Золотая богиня футбол. Золотая богиня

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Могущественная богиня-мать

Большинство историков и этнографов считают, что в многочисленных легендах речь идет о некоем образе богини-матери, которой люди поклонялись еще с древнейших времен. Не случайно Золотая баба напоминает женские персонажи из многих мифологий.

Известный писатель, специалист по истории славянских народов Александр Асов, в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что истоки поклонения этой статуе следует искать в преданиях народов Урала и Сибири.

«Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую Медную статую (медь всегда заменитель золота), и, например, золотую богиню алтайцев, носящую имя Алтын-Арыг («алтын» – значит «золотой»). В сказах уральцев она стала, во-первых, богатыркой Азовкой, а во-вторых, Хозяйкой Медной горы», – написал А.И. Асов.

Различные авторы связывали Золотую бабу и с обско-угорской богиней Калтащ, и с египетской Изидой, и с индоарийской Ситой, и с шумерской Сидурой. А доктор исторических наук Владимир Петрухин в монографии «Мифы финно-угров» (Москва, 2005 г.) сравнил ее с иранской богиней Ардвисурой Анахитой, образ которой во многом перекликается и со славянской Матерью-Сырой-Землей – прародительницей жизни.

Интересно, что английский дипломат и исследователь Джайлс Флетчер (Giles Fletcher) в своем сочинении «О государстве Русском», которое впервые было опубликовано в 1591 году, провел параллель между таинственной Золотой бабой и хорошо всем известной Ягой-Костяной ногой. Ряд специалистов по русскому фольклору разделяют его мнение: сказочный персонаж изначально представлял собой могущественную богиню, одновременно существующую и в мире живых, и в мире мертвых.

Что о ней известно

Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин, написал статью «Золотая баба: идол или топоним?», которая была опубликована в электронном журнале «Сибирская заимка» 27 февраля 2012 года. Автор отметил, что легендарному языческому идолу с давних пор поклонялись не только представители коренных народов Урала и Сибири, но и русские старожилы тех мест. Так что Золотую бабу можно считать славянской богиней.

В «Трактате о двух Сарматиях» польский географ и историк Матвей Меховский (1457-1523 гг.) указал: «Знай, в пятых, что за областью, называемой Вятка, по дороге в Скифию, стоит большой идол, золотая баба (Zlota baba), что в переводе значит золотая старуха. Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему, и никто, проходя поблизости или гоня и преследуя зверя на охоте, не минует идола с пустыми руками, без приношения».

Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566 гг.) в научном труде «Записки о Московии» сообщил, что на правом берегу устья Оби находится статуя старухи, «... которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук». К тому же, рядом со святилищем языческого идола якобы находятся инструменты, издающие трубные звуки под порывами ветра.

Голландский картограф Николаас Витсен (1641-1717 гг.) в главном труде своей жизни «Северная и Восточная Тартария» поместил статую Золотой бабы в Обдории (исторической области, расположенной в бассейне реки Обь). Правда, в его работе богиня не выглядела старухой – она была женщиной в расцвете красоты и с двумя детьми. А на ее теле якобы размещались звенящие колокольчики.

Многие отечественные и иностранные авторы вплетали в описание Золотой бабы собственные фантазии. У кого-то идол был сравнительно небольшим, у кого-то человеческого роста, а кто-то говорил, что это огромная статуя из чистого золота. Такие легенды привлекали кладоискателей и авантюристов.

Доктор философских наук Валерий Демин в книге «Уральская Гиперборея» (Москва, 2010 г.) рассказал, как во второй половине XVI века Золотую бабу искали сподвижники легендарного завоевателя Сибири, Ермака Тимофеевича. Ремезовская летопись сообщает, что атаман Богдан Брязга видел статую богини в Самарском остроге, который был построен в месте слияния Иртыша и Оби. Согласно рассказам казаков, это была женщина «... нага с сыном на стуле седящая».

От кого скрывали статую

Христианские проповедники и миссионеры, охваченные стремлением спасти души представителей коренных народов Урала и Сибири, увидели в Золотой бабе своего идеологического врага. Поэтому одно из объяснений, почему местонахождение языческого идола долгое время оставалось тайной, заключается в том, что шаманы прятали статую от ревнителей веры православной.

Первый епископ Пермский Стефан (около 1345-1396 гг.), крестивший народ коми, активно боролся с идолопоклонством. И культ древней богини показался ему опасным пережитком прошлого.

«Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные... После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести», – считает В.Н. Демин.

Православный миссионер Григорий Новицкий, живший в Петровскую эпоху, известен не только своим этнографическим трудом «Краткое описание о народе остяцком» (1715 год), но и тщательными поисками Золотой бабы. Этот человек намеревался лично уничтожить кумира идолопоклонников. Как предположил автор книги «Уральская Гиперборея», именно за данное намерение миссионер был убит хантами-язычниками приблизительно в 1725 году.

Многие исследователи полагают, что шаманы могли перевозить статую с запада на восток по мере колонизации русскими Урала и Сибири, повлекшей за собой распространение христианства.

Где прятали идола

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в книге «100 великих тайн Востока» (Москва, 2008 г.) указал, что первоначально статуя находилась к западу от Уральского хребта. Но в результате деятельности Стефана Пермского и прихода русских войск на земли народа коми, шаманы или некие лесные волхвы перевезли идола и спрятали сначала в пещере у реки Сосьвы, а затем – на побережье Конды. Дальнейший путь Золотой бабы лежал на восток – в Сибирь.

«Она не здесь, но мы ее знаем. Она через наши леса была перенесена верными людьми на Обь. Где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазе, я точно не знаю», – такие слова некого старика-манси привел в своих записях этнограф Константин Носилов, посетивший район Конды и Северной Сосьвы в 1883-1884 годах.

«После прихода Ермака священный кумир тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской Губе, а оттуда – на горное плато Путорана на Таймыре», – предположил Н.Н. Непомнящий.

Исследователь Александр Асов в книге «Атлантида и Древняя Русь» отметил, что последнее известное пристанище Золотой бабы, согласно казачьим легендам, находилось в Белогорье. И хотя в народе такое название имели разные хребты и скалы, наиболее вероятным в данном случае представляется Белогорье, расположенное у истоков Иртыша. То есть, это Калбинский хребет на юго-западе Алтая.

Впрочем, А.И. Асов считает, что искать великую богиню следует в пространстве духовном, поскольку священные Белые горы в славянской мифологии находятся за пределами реального мира – в Нави. А восхождение по ним – это путь души к Матери Мира.

