По Пути дракона. Рассказываем о буднях Шаолинь Тагоу - самой большой школы боевых искусств в мире

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

29.04.2018 Олег Мироненко 1196 просмотров


Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Фото: Toby Melville/Reuters

Двигаться как ветер, быть тяжёлым, как гора и лёгким, как лебяжий пух – этому искусству обучают мастеров ушу.

Принято считать, что все виды китайских единоборств возникли на базе боевой техники, которую разработали в монастыре Шаолинь. На самом деле это не совсем так. В действительности китайское ушу разделяется на множество стилей и школ. И не все из них практиковались и изучались монахами монастыря. Своей всемирной известностью шаолиньское искусство рукопашного боя во многом обязано Голливуду, хотя и сами монахи хорошо потрудились во славу Шаолиня.

Термин «ушу» перевести с китайского на русский можно как «боевые искусства». Сегодня мир ушу расколот. Вмешалась, как всегда, Её Величество Идеология. В прошлом веке некоторые китайские коммунистические политики посчитали, что традиционное ушу – это пережиток прошлого и призвали к созданию массового ушу, принявшись осуществлять задуманное. Так появилась гимнастика ушу, никакого отношения к боевым искусствам не имеющая. Любой турист, оказавшись в Китае, не перестаёт удивляться, когда замечает, с каким усердием и прилежанием китайцы занимаются гимнастикой ушу. Стоит только пораньше проснуться и пройтись по какому-нибудь парку…

Просто ушу

Традиционное ушу – это всё-таки не гимнастика, а комплексное боевое искусство. Оно включает не только подготовку к рукопашному поединку и умение обращаться с различными видами оружия. Система подготовки во всех стилях примерно одинакова: сначала «даётся» база – азы технической и физической подготовки; далее – разучивание приёмов и проработка их практического применения; и только потом – психологический тренинг, готовящий бойца к реальным схваткам.

Большинство стилей оканчивается словом «цюань», обозначающим «кулак». Однако во многих школах кулакам отводится второстепенная роль. Тогда они могут оканчиваться на «джан» («ладонь») - например, багуачжан («ладони восьми триграмм»), или «цзяо» («стопа») – чуоцзяо («втыкающиеся стопы»).


Гимнастика ушу никакого отношения к боевым искусствам не имеет. Фото: Mohammad Ismail/Reuters


Зародилось китайское ушу приблизительно в первом тысячелетии до н.э. Тогда Китай ещё не был единым государством. Каждый мелкий князёк желал подчинить себе соседа. То и дело происходили кровопролитные стычки. Вполне очевидно, что ушу «выросло» из системы подготовки воинов. Первый её этап - воинские танцы, имитировавшие сражения. Так воины отрабатывали ряд боевых приёмов.

Китайские правители быстро разобрались, что эффективность боя (а тогда столкновения с противником происходили регулярно) возрастает многократно, если бойцы владеют не только навыками обращения с оружием, но и приёмами рукопашного боя.

Долгое время воинские и боевые искусства не разделялись, но с VI-VII веков ситуация изменилась: первые стали привилегией элиты, вторые – простого люда. В результате получился своеобразный симбиоз воинских методик, народной мистики и даосских воззрений – уникальная система ушу, включающая в себя не только воинские искусства, но и целые системы внутренней тренировки человека, психопрактики и так называемого «регулирования циркуляции внутренней энергии «ци».

Постепенно характер боевого ушу менялся. Стали появляться специалисты, превосходившие по уровню мастерства воинов-ушуистов и дворцовых спецов. Прежде всего это касалось рукопашного боя. Простолюдинам было часто не по карману дорогое оружие – вот они и оттачивали мастерство иначе, обходясь элементарным шестом или вовсе без него, то есть кулаками.


Мастерство можно оттачивать и с футбольным мячом. Фото: Toby Melville/Reuters


К концу XIX века ушу стало массовым явлением. Возникали все новые и новые школы. Многие из них больше напоминали тайные сообщества, где по крупицам собирался весь арсенал средств ведения боя, оттачивались методики, вырабатывалась тактика.

Легендарный монастырь

Что же касается древнейшей ветви ушу – шаолиньского искусства - оно зародилось в монастыре Суньшань Шаолинь в провинции Хэнань. Однажды там появился индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (у китайцев его называли Путидамо или просто Дамо). Произошло это событие в VI веке. Первое что Дамо сделал… присел на 9 лет – медитировать в позе, которая называется бигуань, чтобы серьёзно обдумать, как помочь монахам. Когда Бодхидхарма “очнулся», он написал несколько текстов. Два из них можно назвать медицинскими справочниками. В одном («И Цзинь Цзинь») рассказывается об упражнениях, которые помогают развить физическую силу. Другой («Си Суй Цзин») повествует о медитации, дыхании и кровообращении. Скорее всего, именно Дамо «внедрил» в монашескую среду наряду с молчаливым созерцанием и практику регулярных физических упражнений. Первый комплекс ушу, который стали изучать в Шаолине, - «Восемнадцать рук архатов» (архат – последователь Будды, который достиг четвёртой ступени на пути к нирване) - также, по всей видимости, преподал Дамо. В этом трактате («Ши Ба Луо Хань Шоу») он изложил свой опыт, который получил в Индии, входя в касту кшатриев (воинов и правителей). В тексте описываются приёмы самообороны. Неизвестно, преподавал ли Дамо ушу, но в предписанные им «Четыре деяния» входило «воздаяние за зло».

