Переменный, шоссейный, быстрый бег. Виды и описание

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Данный вид мышечной деятельности в спортивной тренировке на высоте сравнительно широко начинал использоваться с началом 2-ой стадии адаптации. Динамические наблюдения за изменениями в состоянии организма проводились нами на пяти высококвалифицированных спортсменах. Бег выполнялся на высотах 2200 — 2350 м. При этом определялись уровень газообмена в первую минуту после окончания работы, МОД и пульс в течение пяти минут восстановления, артериальное давление на 1,3 и 5-ю минуты отдыха. Исследования проводились на 16, 28, 32 дни пребывания спортсменов в среднегорье.

Объем ускоренного бега в первом обследовании составил 10,5 — 16,5 км, каждые 1,5 км спортсмены пробегали за 7,40 — 9 минут. Уровень газообмена в первую минуту после работы характеризовался следующими средними величинами: МОД равнялся 40 литров, процент поглощения кислорода — 5,05, дыхательный коэффициент — 0,83, расход энергии на кг веса в минуту — 111 кал. В сердечно-сосудистой системе наблюдалось увеличение пульса до 134 уд. в минуту, систолического давления до 135 мм рт. ст., диастолическое давление оставалось на уровне покоя.

Приведенные данные указывают на то, что уже к 16 дню акклиматизации спортсмены без значительных отклонений в деятельности органов кровообращения и дыхания способны выполнять большую работу переменной интенсивности. На это указывает и быстрое снижение исследуемых функций в первые пять минут отдыха. Расчеты вентиляционного эквивалента и кислород — пульса свидетельствуют о высокой эффективности деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем при работе переменной интенсивности.

Однако стоило на 28 день пребывания спортсменов в горах удлинить отрезки ускоренного бега до 2 км и выполнить бег с повышенной скоростью, как реакция организма на работу переменной интенсивности резко изменилась. Легочная вентиляция в первую минуту восстановления в среднем составила 67 литров, расход энергии на кг веса в минуту увеличился до 199 кал, пульс — до 170 уд. в минуту, систолическое давление — 185 мм рт. ст., при этом отмечалось значительное понижение диастолического давления в среднем до 37 мм рт. ст.

При анализе полученного материала обращает на себя внимание тот факт, что повышение интенсивности в тренировочных занятиях и к 30 дню адаптации сопровождается значительным напряжением организма, особенно со стороны деятельности органов кровообращения. Следовательно, при использовании упражнений переменной интенсивности надо строго дозировать как время ускорений, так и их интенсивность.


«Среднегорье и спортивная тренировка»,
Д.А.Алипов, Д.О.Омурзаков

Смотрите также:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока физкультуры,

проведенного 29.10.2015 г. в 3 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Колесниковой Светланой Андреевной

Учитель: Е.Н. Гончарова

Методист: Ж.А. Тимошенко

_____________________

(подпись)

Зерноград

Тема урока: «Переменный бег. Чередование с ходьбой».

Класс: 3 «А»

Цель: создать условия для закрепления у обучающихся представлений о технике выполнения переменного бега, чередования с ходьбой; развитие физических качеств (выносливость, ловкость, быстрота).

Учебные задачи:

Обучающийся научится:

Обучающийся научится:

    общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и дружбы;

    умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

    технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой деятельности.

3. Направленные на достижение личностных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

    положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

    проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

    освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Инвентарь для учителя: спортивная форма, свисток, скакалки.

Инвентарь для обучающихся: спортивная форма.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный этап

Приветствует обучающихся: Здравствуйте!

Меня зовут Светлана Андреевна.

Сегодня я проведу урок физкультуры.

Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока.

Воспринимают информацию учителя на слух.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку физической культуры.

II . Этап актуализации знаний

Дает команду: «Равняйсь! Смирно!».

Напоминает технику безопасности на уроке физкультуры.

Дает команду: «Направо!»

Дает команду «Шагом марш!».

Дает команду «Руки на поясе, на носках марш!»

Дает команду «Руки за голову, ходьба на пятках марш!»

Дает команду: «Обычным шагом марш!»