Искали по всей Сибири

В.Н. Демин, как и Н.Н. Непомнящий, сослался в своей книге на воспоминания некого старика-манси, зафиксированные этнографом и писателем К.Д. Носиловым. Почтенный местный житель утверждал, что статуя Золотой бабы представляет собой обычную голую женщину в натуральную величину, которая якобы сидит на собольей подстилке. И спрятана она так, чтобы чужаки никогда не смогли ее найти.

В 90-е годы ХХ века в рассекреченных архивах КГБ СССР обнаружились документы, рассказывающие о поисках Золотой бабы, предпринятых в 1933 году сотрудниками НКВД. У них имелись сведения, добытые на допросах, что шаман казымских хантов в тайном святилище прячет заветную статую. Известно, что один из спецотрядов добрался до указанного места, у чекистов завязался бой с местными жителями, все ханты были перебиты. Но о самой Золотой бабе никаких сведений не осталось. То ли ее нашли чекисты и перепрятали, то ли идола не оказалось на предполагаемом месте.

Время от времени в печати появляются свидетельства очевидцев, которым якобы удалось лицезреть статую, организовываются экспедиции в глухую тайгу, но поиски пока не увенчались успехом. Высказываются самые разные предположения.

Исследователь Алексей Бурыкин, например, предположил, что Золотая баба – это не идол, а название священного для язычников места. Тем более что на Урале и в Сибири топонимов и гидронимов, в названии которых содержится тюркское слово «алтын» (золото), достаточно много.

Вышеупомянутый английский дипломат Джайлс Флетчер в конце XVI века высказал предположение, что Золотая баба – это скала, расположенная в устье Оби, чьи причудливые очертания напоминают женщину с ребенком. Ей вполне могли поклоняться местные язычники, принимая за окаменевшую богиню-великаншу.

Амбассадор встретил в интернете информацию о Золотой Богине страны Шуби, с великолепным золотым изображением Золотой Богини, которую никто не может найти. Но на фотографии китайская Золотая Богиня Гуань Инь с жемчужиной в руке, подобную скульптуру Амбассадор видел в китайском монастыре в Паттайе в Таиланде. Остальная информация, часто встречается в интернете, так что это крупица, но золота или песка сложно сказать. Золотая Богиня страны Шуби подтверждение способа мышления людей в древности, создание золотой прародительницы, само собой меняло представление людей о самих себе. Подобная легенда была и у древних славян.
Достоверных сведений о том, где стояла Золотая Богиня, не сохранилось, но все исследователи сходятся во мнении, что искать ее нужно в Южном Приморье вблизи самой высокой горы. Золотая Богиня была наследием страны Шуби. О Шуби сейчас не известно практически ничего, а вот о бохайцах и чжурдженях, к которым перешел Золотая Богиня, известно достаточно много. Очевидно, поэтому легенда говорит о Золотой Богине чжурдженей. По некоторым источникам Золотую Богиню называли Гуфэй. Отлитая из золота статуя в виде женской фигуры была заветной мечтой многих кладоискателей еще сотни лет назад. Священная статуя бесследно исчезла, так же, как и поклоняющийся ему народ. Это побуждает заполнить недостающие знания фантазиями, фантазии сами по себе имеют ценность, они развивают образное восприятие мира.
Согласно преданиям, на Пидане находится несколько пещер, в которых спрятаны бохайские и чжурдженьские сокровища. Как правило, такие клады находятся под "бохайской лягушкой". Лягушка была хранительницей кладов и у чжурдженей и они всегда обрабатывали один из близлежащих камней, придавая ему форму лягушки, тем самым и отмечая место хранения и оберегая его. Примечательно, что ни один из бохайских кладов не найден. Фигура женщины в полный рост, отлитая из золота и украшенная драгоценными камнями, до сих пор находится где-то у Пидана. Вероятнее всего она спрятана в пещере под Пиданом. Ее ищут сотни лет, но безрезультатно, хотя лягушка-хранительница этого клада известна всем. Барон Унгерн, один из посвященных, имел доступ к золоту бохаев. Он посвятил много времени тому, чтобы никто другой не сумел отыскать сокровища. Версии об их нахождении указывают на сотню мест, разделенных тысячами километров. Существует легенда, что Унгерн, собрав несколько кладов, спрятал их вместе, провел над ним бохайский магический ритуал. Эти сокровища, как и казна Азиатской дивизии, спрятаны Унгерном у истоков Амура. Но Золотую Богиню Унгерн не нашел и она по сей день находится в Приморье.
Пржевальский в свое время также искал Золотую Бабу - кумира древнего происхождения, которому поклонялись и бохайцы и чжурчжени. Пржевальский считал, что Золотую Бабу могли вывезти в Тибет. Как известно, Пржевальский проводил экспедиции и в Уссурийском крае, и на Тибете, но никаких источников, говорящих о том, что исследователь приблизился к разгадке местонахождения Золотой Богини, нет.
Вообще Золотую Богиню искали многие известные люди. И большинство из них склонялись к версии о сокрытом золотом идоле на Пидане или вблизи Пидана. Арсеньев искал Золотого идола в окрестностях Пидана. По слухам, Золотую Бабу искал и А.П. Окладников - доктор исторических наук, лауреат Государственной премии, возглавивший в 1953 году Дальневосточную археологическую экспедицию. И, опять-таки по слухам, нашел место, где она могла храниться. О дальнейших событиях легенда умалчивает, поэтому нашел Окладников только место хранения или он видел и саму Золотую Богиню, неизвестно.
Есть сведения, что якобы две статуи, изображавшие богинь, были найдены, и в 90-х годах тайком вывезены в Китай. Во-первых, эти находки не были золотыми, во-вторых, их спрятали сами "счастливчики" для подтверждения легенды. Первая - маленькая мраморная 30-сантиметровая "античная статуя", купленная в магазине Владивостока и спрятанная самим же "нашедшим". Вторая - бронзовая, высотой чуть более 20 сантиметров, купленная там же. Примечательно, что у обеих женщин европейские черты лица. Скульптуры и прятали, и находили для подтверждения версии о том, что Приморье в древности было Атлантидой. Понятно, что к Золотой Богине эти находки никакого отношения не имели и что уж было совсем несерьезно, придумали, что золотыми на них были многочисленные украшения. На мраморной скульптуре, как утверждают, было больше 8 килограммов золота и 31 драгоценный камень. На второй - украшение из монет Месопотамии, Греции, Ближней Азии, Европы. Конечно, эта шутка не имела никакого успеха и была быстро разоблачена, так как прятавшие скульптуры не обратили внимания, что на статуэтках были клейма с датой изготовления.
Так что достоверно известно лишь то, что Золотая Богиня по сей день находится где-то вблизи Пидана и что она до сих пор не найдена.

