Специальная подготовка лыжника. Физическая подготовка горнолыжника

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
После соревновательного сезона наступает время восстановительного периода. В теории и практике спортивной тренировки данный этап называется переходным периодом. Основной целью данного этапа является восстановление функциональных систем организма, в том числе нервной системы после соревновательных и интенсивных тренировочных нагрузок. В начале подготовки к следующему сезону желательно использовать большой ассортимент различных средств физической подготовки для разгрузки психики, получения удовольствия от тренировочного процесса.
На данном этапе важно с желанием выходить на тренировки, проводить их с удовольствием и на чувстве мышечного комфорта. Заканчивать тренировку желательно с ощущением как бы немного «не до тренировавшись», можно сказать, за счет силы воли «уводить себя с тренировки». Очень важно поймать эту тонкую грань, когда еще есть желание продолжать тренировку, но при этом начинает накатываться легкая усталость – вот на этой точке тренировку и следует заканчивать. Это необходимо, в том числе и для развития интереса к тренировочному процессу. При правильном подходе азарт и интерес должен нарастать с увеличением объемов и интенсивности нагрузок в подготовительном и соревновательном периоде.

Основные задачи переходного периода подготовки:

1. Укрепление опорно-двигательного аппарата, прежде всего связок и мышц, обеспечивающих движение в суставах.
2. Поддержание аэробных возможностей окислительных мышечных волокон мышц ног, плечевого пояса, туловища, функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.
3. Поддержание (увеличение) силовых возможностей мышц ног, плечевого пояса, туловища.

В связи с решением вышеуказанных задач рекомендуется использовать как, аэробные, так и силовые тренировки. Стоит отметить, что при грамотном планировании и первый и второй вид тренировок будет решать задачу укрепления опорно-двигательного аппарата.

Аэробная подготовка

В переходном периоде нельзя допускать больших объемов нагрузок даже при низкой интенсивности, чтобы избежать истощения нервной системы, а также, длительного восстановления после тренировки. Это может негативно сказаться на интересе к занятиям и мотивации, что недопустимо, особенно в данный период подготовки. Все тренировки должны приносить радость и удовольствие.

Следующий важный момент, который нужно учитывать – даже при небольшом объеме аэробной работы нельзя допускать сильного и/или длительного закисления мышц (работы на высоких скоростях, на мощности между аэробным и анаэробным порогом и, тем более, свыше анаэробного порога), а также жестких скоростно-силовых тренировок с сильным закислением мышц.

Низкоинтенсивные аэробные тренировки.

Рекомендуется придерживаться аэробных низкоинтенсивных нагрузок. Такие тренировки будут поддерживать функциональные возможности сердечно-сосудистой системы за счет непрерывного (в отличие от силовой работы) венозного возврата крови к сердцу, благодаря циклической работе мышц, функционирующих как «мышечный насос».

Также, низкоинтенсивные аэробные тренировки увеличивают концентрацию гемоглобина и гемоглобиновую массу, которая зависит от объема крови, поддерживают аэробные возможности окислительных мышечных волокон. Аэробные тренировки на данном этапе рекомендуется проводить на мощности аэробного порога или чуть ниже, чтобы не допускать закисления мышц. Длительность таких тренировок может составлять от 30-40 до 75-90 мин.

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Также, одной из основных задач переходного периода является укрепление опорно-двигательного аппарата за счет укрепления связок и мышц, обеспечивающих движение в суставах. Эффективным методическим приемом является применение разнообразных упражнений циклического и силового характера в эксцентрическом режиме. Пример одного из упражнений для укрепления мышц и связок, обеспечивающих движение в коленном суставе – это ходьба с горы, либо ходьба под спуск выпадами вперед на одну ногу, таз при этом акцентированно опуская вниз.

Эксцентрический режим тренировки

Ходьба вниз с горы широко применяется, к примеру, в спринтерской сборной команде России по лыжным гонкам. На первом сборе после отдыха команда приезжает в горы и равномерно с низкой интенсивностью катается на глетчере на снегу. Вперед в гору спортсмены заходят пешком с низким темпом, тренируя тем самым сердечнососудистую систему и аэробные возможности окислительных мышечных волокон, которые отвечают за общую выносливость. Покатавшись равномерно на лыжах с низкой интенсивностью, обратно спортсмены спускаются вниз с горы в течение 45-50 мин, а это как раз и есть эксцентрический режим, благодаря которому укрепляются связки различных суставов и «прорабатываются» (становятся более выносливыми) мышцы, при работе в уступающем режиме.

Данная работа в эксцентрическом режиме позволяет избегать травм, позволяет увеличивать интенсивность работы при выполнении развивающих тренировок в подготовительном и соревновательном периоде подготовки. Это относится как к развивающим силовым тренировкам, которые выполняются практически до отказа от работы в подходах, так и к аэробным тренировкам с высокой скоростью и силой сокращения мышц. Одними из жестких аэробных тренировок, к моменту выполнения которых нужно подготовить опорно-двигательный аппарат, являются прыжковые тренировки, включая прыжковую имитацию, которые добавляют к высокой силе и скорости мышечного сокращения еще и ударные нагрузки.

Также, с помощью эксцентрического режима силовой тренировки можно успешно укреплять мышцы, обеспечивающие движение и удержание определенного положения позвоночного столба, движение плечевого, локтевого, тазобедренного, коленного, голеностопного сустава. Поэтому в переходном периоде рекомендуется на данный режим обратить особое внимание. Это позволит в подготовительном периоде выполнять интенсивные нагрузки без риска травматизма и более эффективно выполнять интенсивные тренировки, к примеру, за счет более эффективного подседа при разгибании ноги в коленном суставе при беге и т.п.

Силовая тренировка

Также, наряду с укреплением опорно-двигательного аппарата, поддержанием аэробных возможностей окислительных мышечных волокон и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, необходимо поддерживать силовые возможности основных мышечных групп. При оптимально спланированной силовой тренировке будет развиваться кроме того и эндокринная система. Эндокринная система обеспечивает синтез и выброс определенных гормонов в кровь, обеспечивающих адаптацию к силовой и аэробной тренировке, также участвует в создании необходимых морфологических структур, отвечающих за силу и выносливость. К примеру, высокий уровень тестостерона и соматотропина способствует увеличению силовых возможностей мышц за счет увеличения сократительных элементов – миофибрилл мышц.

