Способ «фосбери-флоп». \ \ Методика обучения технике легкоатлетических видов спорта Прыжок в высоту способом фосбери флоп история

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Обучение технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»

Способ прыжка «фосбери-флоп» состоит из четырех основных фаз: разбега, отталкивания, полета с преодолением планки, приземления. Этот способ прыжка, заканчивающийся приземлением на спину или плечи, невозможен без мягкого и упругого места приземления, иначе он становится весьма травмоопасным (см. рис. 5.5).

Рис. 5.5.

Задачи обучения:

  • освоение техники разбега по дуге в условиях действия центробежной силы;
  • научить технике отталкивания при дугообразном разбеге;
  • научить технике перехода через планку.

Последовательность обучения. При обучении технике разбега необходимо выполнять разбег с постепенным увеличением кривизны дуги, так, чтобы вначале радиус дуги поворота не превышал 3-5 беговых шагов. При этом следует уделить внимание изучению техники движений при выполнении подготовительных действий к отталкиванию.

При подборе дуги последних шагов разбега надо учитывать уровень специальной физической подготовленности учащихся, их координационные способности, свойства нервной системы к проявлению усилий, угол отталкивания по отношению к проекции планки, характер выполнения маховых движений. Школьники с высоким уровнем проявления скоростных качеств и выполняющие в отталкивании маховые движения ногой и руками, как прыгуны в длину, должны иметь больший радиус дуги разбега и отталкиваться под более острым углом к проекции планки в связи со способностью выполнить мощное отталкивание за более короткий промежуток времени.

Упражнение 1. Бег по кругу радиусом 13-15 м.

Упражнение 2. Бег по закруглению с постепенным уменьшением радиуса закругления с 13-15 до 5-8 м.

Упражнение 3. Равномерно ускоренный разбег по прямой с переходом на дугу поворота в последних трех шагах разбега. Это упражнение выполняется следующим образом: вначале прыгун, пробегая по дуге поворота, выполняет но ней три шага, продолжает бежать по дуге дальше, не снижая скорости еще два-три шага.

Упражнение 4. Пробегание по разбегу с акцентированным ускорением на последних трех шагах разбега.

При выполнении упр. 3 и 4 следует обратить особое внимание на трех- шажный ритм ускорения последних шагов. Такое ускорение на последних шагах разбега создает предпосылку для формирования нужной установки - готовности организма к выполнению толчка. Нужно следить за тем, чтобы прыгун не подседал глубоко в момент акцентированного ускорения на последних шагах разбега и не укорачивал амплитуду выноса свободной ноги вперед. Вместе с тем необходимо отрабатывать работу рук. В тот момент, когда начинается вбегание на дугу, вместе с наклоном тела внутрь, «внешнюю» руку нужно выносить не только вперед, но и поперек туловища, а «внутренняя» рука при этом несколько больше отводится назад.

Следующим этапом является изучение техники отталкивания . Толчковая нога ставится на опору сверху с пятки с последующим переходом на внешнюю часть стопы, а затем - на всю стопу. При постановке ноги тазобедренный и коленный суставы «жесткие», все тело упругое. Толчковую ногу надо ставить на опору «накатом», а не в «упор». При выполнении отталкивания маховые движения рук и ноги активны, по характеру движения концентрированны. Они участвуют в развитии максимально возможной мощности отталкивания; играют важную роль в противодействии влиянию центробежной силы, в создании условий для достижения вертикального положения ОЦМ тела прыгуна в момент окончания отталкивания. От эффективности их выполнения зависит скорость перемещения и высота ОЦМ тела в конце отталкивания. Строго вертикальное положение над опорой обеспечивает точное приложение усилий.

Последовательность обучения. Ниже приводятся упражнения на формирование умения прыгуна сочетать толчок с выполнением маховых движений в условиях действия центробежной силы.


Упражнение 1. Из положения стоя, держась рукой за опору, выполнить мах бедром маховой ноги в направлении слегка внутрь. При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы бедро маховой ноги несколько поворачивалось внутрь, а голень направлялась пяткой слегка в сторону. Этими движениями таз выводится вперед-вверх с некоторым перемещением внутрь. Благодаря маху свободной ногой внутрь дуги обеспечивается, с одной стороны, более устойчивое положение ОЦМ на толчковой ноге, а с другой - необходимый продольный разворот прыгуна спиной к планке по окончании толчка.

Упражнение 2. Бег по кругу с отталкиванием вверх-вперед через каждый шаг. Радиус круга 8-10 м. При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы мах свободной ногой производился от бедра в сторону противоположного плеча, а маховое движение рук осуществлялось разноименно с резким подъемом плеч как в прыжках в длину. Завершая толчок, необходимо фиксировать положение его окончания, а приземление производить на толчковую ногу.

Упражнение 3. Спиралевидный бег по закругленному радиусу от 8-10 до 5-7 м с отталкиванием вверх-вперед через каждый шаг. Контроль за выполнением этого упражнения остается прежний.

Упражнение 4. Равномерно ускоренный бег по кругу диаметром 8-10 м с отталкиванием вверх-вперед через каждые 5 шагов. В этом упражнении главное - правильная постановка ноги с целью освоения быстрого толчка. Постановка толчковой ноги должна осуществляться «загребающим» движением «под себя» на всю стопу и синхронным ускорением маховых движений вверх. До момента приземления на толчковую ногу прыгун фиксирует положение окончания толчка.

Упражнение 5. Выполнить отталкивание с прямого разбега в сочетании с направленным внутрь махом согнутой в колене ногой (рис. 5.6).


Рис. 5.6.

Упражнение 6. Оттолкнувшись после дугообразного разбега, принять положение начала входа на планку. Это упражнение выполняется с индивидуального разбега. По форме движения оно вытекает из предыдущих подводящих упражнений. Поэтому при его выполнении необходимо контролировать и ритм ускорения темпа на грех последних шагах разбега, и характер постановки толчковой ноги на полную стопу, и синхронность выполнения маховых движений.