Рецензии

Вы будете еще 1000 лет искать просто потому что страна Шуби (так же как и маньчжуры) никогда не была на севере Китая (так же как манчжуры никогда не приходили с севера, как убеждают историки).

Маньчжуры пришли и завоевали Китай и в Юго-восточную Азию с запада - из Тибета (Шуби надо искать в том же направлении). Именно поэтому Далай-ламы были самыми почетными гостями в Китае - потому что они были ПОВЕЛИТЕЛЯМИ родины маньчжурских императоров (т.е. Тибета). Так было до императрицы Цыси (она устроила китайский переворот, отстранив тибетцев). Все гробницы "китайских" императоров-маньчжуров расписаны в ТИБЕТСКОМ стиле на ТИБЕТСКОМ языке - НИ ОДНОГО китайского иероглифа в гробницах (наземные храмы не в счет - их "отреставрировали" в эпоху Цыси под китайские)

Читайте книгу Фоменко "Последний путь святого семейства" - многое поймете о Китае. Может быть даже найдете свою статую.

Практически ни один из чемпионатов мира по футболу не обходится без парочки крупных скандалов. То организаторы напортачат, что судьи ошибутся, то игроки подерутся, а то и вовсе случится ограбление века.

сайт отобрал самые запоминающиеся скандалы в истории чемпионатов мира по футболу

Битва при Сантьяго

ЧМ-1962. Чили

Сейчас желтые и красные карточки в руках футбольных арбитров никого не удивляют, но мало кто знает историю их появления. Идея о применении в судейской практике подобных предупреждений пришла в голову функционерам ФИФА после матча группового этапа ЧМ-1962 между командами Чили и Италии.

Встречу эту чаще всего называют «Битвой при Сантьяго» и по этому названию можно легко догадаться о том, как она проходила. Еще перед матчем градус противостояния подняли итальянские журналисты Антонио Гириделли и Коррадо Пиццинелли, которые обозвали город Сантьяго «городом бедняцких свалок с женщинами-шлюхами».

Ну а сам матч превратился в бойню с первых же минут. Уже на 12-й секунде было зафиксировано первое нарушение, а на 8-й минуте был удален игрок сборной Италии Джорджио Феррини. Впрочем, сам он уходить отказался и полиции пришлось силой выводить орущего и пинающегося футболиста с поля.

На поле несколько раз вспыхивали коллективные потасовки футболистов, с которыми судья не мог совладать, так что в дело вновь приходилось вступать полиции. Кроме Феррини, арбитр удалил еще одного итальянца Марио Давида, по его мнению, являвшегося зачинщиком беспорядков.

Из чилийцев, также активно участвовавших в потасовках, удален никто не был, при том, что Леонель Санчес ударом кулака сломал итальянскому игроку нос.

«Битва при Сантьяго»

Однако, судьи благоволили хозяевам турнира, которые, в промежутках между драками, сумели забить два безответных мяча игравшей вдевятером «Скуадре Адзурре».

Чемпионат мира в Чили был одним из самых «грязных» и агрессивных. Советский футболист Эдуард Дубинский в первом же матче с югославами получил тяжёлый перелом, а в игре Чехословакия - Испания три испанца получили переломы.

При этом футболисты, в пылу борьбы, специально «не слышали» предупреждений арбитров, изгоняющих нарушителей с поля. В 1966 году англичанин Кен Астон ожидал в машине на перекрестке разрешающего сигнала светофора и вспоминал матч Чили - Италия, арбитром которого он был.

Именно меняющиеся цвета светофора и натолкнули его на идею о применении в судейской практике желтых и красных карточек. Данная система впервые была опробована на чемпионате мира 1970 года.

Похищение «Золотой богини»

ЧМ-1966. Англия

Один из скандалов чемпионата мира в Англии произошел еще до начала турнира, когда была похищена «Золотая богиня» - чемпионский кубок из позолоченного серебра и лазурита, изображающий Нику, древнегреческую богиню победы.

В январе 1966 года хозяева турнира получили «Золотую богиню» на хранение у предыдущих чемпионов мира - бразильцев. ФИФА позволила англичанам в рекламных целях выставить кубок на всеобщее обозрение.

«Золотая богиня» была выставлена в Центральном холле Вестминстерского аббатства, под присмотром целого отряда детективов. Тем не менее, 20-го марта, когда все служители аббатства находились на церковной службе в другом конце здания, статуэтка была похищена.

Неизвестный грабитель сумел пробраться через черный ход, воспользовавшись тем, что на выходных экспозиция была закрыта. Он снял отверткой замок на витрине и выкрал кубок. Чем в это время занимались детективы - непонятно.

На следующий день президент Футбольной ассоциации Англии Джо Меерс получил пакет, в котором находились куски основания статуэтки из кварца и оникса и письмо от похитителя с требованием 15 тыс. выкупа. Преступник угрожал расплавить кубок, если ему не заплатят.

Англичане подняли на уши Скотланд-Ярд, и 23 марта, при передаче денег, похититель был задержан. Им оказался портовый рабочий Эдвард Бетчли, неоднократно судимый за кражи и скупку краденого. Вот только «Золотой богини» при нем не было.

За возвращение приза было объявлено вознаграждение, втрое превышающее его номинальную стоимость. Через несколько дней лондонский матрос Дэвид Корбетт выгуливал свою собаку Пикклз. Именно пес и обнаружил в кустах парка в районе Норвуд газетный сверток в котором оказалась «Богиня».

Англичане получили свой кубок, Корбетт - 6 тысяч фунтов награды, а Пикклз - пожизненный запас корма от одного из английских производителей. Кроме того, пес получил право посещать вместе со своим хозяином футбольные матчи.

Что до «Золотой богини», то в 1970 году сборная Бразилии в третий раз выиграла высший титул и получила «Нику» в свое пожизненное хранение. Однако в 1983 году кубок вновь был похищен. Найти его уже не удалось - «Золотая богиня» была или расплавлена, или осела в тайном хранилище какого-нибудь коллекционера.

Гол-фантом Тофика Бахрамова

ЧМ-1966. Англия

Не обошелся без скандала и финальный матч чемпионата мира в Англии, в котором хозяева турнира играли с командой ФРГ.

Основное время встречи закончилось вничью, а на десятой минуте дополнительного времени английский форвард Джефф Херст ударил по немецким воротам и вывел свою команду вперед. Или нет?

Мяч попал в перекладину, отскочил вниз, а затем вылетел в поле. При этом, удар был настолько сильным, что невооруженным глазом трудно было определить, пересек ли мяч линию ворот.

