) то же выполнять слева.

Максимальное количество баллов:

за первое задание - 2 балла;

за второе задание - 2 балла;

за третье задание - 2 балла;

за четвертое задание- 1 балл;

за пятое задание - 2 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений.

Второй уровень (ниже среднего, 4-3 балла). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое.

Третий уровень (средний, 5-4 балла). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки.

Четвертый уровень (7-6 баллов). Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Пятый уровень (высокий, 9-8 баллов). Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

Обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет нами были использованы тесты Л.А.Квинта в модификации Г.Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам):

1. Поднять брови («Удивление»).

2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза («Яркое солнце»).

4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое - 2 баллами; невыполнение более 7 заданий - 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Текущая страница: 4 (всего у книги 32 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

Шрифт:

100% +

3.8. Обследование ребенка. Неврологический статус

В связи с тем, что в состоянии моторики установлен ряд отклонений, мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста. Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства дифференциального коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы. Обследование проводится в три этапа и отражает динамику состояния моторной сферы: в начале, середине и в конце коррекционных занятий.

По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).

Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

– обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

– обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка);

– состояние отдельных компонентов произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

– обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

3.8.1. Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована к разным возрастам):

1. Поднять брови («Удивление»),

2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза («Яркое солнце»),

4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое – 2 баллами; невыполнение более 7 заданий – 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

3.8.2. Обследование речевой моторики

1. Открывание и закрывание рта.

2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

3. Имитация жевательных движений.

4. Попеременное надувание щек.

5. Втягивание щек.

6. Оттягивание углов рта: для звука «и», затем губы округлить – «о»; вытянуть как при – «у».

7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

8. Покусывание кончика языка.

9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»),

10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»),

11. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»),

12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»),

13. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.

Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – незначительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

3.8.3. Обследование общей произвольной моторики

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.


4 года

1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).

2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

4. Обследуемому предлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. (Задание невыполнено, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)

5. Подать руку, крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.


5 лет

1. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.)

2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (С заданием не справился, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)

4. Предложить оскалить зубы (широко улыбнуться). Следите за тем, чтобы не было лишних сопутствующих движений.


6 лет

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. (Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитываются и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.)

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадратная доска 25×25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва в 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку.

Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

3.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

3.8.5. Обследование действий с предметами

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка:

1 балл – четкое выполнение всех заданий;

2 – выполнение не более 5 заданий из предложенных;

3 – выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.


При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

3.9. Тест на распознавание пальцев

Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете: 3-летний ребенок – правильно определяет большой палец; 5-летний – различает большой палец и мизинец; 6-летний – свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.


Тестовые задания

Локти опираются на стол, ладони – свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая – тыльной стороной. Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее.

Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем в максимально возможном темпе. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.


Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

Перебирая пальцами, крутите карандаш, бабину с нитками, гладкий брусок. Упражнение выполняется сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их.

Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

Рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Работа в определенном темпе, под счет; темп и инструкцию ребенок задает себе сам.

Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации эффективны задания «дорисуй недостающие детали» (вначале к рисункам, затем к буквам).

3.10. Некоторые показатели психического и физического развития детей

Таблица 5

Закономерности довербального и раннего вербального развития

Таблица 6

Оценка этапов довербального и начального вербального развития


Таблица 7

Возрастные особенности развития общей моторики


Таблица 8

Оценка понимания речи


Таблица 9

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации


Таблица 10

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук


Таким образом, знание основных показателей психического и физического развития ребенка с учетом его возрастных особенностей поможет педагогам, медицинским работникам и родителям своевременно заметить задержку (отклонения) и организовать коррекционно-развивающую деятельность.

4. Диагностика нарушений речи

Изучение литературы, трактующей принципы диагностики и коррекции речевых нарушений, показало, что вопрос о принципах восстановительного обучения является чрезвычайно важным, поскольку он становится непосредственной научной основой коррекционно-образовательного процесса, что обеспечивает разработку конкретных методов и их применение в практике логопедического воздействия научным, а не эмпирическим путем.

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эффективности диагностики и коррекции речевых нарушений, поэтому вопрос о принципах восстановительного обучения актуален как в стране, так и за рубежом.

Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка. Эта тема разработана в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и других исследователей. Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия ее осуществления определяются рядом принципов. Одним из принципов является комплексный подход. Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.

Комплексный подход как один из основных педагогических принципов означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.

Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. Идея комплексного подхода в системе логопедической помощи детям с речевыми нарушениями акцентируется на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин.