Однако, стоит признать, что как целостное боевое искусство, ушу возникло в Шаолине позже. Примерно в XIII веке во время правления династии Юань. Связывают это событие с появлением в монастыре четверых монахов, специалистов по кулачному бою: Ли Соу, Бай Юнфэня, Цзюэюаня и сына Ли Соу, Дэнхуэйя. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки», который потом был существенно дополнен – до 170 приемов. Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней». Ему, кстати, приписывают изобретение и «системы пяти стилей животных», ставших основными в Шаолине. Однако исторические источники это не подтверждают – по всей видимости, их появление происходило поэтапно и растянулось на столетия. Монахи наблюдали за поведением и повадками животных, за тем, как они ведут борьбу со своими соперниками, побеждая их. Эти наблюдения и легли в основу создания боевых стилей, которые со временем и стали применяться в настоящих боях человека с человеком.

Постепенно выделялись так называемые «звериные» стили, некоторые из них развивались настолько успешно, что стали составлять целую школу - иногда в одной образовывалось стразу несколько стилей, которые заметно отличались друг от друга. Например, внутри только «змеиного» стиля существует, как минимум, пять разновидностей ведения боя: они основываются на повадках различных видов змей – от удава до кобры.

Периодически в Шаолиньский монастырь приходили бойцы со стороны, некоторые из них отличались высоким боевым мастерством - им они и делились с шаолиньскими монахами. В китайских манускриптах ранее обнаружили рассказ о 18 монахах, внёсших большой вклад в развитие техники ушу. Сегодня классическими шаолиньскими комплексами можно назвать, например, такие стили как хунцюань (кулак Хуна) и тунбицюань (кулак Туна). В пяти провинциях Китая были открыты филиалы Шаолиня. Южный Шаолинь в провинции Фуцзян по популярности даже стал превосходить Северный – его монахи участвовали во многих сражениях и местных разборках, неизменно выходя из них победителями. Именно эти монахи успешно противостояли японским пиратам и изгнали их с территории Китая. Впрочем, и северные шаолиньцы частенько оказывались в центре политических интриг и волнений. Например, принимали активное участие в свержении династии Суй. Первый император династии Тан пришёл к власти не без их помощи, за что и приказал выделить монастырю 600 акров земли. Кроме того, монахи сформировали свой отряд воинов. Он выполнял функции элитного полицейского подразделения и защищал деревни в округе от мародерствующих банд.


Современные монахи Шаолиня - это ещё и хорошие артисты. Фото: Luke MacGregor/Reuters


Однако было бы неверно думать, что ушу, преподаваемое в Шаолине, отличалось сверхсложностью. В то время в Китае существовали другие, куда более мудрёные направления боевых искусств. Другое дело, что в Шаолине делали бойца практически из любого. Монахи умели заставлять нерадивых учеников тренироваться: те чуть ли не сутками, до автоматизма повторяли одно и то же упражнение. В результате искусство ведения поединка буквально проникало в их плоть и кровь.

Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Беда пришла в 1928 году, когда по Китаю, как смерч, пронеслась великая смута – период «правления милитаристов». Территория монастыря стала ареной боя, в результате которого его просто-напросто спалили. Монахам не осталось ничего иного, как покинуть монастырь. Лишь в 1970 году Шаолинь начали восстанавливать. Великий кормчий Мао не был большим поклонником традиционного ушу, но лично вмешался в ситуацию. Он должным образом отреагировал на прибытие в Китай знаменитого японского мастера Со Досина. Миссия у того была вполне определённая – рассказать о своем «Сёриндзи-кэмпо», которое он успешно практиковал. В Китае «любезно согласились» считать это боевое искусство (одновременно являющиеся и религиозным движением) японским вариантом шаолиньского ушу. Правительство КНР почему-то прониклось – выделило большие деньги на восстановление монастыря и даже разыскало последних оставшихся в живых монахов, которые ранее обучались ушу в Шаолине.

В обновленный монастырь пригласили десяток молодых энтузиастов ушу, которые стали тренироваться в соответствии с древними канонами. Они усердно изучали старые методики, со временем обзавелись учениками. Потом многие из них разъехались по миру и стали активно пропагандировать шаолиньское ушу – «истинное гунфу Китая».

Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию. Ряды поклонников шаолиньского ушу разделились на два лагеря. Одни считают монахов монастыря Суньшань Шаолинь истинными последователями заветов древних мастеров. Другие, наоборот, навешивают на них ярлык «коммерсантов», которые лишь компрометируют настоящее шаолиньское ушу. А оно якобы всё ещё живо, но только не в этом монастыре, а, например, в районах Кайфэня, Мэнсяня и некоторых других местах. Их аргумент достаточно убедителен: мол, ни один уважающий себя мастер не станет драть деньги за занятие с наивного иностранца, желающего после двухнедельных тренировок заполучить сертификат о том, что он «изучал настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине. Но как бы там ни было, сегодня монастырь живёт и процветает. Однако это тема уже другого разговора, к которому мы ещё вернёмся.