Швейцарский арбитр Готтфрид Динст не был уверен в трактовке эпизода, поэтому остановил игру и спросил у линейного судьи из СССР Тофика Бахрамова, был ли гол. Бахрамов взмахом флажка указал на центр поля и взятие ворот, несмотря на протесты немецких футболистов, засчитали.

На 120-й минуте Джефф Херст забил еще один гол, и игра завершилась со счетом 4:2 в пользу Англии, выигравшей свой первый и единственный чемпионат мира. Однако споры по поводу «гола-фантома», или как его называют в Германии - «Уэмбли-гола», не утихают до сих пор.

«Уэмбли-гол» Тофика Бахрамова

Сам Тофик Бахрамов рассказывал, что на торжественном приеме, посвященном закрытию чемпионата, к нему подошел нападающий сборной ФРГ Уве Зеелер и сказал: «Господин Бахрамов, примите мои извинения. Я был не прав, когда оспаривал ваше решение. Мы посмотрели повторы: гол был засчитан правильно».

С другой стороны, англичанин Джефф Херст, оформивший в том матче хет-трик, в своих мемуарах признался, что не уверен в правильности решения советского судьи, которого в Германии называли после этого матча Mister Zwei-Drei («мистер два-три»).

Инженерный отдел Оксфордского университета провёл исследование, по результатам которого пришёл к выводу, что мяч не пересёк полностью линию ворот, и до гола этот удар отделяло 6 см.

В своих мемуарах Тофик Бахрамов написал, что он посчитал, что мяч отскочил вниз не от перекладины, а от сетки ворот, а сам момент касания мячом линии ворот он не видел, но это и не имело значения в случае отскока от сетки.

В любом случае, и хет-трик Джеффа Херста и советский судья Тофик Бахрамов вошли в историю мирового футбола.

Шумахер против Баттистона

ЧМ-1982. Испания

На чемпионате мира в Испании произошел эпизод, на долгое время ставший эталоном жестокости на футбольном поле.

На 57-й минуте полуфинального матча ФРГ - Франция голкипер немцев Тони Шумахер в прыжке врезался в нападающего французов Патрика Баттистона.

Только что вышедший на поле форвард сборной Франции врывался, после передачи Мишеля Платини, в штрафную немцев, но вратарь выбежал навстречу Баттистону и так сильно сбил его с ног, что игрок упал на землю без сознания.

Через несколько минут француза с сотрясением мозга, переломом шейных позвонков и травмой челюсти госпитализировала скорая. При этом судья из Нидерландов Чарльз Корвер не показал Шумахеру даже желтой карточки и не назначил штрафного.

Как Шумахер в Баттистона врезался.

Сам же немецкий голкипер даже не попытался извиниться перед Баттистоном, которого уносили с поля. Позже, в своих мемуарах немецкий вратарь признался, что струсил. Что и неудивительно - игроки сборной Франции попытались расправиться с обидчиком своего партнера по команде прямо на поле.

Матч завершился со счетом 5:4 в пользу ФРГ, протестов на результат от сторон не поступало.

После игры Шумахер, узнав про потерю Баттистоном зубов, сказал, что «если это всё, что с ним не так, то он оплатит ему новые коронки». Позже немецкий вратарь и через прессу, и лично принёс Патрику Баттистону извинения. Француз их принял, хотя общения с Шумахером избегает.

«Рука Бога» Марадоны

ЧМ-1986. Мексика

Один из самых знаменитых голов мирового футбола был забит 22 июня 1986 года на стадионе «Ацтека» в Мехико, во время четвертьфинального матча между Англией и Аргентиной.

Аргентинский нападающий Диего Марадона попытался сделать диагональный пас на Хорхе Вальдано и продолжил движение в сторону ворот. От ноги английского игрока мяч отскочил в сторону штрафной, где Марадона настиг его своим левым кулаком, которым и отправил снаряд в ворота.

Уже в 2005 году футболист признался, что принял решение помочь мячу рукой из-за слишком высокого роста английского вратаря Питера Шилтона. Судья из Туниса Али бен Насер не смог понять, забит мяч головой или ладонью и решил засчитать гол.

Английский вратарь и защитники принялись спорить с арбитром, а хитрый Марадона бросился к своей команде с жестами ликования. Этим ему еще больше удалось убедить судью, что доказательства англичан бессмысленны.

Рука Бога немношк)))

Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Аргентины, при этом второй гол был забит тоже Диего Марадоной на 56-й минуте. На послематчевой конференции автор спорного гола заявил, что мяч был забит «отчасти головой Марадоны, а отчасти рукой Бога».

Впрочем, в 2002 году, в автобиографической книге, Диего Марадона писал: «Теперь я могу рассказать то, о чем не мог говорить тогда. Раньше я называл это "рукой Бога". Глупости! Это была рука Диего, которая выкрала победу у англичан».

Также Марадона заявил, что не намерен извиняться, так как считает гол местью Великобритании за Фолклендские острова.

Плевок Франка Райкарда

ЧМ-1990. Италия

Матч 1/8 финала между сборными Голландии и ФРГ запомнился прежде всего конфликтом голландского нападающего Франка Райкарда и форварда ФРГ Руди Феллера.

С самого начала матча голландец толкал и пинал своего оппонента, а на 18-й минуте Райкард и повалил Феллера. После чего, получив от арбитра из Аргентины Хуана Карлоса Лостау желтую карточку, плюнул своему сопернику в затылок. Руди Феллер полез на Франка Райкарда с кулаками, но был «успокоен» желтой карточкой.

На 22-й минуте футболисты начали драться в штрафной зоне, за что оба были удалены. Напоследок Франк Райкард плюнул Руди Феллеру в лицо. Этот некрасивый поступок «прославил» Райкарда на весь мир. Раньше футболистам не приходило в голову выяснять отношения таким образом, тем более на чемпионате мира.

В чем же причина конфликта? Выходец из Суринама Райкард после матча обвинял Феллера в том, что тот обозвал его «черной обезьяной». Феллер ответил: «Райкард грубо сыграл против меня, я что-то крикнул в его адрес, но не называл его "чёрной обезьяной"! А вот "фашист" в свой адрес я слышал».

До правды уже не докопаться, но по репутации Райкарда этот эпизод ударил. Руководство итальянского «Милана», в котором в то время выступал Райкард, направило в его адрес письмо, в котором недовольство его поведением выразили владелец клуба Сильвио Берлускони, директор клуба Адриано Галиани и тренер Арриго Сакки.

Райкард играет в верблюда.

Свой поступок Райкард позже объяснял нервным срывом. В том году он переживал семейную драму – поссорился с женой, и та, забрав дочь, уехала из Милана в Голландию.