Дает команду: «Руки на поясе, приставными шагами правым боком бегом марш!»

«Левым боком!»

Дает команду: «В равномерном темпе бегом марш!»

Дает команду: «Шагом марш!»

Восстановление дыхания – 2 круга.

«Направляющий на месте. Стой! Раз-два! Налево!»

Дает команду: «На 1, 2 – рассчитайсь!»

Дает команду: «Первые номера 3 шага вперед марш!».

Дает команду: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!»

Проводит ОРУ с гимнастической палкой (см. Приложение №1 ).

Внимательно слушают учителя.

Вступают в диалог и вспоминают ТБ при выполнении разминки.

Выполняют ходьбу.

Выполняют ходьбу с заданием.

Выполняют бег с заданием.

Выполняют бег в равномерном темпе.

Восстанавливают дыхание.

Выполняют перестроение в 2 шеренги.

Выполняют физические упражнения.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

III. Изучение нового материала

Проводит беседу о переменном беге, чередование с ходьбой. Напоминает учащимся о ТБ во время переменного бега. (см. Приложение №2 )

Объясняет технику выполнения переменного бега, чередование с ходьбой.

Контролирует правильность выполнения переменного бега, чередование с ходьбой.

Микроитог.

Учащиеся знакомятся с техникой безопасности на слух.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют переменный бег, чередование с ходьбой.

Познавательные: знакомятся с техникой бега по пересеченной местности с преодолением препятствий.

Регулятивные: прогнозирование результата усвоения изучаемого материала.

IV . Первичное осмысление и закрепление

Проводит игру большой подвижности «Медведи и пчёлы» (см. Приложение №3 )

Проводит игру малой подвижности «Угадай, что делали» (см. Приложение №4 ).

Создает эмоциональный настрой и обеспечивает мотивацию выполнения.

Микроитог.

Принимают активное участие в играх.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу в процессе участия в играх.

Коммуникативные: формирование умения работать в коллективе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

V . Итог урока.

Рефлексия

Дает команду: «Класс в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно!».

Подводит итог урока.

Обобщает полученные знания учащихся на уроке:

1.Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

2.С техникой какого бега мы сегодня познакомились?

3. Какие игры вам понравились?

Обучающиеся вступают в диалог с учителем и подводят итог урока.

Личностные:

понимают значение знаний для человека, прогнозируют уровень достигнутого на уроке.

Приложение № 1.

Комплекс общеразвивающих упражнений с предметом (гимнастическая палка)

Упражнение 1.

1- палку на грудь;

2- палку вверх, подняться на носки и потянуться;

3- опуститься на всю ступню. Палку на грудь;

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка за спиной на сгибах локтевых суставов.

1 – поворот туловища направо;

3- поворот туловища направо.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, палка внизу.

1- наклон вперед прогнувшись, палка вверх;

3- наклон туловища назад прогнувшись, палку вверх;

Упражнение 4.

И.п. – стоя, ноги вместе, палка за головой (на плечах).

1- выпад правой ногой вперед, палку вверх;

3- выпад левой ногой вперед;

Упражнение 5.

И.п. – стоя, ноги вместе, палка внизу.

1- присесть. Палка вперед.

Упражнение 6.

И.п.- стоя, ноги вместе, палка вверху.

1- мах правой ногой вперед, палку вперед.

Упражнение 7.

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, палка на полу.

Прыжки (мягкие) на носках через палку вперед-назад.

Упражнение 8.

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, палка на полу сбоку. Прыжки вбок через палку и обратно.

Упражнение 9.

Упражнения на восстановление дыхания.

Приложение №2

Беседа о переменном беге, чередование с ходьбой. Переменный бег – это передвижение бегом со сменой темпа бега от быстрого к медленному и наоборот. Бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Бег заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, а также бег укрепляет систему кровообращения.

Техника безопасности при переменном беге, чередование с ходьбой.

Учащийся должен:

Внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;

Во время движения не разговаривать;

Во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений.

Учащимся нельзя:

Покидать место проведения занятия без разрешения учителя;

Толкаться, ставить подножки в строю и движении;

Залезать на баскетбольные формы, виснуть на кольцах;

Жевать жевательную резинку;

Отвлекаться при объяснении заданий и выполнении упражнений;

Резко изменять направление своего движения.