Крупнейшая в Старом Свете и известная на весь мир школа ушу Глеба Музрукова находится в обычной с виду пятиэтажке на юго-западе Москвы. Руководитель школы, начинавший когда-то популяризацию ушу в России с подпольной секции, на заре 90-х вложил в ее создание и развитие едва ли не все имевшиеся у него тогда личные средства. Теперь сюда приезжают тренироваться спортсмены со всего света, а школа исправно выпускает чемпионов мира. В 2004 году сюда приезжал легендарный Джеки Чан, а уж российских высокопоставленных гостей, побывавших здесь в разные времена, вообще не счесть.

Главный человек российского ушу принимает нас в просторном кабинете, стены которого увешаны китайскими гравюрами и заставлены стеллажами книг, написанных виднейшими китайскими мастерами.

У нас уже много лет держится мода на все восточное, в том числе и на единоборства. Информации о них много, даже с избытком, может, поэтому мало кто в ней толком разбирается. Расскажите, что такое ушу и откуда оно взялось.

Ушу - явление многогранное. Оно включает в себя и техники рукопашного боя, и начатки медицинских знаний, и искусство каллиграфии, и основы философии Китая… И, как всякое ремесло, переросшее в искусство, оно является попыткой определения места индивидуума в мире. Но эта сторона ушу развивалась, по большому счету, только с начала XIX века, а зарождалось оно исключительно как боевое искусство: людям просто надо было отбиваться от врагов, разбойников и прочих обидчиков. О философии тогда говорили, мягко говоря, мало.

«Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде»

В общем, сначала били, а потом уже стали задумываться, что хорошо бы при этом еще обессмертить душу и постичь окружающий мир. Времена меняются, и с ними меняется ушу. Понятно, что сегодня уже никто не будет, как легендарный мастер Ма, ходить по восемь часов в день вокруг угольной кучи, пытаясь осознать свое место во Вселенной. Традиция эволюционировала, и теперь люди занимаются ушу в основном для здоровья, стремясь поддержать подвижность и гибкость суставов. Культивируется ушу и как вид спорта, где оно делится на два основных направления: саньшоу, то есть полноконтактные поединки, и таолу - бесконтактные комплексы упражнений.

То есть философская составляющая ушу появилась сравнительно недавно?

Носителем философии является конкретный человек, а не боевое искусство в целом. Мы не можем сказать, что вот был стиль маши-тунбэйуи, все последователи которого придерживались какой-то определенной философии. Кто-то тренировался, чтобы научиться себя защищать, а кто-то во время занятий медитировал. Это как с пистолетом: можно ли утверждать, что пистолет - это только орудие убийства или только средство защиты? Все зависит от того, у кого он в руках. Поэтому говорить о какой-то определенной философии ушу трудно. Философия с тем же успехом может быть и в бас­кетболе, если игрок применяет дзен-медитацию для успокоения перед матчем. Но это же не значит, что баскетбол - это искусство, связанное с дзен-буддизмом.

Я уже 4 года веду еженедельную передачу «Путь Дракона» на канале «Спорт». И каждую неделю получаю письма. Из 100 вопросов, которые мне задают, 80 знаете о чем? «А какое боевое искусство сильнее?» Да никакое! Плохой каратист проиграет хорошему боксеру. А хороший тхэквондист как следует надает плохому дзюдоисту. И все они, вероятно, проиграют Александру Карелину.

Многоликое единоборство

А когда зародилось ушу?

Это сложный вопрос. Слово «ушу» в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, - это еще не боевое искусство.

Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIII–V вв. до н. э.) и Сражающихся царств (V–III вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.

Прежде всего началось развитие холодного оружия - мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай - страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой - что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент - хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой - очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.

Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу - это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь - это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.

Откуда взялось убеждение, что ушу - это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жес­токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие - буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.

«Ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии»

Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.

Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы - от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример - восстание ихэтуаней или «боксеров». Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.

Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?

Да никак нельзя. Школа - это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.

До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: «Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя». Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: «Ты чего так палец оттопыриваешь?» - «Мой учитель так его держал!» Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и «стиль традиционного шаолиньского кулака»! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бед­ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!

Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: «Ну все, я - монах».

«За какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день»

Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада «монахов». Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это - монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось.

В бою важнее всего эффективность

Действительно ли ушу - это основа всех остальных восточных единоборств: карате, дзюдо, айкидо?

Исторически это так. Например, вот иероглиф? - «тан». Это название древней китайской династии. И вот иероглиф?, «шоу» - рука. «Таншоу», «танская рука» - традиционное китайское боевое искусство. «Таншоу» - так это читается по-китайски. А по-японски те же самые иероглифы читаются «карате». А по-корейски - «тансу». Короче говоря, это одно и то же. В 1926 году японцы взяли и сказали, что не могут использовать иероглиф, означающий название китайской династии. И поменяли его на другой иероглиф - ?, «ку», по-русски «пустой». В японском языке это омофоны - оба иероглифа читаются «кара». Так китайская «танская рука», ??, «таншоу», стала японской «пустой рукой», ??, карате. Но на японском острове Окинава, 400 лет бывшем протекторатом Китая, до сих пор пишут??. А вообще… мой Учитель - основатель советского карате Алексей Штурмин говорит, что карате - это упрощенное ушу.

А что происходило с ушу в период культурной революции Мао Цзэдуна, когда огромные пласты китайской традиции оказались под запретом?