После этого поведение Райкарда на поле и в самом деле заметно изменилось. Прежде он неизменно отличался корректностью, а теперь частенько стал получать красные карточки.

Отметим, что у голландского любителя плеваться со временем появились последователи. Так, бывший вратарь сборной Парагвая Чилаверт плюнул в лицо бразильского защитника Роберто Карлоса.

Итальянец Франческо Тотти во время матча Евро-2004 с Данией плюнул в лицо полузащитнику Кристиану Поульсену, а португалец Криштиану Роналду после поражения от Испании и вовсе плюнул в оператора, преследовавшего его с камерой.

Жест Эффенберга

ЧМ-1994. США

Эффенберг полюбил этот жест

В заключительном матче группового этапа Германия - Южная Корея (3:2) тренеры немецкой сборной решили заменить полузащитника Штеффана Эффенберга, чья игра их не устраивала.

Трибуны отреагировали на замену одобрительным гулом, свистом и оскорблениями. Футболист, покидая поле, в ответ демонстративно показал своим же болельщикам средний палец руки. С тех пор этот жест в футболе называют «жестом Эффенберга».

Тренеру Берти Фогтсу рассказал о его жесте президент Немецкого футбольного союза Эгидиус Браун. «Ночью Фогтс вызвал меня и сказал, что ситуация не в мою пользу. Я пытался было оправдаться, но тренер ничего не хотел слушать о провокациях со стороны болельщиков», - пишет Эффенберг в мемуарах.

За свой проступок хавбек был в тот же день изгнан Фогтсом из сборной Германии и провёл в ней лишь два товарищеских матча четыре года спустя, когда у сборной сменился главный тренер.

После «жест Эффенберга» при разных обстоятельствах повторяли на футбольном многие известные игроки: Дэвид Бэкхем, Криштиану Роналду, Паоло Мальдини, Гари Невилл. Отметился даже нынешний наставник сборной России Фабио Капелло.

Инцидент произошел сразу после домашнего матча чемпионата Испании против «Сарагосы». Уходя в раздевалку, тренер дважды показал средний палец в сторону трибуны с болельщиками «Реала», который он тренировал. Позже Капелло извинился за свой поступок, но подчеркнул, что эти фанаты оскорбляли его с начала сезона.

Бриджит Бардо и собачки

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Один из скандалов, связанных с чемпионатом мира в Японии и Корее приключился еще до самого турнира и носит скорее комический оттенок.

Известная французская актриса Брижит Бардо, которая является еще и основателем фонда в защиту животных, направила в адрес правительства Южной Кореи обращение с требованием хотя бы на время проведения чемпионата прекратить такое «варварство», как употребление в пищу собак.

Актрису поддержали известные французские артисты, Французская футбольная федерация и президент ФИФА Зепп Блаттер, который в своем письме призвал власти Южной Кореи «быть отзывчивыми к чувствам иностранцев» и прекратить употребление собак в пищу.

Впрочем, вскоре Блаттер дистанцировался от скандала, испугавшись, что благодаря подобным заявлениям может быть поставлено под угрозу проведение чемпионата мира.

Тем временем международные интернет-тролли забросали сайт фонда Брижит Бардо угрозами, оскорблениями и приглашениями на обед с блюдами из собак.

Вскоре конфликт удалось погасить. Президент Южнокорейской футбольной ассоциации и вице-президент ФИФА Чон Мун Чун заявил, что подобная еда является одним из национальных обычаев корейцев, но тем не менее буддизм - религия, которую исповедует большинство жителей Южной Кореи - запрещает убивать даже насекомых.

Чон Мун Чун пообещал также направить в адрес фонда Брижит Бардо видеозаписи, посвященные программам по защите животных в Южной Корее.

Французская актриса не устояла перед корейским шармом и отказалась от своих обвинений в адрес хозяев чемпионата мира.

Корея на прицепе

ЧМ-2002. Япония и Южная Корея

Впрочем, чемпионат в Японии и Корее запомнился всем еще и судейскими скандалами. То, что странам-хозяйкам турнира обычно благоволят арбитры - это уже дело привычное, но то, как судьи «тянули» сборную Кореи, превзошло все ожидания и опасения.

Все началось еще на групповом этапе, в матче с Португалией. В случае поражения хозяева чемпионата, обыгравшие Польшу и сыгравшие вничью с США, могли просто не выйти из группы.

Естественно, этого не произошло, Корейцы победили со счетом 1:0, а из группы не вышли португальцы. Двое португальцев (Бету и Жуан Пинту) в ходе матча были удалены, причём один - после явной симуляции со стороны корейца.

В матче 1/8 финала между Италией и Южной Кореей эквадорский арбитр Байрон Морено уже на 5-й минуте назначил сомнительный пенальти в ворота итальянцев, но кореец не смог переиграть вратаря.

Затем, при счете 1:0 в пользу Италии, не засчитал гол Дамьяно Томмази как забитый из положения «вне игры». Видеозапись между тем опровергает доводы судьи.

На 103-й минуте итальянский нападающий Франческо Тотти споткнулся и упал в штрафной зоне корейцев. Рефери принял падение за симуляцию и немедленно удалил его с поля. Игра завершилась со счетом 2:1 в пользу Южной Кореи.

Судейство в матчах с Кореей на ЧМ-2002

Во время матча 1/4 финала Южная Корея - Испания арбитр из Египта Гамаль Гандур при счете 0:0 не засчитал два гола со стороны Испании.

Сначала не был засчитан удар головой с углового, автором которого был Фернандо Морьентес. Гол не был засчитан потому, что в этот момент якобы кто-то из испанцев схватил за футболку одного из корейских игроков.

Второй гол - Гаиски Мендьеты - судья не засчитал, пояснив, что во время ведения мяч у игрока вышел за заднюю линию, что тоже опровергается видеозаписью. Матч выиграла сборная Южной Кореи по пенальти.

Федерация футбола Испании не стала опротестовывать результаты матча, однако ее председатель на следующий день после игры подал в отставку со своего поста в судейском комитете ФИФА в знак протеста против несправедливой работы судей.

Зидан и Матерацци

ЧМ-2006. Германия

Зидан против Матерацци

Финал чемпионата мира 2006 года, где итальянцам противостояла сборная Франции, стал знаменит в первую очередь благодаря драматичному конфликту Зинедина Зидана и Марко Матерацци.

Итальянский защитник сыграл в нём одну из важнейших ролей: на 7-й минуте за совершённый им фол в ворота итальянцев был назначен пенальти, реализованный Зиданом, но на 19-й минуте сам Марко и сравнял счёт.