Одновременно следует обратить внимание на то, чтобы в маховое движение был вовлечен таз, который бы активным движением в сочетании с маховой ногой способствовал обеспечению продольного вращения тела. Положение вылета сохраняется до момента приземления на толчковую ногу с последующим пробеганием у дальней стойки.

Упражнение 7. Прыжки на гимнастический стол. Упражнение способствует лучшему освоению маха и вертикального взлета прыгуна. Выполняется в двух вариантах. Сначала, оттолкнувшись с косого разбега (без закругления), прыгун садится на край стола боком на бедро согнутой в махе свободной ноги. Во втором варианте прыгун разбегается с закруглением. После взлета он несколько поворачивается спиной к столу и садится на него в этом положении.

Упражнение 8. Выполнение отталкивания с прямолинейного разбега в сочетании с направленным внутрь махом согнутой в коленном суставе ногой.

Упражнение 9. То же, с забеганием по дуге в конце разбега.

Следующим этапом в освоение техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» является освоение техники преодоление планки.

Последовательность обучения.


Упражнение 1. Лежа поперек гимнастического козла, занять положение, характерное для перехода через планку.

При выполнении упражнения надо следить за тем, чтобы таз занимал наиболее высокое положение и подбородок был взят «на себя».

Упражнение 2. Лежа спиной на матах, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Упираясь в мат стопами и плечами, поднять таз вверх и повернуть голову в правую или левую сторону (по направлению разбега). При выполнении этого упражнения следует обратить внимание на то, чтобы прыгун максимально высоко поднимал таз, а не только прогибался в поясничной части позвоночника.

Упражнение 3. Мост из положения стоя. Голова поворачивается по направлению разбега, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно наклоняясь туловищем назад, перейти на мост, опираясь плечами на сложенные один на другой маты с постепенным понижением их высоты.

Упражнение 4. Кувырок назад. Маты положены одним краем на гимнастический козел. Упражнение выполняется из положения стоя на жестком гимнастическом мостике спиной к козлу с противоположной стороны матов. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного расставлены. Приподнимаясь на носки с одновременным подтягиванием плеч и поворотом головы но направлению своего разбега, медленно наклониться назад и, перекатившись через козла, сделать кувырок через голову на наклонных матах (рис. 5.7).


Рис. 5.7.

и приземления на маты

Упражнение 5. То же упражнение, что и предыдущее, но выполняется с двух шагов подхода к козлу с имитацией толчка.

Упражнение 6. Из положения стоя у планки на краю гимнастического мостика прыжок спиной через планку с одновременным поворотом головы по ходу разбега и дальнейшим приземлением на плечи. При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы прыгун не сваливался за планку с мостика. Сначала выполняется толчок вверх под углом 80-85°, а затем в высшей точке взлета максимально поднимается таз вверх. Приземление должно происходить на лопатки. В упражнении осваивается техника экономного перехода через планку.

Упражнение 7. То же упражнение, что и предыдущее, но с помощью подкидного мостика (рис. 5.8).


Рис. 5.8.

и приземления на маты

Упражнение 8. Из И.п. стоя спиной к планке, выполнить прыжок, оттолкнувшись двумя ногами вверх-назад; на счет 1 - подать таз вперед (вверх) и прогнуться в пояснице; на счет 2 - согнуться Т-образно, выпрямив ноги в коленях.

Упражнение 9. То же, но отталкивание осуществлять одной ногой:

  • а) то же в прыжке с места из положения толчкового шага;
  • б) то же, но с трех-пяти шагов разбега.

Упражнение 10. То же, но с приземлением на маты.

К освоению целостного прыжка «фос- бери-флоп» (рис. 5.9) следует приступать после проведения 4-5 тренировочных занятий, а затем уже в ходе выполнения прыгуном прыжков в высоту повторять те упражнения, которые индивидуально будут способствовать лучшему освоению техники прыжка.


100 великих спортивных достижений Малов Владимир Игоревич

«Фосбери-Флоп»

«Фосбери-Флоп»

Изобретение нового стиля прыжков в высоту американским атлетом Ричардом Фосбери произвело переворот в этом виде легкой атлетики.

На играх XIX Олимпиады в Мехико больше всего сюрпризов на ней преподнесли прыгуны, причем всех «специализаций».

В прыжках с шестом сразу трое спортсменов показали одинаковый результат – 5 метров 40 сантиметров, установив олимпийский рекорд, и американец Роберт Сигрен получил золотую медаль лишь потому, что использовал меньшее число попыток.

Интереснейшая и напряженная борьба велась в тройном прыжке, когда мировой рекорд обновлялся несколько раз подряд и победу в конце концов одержал Виктор Санеев.

А в секторе для прыжков в длину американец Боб Бимон продемонстрировал фантастический «прыжок в XXI век» – 8 метров 90 сантиметров.

И еще одна громкая сенсация родилась в Мехико на соревнованиях по прыжкам в высоту.

Нет, мировой рекорд, принадлежавший тогда Валерию Брумелю и установленный в 1963 году – 2 метра 28 сантиметров, на Олимпийских играх 1968 года устоял. Результат победителя «потянул» лишь на олимпийский рекорд – 2 метра 24 сантиметра. И все-таки выступление чемпиона игр XIX Олимпиады в Мехико по прыжкам в высоту американца Ричарда Фосбери произвело фурор и обсуждалось тогда на все лады не меньше, чем фантастический прыжок Боба Бимона в длину.

До этого уже несколько Олимпиад подряд соперничество в прыжках в высоту вели между собой в основном, лишь американские и советские атлеты. Они и завоевывали все призовые места, разве что только в 1956 году в Мельбурне серебряную медаль получил австралиец Ч. Портер, но первым был американский атлет Ч. Дюмас. Четыре года спустя, на Олимпийских играх в Риме, олимпийским чемпионом был Роберт Шавлкадзе, в 1964 году в Токио – Валерий Брумель.

В Мехико же на высшую ступень пьедестала почета вновь поднялся американский атлет – Ричард Фосбери. Перед началом состязаний в спортивном мире о нем мало что было известно, разве что рост у него – 193 сантиметра и возраст – 21 год. Знали еще, что родом он из города Портленда в штате Орегон.