Приложение №3

Игра большой подвижности: "Медведи и пчелы."

Цели: упражнять детей в лазании по лестнице, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети делятся на две группы: «медведи» и «пчелы». На одной стороне зала находится улей, а на противоположной стороне луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений, летят на луг за медом и жужжат). Пчелы улетают, а медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на возвышение) лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал «Медведи!», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после ее повторения дети меняются ролями.

Правила игры. Нельзя влезать на лестницу ногами выше второй рейки, спрыгивать с лестницы

Приложение №4

Малоподвижная игра: «Угадай, что делали»

Правильно-неправильно»

Цель: развивать внимание.

Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на

расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он дол-отгадать,

что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие

будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий

поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели - не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони,

скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то

проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое

действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается

другой ребенок, и игра повторяется.

Как только любители оздоровительного начинают задумываться о результатах своих пробежек, дистанции, времени, скорости, и начинают стремиться улучшить эти результаты, возникает вопрос как улучшить выносливость. Поскольку увеличение скорости бега требует от организма дополнительных резервов и , как правило не хватает выносливости для улучшения своих беговых показателей. Современные бегуны на средние дистанции для развития выносливости используют в своей подготовке большой арсенал тренировочных средств, которые являются вариациями пяти основных видов тренировки:

  • длительный равномерный бег;
  • длительный переменный бег;
  • интервальный бег;
  • повторный бег;
  • упражнения для повышения силовых возможностей.

Длительный равномерный бег — это непрерывный бег с постоянной скоростью. Продолжительность такого бега, в зависимости от интенсивности (скорости) и уровня подготовленности может варьироваться от 20 минут до 2 часов. Вариации этого вида тренировки, как и любого другого, зависят от цели. Изменяя скорость и продолжительность непрерывного бега, вы можете добиваться различных результатов — повышать порог анаэробного обмена (ПАНО) уровень максимального потребления кислорода (МПК), или использовать его для сохранения достигнутого уровня тренированности.

Длительный переменный бег — непрерывный бег, но скорость изменяется в широком диапазоне в зависимости от поставленной цели. Тут поле для фантазии практически не ограничено. Можно варьировать скоростью, длиной отрезков, продолжительностью работы и отдыха. Длительность переменного бега может колебаться от 30 минут до 1.5 часов. Разновидностями такой тренировки являются фартлек, переменный и прогрессивный бег.

Фартлек — название имеет шведское происхождение, и, как утверждают знатоки шведского языка, переводится как «игра скоростей». Этот вид тренировки предусматривает непрерывный бег с произвольным изменением скорости от быстрого спринта до ходьбы. Продолжительность и скорость ускорений, а так же скорость и продолжительность восстановительных интервалов заранее не регламентируются. Спортсмен сам выбирает скорость по самочувствию или в зависимости от профиля трассы. Чаще всего фартлек используют в начале подготовительного этапа.

Переменный бег — непрерывный бег с чередованием быстрых и медленных участков. В отличие от фартлека, скорость и продолжительность быстрых и медленных участков заранее регламентируется. Однако вариации могут быть самыми различными. Длина и скорость участков могут быть постоянными — например, на дистанции 6 км пробегается 3 быстрых участка по 1 км со скоростью 3:30 (3 мин. 30 секунд), чередуя их с медленными участками по 1 км за 4:30.

Для хорошо подготовленных марафонцев, вариант переменного бега может быть более сложным — например: 6 км по 4:00 + 3 км по 3:30 + 2 км по 4:00 + (3х1 км за 3:20 через 1 км за 4:00) + 1 км за 4:00 + 1 км за 3:40 + 2 км по 3:30.

Интенсивность переменного бега определяется суммарным объемом быстрых отрезков. В первом примере спортсмен должен пробежать только 3 отрезка по 1 км, и это составит 3 км интенсивного бега, а во втором примере суммарный объем интенсивного бега составляет 9 км.