Режимы силовой тренировки

Силовую тренировку следует начинать с силовых тренировок в динамическом режиме. В зависимости от вида упражнения оптимальное количество повторений в подходе 10-15, при этом рекомендуется выполнять упражнение лишь до легкого локального утомления мышц. В зависимости от того, развивающая тренировка или тонизирующая рекомендуется выполнять от 3-5 до 15-20 подходов на конкретную группу мышц за тренировку. Спустя 1-2 недели можно подключать 1-2 раза в неделю силовые тренировки в статодинамическом режиме с сокращенной амплитудой без расслабления мышц, но пока в тонизирующем режиме, т.е. до легкого утомления мышц в подходе.

Эффективное решение трех основных задач позволит оптимально стартовать в подготовительном периоде, решая уже более сложные и значимые задачи в различных индивидуальных сочетаниях, а именно, задачи, связанные с:

Увеличением силовых, скоростно-силовых возможностей мышц,
увеличением аэробных возможностей мышц,
увеличением производительности сердечно-сосудистой системы.

Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников. Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи – достижение высокий общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников. В процессе ОФП развиваются и совершенствуется основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используется упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предлагаемой будущей специальности. В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включается упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения – прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основе группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта. Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение – передвижение лыжника. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.

Методы воспитания общей физической подготовленности (силы, гибкости, ловкости, равновесия). В теории лыжного спорта до сих пор не выделено отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости.

Среди методов воспитания общей физической подготовленности выделяют:

1. круговая тренировка;

2. игровая тренировка;

3. разносторонняя или общеразвивающая.

Круговая тренировка направлена главным образом на воспитание силы, силовой выносливости, гибкости и т.п.

Характеристика метода. Например, подбираются 8-10 упражнений, воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек. до 2 мин.

Упражнения подбираются в зависимости от наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить количество повторений каждого из них. Для этого упражнения выполняют до отказа и 50 % от этого числа будет тем количеством, которое спортсмену нужно сделать за 1 подход. Если позволяет место занятий, упражнения можно выполнять всем сразу, встав в круг; если нет – каждый лыжник занимает место уже выполнившего упражнения. Через 30 сек., 1 или 2 мин. Даётся свисток тренера или другой сигнал для перехода на следующий снаряд или место. Так упражнения выполняются до 15 – 17 мин., после чего даётся отдых до 3-5 мин. И затем упражнения повторяются по кругу. Количество повторений до 3 – 4 серий за одну тренировку.

В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и с малым количеством повторений.

Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации. Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в основном задачами этапа.

Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка направлена на воспитание отдельного качества посредством одного какого – либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки; продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений; число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

Эффективными методами воспитания у подростков общей выносливости являются:

1. равномерный метод тренировки;

2. различные варианты переменного метода;

4. круговая тренировка.

При планировании подготовки лыжников – гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод).



При установлении нагрузки в каждом занятии, на каждом этапе и периоде подготовки следует исходить из поставленных задач, а так же направленности нагрузки с учётом принципов постепенности, систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и д.р.

Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и становления спортивной формы.

В связи с сезонностью занятий лыжными гонками периодизация связана с временами года, календарём соревнований.

В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта периодизации – год составляет один цикл и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника – гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящийся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.

1-й этап – весенне-летний (в соответствии задачами тренировки его еще называют обще подготовительным). Его периодизация – май – июль. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а так же овладению или совершенствованию элементов техники. В начале первого этапа подготовительного периода работа в основном нацелена на развитие общей выносливости.

Однако уже в первом мезоцикле годичного цикла широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объема работы, которая способствует развитию выносливости (Рис.1).

Следует отметить, что общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная - переменным, интервальным и соревновательным методами.

С приближением конца первого этапа подготовительного периода объем работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а так же составных специальной выносливости.

2-й этап – этап предварительной специальной подготовки . Начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе- создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.

Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений.

Однако увеличенное общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объема специально- подготовительных упражнения, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.

На двух первых этапах подготовительного периода юные лыжники – гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а так же по специальной подготовленности.

3-й этап – основной специальной подготовки . Многие учёные выделяют его как отдельный период – основной период или даже соревновательный . Этот этап начинается с начала занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от определённых факторов сроки начала зимнего этапа различны.

На этом этапе решаются главные задачи – развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально – волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники- гонщики на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объёма приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. На зимнем этапе подготовительного периода юные лыжники – гонщики выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, то есть никаких изменений в объёме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

И так, мы охарактеризовали все этапы подготовительного периода тренировки. Как видим, из всего сказанного, что именно на весеннем и летнем этапах тренировочных занятий с юными лыжниками – гонщиками основное внимание уделяется развитию общей выносливости и силовых качеств.

В это период значительное место отводится упражнениям, способствующим увеличению жизненной емкости легких, развитию мышц спины, плечевого пояса, рук, ног. На занятиях чаще всего применяется непрерывный метод тренировки (длительная работа при частоте сердечных сокращений не выше 160-170 уд/мин).

Основным средством развития общей выносливости является бег. Подросткам 13-14 лет в одной тренировке можно пробегать до 8 км. Темп бега не должен быть высоким. Регулировать его нужно, так же как и зимой- по пульсу. На первых тренировках пульс не должен быть выше 140 уд/ мин. Бегать лучше всего по лесным тропикам, полям, в парке, по холмам, песчаному пляжу. Темп бега и его продолжительность надо увеличивать постепенно. Если к концу лета подростки без особого напряжения выдерживают полуторачасовой бег по пересеченной местности- значит, ни хорошо подготовились к зимним занятиям. И еще надо не забывать об ускорениях, ведь лыжнику надо бегать и долго и быстро. Но увлекаться ускорениями не следует. Прекрасно развивает силовую выносливость гребля, езда на велосипеде и плавание.