Однако уже перед Олимпийскими играми ходили упорные слухи, что Фосбери изобрел какой-то принципиально новый способ преодоления планки, похожий, скорее, на цирковой трюк, а не на прыжок легкоатлета. Но видели своими глазами Фосбери в действии пока лишь очень немногие.

Ричард Фосбери

За год до Олимпиады 1968 года, когда Фосбери своим необыкновенным способом преодолел 2 метра 18 сантиметров, это было воспринято как случайность. Однако и на предолимпийских отборочных состязаниях, прыгая точно так же, Фосбери показал результат уже 2 метра 21 сантиметр. Поэтому его выступление в Мехико ожидалось с огромным интересом.

И американский атлет поверг в изумление весь стадион, а благодаря телевидению его фантастические прыжки увидели миллионы людей и во всем мире.

Это и в самом деле было удивительное зрелище, не похожее на классический «перекидной» стиль. Перед началом разбега Фосбери необыкновенно долго, несколько минут, стоял на месте, «настраиваясь» на предстоящий прыжок.

Разбег начинался очень быстро и напоминал, скорее, разбег прыгуна в длину. Причем во время разбега скорость атлета еще больше возрастала, а направление менялось по дуге. Оказавшись боком у стоек, Фосбери сейчас же отталкивался от земли, не делая «классического» маха ногой, взлетал вверх, поворачиваясь при этом к планке спиной.

Затем следовали волнообразные движения всем телом, словно бы оно преодолевало планку по частям: сначала плечами, потом туловищем, потом ногами. И наконец, словно бы обогнув планку при помощи таких движений, Фосбери приземлялся на спину и сейчас же вскакивал, победно подняв руки.

Такой необычный способ прыжка по имени его изобретателя сразу же стал называться «фосбери-флоп». И тотчас, уже на Олимпийских играх в Мехико, начались споры по поводу его эффективности.

Многие тренеры полагали, что это чистой воды цирковой трюк, и будущего у него нет. Один из известных американских тренеров Пейтон Джордан высказался так: «Стиль Фосбери принадлежит только ему, и невозможно в настоящее время обучить этому стилю кого-либо другого. Это было бы слишком опасно. Ведь речь идет о стиле поистине невероятном. Метод и стиль Фосбери в настоящее время принадлежит только Фосбери».

Однако спортсмены оказались прозорливее тренеров, и вскоре после игр XIX Олимпиады сотни спортсменов стали «примерять» стиль «фосбери-флоп» на себя. Они на практике оценили, какие преимущества дает быстрый разбег и полет над планкой спиной вниз. В 1973 году, прыгая этим стилем, американский атлет Дуайт Стоунз установил новый мировой рекорд, первым покорив заветный «круглый» рубеж в 2 метра 30 сантиметров.

Правда, и «перекидной» стиль сдался не сразу. В 1977 году Владимир Ященко, прыгая таким стилем, установил рекорд в 2 метра 33 сантиметра, а затем добавил к нему еще сантиметр. Но в 1980 году поляк Яцек Вшола покорил 2 метра 35 сантиметров стилем «флоп», и с тех пор он стал общепринятым. В 1993 году «флоп» помог кубинцу Хавьеру Сотомайору поднять планку мирового рекорда до 2 метров 45 сантиметров…

А что касается самого автора «фосбери-флопа», то его судьба удивительным образом оказалась схожей с судьбой Боба Бимона, сотворившего чудо в секторе для прыжков в длину. Олимпиада 1968 года в Мехико оказалась для Ричарда Фосбери первой и последней. И никаких других громких достижений, кроме золотой медали олимпийского чемпиона, у него уже не было.



Фосбери флоп

Исполнение прыжка в технике фосбери-флоп

Фосбери-флоп (англ. fosbury flop ) - техника прыжка в высоту , разработанная и впервые представленная американским прыгуном в высоту Диком Фосбери , которая позволила ему выиграть золотую медаль Летних Олимпийских игр 1968 года и установить новый олимпийский рекорд (2,24 м). На сегодняшний день эта техника используется подавляющим большинством прыгунов в высоту.

Техника прыжка заключается в следующем: атлет ускоренно разбегается по диагонали к планке, сильно отталкивается дальней от планки ногой, затем пролетает над планкой головой вперёд, спиной к земле, скользя вдоль воображаемой спирали, при этом прогибаясь назад и стараясь, чтобы как можно бо́льшая масса тела оставалась ниже планки. В завершающей стадии прыжка, когда над планкой остаются только ноги, спортсмен уже находится головой вниз и приземляется на маты спиной, плечами и головой.

Способ прыжка фосбери-флоп обеспечивает взятие спортсменом планки, причём в течение всего прыжка его центр масс находится ниже планки на расстоянии до 20 см.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фосбери флоп" в других словарях:

    - (англ. fosbury flop) техника прыжка в высоту, разработанная и впервые представленная американским прыгуном в высоту Диком Фосбери, которая позволила ему выиграть золотую медаль Летних Олимпийских игр 1968 года и установить новый олимпийский… … Википедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 фосбюри флоп (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Фосбери, Дик Олимпийские награды Лёгкая атлетика (мужчины) Золото Мехико 1968 Прыжки в высоту Ричард Дуглас … Википедия

    ФОСБЕРИ (Fosbury) Ричард (Дик) (р. 6 марта 1947, Портленд, шт. Орегон), американский спортсмен (легкая атлетика (см. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА), прыжки в высоту). Чемпион Олимпийских игр 1968 (Мехико) по прыжкам в высоту. На Играх в Мехико он впервые в… … Энциклопедический словарь

    Олимпийские награды Лёгкая атлетика (мужчины) 2,24 … Википедия

    Олимпийские награды Лёгкая атлетика Золото 1968 Прыжки в высоту Дик Фосбери (англ. Dick Fosbury, родился 6 марта 1947 года в Портланде, штат Орегон) американский легкоатлет, прыгун в высоту, чемпион … Википедия

    - [по имени амер. атлета D. Fosbury] спорт. стиль прыжка, при котором спортсмен передвигается головой вперед над перекладиной, перелетает над ней лицом вверх и падает на спину. Первонач. на Олимпийских играх в Мексике в 1968 г. Также Фосбюри флоп.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Олимпийские награды Лёгкая атлетика Золото 1968 Прыжки в высоту Дик Фосбери (англ. Dick Fosbury, родился 6 марта 1947 года в Портланде, штат Орегон) американский легкоатлет, прыгун в высоту, чемпион … Википедия

    Исполнение прыжка в технике фосбери флоп Фосбери флоп (англ. fosbury flop) техника прыжка в высоту, разработанная и впервые представленная американским прыгуном в высоту Диком Фосбери, которая позволила ему выиграть золотую медаль Летних… … Википедия

Фазовая структура прыжка: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег подразделяется на подфазы: начало разбега, стартовый разгон, бег по разбегу, подготовка к отталкиванию.