Прогрессивный бег — непрерывный бег с постоянно нарастающей скоростью. Дистанция разбивается на несколько участков, и каждый последующий участок пробегается с более быстрой скоростью. Например, дистанция 15 км. разделяется на три участка по 5 км. Первые 5 км пробегаются по 4 мин/км, вторые по 3:50, третьи по 3:40. Варианты деления на участки могут быть различными, но главным условием является то, что каждый последующий участок пробегается с более высокой скоростью, чем предыдущие.

Интервальный бег — это повторное пробегание отрезков со скоростью 80-100% от уровня МПК. Интервалы отдыха, как правило, заполняются медленным бегом или другой мало , а их продолжительность зависит от длительности основной работы. Для точного определения уровня МПК существуют лабораторные методы, но в силу их недоступности для большинства любителей, останавливаться на них мы не будем.

На практике используется простой и доступный метод определения уровня МПК. На основе анализа лабораторных тестов установлено, что уровень МПК достигается на скорости, которая соответствует лучшему результату в беге на 5 км. То есть, если ваш рекорд на дистанции 5 км. составляет 15 минут, то бег со скоростью 3 мин/ км, или 5,5 м/сек., в пересчете на любой другой отрезок, соответствует скорости МПК.

Применяя интервальный метод тренировки, следует учитывать, что использование интервалов продолжительностью менее 2 минут больше влияет на увеличение ударного объема сердца, а интервалы продолжительнее 2 минут способствуют росту потребления кислорода.

Повторный бег — повторное пробегание отрезков со скоростью выше соревновательной. От интервальной тренировки этот метод отличается скоростью пробегаемых отрезков. Скорость интервальной тренировки ограничивается уровнем МПК. Повторный бег таких ограничений не имеет. Тренировка, как правило, проводится на отрезках значительно короче соревновательной дистанции и используется для развития скоростных возможностей и совершенствования техники.

Все перечисленные виды тренировки могут использоваться как в обычных, так и усложненных условиях. Это может быть бег в гору, по песку, по глубокому снегу или с буксировкой груза. Однако не следует забывать, что любая тренировка приносит пользу только тогда, когда она соответствует уровню подготовленности бегуна. Так что более сложная тренировка не всегда может оказаться более эффективной.

Силовая подготовка бегуна отличается от традиционного понимания силовой тренировки, связанной с поднятием тяжестей. Мышцы бегуна не испытывают максимальных нагрузок во время бега, но должны на протяжении длительного времени сохранять высокую работоспособность. Следовательно, и большая часть силовой подготовки должна соответствовать соревновательному режиму работы. Упражнения на тренажерах и с поднятием тяжестей не специфичны для беговой работы, поэтому в качестве основных средств силовой подготовки, бегуны используют круговую тренировку, а так же различные виды бега и прыжков в гору.

Вариаций перечисленных видов тренировки может быть бесконечное множество, все зависит только от цели тренировки, уровня подготовленности спортсмена и компетенции тренера. Как в музыке, в основе любого произведения лежит 7 нот, а у художников 7 основных цветов, так и у тренера — если к 5 основным видам тренировки добавить еще восстановительные мероприятия и психологическую подготовку, то получим 7 основных тренировочных инструментов.

1

Предпосылки исследования. Современная практика подготовки бегунов на выносливость предусматривает различные методы выполнения беговых нагрузок. Одним из самых популярных является применение темпового бега на дистанциях 8-20 км со скоростью несколько ниже соревновательной. Как разновидность, используется темповый переменный бег. Так как часть беговой работы выполняется на повышенных скоростях, естественно к организму спортсмена предъявляются более высокие требования, что подтверждено исследованиями В.В. Михайлова, в которых, показана неэкономичность нестационарных режимов по отношению к стационарным. При этом к нестационарным режимам относится, циклическая деятельность с отклонением скоростей от средней более чем на 3%. Однако, педагогические наблюдения, практика ведущих бегунов, показывает, что субъективно спортсмены переменный темповый бег переносят легче, чем равномерный.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что равномерный темповый бег предъявляет более высокие требования к сердечно-сосудистой системе спортсмена, чем переменный темповый бег с такой же средней скоростью.