Нагрузка в тренировке лыжника-гонщика в течении годичного цикла в зависимости от конкретных задач отдельного занятия, недельных и месячных циклов постоянного изменения. Волнообразное изменение нагрузки является одной из закономерностей тренировочного процесса.

В тренировке лыжников нагрузка, волнообразно изменяясь, имеет общую тенденцию к повышению в подготовительном периоде с некоторой стабилизацией в основном (соревновательном) и с последующим снижением в конце соревновательного и в начале подготовительного периодов. При планировании нагрузки необходимо предусмотреть ее волнообразные изменения:

  1. в микроциклах - малые волны продолжительностью до 7 (редко более) дней;
  2. в месячном цикле (или этапе) тренировки - средние волны отражающие изменения нагрузки в 5-6 малых волнах;
  3. в периодах тренировки - большие волны, включающие изменения нагрузки в средних волнах.

Особенно важно тщательно спланировать волны повышения и снижения объема и интенсивности нагрузки непосредственно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям, от этого во много зависят пики наивысшей спортивной формы.

Исходя из годичного плана и графика изменения нагрузки, составляются подробные и конкретные планы подготовки на месяц и по неделям (микроцикл). В этих планах приводятся конкретные задачи, устанавливается цикличность, определяются основные средства тренировки, их объем и интенсивность выполнения, применяемые методы и интервалы отдыха. На начальной ступени подготовки у юных лыжников- гонщиков достаточно запланировать поведение 3-х занятий в неделю. Увеличение количества тренировок до 4-5 в неделю большого эффекта не дает, но значительность перезагрузки школьников значительно возрастает. Постепенно с ростом тренированности можно перейти на недельный цикл с 4 занятиями. При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после них. В связи с этим необходимо использовать закономерности сочетания нагрузок в микроциклах. Например:

  1. Не рекомендуется включать в одно тренировочное занятие упражнения на развитие силы и выносливости;
  2. Развитие выносливости можно планировать в конце микроцикла, а иногда на фоне не довосстановления и т.д.

Имея представление о периодах тренировок, микроцикле и тренировочном занятии, попробуем проанализировать, как они связаны между собой на рисунке 3. Здесь схематично изображен годовой план тренировки начинающего лыжника-гонщика. На графике изображены природы, этапы и месяцы тренировок.

График наглядно показывает основные особенности плана - постепенное увеличение объема нагрузки из месяца в месяц в подготовительном периоде, небольшое снижение его перед основным (нагрузка перед работой на снегу), а затем дальнейшее увеличение в начале основного периода и снижение в период участия в соревнованиях и переходном периоде.

Работая с юными лыжниками 13-14 лет, тренер ставит перед ними следующие цели и задачи в каждом периоде (с подбором определённых средств, соответствующих как самому тренировочному периоду, так и возрасту подростков).

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта. Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения. Специально подготовительные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта. К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажёрах (передвижение на лыжероллерах). При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного хода. Ввиду того что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.

В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах. Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увеличение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП. Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длинны должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями. Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц.

В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки – технической, тактической и специальной психической.

При построении круглогодичной тренировки, а так же в процессе многолетней подготовки наблюдается определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи и специальной физической подготовок. В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближением зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СФП. Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и одерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки. Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем. На соотношение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем. С возрастом и ростом квалификации объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП. Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе многолетней тренировки может изменяться в ту лили иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной. В целом соотношение средств ОФП и СФП – вопрос сугубо индивидуальный. Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма иных лыжников-гонщиков. Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период .

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Петров Роман Евгеньевич. Физическая подготовка лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Петров Роман Евгеньевич;[Место защиты: ФГБОУ ВПО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"].- Набережные, 2014.- 175 с.

Введение

ГЛАВА I. Состояние проблемы исследования тренировочного процесса лыжников-гонщиков 12

1.1. Особенности общей и специальной физической подготовленности в тренировочном процессе лыжников-гонщиков 12

1.2. Учет функциональных возможностей организма спортсменов в совершенствовании тренировочного процесса 23

1.3. Особенности психофизиологических показателей нервно-мышечной системы в тренировочном процессе спортсменов.33

1.4. Резюме 43

ГЛАВА II. Методы и организация исследования 45

2.1. Методы исследования 45

2.2. Организация исследования 53

ГЛАВА III. Обоснование методики физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов 55

3.1. Влияние тренировочных нагрузок на психофизиологические показатели лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов 55

3.2. Особенности корреляционной взаимосвязи спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов 78

3.3. Факторы, определяющие спортивный результат лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов.87

ГЛАВА IV. Результаты экспериментального исследования лыжников-гонщиков 14-16 лет .106

4.1. Результаты тестирования общей физической подготовленности лыжников- гонщиков 106

4.2. Результаты тестирования специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков.110

4.3. Результаты тестирования функциональных и резервных возможностей организма лыжников-гонщиков 113

4.4. Результаты тестирования психофизиологических показателей лыжников-гонщиков 116

Заключение.122

Список сокращенных слов.128

Список литературы

Введение к работе

Актуальность. Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Стратегия развития спорта говорит о повышении конкурентоспособности наших спортсменов на мировой арене, особенно на Олимпийских играх. Высокие спортивные результаты – это во многом отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая и науку. Исходя из этого рост высоких спортивных результатов наших спортсменов требует поиска новых и более эффективных методик и программ подготовки спортсменов, в том числе и в лыжных гонках.

Лыжные гонки за последнее десятилетие претерпели очень много изменений. В связи со снижением популярности данного вида спорта в программу Кубков мира, чемпионатов мира и Олимпийских игр стали вводиться новые дистанции. Наряду с новыми дистанциями в лыжных гонках появилась специализация на спринтерские и стайерские дистанции, как в легкой атлетике, плавании, конькобежном спорте, велоспорте и т.д. Специализация в данных видах спорта во многом предопределяет выбор средств физической подготовки, однако при этом недостаточно учитывается биоэнергетический потенциал энергообеспечения мышечной деятельности (А.А. Авдеев; М.Е. Бурдина; Е.В. Вяльбе; С. Гаскил; А.И. Головачев; Поварещенкова; С. Франке; А. Хеммерсбах; П. Янсен).