На ушу обрушились сильные гонения. Искусство было объявлено «феодальным пережитком». Мой учитель У Бинь (тренер легендарного Джета Ли) был сослан на 12 лет в «Школу 7 мая» - так назывались деревни, куда отправляли интеллигенцию «на перевоспитание». Жили там в деревянных бараках. Кровать - два кирпича, на них доска, а под голову еще один кирпич вместо подушки. Утром подъем, пение революционных песен, чтение цитатника Мао, потом до вечера работы в поле. Так что учителям ушу жилось тогда непросто. Но эпоха культурной революции закончилась, и в начале 1980-х сняли фильм «Шаолиньский монастырь», принятый публикой на ура. Потом восстановили и сам монастырь, почти полвека пролежавший в руинах.

«Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота»

Но еще раз повторяю: разговоры о пятитысячелетней истории искусства ушу - не более чем мистификация. Это как у нас сейчас модно рассуждать о древнем русском искусстве рукопашного боя. Но о каком искусстве идет речь? Приемов-то вообще никаких не было! А традиция - кстати, довольно мужественная - была такая: становились двое мужиков, брались за плечи, а потом по очереди размахивались и били друг другу в ухо. Кто выдержит - тот и победитель. Вот и весь кулачный бой. Другая форма боевого искусства была у лесных разбойников: там были хоть какие-то приемы, но тоже не больно хитрые. А накрутят ведь неизвестно чего: былины, Илья Муромец… Ну да, былины. Например, про Василия-пьяницу. Выпил человек ведро водки, вышел в поле, натянул тетиву, саданул куда-то в небо и попал Тугарину Змеевичу в глаз. Или тот же Илья Муромец. Просидел 33 года сиднем на печи, на 34-й к нему калики перехожие зашли и говорят: «Илюш, ну ты чего, нормальный ты человек? Ну сколько сидеть-то можно?» Встал Илья Муромец и пошел совершать подвиги…

Но в Китае-то, наверное, поизящнее все было?

Тут надо помнить, что рафинированность всегда идет в ущерб функциональности и эффективности. В таолу, например, очень много того, что в бою не нужно. Вообще в реальном бою нужно не так-то много ударов. Один из самых эффективных - это low kick. А бить ногой в голову нет совершенно никакой необходимости ни в тхэквондо, ни в карате, ни в ушу. Но это красиво, зрелищно, необычно, хотя и совершенно не эффективно. Так что люди, которые тренируются для показательных выступлений с постановочными комплексами и схватками, не являются хорошими бойцами. Но чтобы сделать из них хороших бойцов, грамотному тренеру понадобится около месяца. А чтобы сделать хорошего бойца из человека, который всего этого не может, понадобится в лучшем случае два-три года. Таолу - это девять из десяти ступеней до уровня мастера боевого единоборства. Примерно так же, как со стрельбой в 9-м управлении КГБ: там людей учили стрелять на вспышки, прыгая на батуте в полной темноте. Можно не сомневаться, что когда подготовленному таким образом стрелку надо будет застрелить человека, он его застрелит.

Наперекор запретам

А как ушу оказалось в России?

Первым русским, посетившим Шаолинь в 1908 году, был академик Василий Михайлович Алексеев. Он потом написал книгу «В старом Китае», там есть такие строки: «Доехали до Монастыря молодого леса. Очень интересно изображение танцующих и боксирующих монахов». И фотография. Но Алексеев в тонкости упражнений «боксирующих монахов» углубляться не стал - поехал дальше.

В СССР, как известно, восточные единоборства были под запретом. К тому же страна была закрытая, и идеи извне в нее проникали с трудом. Но где-то в начале 1980-х годов наш известный тренер Гусейн Магомаев уже преподавал один из видов ушу - тайцзицюань, которому его научил один уйгур. В Союзе на территории Киргизии и Казахстана были китайские деревни, где жили дунгане - китайцы, говорящие по-китайски, но пишущие русскими буквами. Что-то пошло от них. Но в основном энтузиасты подпольно занимались по книгам, привезенным с Запада.

В 1985 году я как раз устроился работать в Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН СССР. Началась перестройка. И вот волею судеб мне в руки попала изданная в Пекине тамошним Институтом физкультуры книжка с базовыми упражнениями ушу. Мы с друзьями стали по этой книжке заниматься. Открыли подпольную секцию. И так получилось, что к нам пришел заниматься сын советника Горбачева - академика Абела Аганбегяна. Я подумал: а ведь это - шанс легализовать ушу в Союзе.

Сын Аганбегяна устроил нам аудиенцию у своего отца. Тот нас послушал и говорит: «Но карате же запрещено!» Я ему: «А я и не предлагаю карате. Я предлагаю культивировать китайскую гимнастику ушу как элемент советско-китайского культурного обмена». Это был хитрый ход с моей стороны - тогда советское руководство как раз начало искать точки сближения с КНР. И Аганбегян согласился: только, говорит, давайте без спаррингов, кулаков и всего такого. Я, конечно, не возражал - важно было принципиально сломать запрет. Аганбегян говорит: «Пишите письмо на имя Горбачева». Я написал, оно через Аганбегяна пошло наверх, и все завертелось.

Хотя, конечно, по тем временам это было очень опасно. Была же статья 219 УК РСФСР, прямо запрещающая занятия карате. Когда я открыл первую секцию при ИДВ, в газете «Труд» появилась статья на целый разворот под заголовком «Карате под маской ушу». Ко мне пришли из Прокуратуры СССР и из ОБХСС, и спас меня тогда только случай. Вскоре я создал Федерацию ушу СССР. Наша первая школа при ИДВ называлась Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока. Естественно, все, кто подпольно занимался карате, хлынули туда. Так все и началось.