Методы и организация исследования. Для проверки данной гипотезы был организован педагогический эксперимент в котором приняло участие 6 высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции. Спортсмены выполняли темповую пробежку в равномерном или переменном режимах, в процессе которой при помощи мониторов сердечного ритма постоянно регистрировалась ЧСС. Сравнивалась пульсовая реакция на пробежку в той или иной вариации. Определялась средняя ЧСС, а на следующее утро после пробежки ИН (индекс напряжения Баевского), характеризующий состояние регуляторных систем организма спортсмена. В темповом переменном беге варьировались средняя скорость и ее колебание, а так же регламент смены скоростей. Все пробежки выполнялись спортсменами в стандартных условиях стадиона. В эксперименте изучалась реакция организма спортсмена на переменный темповый бег с вариацией скоростей в 5, 10 и 15%.На основании индивидуальных протоколов определялись среднегрупповые данные по каждой вариации бега.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ данных, полученных в результате эксперимента позволяет говорить, что средняя ЧСС при переменном темповом беге ниже, чем при беге с той же постоянной скоростью. Эти различия достоверно значимы при р < 0,05, для исследуемых,вариаций где разница ЧСС составило более 3 ударов в минуту. Рассмотрение среднегрупповых пульсовых показателей равномерного и переменного темпового бега показывает что, при колебании скоростей до 10% среднее значение пульса может быть на 2-3 удара в минуту меньше, чем при беге с такой же средней, но постоянной скоростью. Однако при колебании скоростей от 10до 15% среднегрупповые пульсовые показатели при переменном темповом беге превышают аналогичные показатели при равномерном темповом беге.

Следует отметить, что и ИН при колебании скоростей до 10% ,после переменного темпового бега ниже, чем после равномерного, что говорит о меньшей нагрузке на регуляторные системы. Различия достоверно значимы при р < 0,05, для исследуемых вариаций. При колебании скоростей от 10 до 15% индекс напряжения после переменного темпового бега превышает аналогичный показатель равномерного темпового бега.

Выводы. Таким образом, на экспериментальном уровне показана высокая экономичность бега с неравномерной скоростью по отношению к равномерному. При колебании скоростей до 10% среднее значение пульса может быть на 2-3 удара в минуту меньше, чем при беге с такой же средней, но постоянной скоростью. Полученные данные позволяют предположить, что смена ритма разгружает психическую сферу спортсмена, тем самым обеспечивая большую общую экономичность темпового бега, и является эффективным средством повышения экономичности бегунов. При этом вариации с незначительными колебаниями скорости (3-5%) позволяют достичь рекордных результатов, что подтверждается высокими результатами в соревновательной деятельности (В. Куц., Х. Роно.)

Проведенные исследования еще раз продемонстрировали высокую прогностическую значимость пульсовых характеристик, как для оценки подготовленности спортсменов, так и для оценки величин тренировочных нагрузок.

Список литературы

1. Алексеев В.М. Субъективная и физиологическая оценка напряженности глобальной и региональной физической нагрузки / Алексеев В.М., Ружинская Ж.Л. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.,1998. - Т. 4. - С. 148-151.

2. Баевский Р.М. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. - Новосибирск, 1974. - Т. 1. - С. 44-48.

3. Михайлов В.В. Исследование дыхательной и двигательной функции при стационарных режимах в циклической деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 1971. - 41 с.

Библиографическая ссылка

Власов М.В., Хромцов Н.Е., Гильмутдинов Ю.А. БЕГ С РАВНОМЕРНОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 49-49;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30072 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Человек, единственное млекопитающее освоившее бег на двух ногах - сложную биомеханическую форму движения, отличающуюся от ходьбы наличием фазы полета и отсутствием фазы двойной опоры. Миллион лет эволюции потребовалось ему, чтобы из существа, неуверенно передвигающегося двуногого существа, превратиться в бегуна преодолевающего десятки километров.

Бег помогал избегать опасности, добывать пропитание, спасаться от стихийных бедствий. Менялась костно-мышечная система. Бег становился быстрее, продолжительней и устойчивее. Изменения в интенсивности бега влекли за собой изменения всех систем организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и т.д. Человек становился выносливей и активней. Заметно повысился уровень метаболизма. Внутренние процессы стали протекать намного быстрее.