С появлением спринтерских дистанций повысилась потребность в новых, более эффективных методиках подготовки лыжников-гонщиков. Однако основным условием эффективности тренировочного процесса в лыжных гонках, как известно, является планирование основных средств общей и специальной физической подготовки (Н.П. Грачев; Н.А. Гусева; И.В. Гущина; В.М. Ковязин; Л.Н. Корчевой, Т.И. Раменская).

В функциональной подготовке лыжников-гонщиков одной из основных задач является тренировка механизмов энергообеспечения мышечной деятельности, что обусловлено такими внутренними функциональными показателями, как мощность, емкость, восстанавливаемость, эффективность, мобилизуемость, реализуемость метаболических процессов. Но все же функциональные возможности организма индивидуальны, что связано с генотипической обусловленностью аэробных и анаэробных возможностей (И.Г. Гибадуллин; С.А. Душанин; В.П. Карленко; В.С. Кожевников; С.А. Кугаевский).

Одни спортсмены предрасположены к развитию выносливости, другие – к развитию скорости, третьи – к развитию силы, что обусловлено генотипом спортсменов (И.И. Ахметов; А.А. Богатов; А.А. Кочергина; А.К. Москатова).

И.И. Ахметов и А.А. Кочергина в исследовании юных спортсменов на выявление генетического потенциала физических качеств отмечают, что спортсмены, имеющие гены с выраженной предрасположенностью к развитию скорости и силы, не способны выполнять длительные физические нагрузки, и наоборот, что должно учитываться при планировании основных средств в физической подготовке лыжников-гонщиков.

Но если учитывать у лыжников-гонщиков генетическую предрасположенность к той или иной нагрузке по биоэнергетическому типу, то возникает вопрос: какие средства, методы, в каком объеме, интенсивности и на каком этапе подготовки следует применять в тренировочном процессе?

В методике планирования физической подготовки лыжников-гонщиков одни авторы немаловажную роль отводят скоростным нагрузкам, другие – силовым (В.Н. Бухтияров; Ю.В. Верхошанский; В.В. Кузнецов; Н.М. Тарбеева), третьи – объемным нагрузкам (В.К. Кузнецов), но большинство из них не учитывают генетическую предрасположенность энергообеспечения мышечной деятельности к той или иной нагрузке. Поэтому в большинстве научных трудов по методике планирования спортивной тренировки недостаточно исследований, где бы учитывалось соотношение различных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетического типа.

В тренировочном процессе в лыжных гонках самым продолжительным в годовом цикле является подготовительный период, который считается основой или фундаментом для соревновательного периода. Большинство авторов предлагают уделять данному периоду предельное внимание. В связи с этим наиболее целесообразным является исследование методики физической подготовки лыжников-гонщиков в подготовительный период (А.А. Авдеев; И.М. Бутин; И.Г. Гибадуллин; С.В. Левин; В.Н. Манжосов; И.Б. Масленников; М.Я. Набатникова; О.А. Немова; В.Т. Николаев; Н.Г. Озолин; А.В. Пермяков; В.М Сенченко; М.Ю. Тимофеев).

Анализ научно-методической литературы по теме диссертационного исследования указывает на существование объективного противоречия : между необходимостью повышения эффективности физической подготовки лыжников-гонщиков и недостаточной научной разработанностью проблемы учета существующих межиндивидуальных различий по биоэнергетическому типу.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетического типа.

Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков 14-16 лет в ДЮСШ.

Предмет исследования: структура и содержание физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетического типа.

Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительном периоде окажется более эффективным, если:

учитывать характер влияния различных видов тренировочных нагрузок на нервно-мышечную систему с учетом биоэнергетического типа;

рассмотреть ведущие факторы, влияющие на спортивный результат;

осуществлять распределение общего объёма и основных средств ОФП и СФП по принадлежности испытуемых к какому-либо из трех биоэнергетических типов: анаэробному, смешанному или аэробному.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности подготовки лыжников-гонщиков и определить степень разработанности проблемы физической подготовки с учётом биоэнергетических типов.

2. Определить и провести корреляционную зависимость спортивного результата от ОФП, СФП, функциональных, психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учётом биоэнергетических типов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: организационно-методические основы управления тренировочным процессом юных спортсменов (И.Г. Гибадуллин, М.Я. Набатникова, В.П. Филин); методические основы спортивной тренировки (П. Астранд, Ю.В. Верхошанский, В.В. Кузнецов, Е.Б. Мякинченко, Н.Г. Озолин, В.Н. Селуянов и др.); методологические основы определения функциональных и резервных возможностей организма спортсменов (С.А. Душанин, В.П. Карленко); методологическая основа психофизиологии (Л.Ф. Бурлачук, Е.П. Ильин, А.Н. Кисилев, Л.Е. Любомирский, В.Л. Марищук, Т.М. Марютина и др.); методические основы теории и методики лыжного спорта (Р. Браунинг, И.М. Бутин, С. Гаскил, А.П. Кизько, В.Н. Манжосов, А. Хеммерсбах и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что получены новые данные в тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков:

выявлены факторы, отражающие и обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

установлена зависимость спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей, психофизиологических показателей нервно-мышечной системы лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

определен характер влияния длительной, скоростной и силовой тренировочных нагрузок на нервно-мышечную систему лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов;

разработана и обоснована методика физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов, повлекшая за собой рост общей и специальной физической подготовленности;

доказано, что распределение основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов позволяет наиболее эффективно реализовывать тренировочный процесс.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, диагностика психофизиологических состояний, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K–Test», педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении апробированной теории и методики организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков данными и выводами диссертации, где дается объяснение использования планирования объема основных средств физической подготовки, исходя из предрасположенности спортсменов к определенному биоэнергетическому типу.