В 1989 году мне удалось съездить на полтора месяца в Китай. Приняли нас радушно, отвезли в пекинскую школу ушу, представили тренеру. Я и семь бывших со мной учеников прошли там подготовку, получили дипломы инструкторов по ушу, вернулись в Союз и начали преподавать уже более-менее системно и профессионально.

Китайцы как раз в то время начали создавать Международную федерацию ушу. В 1991 году под ее эгидой прошел первый чемпионат мира. Мы к нему подошли уже с полноценной командой и заняли шестое место. Сейчас Международная федерация ушу объединяет более 100 стран, а мы входим в тройку сильнейших: Китай, Вьетнам и Россия. То есть даже Гонконг с Макао позади нас. Хотя выступают за эти команды те же самые китайцы.

Занимались мы на Херсонской улице в Москве, в здании школы легкой атлетики, 13 лет находившемся в состоянии ремонта. Я ушел из института, потому что совмещать его с тренировками стало невозможно. Тогда время было такое - появился шанс заработать много денег, купить квартиру, машину. Большинство так и делали. А я свои первые деньги - 7 тысяч рублей - вложил в школу. И машины у меня не было до 93-го года, пока я не купил себе «Оку». Потом пришла комиссия и удивилась: «Как это так - школа больше десяти лет ремонтируется, из пяти этажей сдан один, и там дети занимаются?» В результате меня сделали директором всей школы. У нас появился постоянный зал, мы положили там ковер, нарисовали шаолиньскую фреску, сделали душевые, и к нам стали приходить ученики. Занятия были бесплатными. Вот из этих детей и выросли наши первые чемпионы мира.

Так за какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день. Когда мы регулярно стали привозить медали с международных чемпионатов, на школу обратило внимание государство. И сейчас мы не бедствуем: тренер получает у нас официальную зарплату более 90 тысяч рублей.

Теперь с китайцами мы в состоянии соревноваться на равных. Наши ребята их побеждают. В пекинской школе ушу, куда мы ездили за своими первыми сертификатами в 1989 году, вырос абсолютный чемпион Китая Хэ Цзиньдэ. Для старого поколения наших спортсменов, выигрывавших в 92-м году чемпионат Европы, он был просто богом. А в прошлом году его победил на чемпионате мира в Пекине простой 16-летний паренек Стасик Галкин из совхоза «Московский». Вот так: пришел в школу лет в 10 и через шесть лет победил самого Хэ Цзиньдэ.

Кость в горле у европейцев

Но ведь в Россию ушу пришло позже, чем в большинство стран мира. Чем можно объяснить такие успехи?

У нас сложилась своя тренерская школа. Если почти во всем мире пошли по пути приглашения китайских специалистов, то я начал воспитывать своих, российских тренеров. И сейчас у нас есть тренеры такого уровня - например, заслуженный тренер России Татьяна Куприянова - что, скажем, национальная сборная Казахстана перестала ездить в Китай и в прошлом году подписала контракт с нами: они теперь будут тренироваться в Москве. Здесь же, у нас, тренируется спортсмен из сборной команды Англии, приезжают финны, итальянцы.

У нас и школы свои успели сложиться. Сильнейшая в стране школа мужского саньшоу - дагестанская. Она дала сборной удивительных ребят. Например, Муслим Салихов, завоевавший в профессиональных боях титул «короля китайского саньда» (свободных поединков в полный контакт), - первый в истории некитайский чемпион. В Китае его на улицах узнают. Еще бы, высадил всех китайских профессионалов!

Или Джанхуват Белетов, недавно награжденный в Кремле национальной премией «Золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Парень в 1/8 финала чемпионата мира сломал руку. Ему наложили гипс. А он ночью его разгрыз, снял, пришел на четвертьфинал и победил. А потом победил в полуфинале и в финале. Со сломанной рукой выиграл три схватки и стал чемпионом мира! Победил китайца, иранца и египтянина - самых сильных спортсменов - одной рукой, левой.

И девушки у нас очень сильные. К примеру, чемпионка мира Даша Тарасова. Девчонка получила тяжелейшие травмы - разрывы связок мениска, отслоение хряща. Врачи ей сказали: «Какое ушу, ты ходить-то будешь с трудом». И что же? Через полгода она выигрывает чемпионат Европы, а вскоре - чемпионат мира в Пекине.

У нас вообще нормальная национальная сборная. В том смысле, что, к примеру, национальные сборные США, Канады, Аргентины, Малайзии, Индонезии, Сингапура состоят сплошь из этнических китайцев. Они наряду со сборными Китая, Гонконга, Тайваня (тоже все, естественно, китайцы), а также Вьетнама и Японии и есть наши основные конкуренты. На олимпийский турнир в Пекине российские спортсмены полностью выбрали всю национальную квоту - восемь мест. В действительности прошли десять человек, но двоих нам самим пришлось убрать. А из остальных европейцев квалифицировались только двое: итальянская спортсменка Сю Хуйхуй из китайской провинции Сычуань и англичанин Ричард Дивайн, который тренируется в России.

Естественно, мы европейцам как кость в горле. Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота. Мы уже дошли до того, что иногда в ряде категорий не выставляем совсем уж сильных спортсменов.