К сожалению, скорость эволюционных изменений для различных систем организма разная, и некоторые из них, до сегодняшнего дня, не завершили полную адаптацию к двуногому бегу.

Бег в XX веке

Когда-то, и это было не так давно, бег считался лучшим профилактическим средством от многих недугов связанных с гиподинамией. Писалось огромное множество статей на эту тему, печатались брошюры, снимались телепередачи. По всей стране создавались клубы любителей бега, а бегущий человек был символом здорового образа жизни. А потом, как то неожиданно, все закончилось. Народ еще продолжал, и продолжает до сих пор, бегать. Но все это уже носит характер частной инициативы.

Сегодня, по прошествии 52 лет с начала всемирного увлечения бегом, отношение к этому виду циклической нагрузки, у официальной медицины, несколько изменилось.

Но давайте по порядку...

История бега, как физического упражнения насчитывает тысячи лет. Первые доисторические Олимпиады проводились исключительно на беговых дистанциях. Бег всегда являлся мерилом физической формы, но до XX века, не являлся средством для оздоровления организма (по крайней мере для широких масс).

Все изменилось в 1961 году, когда новозеландский тренер по легкой атлетике, Артур Лидьярд, в парке Окленда, собрал первых своих слушателей лекций о беге. Именно тогда, и это зафиксированный исторический факт, была совершена первая массовая пробежка в оздоровительных целях.

Вскоре, совместно с журналистом Гилмором Гартом, он пишет ряд книг ("Бег ради жизни","Бег с Лидьярдом" и пр.), о оздоровительной пользе бега, которые производят фурор во всем мире. Пользуясь своим именем успешного спортивного тренера, а Лидьярд воспитал двух олимпийских чемпионов из Новой Зеландии, он начинает широкую пропаганду бега трусцой. Что, вскоре, приводит к повсеместном увлечению оздоровительным бегом. Десятки миллионов людей, со всех континентов, встают по утрам на пробежку.

До самой своей смерти, а умер он в 2004г, в возрасте 87 лет, во время поездки с лекцией в Техас, он продолжал свою популизаторскую деятельность.

Полезные свойства бега

Безусловно, бег, одно из самых полезных и легкодоступных упражнений аэробного характера благотворно влияющее на весь организм. Он увеличивает порог выносливости, повышает тонус иммунной системы, налаживает работу эндокринной и нервной систем, активизирует обменные процессы, укрепляет мускулатуру. Расправляются легкие. От ритмичных сотрясений при беге мягко массируется тело, а от гравитационных перегрузок, кровь обновляется в самых мелких капиллярах. Из печени в общий кровоток включается застоявшаяся депонированная кровь. И многое, многое другое...

Но самым важным влиянием бега на организм, по праву, считается его воздействие на сердечно-сосудистую систему. Постоянные занятия бегом тренируют сердечную мышцу, активизируют ее метаболизм. Очищают сосуды от холестериновых бляшек, делают их более эластичными, предупреждают закупорку сосудов склеротического характера, нормализуют давление, снижают риск инфаркта и инсульта.

Преимущество бега перед другими видами циклической физической нагрузки в том, что он задействует наиболее крупные мышцы тела в наиболее интенсивном режиме, что позволяет достичь лучших результатов быстрее и стабильнее. И все было бы хорошо, если бы через четверть века, после всеобщего увлечения бегом для здоровья, не стали появляться первые тревожные симптомы...

Вредное воздействие бега

Те кто начинал бегать в далекие 60-е, первыми восприняв идеи Лидьярда, в 80-е, стали сталкиваться с существенными проблемами суставов и позвоночника. Многие пересели в инвалидные кресла или стали передвигаться на костылях. Сильные и крепкие, с здоровым сердцем и чистыми легкими, они десятками утрачивали работоспособность. На первых порах это проходило незаметно. Но скоро приобрело лавинообразный характер.

К 90-м стало ясно, что массовые проблемы с суставами у людей среднего и старшего возрастов имеют какие-то общие причины. Дальнейшее изучение проблемы выявило и саму причину - оздоровительный бег.