А на 110-й минуте спровоцированный им же лидер французов Зидан был удалён из-за нападения на Матерацци. Французский хавбек, в ответ на какую-то реплику итальянца, развернулся и боднул того головой в грудь, за что получил красную карточку.

Зидан так объяснил своё поведение: «Я попросил его прекратить цеплять меня за майку, объяснив, что после окончания матча и так могу ему отдать её. После этого он несколько раз произнёс оскорбления в адрес моих матери и сестры.

Я пробовал не реагировать, но слова порой могут быть более обидными, чем поступки. Его слова глубоко оскорбили меня, и я не сдержался, всё произошло очень быстро». Зидан до сих пор не упоминает конкретных реплик, прозвучавших в тот день.

По мнению всех специалистов, это удаление предрешило исход матча, ведь Зидан был лучшим пенальтистом французов, которые уступили именно в серии послематчевых ударов.

Скандал в сборной Франции

ЧМ-2010. ЮАР

Громким скандалом чемпионата мира в ЮАР стала склока внутри сборной Франции. Сначала, в перерыве матча ЧМ-2010 против Мексики, наставник французов Раймон Доменек высказал свое недовольство действиями форварда Николя Анелька, а в ответ услышал нецензурную брань.

В итоге Анелька не вышел во втором тайме и перестал быть игроком сборной Франции. На следующий день остальные игроки бойкотировали открытую тренировку, покинув ее прямо на глазах прессы и фотографов.

В самом начале открытой тренировки наставник по физической подготовке повздорил с Доменеком. На глазах у журналистов он сорвал с себя бэдж и покинул поле. Ранее у него же приключился едва не дошедший до рукопашной конфликт с Патрисом Эвра. Разнимать их пришлось наставнику французов.

После этого уволился директор команды Жан Луи Валентин. Заявив, что ему стыдно за своих подопечных, он объявил, что не просто слагает с себя полномочия, но и покидает Федерацию футбола Франции.

Президент Саркози направил в ЮАР министра спорта, чтобы стабилизировать обстановку. В итоге, команда вышла на заключительный матч против сборной ЮАР без ведущих футболистов и проиграла.

Тренер Доменек отказался после финального свистка пожать руку своему южноафриканскому коллеге, хотя он тут вообще был ни при чем.

ЗОЛОТАЯ БОГИНЯ

На десятом году Троянской войны ахейцы, наконец, убедились, что взять штурмом Трою они не могут. Оставалось надеяться лишь на хитрость. И на непостоянство богов…

Когда-то Зевс и Афина не скрывали своих симпатий к этому городу. К ним обратился дарданский царь Ил с просьбой дать какой-нибудь знак, правильно ли он выбрал место для основания Илиона. Олимпиец одобрил его решение и сбросил с неба палладий - статую Афины, хранительницы городов. Двухметровую деревянную фигуру вырезала сама богиня в память о дочери Тритона Палладе, которую она по неосторожности погубила.

Статуя хранилась в храме, посвященном Афине, и до тех пор, пока она находилась там, крепостные стены оставались неприступными. Даже суровая дочь Зевса, возненавидевшая троянцев и ревностно помогавшая ахейцам, не в силах была что-либо изменить. Вот если бы палладий исчез из ее святилища, тогда… Тогда она не чувствовала бы себя связанной каким-либо обещанием и прежнее знамение утратило бы свое значение.

Хитроумнейший из греков Одиссей и бесстрашный Диомед, уступавший храбростью лишь Ахиллу, ночью тайком пробрались в лагерь осажденных и унесли статую из храма, лишив тем самым троянцев надежд на спасение.

Об этом прецеденте вряд ли помнил тот, кто похитил в 1966 году из-под носа лондонской полиции Золотую богиню, хозяевами которой в течение 8 лет были бразильские футболисты. Почти двухкилограммовый кубок, отлитый из чистого золота, изготовил в 1946 году французский скульптор, и президент Международной федерации Жюль Риме учредил его в качестве переходящего приза за победу на первенстве мира. Кубок представляет собой фигурку крылатой богини Ники, дочери титана Палланта, сестры Рвения, Упорства, Силы.

Как известно, украденная (но вскоре найденная) Золотая богиня весьма благосклонно отнеслась к похитителям и не захотела покидать английскую землю, изменив прежним кумирам.

Таким же непостоянством отличалась и древнегреческая Ника. Спутница Зевса и Афины, она редко появлялась на Олимпе - ей хватало хлопот на земле. Богиня едва успевала следить за всеми событиями и подчас опаздывала к месту действия, а то и вовсе не появлялась там, где ее ждали. Понимая, что всем все равно не угодишь, она не обижалась на людей, которые сегодня приносили ей жертвы и прославляли, а завтра упрекали в непостоянстве и ветрености. При всем уважении к богам греки, однако, довольно свободно обращались с ними, и суеверия легко уживались с практической трезвостью. Поэтому в Спарте, например, где особенно чтили бога войны Ареса, его деревянную статую попросту заковали в цепи, полагая, что таким образом симпатии грозного олимпийца обеспечены.

Афиняне же, видимо, не считали оковы наилучшей гарантией любви и предпочли более изысканный способ: они возвели храм Бескрылой Победы, решив, что отныне Победа никогда не покинет их. Увы, разочароваться им пришлось очень скоро: храм был построен в годы Пелопоннесской войны (431–404 гг.), которая завершилась сокрушительным поражением Афин, так больше никогда и не оправившихся от этого удара.

Ника не знала отдыха ни в мирное время, ни в военное. Она прилетала на поля сражений, выполняя волю Зевса и еще более неумолимую волю Судьбы. Она не несла ответственности за пролитую кровь: в конце концов, кто виноват, что люди не научились еще решать свои споры без помощи оружия? Утешало ее, правда, то, что обычно вслед за ней спешила богиня мира Ирена, которой на какое-то время удавалось установить согласие между смертными.

Зато в период праздников Ника развивала бурную деятельность. Особенно желанной гостьей она была на юге Греции, в области Элида, где находилось небольшое местечко Олимпия. Здесь когда-то Зевс победил Крона, и в честь этого события его сын Геракл учредил пятидневный праздник, три дня из которого отводились состязаниям-Олимпийским играм.

Все прибывающие на Олимпиаду считались гостями Зевса, и верховный владыка проявлял себя как радушный хозяин.

В Олимпии собирались люди из различных городов, нередко враждовавших друг с другом. Но уже в древнейшие времена (а первые Олимпийские игры произошли в 776 году до нашей эры) этот праздник расценивался как демонстрация единства всех эллинов, независимо от политических противоречий между ними.

Когда специальные глашатаи сообщали гражданам о начале игр (они проводились каждые четыре года с 11-го до 15-го числа летнего месяца, соответствующего у нас июлю-августу), немедленно вступали в силу категорические предписания:

С момента объявления священного месяца игр все враждебные действия должны прекращаться.