Практическая значимость заключается в том, что использование разработанной методики физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов способствует повышению общей и специальной физической подготовленности, функциональных и резервных возможностей, а также показателей нервно-мышечной системы. Результаты экспериментальной методики могут быть использованы для совершенствования тренировочного процесса спортивных школ, а также сборных команд по лыжным гонкам.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждаются использованием средств, адекватных задачам и цели исследования; результатами педагогического эксперимента с участием достаточных выборок испытуемых; применением валидных и надежных диагностических средств; корректным использованием методов математико-статистической обработки экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Распределение общего объема основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков экспериментальной группы в подготовительный период осуществлялось исходя из предрасположенности спортсменов к определенному биоэнергетическому типу организма. Лыжников-гонщиков анаэробного типа отнесли к лыжникам-спринтерам, аэробного типа – к лыжникам-стайерам, или дистанционщикам, и лыжников смешанного типа отнесли как к спринтерам, так и к стайерам.

2. Планирование объема основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период выполнялось следующим образом: для лыжников-гонщиков анаэробного типа предлагалось увеличение времени на скоростную и скоростно-силовую подготовку, а также уменьшение времени на развитие общей выносливости и силовой подготовки; для лыжников-гонщиков аэробного типа предлагалось увеличение времени на развитие общей выносливости и силовой подготовки, а также уменьшение времени на скоростную и скоростно-силовую подготовку; лыжникам-гонщикам смешанного типа отводилось равное количество времени между общей выносливостью, силовой подготовкой, а также скоростной и скоростно-силовой подготовкой.

3. Факторами, влияющими на спортивный результат лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов, являются: для анаэробного типа – специальная скоростная и скоростно-силовая выносливость с высокой возбудимостью нервной системы; для смешанного типа – специальная скоростная выносливость, скоростно-силовые способности, частично общая выносливость, а также высокая подвижность, работоспособность нервно-мышечной системы; для аэробного типа – общая выносливость, силовая выносливость, высокая работоспособность нервно-мышечной системы.

4. Методика физической подготовки лыжников-гонщиков 14-16 лет в подготовительный период с учетом биоэнергетических типов позволила наиболее эффективно повысить уровень общей и специальной физической подготовленности и результативности соревновательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования были представлены на международных (г. Красноярск, 2013; г. Одесса, 2013); всероссийских (г. Санкт-Петербург, 2013; г. Казань, 2013, г. Москва, 2014, г. Набережные Челны, 2014); межвузовских (г. Набережные Челны, 2012) научно-практических конференциях.

Основные положения, результаты и выводы проведенного исследования отражены в 12 публикациях автора, в том числе в 4 статьях в журналах, рекомендованных ВАК.

Результаты исследования прошли апробацию в процессе внедрения в учебно-тренировочный процесс МБОУ ДОД «ДЮСШ № 1» Елабужского Муниципального района, в учебный процесс Елабужского института (филиал) ФГАОУ ВПО КФУ и НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ».

Личный вклад автора заключается в получении данных, послуживших основой для использования концептуальных положений исследования, общего замысла и методики эксперимента по данной проблеме, в обработке экспериментального материала, его интерпретации и оценке.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 150 странице компьютерного текста и состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений и актов внедрения. Список литературы включает 209 источников, в том числе на иностранном языке – 12. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 18 рисунками.

Учет функциональных возможностей организма спортсменов в совершенствовании тренировочного процесса

Во всех циклических видах спорта, как и в лыжных гонках, в основе тренировочного процесса лежит физическая подготовка спортсмена. В свою очередь, физическая подготовка лыжника-гонщика неразрывно связана с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья .

На физическую подготовку лыжника-гонщика в целом распространяются общие закономерности воспитания физических способностей. Однако общие закономерности преломляются в соответствии с особенностями спортивной тренировки, что выражается, в частности, в тесном соединении общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка в лыжных гонках подразумевает фундамент, на котором строится специальная подготовка, что содействует разностороннему развитию основных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов.

Специальная физическая подготовка в лыжных гонках подразумевает развитие специфических качеств, повышающих функциональные возможности спортсмена, путем применения специальных упражнений и тренажеров .

В лыжных гонках общая и специальная физическая подготовка является основой тренировочного процесса . Цель лыжника-гонщика – показать высокие секунды на дистанции. Поэтому к общей и специальной физической подготовке уделяется основное количество времени при планировании тренировочного процесса. В свою очередь, средства и методы тренировок, интенсивность, частота и продолжительность нагрузок в определенный период подготовки – это вопросы, которые остаются постоянно открытыми.

По мнению И.М. Бутина , при построении годичного периода тренировок в начале цикла большая часть времени отводится на ОФП, с приближением соревновательного периода соотношение средств меняется в пользу СФП.

Большинство авторов сходятся во мнении, что в ОФП основное время отводится развитию физических качеств: выносливости, быстроты, силы, ловкости и гибкости . Именно в группе начальной подготовки юных лыжников-гонщиков закладывается развитие всех физических качеств и уделяется основное количество времени для ОФП, по данным некоторых авторов – до 90% ОФП и 10% СФП. С ростом квалификации спортсмена объм ОФП уменьшается, а СФП увеличивается .

Так, для прохождения дистанции лыжнику-гонщику требуется мобилизовать все свои физические качества и способности. Развитие всех качеств положительно влияет на рост спортивного результата, отсюда следует, что лыжник-гонщик должен развивать гармонично все физические качества и способности . Однако, по мнению некоторых авторов, в подготовке юных лыжников-гонщиков следует обращать внимание на сенситивные периоды развития физических качеств . Большинство авторов считают, что определяющим фактором в достижении высокого спортивного результата в лыжных гонках является развитие выносливости .

В свою очередь, выносливость зависит от целого ряда лимитирующих его физиологических показателей: максимального потребления кислорода, порога анаэробного обмена, лгочной вентиляции, объма и состава крови, уровня капиллярной разветвленности мышц, работы сердечно-сосудистой системы, буферной системы и композиции мышц .

В связи с этим, многие отечественные и зарубежные специалисты предлагают в физической подготовке отталкиваться от порога анаэробного обмена, а точнее – от частоты сердечных сокращений на уровне анаэробного порога. Мощность порога анаэробного обмена может составлять от 80 до 90% от максимального потребления кислорода, что тем самым указывает на состояние тренированности организма. Высокие показатели порога анаэробного обмена говорят о хорошей работоспособности организма в целом. Концентрация лактата в крови при анаэробном пороге не превышает 4 ммоль/л и при этом молочная кислота утилизируется .