Оказалось, что чтобы бег для здоровья не превратился в бег от него надо соблюдать несколько условий:

1. Бегать не абы как, а строго согласуясь с техникой бега разработанной Лидьярдом. Это т.н. джоггинг (шаркающий бег) или, как его называют бег трусцой.

2. Строго подходить к беговой поверхности. Некоторые виды, особенно распространенные в городских условиях, категорически не подходят для бега.

3. Людям имеющим проблемы с позвоночником и суставами ног, а также с заметным избыточным весом, бег противопоказан.

4. Для оздоровительного бега существуют строгие ограничения по интенсивности и продолжительности бега.

5. Особое внимание нужно уделять спортивной обуви и нижнему белью (особенно женщинам)

Правильный оздоровительный бег

Техника бега трусцой

Правильная техника бега позволяет избавиться от лишней нагрузки на суставы и избежать переутомления организма

1. Во время бега нога, как бы перекатывается с пятки на носок, начиная соприкосновение с землей с пятки.

2. Отталкивание должно проводится с основной нагрузкой на стопу, при этом колено должно полностью выпрямляться.

3. Ширина шага не должна быть большой.

4. Тело следует держать вертикально, чуть наклонив в сторону движения.

5. Руки совершают движение параллельно вектору движения и согнуты под прямым углом.

6. Голова должна быть приподнятой, взгляд на 20-30 метров вперед.

7. Раскачивания корпуса из стороны в сторону исключены.

8. Дыхание только через нос.

Беговые поверхности

Эволюционное развитие и приспособление человека к двуногому бегу происходило на природных поверхностях - грунт, трава, песок и т.д. Которые обладали значительными пружинистыми свойствами по сравнению с современными технологичными поверхностями городов. Поэтому при беге стоит избегать поверхности из бетона, нежелательны всевозможные плиточные покрытия, булыжные мостовые и покрытия автобанов. Чуть лучше дело обстоит с простым асфальтом. Деревянные покрытия спортивных залов, всевозможные покрытия стадионов и искусственная трава, являются лучшими вариантами для бега в городских условиях.

Помимо пружинистых свойств беговых поверхностей к ним предъявляются требования по "ровности" и "пересеченности".

Суставы нижних конечностей при беге

Бег подразумевает под собой фазу полета, а это значит значительные перегрузки при приземлении. Все советы по правильной технике бега, выбора поверхности и обуви, имеют одну основную цель - минимизировать нагрузки на суставы ног.

Как показывают исследования, при приземлении на одну из ног, при беге, коленный сустав испытывает 4-5 кратные перегрузки, т.е. на него давит вес превосходящий в 4-5 раз собственный вес человека. Тысячи таких соударений, изо дня в день, иногда на протяжении долгих лет, в конце концов приводят к серьезным проблемам с суставами, вплоть до полной утери возможности передвижения. Суставы просто физически изнашиваются от продолжительных перегрузок.

К сожалению суставы и сухожилия не обладают, как мышцы, большой степенью адаптации. Их возможности в этом крайне ограничены и не зависят от тренированности.

Интенсивность и продолжительность бега

Оздоровительный бег не должен быть интенсивен. Дыхание при нем должно быть свободным, непрерывистым. Таким чтобы можно было спокойно общаться на бегу. Частота пульса не выше 180 ударов в минуту до 30 лет, и не больше 180 ударов минус возраст, для лиц старше 30. Контроль можно осуществлять и при помощи дыхания. Превышение нормы пульса отображается невозможностью дышать при беге, только носом.

Бегать надо до 5 раз в неделю, равномерно распределяя дни отдыха. Продолжительность бега от минимальных 20 минут до максимум полутора часов. Большая продолжительность со временем грозит переутомлением и неблагоприятным влиянием на сердечную мышцу (вплоть до ее усыхания).

Обувь и белье для бега

Обувь для бега ни чем не отличается от обуви для ходьбы. О ней можно почитать . Что же касается белья, то оно должно быть из натуральных волокон. Женщинам следует уделить особое внимание приобретению специального спортивного белья для груди.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»