Потрясающий коэффициент полезного действия! Годовой бюджет Федерации ушу Ирана, которую возглавляет один из министров, - что-то около $10 млн. А бюджет Федерации ушу России - $60 тыс. и еще 1 млн рублей в год. Выживаем и конкурируем на международном уровне только за счет нашей школы, которую финансирует правительство Москвы. С учетом этих московских денег мы уже не уступаем иранцам. У меня один фонд заработной платы в месяц равен десяти годовым бюджетам Федерации ушу России.

Не возникало желания попробовать себя на тренерской работе за границей? Чтобы хоть было с кем соревноваться…

А с какой стати? Мне страна платит хорошую зарплату - я и готовлю для нее чемпионов. Зачем мне заграничные пироги? За границей отдыхать хорошо… А работать надо дома! Так что пусть растят своих Музруковых…

Фото: из личного архива Г. Музрукова, Rapho/Eyedea/East News

Музруков Глеб Николаевич. Родился 16 ноября 1961 года. Окончил МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Владеет пятью иностранными языками, в том числе китайским. Президент Федерации ушу России, государственный тренер сборных команд России по восточным единоборствам, заслуженный тренер России.

Член президиума и ответственный секретарь Российского союза боевых искусств.

Заместитель председателя технического комитета Международной федерации ушу (IWUF). Кавалер ордена EWUF «За развитие ушу в Европе». Автор и ведущий телепередачи «Путь Дракона».

Многие люди знают о монастыре Шаолинь в Китае, о нём снимали фильмы и писали в книгах, газетах.

Всем известно, что монахи этого монастыря обладали необычным боевым искусством.

Так вот, родиной боевого искусства ушу является китайская провинция Хэнань. А именно зарождение произошло в известном монастыре Шаолинь.

Что это такое

Ушу это в переводе с китайского означает – «остановить агрессию или боевое искусство», на Западе называют кунг фу (kung fu). Человека, владеющего приемами ушу называют ушуист.

Создателем этого уникального восточного единоборства был бывший патриарх Бодхидхарма в середине 6 века нашей эры, так же он был создателем и вложил основы в секту чэнь, в Японии называют дзэн.

Когда Бодхидхарма пришёл в монастырь Шаолинь, он начал рассказывать о новом учении.

И тут он увидел на 1-х занятиях, что многие ученики слабые телом и духом, то есть засыпают во время занятий.

И вот он решил создать физическую и психологическую подготовку специальных упражнений под названием «18 движений рук архатов» (архат – это сверхчеловек или полубог, переводится с санскрит – достойный).

В этих 18 простых комбинациях вначале вставали в защиту, потом наносился удар, в итоге потом стало очень много комбинаций, около нескольких тысяч.

Ещё до создания ушу во 2-м – 3-м веке, знаменитый медик по имени Хуа-то разработал лечебную гимнастику – Игры пяти зверей, в которую входили медведь, птица, тигр, обезьяна, олень, то есть подражание этим животным.

Но она также использовалась не только в лечебных целях, но и в боевых. Когда он умер, он оставил после себя огромное и научное наследие.

Эта гимнастика существует и на данный момент, её вы можете посмотреть в этом видео:

Стили

В скором времени и монахи Шаолиня стали разрабатывать стили животных и насекомых, подражать стихиям воды, ветра, огня и воздуха.

Сейчас стилей ушу насчитывают несколько тысяч. Например, названия известных стилей ушу – самый знаменитый это Тайцзицюань (кулак Великого Предела) , в него входят медленные и пластичные движения, которые завораживают своей красотой, красота этих движений не только внешняя, но и внутренняя, то есть человек чувствует в себе всю красоту в своём теле.

Ещё существует стиль ушу Танланцюань или стиль Богомола созданный мастером Ван Ланом из провинции Шаньдун.

В Танланцюань входят быстрые движения, гибкость, захваты.

Используя его, вы познаете всю красоту, а чтобы познать, нужно желание и сила воли, тогда вы достигните высот само совершенства.

Сейчас боевое искусство ушу существует практически везде, кто-то его использует в боевых, а кто то и в лечебных целях. Ушу — это и своеобразная гимнастика. Так же выделяют спортивное ушу саньда — свободный контактный поединок.

Вы можете начать им заниматься, если хотите поближе узнать его, вот название книги – автор И-Шен – «Гимнастика ушу начинаем с нуля». Читайте, пользуйтесь и будьте здоровы!

Смотрите видео, в котором рассказывается о боевом искусстве ушу:

Сегодня многие люди, при слове УШУ зачастую представляют абсолютно разное наполнение. Для кого то это движения из старых фильмов 80-х и 90-х, когда на пике популярности были такие фильмы как «Хон Гиль Дон», различные киноэпопеи про противостояние ниндзя и Шаолиня, да всего и не перечислить! А для кого-то это оздоровительные движения, так красиво и медленно выполняемые пожилыми людьми в парках. Многие видят в этом систему спортивного боя, эффективную и опасную, а есть те, кто упражняется в высокоакробатических элементах, тренируя сальто и прыжки с поворотом на 360 и 720 градусов…

Мы даже провели специальный опрос, где задавали вопрос: «А что такое УШУ???» Передачу с данным опросом можно посмотреть на нашем канале ютуба прямо здесь:

На самом деле все просто. Если вы хотите заниматься данным искусством, или, возможно, хотите отдать ребенка на УШУ, то вам однозначно надо понимать чему можно научиться в той или иной секции.