Исходя из этого, в циклических видах спорта большинство современных авторов предлагают использовать тренировки на уровне порога анаэробного обмена. В представленных источниках указано, что данные тренировки повышают аэробные возможности организма спортсменов и тем самым увеличивают уровень общей и специальной выносливости .

При подготовке юных лыжников-гонщиков многие авторы, прежде всего, рекомендуют уделять немалое количество времени развитию общей выносливости, так как она является базовой составляющей всех видов выносливости в физической подготовке лыжников-гонщиков. Большинство из них ссылаются на то, что общая выносливость определяется работоспособностью лыжников-гонщиков в специфических или неспецифических упражнениях, характеризующих способностью выполнять физические нагрузки слабой или средней интенсивности продолжительное время со скоростью 75-85% от соревновательной и ниже .

Организация исследования

Современная система тренировочного процесса характеризуется большими нагрузками, которые предъявляют значительные требования не только к функциональным и резервным возможностям организма, но и к нервной системе .

Нервная система регулирует все процессы, происходящие в организме, обеспечивая индивидуальное приспособление его к изменяющимся условиям, воспринимает действие на организм всевозможных раздражителей, выполняет анализ и синтез раздражений, а затем образует поток центробежных нервных импульсов, под воздействием которых изменяется работа тех или иных органов.

Все, что происходит в нервной системе, неизменно отражается балансированием двух важнейших процессов - возбуждения и торможения .

Возникающий в каком-либо участке нерва процесс возбуждения, вызванный определенным раздражителем, проводится в центральную нервную систему или соответствующий периферический орган. Скорость проведения возбуждения в двигательных нервах у человека достигает 120 м/сек. При этом скорость прохождения возбуждения в нервных волокнах рук выше, чем таковая в нервных волокнах ног. Исходя из этого, нервные волокна, обладающие большей скоростью проведения возбуждения, имеют более низкий порог, чем волокна с малой скоростью проведения. Отсюда, чем выше порог, тем ниже возбудимость, и наоборот .

Г.Л. Берчанский и В.Б. Рубанович в своих исследованиях выявили, что со временем в наиболее нагруженных мышцах увеличивается скорость распространения волны возбуждения и реполяризации, в связи с частой стимуляцией нервных волокон при активности данных мышц.

Также большое значение перехода возбуждения с одной нервной клетки на другую имеет так называемый синапс нервной клетки. Большое количество синапсов на нервной клетке дает восприятию больше различных раздражений и тем самым расширяет участие в разнообразных реакциях организма. Особенно множество синапсов насчитываются в высших отделах нервной системы. Многими учеными доказано, что возбуждение нейрона возникает лишь тогда, когда сумма возбуждающих постсинаптических потенциалов будет больше суммы тормозящих. И поэтому чем меньше клетка, тем выше ее возбудимость .

Существует тесная взаимосвязь между размером двигательного нейрона и его возбудимостью. У самых больших двигательных нейронов морфологические характеристики максимальны. Поэтому двигательные нейроны, «обслуживающие» быстросокращающиеся мышечные волокна, больше, чем те, которые иннервируют медленносокращающиеся волокна. Отсюда, скорость распространения потенциалов действия напрямую зависит от размеров аксона. У больших двигательных нейронов более высокая скорость проведения возбуждения по аксону .

Нарушение баланса между возбуждением и торможением влечт за собой затруднение в формировании динамического стереотипа. Поэтому закрепление в нервных центрах раздражений, исходящих от работающих мышц, от работающих органов, для создания динамического стереотипа двигательного навыка необходима определенная степень возбудимости нервных центров .

Возбудительные и тормозные процессы во многом зависят и от характера силы нервной системы организма, которая во многом определяется пределом работоспособности нервной системы. Силу нервной системы Е.П. Ильин характеризует как выносливость нервных клеток, то есть их способность выдерживать длительное или очень сильное возбуждение. Чем раньше возникает запредельное торможение, тем слабее нервная система .

В.С. Горожанин в исследовании высококвалифицированных легкоатлетов отмечает, что уровень выносливости спортсменов тесно связан с сильной нервной системой относительно торможения, высокой динамичностью тормозного процесса и низкой эмоциональной реактивностью.

А.С. Назаренко и А.С. Чинкин установили, что менее выраженные вегетативные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы на вестибулярное раздражение указывают на более высокий коэффициент силы нервной системы спортсменов.

Но ряд ученых установили, что тормозящему влиянию слабых монотонных раздражителей легче подвергаются люди с сильной нервной системой. Хотя сказано, что слабая нервная система истощается быстрее при длительных монотонных нагрузках. Исходя из этого, авторами было доказано, что сильная нервная система должна выдерживать длительно действующий раздражитель достаточно большой интенсивности и частоты .

Большинство авторов слабую нервную систему характеризуют быстротой возбудимости в сравнении с сильной нервной системой . И.Г. Карасва в исследовании юных пловцов отмечает, что высокая связь просматривается между степенью прироста спортивного результата и силой нервной системы.

При определении протекания в нервной системе возбудительных и тормозных процессов, большое количество авторов немаловажную роль отводят и уровню подвижности нервной системы. Подвижность нервной системы характеризуется как скорость перехода возбуждения в торможение и обратно . Особенности протекания данных процессов лежат в основе скоростных возможностей спортсменов и зависят от следующих особенностей нервной системы, таких как скорость возникновения нервного процесса; скорость движения нервного процесса; скорость прекращения нервного процесса и скорость смены возбуждения торможением и обратно .