Все чужеземцы, вступая на территорию Элиды, обязаны сдавать оружие.

Те, кто попытается напасть на эту территорию, подвергнутся проклятию богов.

Проклятие и штраф будут уделом всякого, кто нападет на путника, направляющегося в Олимпию.

И действительно, в дни праздника в Олимпии все чувствовали себя в полной безопасности. Кроме женщин. Им присутствовать на играх было запрещено: нарушительницу ожидала не очень радостная перспектива быть сброшенной со скалы. Трудно понять греков: может быть, они заботились о душевном спокойствии Зевса, который, как всем было известно, уделял слишком много внимания слабому полу? Но тогда почему запрет касался только замужних женщин и не распространялся на девушек? А возможно, греки просто хотели одинаково угодить и Зевсу и его супруге, которой был посвящен другой праздник - тоже в Олимпии, но на который не допускались мужчины. Правда, эти игры собирали немного участниц, потому что греческим женщинам, а тем более юным спортсменкам, не разрешалось предпринимать длительных самостоятельных путешествий. Программа игр включала лишь забеги на дистанцию, на 1/6 короче мужской. Мысль о том, что женщины способны овладеть другими видами спорта - хотя бы метанием диска, копья, прыжками в длину, очевидно, не казалась грекам такой уж соблазнительной.

Гости Олимпии имели счастье лицезреть Зевса и проникаться сладкой уверенностью, что он следит за каждым их шагом. Они приходили к храмовому алтарю и там, как писал древний поэт,

…знаки просили Зевса подать

на пламенных жертвах, не сообщит ли он людям

премудрое слово…

Здесь же, в храме, стены которого украшали рельефы, изображавшие 12 подвигов Геракла, находилась статуя Зевса, выполненная знаменитым афинским скульптором Фидием и объявленная позднее одним из семи чудес света. Царь богов восседал на троне, держа в одной руке жезл, увенчанный изображением священного орла, а в другой - богиню Нику. На постаменте статуи значилось: «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня». Огромная статуя (17-метровой высоты!), сделанная из золота и слоновой кости, производила весьма внушительное впечатление.

Сам Зевс выразил Фидию свое удовлетворение.

Рассказывали, что однажды мастер, закончив работу, вошел в храм, где в полумраке светилась гигантская фигура всемогущего бога, и обратился к статуе с просьбой дать какое-нибудь знамение, из которого можно заключить, понравилось ли его творение. И ему был дан недвусмысленный ответ - правда, в несколько своеобразной форме: раздался оглушительный гром, и черный мраморный пол у постамента треснул. Сомневаться в одобрении бога после этого, конечно, не приходилось.

Что же касается смертных, то они разнесли славу об этом произведении по всему свету. «Несчастен тот, кому не довелось повидать его», - говорили в Греции в течение многих веков. А в одной из эпиграмм автор с удивлением вопрошал:

Зевс ли на землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?

Позднее статуя столь же неотразимо действовала на римских императоров, которые доказали свою любовь к искусству, увезя ее в столицу Восточной Римской империи - Константинополь (где она и погибла в V веке во время пожара во дворце).

Изображения Зевса в Олимпии встречались на каждом шагу, а дары ему росли с каждым праздником. Мало того, что ему преподносили обычно 1/10 часть своих трофеев греческие военачальники и 14 сокровищниц разных городов могли бы составить богатейший музей подарков верховному владыке. Зевсу еще регулярно посвящались медные статуи, сделанные на деньги, полученные в качестве штрафа. Дело в том, что жажда победы на Олимпийских играх была столь велика, что нередко спортсмены нарушали правила (часто даже-по взаимной договоренности). И тогда, если обман раскрывался, приходилось извиняться перед богом, который, очевидно, готов был объявить прощение всякому, кто выразит ему свою любовь. Но все же в назидание на одной из таких статуй высекли надпись: «Не деньгами, но быстротой ног и силой приобретается олимпийская победа».

И победу эту расценивали высоко. Победителя венчали лавровой ветвью и венком из оливковых ветвей, которые срезали в священном лесу (этот венок атлет, вернувшись домой, приносил в дар Зевсу!). В родном городе герой игр получал особые привилегии - его освобождали от уплаты налогов, предоставляли право занимать почетные должности. Нередко при въезде победителя неистовые болельщики выламывали часть стены, ибо «город, имеющий таких храбрых и сильных сынов, не нуждается в укреплениях».

Наград удостаивались не только непосредственные участники игр. Честолюбивый племянник Перикла Алкивиад, ставший позднее выдающимся полководцем, добился популярности прежде всего благодаря числу колесниц, которые выставлял на играх. И хотя сам он не выходил на поле стадиона (колесницами управляли специальные возничие), ему, как победителю, оказали величайшие почести, так как он, по словам Плутарха, «блеском и славой превзошел все, что способны были принести эти состязания».

Еврипид посвятил ему торжественную песнь, в которой говорилось: «Тебя хочу воспеть, о сын Клиния! Победа прекрасна. Но несравненно прекраснее то, что выпало тебе, единственному среди эллинов: прийти на колеснице первым, прийти вторым и третьим и с увенчанным оливою челом услышать свое имя из уст громогласного глашатая».

В Афинской пинакотеке, близ Акрополя, еще во II веке нашей эры можно было увидеть картину, изображающую Алкивиада на коленях у богини со знаками побед, одержанных его лошадьми на ристалищах.

Чаще, однако, победителей увековечивали в мраморе или меди: им ставили статуи - как в Олимпии, так и на их родине. При этом считалось, что не только сами герои, но и их изображения находятся под охраной богов. И статуи иногда творили чудеса.

После смерти атлета Феагена его враги на острове Фасосе попытались ночью разбить его изображение. Бронзовая статуя долго терпела, но, в конце концов, и олимпийская выносливость имеет свои пределы: статуя рухнула и задавила одного из злоумышленников. Дети погибшего, не растерявшись, обратились в суд, обвинив ее в убийстве. Поскольку смягчающих обстоятельств не обнаружилось, факты говорили сами за себя, а статуя явно уклонялась от дачи показаний, ее признали виновной и в соответствии с приговором бросили в море. И что же? На остров обрушился неурожай, начался голод. Пришлось вытаскивать статую обратно и вновь водружать на пьедестал.

Феаген был одним из самых прославленных олимпиоников (так именовали победителей игр). На его счету - 1 400 венков, полученных на разных играх, в том числе 6 - олимпийских.