В отталкивании выделяют две подфазы: перевод кинетической энергии разбега в энергию упругой деформации мышц и собственно отталкивание. Их условная граница - момент наибольшего сгибания в суставах тела.

Двигательные задачи: набрать оптимальную скорость, осуществить подготовку к отталкиванию. Бег прыгуна в высоту отличается от бега спринтера более широкой амплитудой движений конечностей и более низкой посадкой на опорной ноге, сильнее выраженной асимметрией шагов. Отличия обусловлены необходимостью сложной координационной перестройки беговых движений при подготовке к отталкиванию.

Количество шагов в разбеге колеблется в значительных пределах (от 6 до 16), что зависит от индивидуальных особенностей и спортивной формы прыгуна. Скорость разбега постоянно возрастает и может достигать у спортсменов высокого класса 8 м/с. Длина шагов увеличивается к середине разбега до 2,5 м, а затем несколько сокращается.

Начало разбега

Основная задача - сформировать правильную двигательную установку на прыжок. Ее содержание весьма разнообразно. Это может быть установка на исправление ошибки или закрепление удачно выполненного элемента в предшествующих попытках, установка на реализацию тех или иных параметров ритма и т.д. Фактически установка - процесс предварительного планирования, ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы прыжок удался. Этот процесс длится от момента выхода на исходную позицию до начала активных действий. Собственно начало разбега реализуется двумя основными способами: посредством предварительного подхода с последующим попаданием на контрольную отметку или с места (с контрольной отметки). Выполнение начала разбега с места имеет разновидности:

  • с положения высокого старта,
  • с параллельных ног.

Первая разновидность обеспечивает в беге мощное проталкивание, вторая - активный захват опоры.

Стартовый разгон

Эту подфазу составляют первые (1-4) шаги разбега. Здесь спортсмен набирает необходимую амплитуду движений конечностей и принимает эффективное рабочее положение для бега по разбегу. Скорость передвижения нарастает за счет увеличения длины шагов при относительно постоянном темпе.

Бег по разбегу

Основные задачи - дальнейшее увеличение скорости бега и создание условий для эффективной подготовки к отталкиванию. Начало подфазы сопровождается существенным увеличением длины шагов при незначительном снижении темпа. Затем скорость увеличивается за счет параллельного роста темпа и длины шагов. Заканчивается подфаза входом в дугу поворота. Последняя является переходным элементом к подфазе подготовки к отталкиванию.

Для того чтобы перейти от бега по прямой к бегу по дуге поворота, необходимо организовать наклон тела внутрь дуги поворота. Эта задача осуществляется посредством скрестного шага толчковой ногой наружу от направления поворота. При этом спортсмен «выбегает» ногами из под вертикальной проекции ОЦМТ на опору.

Подготовка к отталкиванию

Основные задачи: 1) продолжить повышение скорости бега, 2) создать условия, позволяющие использовать приобретенную в разбеге кинетическую энергию и возможности опорно-двигательного аппарата для подброса тела вверх, а также 3) для организации в отталкивании необходимых в полетной фазе вращений тела.

Наклон тела приводит к тому, что ОЦМТ спортсмена движется по меньшему радиусу поворота, чем стопы, поэтому для дальнейшего повышения скорости необходимо повышать темп шаров; при этом длина шага сокращается.

Для решения второй задачи необходимо понизить положение ОДМТ и изменить ориентацию продольной оси тела таким образом, чтобы появилась возможность постановки толчковой ноги впереди вертикальной проекции ОЦМТ на грунт.

Понижение ОЦМТ на 15-20 см достигается благодаря наклону тела. Кроме того, подбегание к месту отталкивания сопровождается увеличением углов сгибания (подседанием) в суставах тела. Повышение темпа бега способствует активизации захвата опоры впереди вертикальной проекции ОЦМТ; спортсмен «убегает» ногами из-под плеч. Время полетной фазы относительно времени опорной фазы в каждом шаге сокращается и на последнем шаге разбега составляет всего 0,05-0,08 с. Для сравнения отметим, что среднее время длительности полетной фазы шагов разбега составляет 0,17 с. Сокращение времени полетной фазы уменьшает величину вертикальных колебаний ОЦМТ, благодаря чему снижается ударная нагрузка на толчковую ногу.

В каждом шаге спортсмен меняет направление движения на 7-10°. Поворот тела относительно продольной оси для обеспечения передвижения лицом вперед происходит по механизму прецессии благодаря взаимодействию момента силы тяжести и гироскопических сил. В качестве примера приведем катящуюся по полу монету: меняя направление движения, монета соответствующим образом будет менять и свою ориентацию, постоянно передвигаясь ребром вперед. На первых шагах бега по дуге величина поворота тела относительно продольной оси совпадает с величиной изменения направления движения. Однако уже в период третьего (считая отталкивание первым) взаимодействия с опорой величина поворота тела на 20-40° превышает изменение направления движения. Благодаря этому при постановке ноги на место отталкивания спортсмен ориентирован полубоком по отношению к направлению движения, что и обеспечивает эффективные условия для организации вращения тела.