Например, человек, насмотревшись на прекрасно подготовленного бойца Забита Магометшарипова, выходца из УШУ, одного из лучших бойцов UFC, идет заниматься в секцию УШУ. Но по воле случая он попадает туда, где занимаются совершенно другим направлением. Как минимум этот человек через некоторое время будет разочарован… Или если кто-либо ищет оздоровительные методики, но попадает в секцию, где тренируют спортивный поединок — результат явно будет отрицательный. И возможно, полностью разочаровавшись, люди больше не вернутся в это прекрасное искусство.

Чтобы такого не приключилось, необходимо изначально понимать как свои цели, так и те направления, которые предлагает УШУ. И в таком случае разочарованных не будет! Ибо все, что вы хотите, вы однозначно найдете в данном искусстве! Главное прийти в правильное место!

Давайте, наконец-то, уже и подойдем к развязке в данном вопросе.

А истина заключается в том, что на сегодняшний день УШУ не представляет собой некое единое пространство. Как уже говорилось, эволюционным путем оно разделилось на 3 большие направления.

Начнем по порядку.

Помните старые фильмы, которыми был наводнен кинематограф, где встречались в бою монахи с ниндзя, летающие воины отбивали тысячи стрел, а исчезающие и телепортирующиеся бойцы вообще поражали наше воображение!? Если не помните, то посмотрите фильмы «Хон Гиль Дон», «Ниндзя против Шаолиня» и др…

Да и современный кинематограф не стоит на месте. Для того, чтобы быть актером в фильме в роли бойца кунгфу или другого стиля нужна определенная подготовка. Насколько красочно снимаются моменты поединков, какие крутые приемы делают герои…

А ведь это и есть первое направление — спортивное таолу. Это то направление, которым в Китае в недалекие времена пытались заменить все УШУ. Какие причины данных итераций? Сейчас мы рассматривать не будем. Факт остается фактом — во время так называемой культурной революции было практически вырвано с корнем все, что касается традиций и настоящей воинской подготовки; все, что было связано с ушу как цельной системой подготовки человека, способного самостоятельно принимать решения, основываясь на понятиях воинской морали .

Но любовь к ушу у людей удалить не получалось и мудрое руководство ЦК Партии КНР решило вопрос кардинально — было создано УШУ для народа, его даже назвали ГОШУ, что означало Государственное искусство!

Были созданы специальные стили, особенностью которых был артистизм и умение красиво двигаться. На сегодняшний день это направление настолько развилось в своей специализации, что спортсмены нарабатывают невероятные головокружительные акробатические элементы. Уровень владения телом вырос до колоссальных высот. Сальто и прыжки, скорость и артистизм здесь на высоте. А что еще нужно для кино?

Но и сама эта система стала действительно самодостаточной чтобы совершенствоваться в ней. Профессионалы в данном направлении реально поражают своей координацией, прыгучестью и акробатикой.

Вот именно отсюда мы имеем спортивное таолу. Это система подготовки, где основной целью тренировок является обучение прихода в стойки, наработке красивых читаемых движений, формированию красивых четких форм рук и ног. Однако в боевом плане, все не так красиво. И нужно четко понимать: это не обучение сражаться — это обучение красиво показать.


И здесь мы плавно переходим ко второму направлению — это диаметрально противоположные цели и тренировки. Название данной ветки УШУ — .

Саньда — это как раз система спортивного поединка, где основой подготовки является тренировка тайминга, умение наносить удары, перемещаться и работать против живого противника на ринге или специальном помосте. Здесь эффективность в бою 1 на 1 является основой тренировочного процесса. Именно эффективность ставится превыше артистизма и красоты движений. Это подготовка бойца.

По сравнению с разделом спортивного Таолу здесь совершенно другие движения, другие перемещения, другая работа тела. Это как 2 конца одной ооочень длинной палки.

Чем более профессионально вы занимаетесь любым из этих направлений, тем дальше от середины палки вы отодвигаетесь к краю. Вы никогда не сможете держаться за 2 конца одновременно.

И зачастую люди, которые занимаются, к примеру, спортивным таолу, глядя на саньдаистов попросту говорят: «Да это же не УШУ вообще!» И наоборот. Те, кто занимается саньда, часто вообще не понимают что делают спортсмены в разделе спортивного таолу…

А на самом деле это всего лишь 2 разных направления, в которых можно совершенствоваться очень долго. И в каждом из них можно добиться потрясающих результатов! Только надо четко понимать свои цели и то, какие цели преследует выбранное направление.

И здесь мы переходим к третьему разделу, к тому, из которого и вышли первые два. Это корень или, так сказать, связующее звено.

Это традиционное УШУ или, лучше сказать, традиционные стили УШУ . Это те знания, которые накапливались Мастерами и передавались из поколения в поколение, отбирая наиболее эффективные и лучшие техники. Основой тренировок в данном направлении является, безспорно, эффективность. И здесь мы видим схожесть направления Саньда, которое взяло эффективность за основу тренировочного процесса.

Однако, говоря об эффективности, следует сказать, что, эффективность в традиционных направлениях связана далеко не только с умением вести бой с одним или несколькими противниками. Эффективность касается также и оздоровительных практик. Техники приведения сознания в спокойное и уравновешенное состояние также занимают значимое место в передаче традиций.