Основной формой сотрудничества логопеда с врачами и другими узкими специалистами становится получение от них информации, способствующей уточнению речевого диагноза. Осмысленный взаимообмен информацией способствует полноценному сотрудничеству специалистов.

Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.

Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме, поэтому важно продумать интеграцию логопедических заданий в повседневную деятельность ребенка.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности стали основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка важна для речевой диагностики.

Из концепции вытекает сформулированный Л.С. Выготским принцип «сверху вниз», который ставит в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности в деятельности ребенка. Коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер. Ее цель – активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.

При планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса важно не ограничиваться сиюминутными нуждами и запросами. Необходимо учитывать перспективу речевого и личностного развития ребенка.

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных.

Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке полученных данных, характерных для тестирования. Однако и принцип качественного анализа нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения.

Из вышесказанного следует, что при диагностике необходимо использовать целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей.

Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении задач, позволяют определить структуру дефекта, его этиологию, патогенез, сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев.

Вместе с тем Л.С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими.

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят: принцип квалификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.

Психологические принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности с опорой на программное обучение; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят: принцип от простого к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие речевых нарушений, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность.

Все принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.


Методика проведения диагностики развития моторной сферы

Обследование произвольной мимической моторики.

Материал : зеркало.

Ход : тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

Задания повторяются подряд 3 раза.


  1. Поднять брови («Удивление»).
2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза ("Яркое солнце").

4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы ("Забор").

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Оценка результатов:

5 –

4 – чёткое выполнение 8 и более заданий, незначительное изменение точности движений;

3 – чёткое выполнение 6 – 7 заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – чёткое выполнение 4 - 5 заданий, выраженные изменения точности движений, неловкость движений;

1 - невыполнение более 8 заданий, либо, ребёнок демонстрирует непонимание задания.

Плохая координация движений, гримасничанье, недифференцированная мими­ка.

^ Обследование общей произвольной моторики.

Материал : мяч диаметром 8 см, цель – квадратная доска 25 х 25 см на стене, на уровне груди обсле­дуемого, веревка, протяну­тая на высоте 20 см от пола, катушка с ниткой, перкуссионный молоток, стол.

Ход: тесты мотометрической шкалы Озерецкого - Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым уг­лом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Ребенок кидает мяч с "развернутого плеча" сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний пра­вой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой ру­ки задание не выполнено. Можно повторить задание.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку. При прыжке необходимо сги­бать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть верев­ку, не задев ее. Задание считается невыполненным при ка­сании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен взять катушку в левую руку, сматы­вать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва (5-10 с) предла­гают взять катушку в правую руку. Задание считается не­выполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разно­временно (отмечается, для какой руки выполнение не уда­лось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 –

3 –

^ 2 –

1 -

Обследование тонких движений пальцев рук.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Сжать пальцы в кулак;

2. Большой палец обеих рук отогнут и направлен в сторону. Согнуть четыре плотно прижатые друг к другу пальца на каждой руке до начала ладони – разогнуть, Повторить 2 – 3 раза.

3. Ладони раскрыты. Согнуть – разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2 – 3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке ("Пальчики прячутся");

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются"),

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий.

Обследование действий с предметами.

Материал : мозаика, пуговицы, карандаш, разлинованная тетрадь, нитка, бусинки, коробок со спичками.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Выложить узор из мозаики;

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы;

3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

4. Нанизывать на нитку бусинки;

5. Укладывать в коробок 5 спичек (правой и левой руками по - одной).

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий, плохая координация, неловкость движений.

^ Развитие чувства ритма

Ход: проводится в игровой форме. Детям предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:

1. "Андрей-воробей" I I III I II I II I II I I I II I I I

2. "Петушок" II I II I II I II I

3. "Мы идем с флажками" IIII I I IIII I I

4. "Журавель" IIIIII I IIII I I

5. "Зайчик" III * III * I * I * I

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий, правильное воспроизведение ритма;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение темпа движений;

3 – невыполнение 2-х последних заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – невыполнение 3-х – 4-х заданий, наличие патоло­гических и сопутствующих речи движений,

1 - неумение воспроизвести ритмический рисунок.

Оценка выполнения всех заданий, подсчёт общего количества баллов:

5 баллов - высокий уровень

4 балла - выше среднего

3 балла - средний уровень

2 балла - ниже среднего

1 балл - низкий уровень

По общему числу баллов определяется уровень моторного развития каждого ребенка:

от 30 до 28 - высокий

от 27 до 22 - выше среднего

от 21 до 16 - средний

от 15 до 10 - ниже среднего

от 9 и ниже – низкий уровень

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»