Отталкивание

Основные двигательные задачи этой фазы совпадают с двигательными задачами прыжка в целом. Это объясняется тем, что отталкивание является главным элементом прыжка. Здесь необходимо использовать кинетическую энергию разбега и возможности опорно-двигательного аппарата для подброса тела вверх и организовать требуемые в полете вращения относительно ОЦМТ.

Отталкивание осуществляется дальней от планки ногой на расстоянии 0,8-1,2 м от вертикальной проекции планки на грунт и длится 0,15-0,22 с. Подброс тела вверх осуществляется посредством двух механизмов.

Во-первых, благодаря далекой постановке толчковой ноги впереди вертикальной проекции ОЦМТ на грунт, продольная ось тела отклоняется от вертикали на 35-40°, что приводит к возникновению вращения тела относительно точки контакта с опорой и ускоренного движения вверх.

Во-вторых, часть кинетической энергии преобразуется в энергию упругой деформации мышц и посредством толчковых и маховых управляющих движений используется для подброса тела вверх.

Для организации требуемого в полетной фазе вращения тела спортсмен приходит на отталкивание в положении, в котором саггитальная плоскость тела пересекается с вертикальной плоскостью движения под углом 30-45°. Это позволяет использовать для организации вращения два основных фактора. В качестве первого выступает вращение вперед по ходу разбега, приобретаемое телом в вертикальной плоскости движения за счет торможения нижних звеньев в условиях взаимодействия с опорой. Второй фактор образуется за счет организации управляющих движений в сагиттальной плоскости тела. В качестве элементов динамической осанки здесь выступают упругие состояния голеностопного и коленного суставов толчковой ноги. Основные управляющие движения - разгибания в тазобедренных и позвоночных суставах, которые позволяют организовать вращение тела назад в сагиттальной плоскости. Вращения тела в плоскостях суммируются, тело двигается в полете за плечами и ориентировано спиной к планке.

Полет

После отталкивания ОЦМТ движется по параболе, форма которой зависит от угла (48-52°) и скорости (до 5 м/с и более) вылета. Плоскость параболы пересекается с плоскостью, образуемой планкой и стойками под углом 35-42°. Относительно ОЦМ спортсмен обладает вращением, позволяющим ему огибать телом планку. Удаляя или приближая части тела к оси вращения, спортсмен управляет угловой скоростью. Технические сложности возникают при преодолении планки, как правило, вследствие неверно организованных действий в отталкивании. В качестве элементов динамической осанки следует выделить удержание максимально разогнутого положения в тазобедренных суставах при согнутых на 90° в коленных суставах ногах и прямом положении головы. Управляющие движения - сгибание в тазобедренных суставах и позвоночном столбе и выпрямление ног в коленных суставах - позволяют осуществить уход от планки и подготовиться к приземлению.

Приземление

Приземление осуществляется на спину или на лопатки. Основная задача при приземлении - смягчить удар (поролоновые маты облегчают ее решение).

Читать далее

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
    • Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы
    • Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)
    • Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  3. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
    • Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
    • Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
    • Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
    • Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  4. Основы техники видов легкой атлетики
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег на короткие дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции
  7. Эстафетный бег
  8. Бег на средние дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на средние дистанции
  9. Бег на длинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на длинные дистанции
  10. Бег на сверхдлинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на сверхдлинные дистанции. Бег по шоссе
  11. Барьерный бег
  12. Бег с препятствиями
  13. Прыжки в длину с разбега
    • Основные правила соревнований в прыжках в длину с разбега
  14. Тройной прыжок с разбега
    • Основные правила соревнований в тройном прыжке с разбега
  15. Прыжки в высоту
    • Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп»
    • Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание»
  16. Прыжок с шестом

Семинар: «Обучение прыжку в высоту способом «фосбери флоп».

Разминка, подготовительные упражнения, техника безопасности.

Разминка:

    бег гладкий, с ускорениями – 2-3 мин

    прыжки через скакалку с двойным вращением, на правой, левой ноге (дозировка по возрасту учащихся)

    и.п. – узкая стойка ноги врозь, на передней части стопы – перекаты с носка на пятки 10-14 раз

    и.п. - узкая стойка ноги врозь – 1-2 – стойка на внутренней части стопы, 3-4 – на внешней – 8-10 раз

    и.п. – стойка на правой, левая на носке – вращение в голеностопном суставе 10 раз вправо, 10 раз влево, то же правой ногой

    и.п. – выпад правой – 10 пружинящих движений вниз-вверх, то же левой

    и.п. – выпад правой – 2 пружинящих движения вниз-вверх, смена ног прыжком – 8-10 раз

    махи правой, левой ногой вверх по 10 раз

    прыжки на месте на двух вверх 2 раза, третий прыжок сгибая ноги к груди .

10.движение головой вниз-вверх, право-лево, круговые движение в правую и левую стороны

11.кувырки в секторе вперед и назад

Подготовительные упражнения:

    прыжки в высоту через резиновый жгут способом «перешагивание» - 3-4 раза

    прыжки в высоту через резиновый жгут (высота 90 см) с места стоя спиной вплотную к сектору толчком с двух ног с приземлением на спину (отработать потягивание ног к груди до приземления)

    то же с отталкиванием толчковой ногой

    упражнения 2, 3 с отталкиванием от батута (гимнастического мостика)

    прыжок в целом с отталкиванием от батута (гимнастического мостика), особое внимание обратить на поворот туловища спиной к планке (жгуту) после отталкивания.

Основные ошибки в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп»

Разбег:

    Бег на полусогнутых ногах

    Бег прыжками

    Раскачивание туловища в беге

    Замедляется скорость при приближении к месту отталкивания

    Мышцы рук излишне напряжены

    Потеря скорости при входе в дугу

Правильно:

Разбег должен быть ритмичным, оптимально быстрым и доведенным до автоматизма, маховое движение целесообразно делать согнутой ногой.

Постановка толчковой ноги на место отталкивания и отталкивание:

    Напрыгивание на толчковую ногу

    Далекая или близкая постановка толчковой ноги на место отталкивания

    Маховое движение за счет хлеста голени

    Поворот спиной к планке в начале отталкивания

    При отталкивании нет одновременного движения маховой ноги и рук

    Нет законченного разгибания во всех суставах ноги в момент отталкивания

Правильно:

При отталкивании мах руками выполняется вверх, начало подъема к планке должно быть строго вертикальным.

