Тема произведения чем плачут лошади. Ф

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Урок литературы в 6 классе

Тема: О чём плачут лошади? (по рассказу Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»).

Концепция занятия: «О чём плачут лошади» - художественный протест Ф.А. Абрамова против нравственной деградации человека, экологической несостоятельности нашего общества.

Задачи:

1)Обучающие:


  • Знакомство с отдельными фактами биографии Ф.А. Абрамова.

  • Подробное рассмотрение рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».
2)Развивающие:

  • Развитие умения воспринимать текст на слух.

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

  • Развитие навыков сопоставительного анализа художественных текстов (на уровне общих проблем, затронутых в произведениях).

  • Повторение особенностей изобразительно-выразительных средств на примере использования их в тексте рассматриваемого рассказа (антитеза).

  • Развитие нравственных качеств учащихся (любовь к Родине, уважение и благодарность к братьям нашим меньшим).

  • Развитие чувств, эмоций учащихся.
3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед братьями нашими меньшими.
Оборудование урока: Текст рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади», визуальное приложение к уроку (презентация).

Оформление доски: На экране – слайд №1.
Ход занятия:

1.Организационный момент:


  • Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся.

  • Приветствие, разрешение занять свои места.
2.Вступительная часть (вступительное слово):

Может, в родном краю

Давно иная жизнь:

И птицы не так поют,

И звери перевелись,

И люди не те,

И красота не та…

Но это моя земля,

Моя маета и мечта,

Мои святые места!

Веркола… В ней 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребёнка в семье Александра Степановича и Степаниды Павловны. И отстучало это сердце долгие и короткие 63 года. Тогда на пятый день после кончины Фёдора Александровича земля Верколы приняла в себя тело своего сына.

Долгими годы жизни писателя были благодаря тому, что они вместили в себя смерть отца, матери, родных, близких, друзей, Великую Отечественную, послевоенную разруху… Короткими – ибо не хватило их на выполнение планов, намёток, заделов…

Веркола… Всё, вышедшее из-под пера Фёдора Абрамова, и всё, оставшееся не реализованным, было связано с нею.

Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских, человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь. Это она заставляла художника не единожды восторгаться, восклицать, поражаться, радоваться, восхищаться: «Вся человеческая история – только миг в жизни Вселенной. Но как хорош этот миг! Воздух, тишина, красота… Веркола моя ненаглядная…» ( На экране – слайд №2 ).

Веркола была для писателя и источником боли, недоумения, гнева, разочарования, обиды… А именно эти чувства владели художником, когда он заносил в дневник приметы бесхозяйственности, безответственности, подмеченные в жизни земляков: «Второй день под угором бродят по посевам лошади с жеребятами. Все это видят из деревни, проходят мимо – и ноль внимания. Не своё. Совхозное» ( На экране – слайд №3 ); «После обеда знакомство с телятником. Зловонная душегубка. До слёз жалко телят, которые по целым дням взаперти. Что за мода пошла в Верколе? Откуда такая жестокость?» ( На экране – слайд №4 ).

Подобные мысли писателя выливались не только на страницы его дневника: они являлись источником произведений Фёдора Александровича, представляющих его размышления о нравственной деградации человека, об отмирании традиций, об экологической несостоятельности нашего общества.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких произведений Ф.А. Абрамова – «О чём плачут лошади» ( На экране – слайд №5 ) . Хочу обратить ваше внимание, что в заглавии к произведению содержится не вопрос, а утверждение: автор не спрашивает, а рассказывает. Но в качестве темы нашего сегодняшнего урока мы возьмём, всё-таки, вопрос «О чём плачут лошади?» ( На экране – слайд №6 ) , в конце занятия на который попытаемся дать ответ.

3.Основная часть:

1)Чтение учителем рассказа «О чём плачут лошади».

2)Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):

1. О чём этот рассказ? (дети высказывают своё мнение, вероятно, будут отвечать, что рассказ о взаимоотношениях между человеком и лошадьми).

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними »).

3. Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

4.За что рассказчик любил Рыжуху более других лошадей? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).

5. Какой Рыжуха встретила своего друга в этот раз? («…и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней»). Обращаю внимание учеников на слова: «Я схватил её за густую с проседью чёлку, которую сам же и подстриг недели три назад – напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слёзы ».

6. Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь. Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза). Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).

7.Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):

Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…


  • Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Рассказчику стыдно перед Рыжухой и остальными лошадьми; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь).

  • Зачем автор в финале произведения сопоставляет (как бы сближает) лошадь с человеком? (Таким образом он подчёркивает, что лошадь тоже чувствует…).
4.Заключительная часть:

В финале занятия я хочу вернуть вас к вопросу, который озвучила в начале урока: «О чём плачут лошади?» Но перед тем, как мы попытаемся ответить на него, я хочу прочитать вам одно стихотворение, которое, я думаю, поможет вам в решении этого вопроса:


Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,

прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
»Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь».

Может быть -
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).


  • Так о чём же всё-таки плачут лошади? (О несуществующей людской благодарности, поддержке, любви).
5.Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?»

6.Литература:

1.Абрамов Ф.А. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика / Сост. Л.В. Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988. – 671с.

2.Фёдор Абрамов и Север / Сост. Е.Ш. Галимова. – Архангельск, 1990. – 160с.