Все эти техники направлены на саморазвитие и воспитание в человеке необходимых моральных, этических и, конечно же, физических качеств.

Ибо человек, обладающий знаниями боевых искусств, но не впитавший в себя моральные ценности Удэ, может быть очень опасен для общества.

Поэтому традиция — это то место, где до сих пор сохраняются отношения Учитель-Ученик, проходит посвящение в последователи и хранители традиций стиля. И все в точности так как в книгах о древних героях-Мастерах, которыми зачитывались все ребята в детстве.

Благо в последнее время Китайское правительство одумалось и стало возрождать традиционное УШУ. Однако утеряно очень много. Но всетаки остались Мастера, которые смогли создать как спортивное УШУ Саньда, так и сохранить традиционные знания. Сегодня они, как и десятки лет назад, бережно передают их тем, кто готов их принять.

Не обошлось, конечно, без проблем. Популярность низкосортных фильмов 80-х годов породила множество школ, где за мастерство выдавалось откровенная подделка. Что и произошло во всем мире и на постсоветском пространстве в том числе. Мы имели громадное количество школ, называемых «семейными» или «клановыми», или еще как нибудь. Однако, в лучшем случае, создатель таких школ имел небольшую подготовку в каратэ, спортивном ушу таолу, возможно боксе… Так как не было возможности проверить откуда у него знания, то все очень просто закрывалось словами типа: «мне это передал сам Мастер»…. Да и сами «Мастера», даже если они были азиатской внешности, зачастую были так сказать самоназванными «хранителями клановых и семейных традиций»… Последователи тратили годы, десятки лет на изучение таких сокровенных практик. Результат прост. Его просто нет. И, к большому сожалению, на сегодняшний день еще масса таких школ и мастеров, которые выдают свой самодел за настоящее кунгфу. Но это уже отдельная тема.

Это все очень негативно сказалось и до сих пор сказывается на действительно великом искусстве УШУ. Незнание и непонимание основ и базы стилей приводит к изменениям в самом тренировочном процессе. А непонимание целей и задач приводит вообще к самым плачевным результатам.

Именно поэтому традиционное направление является наиболее сложным. В действительности именно здесь происходит слияние казалось бы невозможного — красоты и эффективности. Ведь красота также является одним из атрибутов УШУ. Только насколько эта красота разнится с привычной для нас — об это узнаем из другой статьи.

Вернемся же к стилям. На самом деле существует не бесчисленное их множество. И даже не тысячи и тысячи, а всего 129 стилей, традиционность которых подтверждена в ходе многолетних исследований в самом Китае. Это было сделано специально для того, чтобы постараться оградить истинно традиционное направление от шарлатанства.

На самом деле во всем мире не так много настоящих специалистов в традиционных стилях. Однако все они чтят и хранят традиции, и точно также, как и много веков назад, передают знания своим ученикам. Так что найти настоящего Мастера в традиционном направлении реально намного труднее, чем тренера в спортивных направлениях. А стать посвященным учеником или хранителем традиций является задачей очень трудновыполнимой. Слишком уж высокие требования предъявляются к кандидатам.

Итак, что же мы имеем в итоге?

А то, что прежде чем пойти заниматься УШУ, нужно четко понять какие цели вы преследуете. Затем нужно понять какое из направлений преподают в той школе, куда вы обратились. Не надо стесняться задавать вопросы тренеру. Важно понять какое направление практикуется в данном месте.

А практиковаться может только следующее:

  1. Спортивное таолу , куда относятся специально созданные стили Чаньцюань и Наньцюань. Также спортивные комплексы с оружием, длинным или коротким. Все это выступления, специально подобранные для соревнований, отличающиеся сверхчистотой движений, красочностью и высокой акробатикой на серьезном уровне подготовки.
  2. Искусство спортивного поединка . Это техника свободного боя на специальном помосте или на ринге по определенным правилам, которые на самом деле во многом и отличают данное направление от других смежных видов единоборств. Данное направление характеризуется высокой эффективностью и довольно широким разнообразием техник боя.
  3. Традиционные стили УШУ , где вам предстоит изучить настоящий стиль воинского искусства, пришедший из глубины веков и сохранивший все элементы эффективности касаемо боя, оздоровления и практик для развития сознания. Здесь вам предстоит кропотливая работа над базой, изучение комплексов разной направленонсти — как боевой, так и оздоровительной. Это, пожалуй, самое сложное направление. И здесь больше всего подводных камней. Так или иначе, приготовьтесь к кропотливому труду.

Следует отметить, что время соревнований наложило отпечаток и на традиционные стили. Практически в каждом стиле есть специфические комплексы, которые изучаются специально для соревнований. Они уже больше похожи на спортивное таолу. Потому что, в большинстве случаев, для удобства оценки их формируют так, чтобы они походили на спортивные. Конечно, в боевом плане здесь не все движения могут быть применимы. Это также следует помнить, если вы приступаете к изучению традиции.

Также существует очень сложный вопрос о том, насколько вообще методика изучения комплексов таолу является эффективной. Но это также тема для отдельной статьи!

Как можно видеть, УШУ сегодня позволяет найти нужное направление КАЖДОМУ из нас! Так что не раздумывайте и приходите на тренировки! Ибо сколько бы мы ни читали, сколько бы ни обдумывали… ничто не заменит реальных занятий!

А видео с ответом на вопрос — что такое УШУ для современного человека можно посмотреть здесь:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»