Полет и приземление:

    Нет сгибания в тазобедренных суставах

    Нет подтягивания колен к туловищу

    Нет прогибания в поясничной области над планкой

    Голова слишком рано запрокидывается назад

    Ранее разгибания прямых ног над планкой

Правильно:

В момент перехода планки руки вытянуты вдоль туловища, которое расположено перпендикулярно к планке, приземление. Приземление производиться на спину и плечи.

Техника безопасности прыжка в высоту.

    Поверхность разбега должна быть чистой и ровной. Если скользкий пол на месте отталкивания расстелить резиновую дорожку

    Высота сектора должна быть не менее 70 см

    Покрытие не должно быть шершавым, чтобы предотвратить потертости кожи учеников

    Если нет сплошного покрытия сектора, маты поправлять после каждого прыжка вплотную друг к другу

    За сектором на полу должны лежать маты

    К занятиям допускаются ученики только в короткой спортивной форме и нескользкой обуви

    К прыжкам приступать только после соответствующей разминки

    Не допускать к прыжку через планку (через жгут можно) учащихся не освоивших основы техники прыжка

КОМПЛЕКС ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

1. Подскоки на одной ноге с подниманием согнутой в колене в колене ноги к груди и через сторону к плечу. Выполнить за тренировку 2 - 3 серии из 60 подскоков.

2. Прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к груди. Выполнять сериями по 10 - 20 прыжков.

3. Прыжки вверх с разведением прямых ног в стороны, доставая пальцами рук носки ног. Выполнять 10 - 20 раз.

4. Подскоки в приседе попеременно на левой и правой ноге, вторая нога одновременно с подскоком хлестким движением выпрямляется вперед. Выполнять по 10 - 20 подскоков на каждой ноге в одной серии.

5. Прыжки вверх с попеременным разведением прямых ног в шпагат. Выполнять по 5 - 10 раз только после тщательной разминки.

6. Прыжки вверх на возвышение. Выполнять толчком двух ног с помощью маха руками вверх, повторять 10 - 20 раз. Высоту прыжков увеличивать постепенно.

7. Прыжки в глубину (70 - 100 см) с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх. Выполняется 2 - 4 серии по 6 - 10 прыжков в каждой. Это упражнение следует повторять не чаще 2 раз в неделю после периода предварительной прыжковой подготовки.

8. Многократные прыжки через препятствие (легкоатлетический барьер). Высота препятствия постепенно увеличивается от 70 до 100 см. Выполнять: 15 прыжков (высота 70 см) в 5 - 10 сериях; 10 прыжков (90 см) в 5 - 10 сериях; 5 - 8 прыжков (100 см)в 5 - 10 сериях.

9. Прыжки через препятствие (гимнастическая скамейка, поваленное дерево и т.п.) боком, вперед-назад, с поворотами на 90, 180 и 360 градусов.

Специальные упражнения для обучения способам «перешагивание», «фосбери-флоп»

Способ «перешагивание» является наиболее простым и доступным из всех способов прыжка в высоту. Он не требует дорогого инвентаря, специальных больших поролоновых матов, так как прыгун осуществляет приземление на обе ноги и может прыгать в яму с песком.
Для обучения «фосбюри-флоп» необходим сектор для прыжков в высоту со специальными поролоновыми матами, так как в данном прыжке приземление осуществляется на спину.
Коротко расскажем о технике двух способов прыжка в высоту с разбега и предлагаем специальные упражнения для обучения прыжкам в высоту этими способами. Разбег в прыжке в высоту способом «перешагивание» выполняется по прямой линии под углом в 30–40°. Достаточно сделать 7–9 шагов.
Разбег производится в умеренном темпе с набеганием на первых 3–5 шагах. При выполнении отталкивания толчковая нога начинает выпрямляться сразу же после постановки ее на грунт. Таз выводится вперед-вверх, верхняя часть туловища не наклоняется в сторону планки, а остается в вертикальном положении. Маховая нога помогает отталкиванию. Она выпрямляется, максимально высоко поднимается над планкой, а затем энергично опускается за планку, делая перешагивание. Туловище наклоняется вперед. Одновременно толчковая нога переносится через планку повернутой стопой кнаружи. Прыгун приземляется на маховую ногу.

Специальные упражнения для обучения технике разбега способом «перешагивание»

1. Пробегание по разбегу в секторе для прыжков в высоту. 3–5 раз.
2. Пробегание по разбегу по беговой дорожке. 5 раз.
3. Прыжок в высоту с полного разбега. 5 раз.
4. Бег на 20–30 м с нижнего старта. 2–3 раз.
5. Бег с ходу 20–30 м. 2–3 раз.
6. Бег через отметки. 3–4 раз.
7. Бег по наклонной дорожке. 2–3 раз.

1 . И.п.: из подседа на маховой ноге поставить ногу для толчка с пятки на всю стопу, перенести тело вперед-вверх на упругую толчковую ногу. 3–5 раз.
2. Поставить толчковую ногу вперед, вывести таз вперед-вверх. 3–5 раз.
3. Встать около гимнастической лестницы.
И.п.: встать боком, левой рукой держась за гимнастическую лестницу, толчковая нога сзади, маховая впереди. В полуприседе быстрое выведение толчковой ноги и таза вперед (постановкой почти выпрямленной толчковой на грунт) и махом вверх маховой ногой. 5–8 раз.
4. То же с 1–3 беговых шагов. 3–5 раз.
5. И.п.: стоя боком, держась правой рукой за перекладину, выполнить махи прямой маховой ногой вверх. 5–8 раз.
6. И.п.: с одного шага в ходьбе оттолкнуться толчковой ногой, поднять прямую маховую ногу вверх и достать ногой висящий предмет (ветку дерева). 3–5 раз.
7. То же с 3–5 шагов разбега. 3–5 раз.
8. Установить планку на высоте, превышающей достижения прыгунов. С 3, 5, 7 шагов разбега оттолкнуться, достать прямой маховой планку (резинку). 3–5 раз.
9. С прямого разбега 3–5–7 шагов оттолкнуться, выпрыгнуть вверх с доставанием головой предмета. 3–5 раз.
10. Выполнять на дорожке выпрыгивание вверх, отталкиваясь толчковой ногой, маховую поднять вверх прямую через 1–3–5 беговых шагов. 3–5 раз ґ 40–50 м.
11. Прыжки с 3–5 шагов разбега через препятствия (барьеры, резинку). 3–5 раз.