Но не менее известны были и другие атлеты, устанавливавшие невероятные - с нынешней точки зрения - рекорды. Совершенно очевидно, что современным спортсменам, лишенным поддержки Зевса, трудно рассчитывать на подобные успехи.

Леонид Родосский, например, намного превзошел самого знаменитого бегуна XX века Джесси Оуэнса (завоевавшего на Олимпиаде 1936 года четыре золотые медали). Греческий атлет получил за свою спортивную карьеру 12 наград и четыре олимпиады не знал поражений.

Скороход Фидиппид, отправившийся из Афин в Спарту предупредить о вторжении персов (в 490 году до нашей эры), благополучно преодолел за два дня 240 километров!

Аргосец Агей, победив на Олимпийских играх, тут же помчался за 50 километров в родной город сообщить о своем триумфе и ночью вернулся в Элиду, чтобы участвовать в состязаниях следующего дня.

И уж совершенно сказочными кажутся результаты прыгунов в длину. С ними могли бы сейчас соперничать разве что мастера тройного прыжка. Правда, в те времена прыжки совершались под музыку, и атлеты прыгали с гантелями в руках с небольшого возвышения, и все же трудно предположить, что кто-нибудь в ближайшие несколько веков подберется близко к результату Фаилла, достигшего… 16,5 метра! Цифра поистине фантастическая. Но вот спартанец Хион, которого, как предполагают, скульптор Мирон увековечил во всемирно известной статуе «Дискобол», довольствовался более скромным результатом - всего… 16 метров.

Поневоле начнешь верить, что дело не обошлось без вмешательства богини Ники, посланной Зевсом. 293 олимпиады она честно трудилась на знаменитом стадионе, вмещавшем 40 тысяч зрителей, приводя в исступление рьяных болельщиков. И нередко она появлялась не одна, а в сопровождении бога смерти Таната, который отнюдь не ограничивался ролью скромного созерцателя. Иногда схватки атлетов - кулачных бойцов - заканчивались трагически. Еще больший урожай собирал этот мрачный бог на конных состязаниях: в 426 году до нашей эры, например, из 40 наездников в живых остался лишь… один. Нередко его благосклонный взор падал и на трибуны стадиона, и тогда…

Философ Фалес, выдающийся ученый VI века до нашей эры, по преданию, умер во время игры «от жары, жажды и дряхлости».

О мудреце Хилоне писали, что «зрелище победы сына было слишком сильным для старца, и он скончался тут же, на стадионе». Такую смерть считали достаточно почетной, ибо чего можно было еще желать в жизни, после того как твой сын стал олимпиоником?!

Как известно, Олимпийские игры прекратились в конце IV века. Христианская церковь не могла допустить, чтобы душевные и физические силы людей растрачивались столь нерациональным способом. Сокрушив старых богов, она истребляла всякую память о них, уничтожала памятники, запрещала обряды и традиционные праздники.

Понадобилось полторы тысячи лет, чтобы в 1896 году идея Олимпийских игр вновь увлекла - и теперь уже не одних греков, а все человечество. Правда, на этот раз обошлось без Зевса. Но организатор игр француз Пьер де Кубертен достойно заменил забытого бога и вполне заслужил, чтобы его статуя была воздвигнута в Олимпии - среди огромного музея под открытым небом, где хранятся обломки почти двух тысяч произведений искусства, которые не пощадило ни время, ни люди. Но в память о величайшем спортивном празднике древности и поныне, раз в четыре года, на древней земле Олимпии, в священной роще, под лучами солнца вспыхивает факельный огонь, который, как эстафету проносят по земному шару. Его доставляют на стадион олимпийского города к началу праздника, открывающегося парадом участников, среди которых, по традиции, первыми проходят представители Греции - страны, подарившей миру Олимпийские игры.

До начала чемпионата мира в Бразилии осталось 35 дней. Sportbox.ru ведет до старта турнира и рассказывает о легендарном кубке, которым с 1930 по 1970 год награждали его победителей.

Первый Кубок мира ФИФА являл собой скульптуру древнегреческой богини победы Ники высотой 35 сантиметров и весом 3,8 килограмма, изготовленную из позолоченного серебра и установленную на подставку — первоначально мраморную, а затем лазуритовую. Автором приза, заказанного к ЧМ-1930 в Уругвае, стал известный французский скульптор Абель Ляфлер.

Кубок привез в Монтевидео первый президент ФИФА Жюль Римэ (в 1946-м трофею будет официально присвоено его имя). Там награда и осталась на четыре года: первый чемпионат мира выиграла сборная Уругвая.

Потом Ника надолго загостилась в Италии: в 1934-м «Скуадра адзурра» ее выиграла, а в 1938-м завоевала вторично. Годы Второй мировой войны Золотая Богиня, как именовали награду, частично провела в не слишком подобающем ей по статусу, зато надежном месте. А именно — в обувной коробке под кроватью в доме вице-президента ФИФА итальянца Отторино Барасси: когда на Апеннины пришли гитлеровцы, он забрал кубок из римского банка, где тот хранился, и спрятал от греха подальше.

На этом приключения приза не закончились. В 1966-м, незадолго до чемпионата мира в Англии, его украли с филателистической выставки в Лондоне, посвященной турниру. Но неделю спустя кубок был найден — его случайно обнаружил закопанным под изгородью в загородном саду пес по кличке Пиклз, гулявший там с хозяином. Обоих позже пригласят на банкет по случаю чемпионства сборной Англии, а похитителя так и не найдут.

И свой путь Золотая Богиня закончила историей криминальной и загадочной. После того как в 1970 году сборная Бразилии, завоевав трофей в третий раз, получила его на вечное хранение, кубок содержался в штаб-квартире Бразильской конфедерации футбола в Рио-де-Жанейро. Стоял он в шкафу за пуленепробиваемым стеклом, только вот задняя стенка того шкафа сделана была из обыкновенного дерева. Ее-то и взломали неизвестные злоумышленники 20 декабря 1983 года, после чего Ника бесследно исчезла. Полагают, что ее попросту расплавили и продали как обыкновенный лом из драгметаллов.

Чемпионат мира без главного приза из-за этого конечно, не остался: отдав Золотую Богиню бразильцам, ФИФА уже к ЧМ-1974 в ФРГ заказала новый кубок, который будет вручен и победителям турнира в Бразилии. Его автором стал итальянец Сильвио Гаццанига, высотой он на 1,8 сантиметра больше Кубка Жюля Римэ, весит 6 с лишним килограммов и сделан из золота. В отличие от предыдущего, этот трофей — вечная собственность ФИФА: победителям дозволяется забрать домой только копию.

Полную статистику всех финальных турниров чемпионатов мира по футболу можно найти

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»