Особенности корреляционной взаимосвязи спортивного результата от показателей общей и специальной физической подготовленности, функциональных и психофизиологических показателей лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов

По полученным результатам теста «Скрестные степ-круги» просматривается следующая динамика. В группе лыжников разряда после длительной тренировочной нагрузки видно снижение средних показателей у спортсменов анаэробного типа – на 3,3 уд. и аэробного – на 0,8 уд., а в группе смешанного типа средний показатель повысился на 2,9 уд. Количество сделанных ошибок повысилось у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 6,7 уд., смешанного – на 3 уд. и аэробного – на 2,6 уд. В группе разряда просматривается снижение средних показателей у всех спортсменов: у анаэробного типа на – 4,8 уд., у смешанного – на 8,8 уд. и аэробного – на 4,2 уд. Количество сделанных ошибок повысилось в группе анаэробного типа на 9,1 уд. (р 0,01), а в группах смешанного и аэробного типа количество ошибок снизилось на 3,7 уд. и 5,2 уд. В группе разряда результаты снизились после длительной тренировки у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 3,4 уд., у смешанного – на 1,6 уд. и аэробного – на 2 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось у спортсменов всех типов: анаэробного – на 6,6 уд. (р 0,05), смешанного – на 6,8 уд. (р 0,05) и аэробного – на 2,3 уд. (р 0,01). После данной тренировочной нагрузки наиболее достоверно увеличилось количество сделанных ошибок у лыжников анаэробного типа.

После скоростной тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда просматривается динамика роста средних показателей у спортсменов всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 2,2 уд., смешанного – на 12,9 уд. (р 0,01) и аэробного – на 11,2 уд. (р 0,05). Также в данном тесте повысилось количество сделанных ошибок: у анаэробного типа – на 12,5 уд. (р 0,05) и аэробного – на 7,8 уд., а у смешанного типа количество ошибок снизилось на 2 уд. В группе разряда просматривается рост средних показателей в группе смешанного типа – на 1,8 уд., а у анаэробного и аэробного типа результаты снизились на 0,2 уд. и 1 уд. Количество сделанных ошибок выросло у лыжников анаэробного типа на 12,1 уд. (р 0,05) и у смешанного – на 1,2 уд., а у лыжников аэробного типа ошибки снизились на 1,2 уд. В группе разряда результаты повысились после скоростной тренировки: у анаэробного типа – на 1,1 уд., а у спортсменов смешанного и аэробного типа показатели снизились – на 0,2 уд. и 1 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 2,5 уд., у смешанного – на 1,4 уд. и аэробного – на 7,2 уд. (р 0,05). Наиболее высокий и достоверный рост показателей после скоростной нагрузки отмечен у лыжников I разряда смешанного и аэробного типа, рост количества сделанных ошибок – у лыжников I разряда анаэробного типа и III разряда аэробного типа.

Данные теста «Скрестные степ-круги» после силовой тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда демонстрирует рост средних показателей у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 5,7 уд., смешанного – на 10,2 уд. (р 0,01) и аэробного – на 8,4 уд. (р 0,05). В данном тесте повысилось количество сделанных ошибок у всех спортсменов: у анаэробного – на 2,4 уд., смешанного – на 11,3 уд. и аэробного – на 5,2 уд. (р 0,05). В группе разряда наблюдается рост средних показателей в группе анаэробного типа на 8,5 уд., а в группе смешанного и аэробного типа результаты снизились на 1,2 уд. и 0,2 уд. Количество сделанных ошибок выросло у анаэробного типа спортсменов на 6,8 уд., аэробного – на 0,8 уд., а у смешанного типа ошибки снизились на 2,8 уд. В группе разряда результаты теста повысились после силовой тренировочной нагрузки: у смешанного типа – на 2,7 уд. и аэробного – на 0,9 уд., а в группе анаэробного типа показатели снизились на 1 уд. Количество сделанных ошибок увеличилось во всех группах лыжников: у анаэробного типа – на 6,9 уд., у смешанного – на 9,7 уд. (р 0,01) и аэробного – на 7,7 уд. (р 0,01). Достоверный рост показателей после силовой нагрузки просматривается у лыжников I разряда смешанного и аэробного типа, рост ошибок – у лыжников I разряда аэробного типа, III разряда смешанного и аэробного типа (Рисунок 10, 11).

В тесте «светофор» динамика показателей времени сложной зрительно-двигательной реакции на левую руку просматривается следующим образом. В группе лыжников разряда после длительной нагрузки показатели времени увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 100,3 мсек., смешанного – на 206,8 мсек. и аэробного – на 58,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции также выросли у всех спортсменов: у анаэробного – на 125,2 мсек. (р 0,01), у смешанного – на 113,5 мсек. и аэробного – на 74,2 мсек. В группе разряда время реакции также увеличилось у всех исследуемых лыжников: у анаэробного – на 185,7 мсек., смешанного – на 197,6 мсек. (р 0,01) и аэробного – на 84 мсек. Достоверный рост времени реакции отмечается у лыжников II разряда анаэробного типа и III разряда смешанного типа.

После скоростной нагрузки в группе лыжников разряда показатели времени реакции на левую руку увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 9,7 мсек., смешанного – на 68,8 мсек. и аэробного – на 58,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у лыжников анаэробного типа на 10,7 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 84,2 мсек. (р 0,01) и 100,6 мсек. В группе разряда время реакции также снизилось у спортсменов анаэробного типа на 4 мсек., а у смешанного и аэробного типа повысилось на 170,6 мсек. (р 0,01) и 56,6 мсек. Достоверный рост времени реакции просматривается у лыжников II и III разряда смешанного типа (Рисунок 12).

Рисунок 12. Показатели теста «светофор» сложной зрительно-двигательной реакции левой руки после различных тренировочных нагрузок у лыжников-гонщиков разных разрядов с учетом биоэнергетических типов

После силовой тренировочной нагрузки в группе лыжников разряда показатели времени реакции на левую руку увеличились у лыжников анаэробного типа на 56,7 мсек. и у смешанного – на 125,8 мсек. (р 0,05), а у аэробного типа время реакции снизилось на 20 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у представителей анаэробного типа – на 40,3 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 72,7 мсек. и 13,4 мсек. В группе разряда время реакции снизилось у испытуемых анаэробного типа на 33 мсек., а у смешанного и аэробного типа повысилось на 45,3 мсек. и 2,5 мсек. Достоверный рост времени реакции просматривается у лыжников I разряда смешанного типа.