Специальные упражнения для обучения переходу через планку

1. И.п.: толчковая нога впереди, прыжок с места через планку, установленную на высоте 30–40 см. 3–5 раз.
2. С 1–3 шагов разбега прыжок через планку.
3. С 1–3–5 беговых шагов разбега. При выполнении перехода через планку выпрямить маховую ногу, затем после прохождения маховой ноги повернуть стопу и колено маховой ноги внутрь, добиваясь поднимания таза и толчковой ноги над планкой. 5 раз.
4. То же упражнение с наклоном туловища к толчковой ноге над планкой. 5 раз.
5. Прыжок в высоту с полного разбега. 5 раз.

Прыжок способом «фосбюри-флоп»

Разбег «фосбюри-флоп» начинается с маховой ноги. Он должен происходить в быстром темпе и по дугообразной линии. Эта линия больше всего прогнута на последних 3 шагах разбега. После отталкивания толчковая нога очень быстро выпрямляется, причем вертикально вверх. В этой стадии отталкивания спина еще не поворачивается к планке. Маховая нога выполняет мах вверх. Она согнута в коленном суставе, прыгун направляет ее вперед-вверх и внутрь. Благодаря этому прыгун начинает производить поворот спиной к планке. Голова поворачивается через плечо со стороны маховой ноги, против направления движения. После отталкивания расслабленная маховая нога подводится к толчковой ноге, которая также не напряжена. Тело выпрямляется и благодаря этому быстро поворачивается спиной к планке, принимая нужное положение. Резким движением тело устремляется вперед. После этого плечи прыгуна оказываются за планкой и прыгун выполняет над планкой прогибание – мост. Когда таз также пройдет над планкой, тазобедренные суставы быстро сгибаются и ноги выпрямляются. Вначале касаются грунта расставленные в стороны руки. Затем прыгун падает на спину, ноги прямые. Мышцы должны быть напряжены, чтобы предотвратить сплющивание туловища.

Упражнения для обучения разбегу

1. Пробегание по разбегу в секторе для прыжков в высоту. 5 раз.
2. Пробегание по разбегу с прибавлением 2–4 шагов разбега. 3–5 раз.
3. Бег по виражу. 3–5 раз.
4. Пробегание по разбегу через отметки. 3–5 раз.
5. Пробегание по разбегу в сочетании с отталкиванием. 3–5 раз.
6. Бег с низкого старта 20–30 см. 2–3 раз.
7. Бег с ходу 30–40 м. 2–3 раз.

Упражнения для обучения отталкиванию

1. И.п.: маховая нога впереди, вывести толчковую ногу вперед, поставить на всю ступню, вынести вперед-вверх согнутую в коленном суставе маховую ногу, руки одновременно развести в стороны, затем поднять вверх. 3–5 раз.
2. То же упр. с 1–3 шагов ходьбы с выпрыгиванием вверх. 3–5 раз.
3. То же упр. с 1–3–5 беговых шагов с выпрыгиванием вверх. 3–5 раз.
4. С 1–3 шагов разбега оттолкнуться, выпрыгнуть вверх, достать коленом маховой ноги подвешенный предмет. 3–5 раз.
5. Разбег по дуге (выполнить 3–5 беговых шагов) с выпрыгиванием вверх. 5 раз.
6. То же упр. с 3–5 беговых шагов с выпрыгиванием вверх и доставанием головой предмета, подвешенного на 30–50 см выше роста занимающихся. 5 раз.
7. Пробегание по разбегу по дуге с наклоном туловища в сторону центра радиуса с отталкиванием. 5 раз.
8. То же упр., после отталкивания поднять вверх маховую ногу, а затем повернуть ее коленом внутрь (в сторону толчковой ноги). 5 раз.

Упражнение для обучения переходу через планку

1. И.п.: стоя спиной к матам (месту для приземления), две ноги вместе, оттолкнуться двумя ногами, выпрыгнуть вверх, прогнуться, произвести приземление на спину.
2. И.п.: стоя спиной к месту приземления. Ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Встать на носки, выпрыгнуть вверх, руки сначала развести в стороны, затем поднять вверх, голову повернуть через плечо в сторону маховой ноги, прогнуться, приземлившись на спину, выполнить кувырок назад. 5–7 раз.
3. То же упр. выполнить с гимнастического мостика. 5 раз.
4. То же упр. выполнить с 3–5 шагов по дуге. 5 раз.
5. То же упр. выполнить с 3–5 беговых шагов по дуге. 5 раз.
6. Прыжки в высоту с полного разбега. 3–5 раз.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ

С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ФОСБЕРИ-ФЛОП»

Занятие № 1

Задача 1. Задача и средства те же, что и в методике обучения способу

«перекидной».

Задача 2. Учить технике отталкивания.

Средства. 1. Имитация постановки толчковой ноги для отталкивания –

нога ставится сверху-перед к себе на всю стопу недалеко от проек-

ции ОЦМТ; переместить вес тела с маховой ноги на толчковую, одновре-

менно вывести согнутую в колене маховую ногу вперед-вверх, бедро при

этом должно быть повернуто внутрь, а голень и стопа – наружу, руки од-

новременно энергично работают на «подхват» и тормозятся на уровне ли-

ца. 2. То же, но выполняется на третий шаг в ходьбе по кругу радиусом три

метра. 3. То же, что в упражнении 2, но с отскоком от опоры. 4. Выполне-

ние фазы отталкивания в целом с одного шага ходьбы и с трех беговых ша-

гов перед стопкой матов высотой 120 см.