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

смысл названия произведения "О чём плачут лошади". смысл тема и получил лучший ответ

Ответ от Виолетта Калашникова[гуру]
О чем плачут лошади (сочинение-отзыв) (3) Тема живой природы нашла свое многогранное отражение во многих произведениях известного советского писателя Абрамова. Например, в рассказе «О чем плачут лошади» автор делится воспоминаниями о жизни в деревне, мире пахучих трав и добрых, умных животных - лошадей. Автор очень любил лошадей, всегда подходил к ним, ласково разговаривал, гладил их крутые бока. Была у него и любимица. Звали ее Рыжуха. Этой маленькой неказистой лошадке довелось много и тяжело работать. Именно поэтому уже в пять лет у нее была сбита спина и вспухли вены. Но Рыжуха сохранила свой веселый нрав, автора она встречала с радостью. Однажды она при приближении человека отвернулась. На удивленный вопрос, что же с нею, она заплакала и рассказала такую историю. На летнем сенокосе от старой кобылы Рыжуха услышала песню о том, что раньше люди заботились о лошадях, любили и щадили их, считая своими кормильцами. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади закричали: «Вранье это все, брехня! Замолчи! Не растравляй нам душу. И так тошно» . И вот Рыжуха обратилась к своему другу с вопросом, были ли такие времена, когда лошадям жилось хорошо. Рассказчик не знает, что ответить. Ведь и правда, лошадь всегда была в крестьянских семьях главной надеждой и опорой. И в праздник, и на работе без лошади не обойтись. И на фронте лошади воевали, многие погибли. Автор, чувствуя вину людей перед лошадьми, пытается отговориться: «Ну, хватит киснуть! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется» . Но лошади почувствовали неискренность его слов. Теперь уже не будет между Рыжухой и рассказчиком прежней дружбы я доверия. Рассказ вызывает чувство острой жалости к лошадям. Эти животные испокон веков тяжко трудятся, значительно облегчая жизнь человеку. А что же люди? Пьяный конюх зачастую забывает о пасущихся лошадях, оставляя их на уже изглоданной дочерна земле. Почти все лошади сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Когда лошади были сильны и здоровы, то люди ценили их как рабочую силу. А ослабевшие, старые животные не приносят никакой пользы, значит, не стоит и заботиться о них. Вот и плачут лошади от обиды. Автор осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям - лошадям.

Цели урока:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”

Цели урока:
познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, Т.Ф.Коровин. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон.

Структура урока
Здравствуйте, ребята. Я участник конкурса "Учитель года".Меня зовут Ольга Васильевна. Сегодня у нас необычный урок.

Эмоциональный настрой класса. (если за окном пасмурно)

Посмотрите в окно. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода?

А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться (слайд)

Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Б.Корнилова. А вы попытаетесь определить, о чём, о ком пойдёт разговор на уроке.

Дни-мальчишки,

вы ушли хорошие,

мне оставили одни слова, -

и во сне я рыженькую лошадь

в губы мягкие расцеловал.

Гладил уши,

морду тихо гладил

и глядел в печальные глаза.

Был с тобой, как и бывало, рядом,

но не знал, о чём тебе сказать.

Не сказал, что есть другие кони,

из железа кони,

из огня…

Ты б меня, мой дорогой, не понял,

ты б не понял нового меня.

Мне так дорого и так мне любо

дни мои любить и вспоминать,

как, смеясь, тебе совал я в губы

хлеб, что утром мне давала мать.

Потому ты не поймёшь железа,

что завод деревне подарил,

хорошо которым землю резать,

но нельзя с которым говорить.

И как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока?

(Рассказ Федора АлександровичаАбрамова "О чем плачут лошади")

Исходя из данной темы, поставим перед собой учебные задачи.
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”;
… выясним, от чего лошади плачут;
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное.


III. Этап усвоения новых знаний.

Понравился ли вам этот рассказФедора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”?
- Каким вы представляете автора этого произведения?

Давайте посмотрим на те места, где жил Ф.А. Абрамов

ВИДЕОРОЛИК (биография)

Рассказ о писателе.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.
После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.
Трудной была и писательская судьба.

За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе.

На уроке мы с вами проведём небольшое исследование «О чем плачут лошади»

Р езультаты исследования мы внесём в рыбий скелет

на слайде вы видите рыбий скелет

(Приём «Фишбоун»)в голове помещаем проблемный вопрос «О чем плачут лошади»

На верхних «косточках» скелета запишем, как сейчас живут лошади, на нижних - как жили раньше. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Кто является главным героем рассказа?

1.Как встретила Рыжуха рассказчика?
(С каким настроением встретила Рыжуха рассказчика?)
2. Как конюх Миколка заботился о лошадях?

Каким образом деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным?

3. Какие имена носили лошади?

4.Кем лошади были для всей семьи? А сейчас как о них говорят

5. Сравните отношение героя к лошадям


- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками? А еще с кем сравнивают?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.

Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)

Нет,
- Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей?
-

В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит?
…герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он
не способен на жестокость.
- О чём заставил вас задуматься этот рассказ? Любовь и забота нужны каждому!
IV. Этап подведения итогов

Оценка Мне очень понравилось с вами работать. Мне было приятно с вами сотрудничать. Особо хочу отметить таких учеников....

А теперь запишите д\з

7. Домашнее задание

Инструкция о домашнем задании.
- Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам подготовить эссе от имени лошади.

Домашнее задание прошу выслать на мой электронный адрес с пометкой д\з
Рефлексия.
- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.
Закончи предложения:1На уроке я работал...

2Своей работой я..

3Моё настроение

4Материал урока мне был...

Спасибо за урок!


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»