Методические указания. Постановка толчковой ноги осуществляется

сверху, немного с передней части стопы, что предохраняет толчковую ногу

о натыкания, перегрузок и потери скорости разбега. Бедро маховой ноги не

имеет смысла поднимать выше уровня горизонтали. Маховые движения

бедром и одноименным ему плечом выполнять с ориентацией внутрь круга.

Занятия № 2-3

Задача 3. Учить дугообразному и быстрому разбегу в сочетании с от-

талкиванием.

Частная задача. Учить технике отталкивания в сочетании с движения-

ми маховой ноги и рук.

Средства. 1. Вбегание в вираж. 2. Бег по кругу радиусом 5-6 метров.

3. Бег по прямой, вбегание в дугу радиусом 5 метров с последующим от-

талкиванием и доставанием головой подвешенного предмета. 4. То же, что

и в упражнении 3, только перед горкой из гимнастических матов высотой

до двух метров. 5. Все те же упражнения, что и в занятии № 1.

Методические указания. Отталкивание выполнять боком по отноше-

нию к планке под углом в 30 градусов и за 80-90 см от проекции планки.

Дуга пробегания в 3-5 шагов (в зависимости от индивидуальных особенно-

стей). Не следует растягивать шаги при разбеге и особенно при беге по ду-

ге. Желательно обозначить дугу ориентиром и четко бежать по нему.

Занятия № 4-6

Задача 4. Учить переходу через планку способом «фосбери-флоп».

Средства. 1. Лежа на спине: ноги согнуты в коленях, выполнить «мос-

тик», подбородок держать «на себя». 2. Выполнить стойку на лопатках

(«свечку»), ноги согнуты в коленях. 3. Лежа на спине маховая нога, согну-

тая в коленном и тазобедренном суставах, опирается о мат стопой, разги-

бая в тазобедренном суставе маховую ногу, подтянуть толчковую ногу. 4.

Лежа на спине с подтянутыми и согнутыми в коленных суставах ногами,

выпрямить ноги в коленях, поднимая их вверх и опуская таз вниз. 5. То же,

но с последующим кувырком через голову назад. 6. Стоя вплотную к ма-

там спиной (высота матов 70-90 см.), вытолкнуться двумя ногами вверх и

приземлиться на лопатки и шею. 7. Стоя спиной к матам высотой 100-120

см на толчковой ноге, выполнить толчок вверх, активно помогая махом

другой ноги и рук, с последующим приземлением на спину. 8. С трех ша-

гов разбега выпрыгивание вверх у матов высотой 100-120 см и последую-

щее приземление на спину с имитацией техники перехода через планку

(голени опущены вниз).

Частная задача. Учить дугообразному разбегу в сочетании с отталки-

ванием.

Средства. Те же упражнения, что на занятии № 2.

Занятия № 7-8

Задача 5. Учить технике прыжка в целом.

Средства. 1. Выполнение прыжка через натянутый резиновый жгут с

трех и пяти шагов дугообразного разбега. 2. Прыжки в высоту с преодоле-

нием вертикально поставленного поролонового мата с трех-пяти шагов

разбега.

Частная задача. Учить технике отталкивания с переходом через планку.

Средства. 1. Выполнение фазы отталкивания в целом перед матами

высотой 120 см с одного шага ходьбы и с трех беговых шагов. 2. С трех

шагов разбега по дуге прыжок способом «фосбери-флоп» с приземлением

на маты высотой 110-120 см на спину, голени опущены вниз - и.п. перехо-

да через планку.

Занятия № 9-11

Частные задачи. 1. Учить технике фаз прыжка (отталкивания, полета и

приземления).

2. Учить дугообразному разбегу.

Средства. 1. С трех и пяти шагов разбега (дугообразного) – прыжок

способом «фосбери» с приземлением на маты высотой 110-120 см (на спи-

ну, голени опущены). 2. Прыжок через планку (резиновый жгут) способом

«фосбери» с трех и пяти шагов разбега. 3. Подбор полного разбега (с девя-

ти беговых шагов) путем пробегания от места отталкивания. 4. Ускорение

по разбегу в сторону планки с обозначением отталкивания (первые четыре

шага выполнять по прямой, следующие пять шагов – с забеганием по дуге).

5. Прыжки с полного разбега через натянутый резиновый жгут. 6. Измере-

ние разбега стопами.

Занятия № 12 – 16

Задача 6. Совершенствование техники прыжка в целом.

Средства. 1. Прыжки в высоту с разбега (с 7-12 беговых шагов) с под-

бежкой по отметкам. Отметки на начале разбега, на последних 3-5 шагах

перед дугой и на месте отталкивания.

Методические указания. При беге по дуге с полного разбега следует

делать поправку на центробежное ускорение, действующее на прыгуна:

следует выполнять небольшой наклон плечами и корпусом внутрь дуги.

Отталкивание следует также выполнять от планки как бы внутрь дуги – это

дает возможность сделать вылет точно вверх, а не на планку. Стопу толч-

ковой ноги при отталкивании наружу не выворачивать. Отталкиваться, на-

ходясь к планке не спиной, а боком под углом в 30 градусов. Маховую но-

гу после завершения маха не удерживать (нога опускается, таз поднимает-

ся по правилу компенсаторности движения). Голова держится прямо,

подбородок «на себя».

Занятия № 17-18

Задачи: 1. Принять зачет по технике прыжка.

2. Ознакомить студентов с содержанием педагогической практики по

проведению основной части урока по прыжкам в высоту способом «фосбе-

ри-флоп».

3. Провести учебную практику.

Средства. 1. Выполнение фазы отталкивания с трех беговых шагов пе-

ред стопкой матов.

2. Показать технику полета и приземления в прыжке через планку с пя-

ти шагов разбега.

3. Показать подбор и измерение разбега.

4. Показать технику разбега с девяти беговых шагов.

5. Распределить задания по проведению практики.

6. Проведение студентами основной части урока по обучению технике

прыжка в высоту способом «фосбери» с решением одной из задач данного

пособия.

Материал подготовила:

Учитель физической культуры ГБОУ СОШ 881 Шумилкина Марина Петровна

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»