В тесте «светофор» динамика показателей времени сложной зрительно-двигательной реакции на обе руки одновременно прослеживается следующим образом. В группе лыжников-гонщиков разряда после длительной нагрузки средние показатели времени увеличились у лыжников всех исследуемых биоэнергетических типов: анаэробного – на 115,3 мсек. (р 0,05), смешанного – на 71,3 мсек. и аэробного – на 61,8 мсек. В группе разряда результаты времени реакции выросли у анаэробного типа на 112 мсек. (р 0,01) и у аэробного – на 74,4 мсек., а у смешанного типа время снизилось на 14,5 мсек. В группе лыжников разряда время реакции увеличилось у всех спортсменов: у анаэробного – на 159,5 мсек. (р 0,01), смешанного – на 94,9 мсек. и аэробного – на 107,4 мсек. Достоверный рост времени реакции увеличилось у всех лыжников анаэробного типа.

После скоростной тренировочной нагрузки, в группе лыжников разряда, показатели времени реакции на обе руки одновременно снизилось у анаэробного типа на 38,6 мсек., а у смешанного и аэробного типа время реакции увеличилось на 71,3 мсек. и 100,4 мсек. В группе разряда результаты времени реакции снизились у анаэробного и смешанного типа на 34,2 мсек. и 19,3 мсек., а у аэробного типа время реакции увеличилось на 21,8 мсек. В группе лыжников разряда время реакции снизилось у смешанного типа на 10,1 мсек., а у анаэробного и аэробного типа повысилось на 56,3 мсек. и 67,9 мсек. В данных тестах достоверной динамики не наблюдается

Результаты тестирования специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков

В тесте «десятерной прыжок в длину с места» у всех ЭГ видна положительная динамика: у анаэробного типа – на 1,4 м (5,8%), (t = 8,02); 109 смешанного – на 0,8 м (3,5%), (t = 3,55) и аэробного – на 0,7 м (3,4%), (t = 3,66). У спортсменов КГ просматривается спад результатов – на 0,1 м (0,4%), (t = 0,37). В тесте «сгибание-разгибание рук в висе на перекладине» у всех ЭГ прослеживаются рост средних данных: у анаэробного типа – на 2,4 (18,8%), (t = 2,35); смешанного – на 3,5 (22,6%), (t = 3,95) и аэробного – 7,2 (60%), (t = 4,53). В КГ также виден рост средних результатов – на 1,1 (7,7%), (t = 4,3). В тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» наблюдается положительная динамика результатов у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 10,2 (27,9%), (t = 5,38); смешанного – на 14,5 (33,1%), (t = 7,65) и аэробного – на 23 (70,8%), (t = 9,38). В КГ также прослеживается положительный рост данных – на 3,4 (8,4%), (t = 5,73).

По результатам тестирования ОФП лыжников-гонщиков 14-16 лет просматривается достоверный рост средних показателей практически у всех спортсменов биоэнергетических типов, входящих в экспериментальные группы. Достоверный рост результатов говорит об эффективности использованной методики для экспериментальных групп лыжников-гонщиков. Высокий и достоверный рост результатов у лыжников анаэробного типа в скоростных и скоростно-силовых видах ОФП, свидетельствует о предрасположенности механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у лыжников данного типа к развитию скоростных и скоростно-силовых способностей.

Более низкий прирост результатов контрольной группы говорит о том, что при выборе средств в тренировочном процессе лыжников-гонщиков не учитывалась генотипическая обусловленность спортсменов по биоэнергетическому типу организма. Данные результаты говорят о том, что лыжникам-гонщикам анаэробного типа необходимы тренировочные нагрузки спринтерского характера. Это использование таких средств и методов физической подготовки, которые в основном воздействуют на быстрые мышечные волокна. Лыжникам-гонщикам аэробного типа энергообеспечения мышечной деятельности более свойственны длительные нагрузки аэробного характера, а также использование тех средств и методов физической подготовки, которые воздействуют на рост медленных мышечных волокон, особенно в силовой 110 подготовке. Лыжники-гонщики смешанного типа энергообеспечения мышечной деятельности находятся по своим биоэнергетическим возможностям на границе между спортсменами анаэробного и аэробного типов. Поэтому для лыжников-гонщиков данного типа необходимо использовать тренировочные нагрузки как спринтерского, так и стайерского характера. Низкий прирост результатов у лыжников-гонщиков контрольной группы после эксперимента говорит о том, что в совершенствовании физической подготовки спортсменов необходимо учитывать биоэнергетические типы

По показателям специальной физической подготовленности видна следующая динамика. В тесте «бег на лыжероллерах 100 м попеременно бесшажным ходом» просматривается положительная динамика во всех ЭГ: у анаэробного типа – на 1,4 сек (7,5%), (t = 6,21); смешанного типа – на 0,8 сек (4,1%), (t = 5,39) и аэробного – на 1,3 сек (6,5%), (t = 6,86). У КГ также виден рост среднего результата – на 0,2 сек (1%), (t = 4,91). В тесте «бег на лыжероллерах на 100 м коньковым ходом без отталкивания рук» просматривается рост средних показателей во всех ЭГ: у анаэробного – на 1 сек (5,9%), (t = 7,59); смешанного – на 0,8 сек (4,5%), (t = 5,26) и аэробного – на 0,7 сек (3,9%), (t = 3,17). У КГ также прослеживается рост данного показателя – на 0,2 сек (1,1%), (t = 3,11). В тесте «бег на лыжероллерах 100 м одновременным бесшажным ходом» у всех ЭГ виден рост средних данных: у анаэробного типа – на 1,2 сек (7,6%), (t = 8,75); смешанного – на 0,7 сек (4,3%), (t = 4,90); аэробного – на 0,9 сек (5,6%), (t = 4,29). В КГ также виден рост результатов – на 0,2 сек (1,2%), (t = 4).

Результаты тестов СФП после педагогического эксперимента показали достоверный рост данных у всех лыжников-гонщиков экспериментальных групп. Наиболее высокий рост показателей в тестах СФП просматривается у лыжников-гонщиков ЭГ анаэробного типа. Данные результаты СФП указывают на эффективность скоростной и скоростно-силовой подготовки, выполненной в подготовительном периоде тренировочного процесса лыжниками-гонщиками анаэробного типа. Высокий прирост в некоторых тестах СФП у лыжников-гонщиков аэробного типа говорит также об эффективности высокого объема силовой подготовки, выполненного в подготовительный период.

Низкий прирост результатов СФП у исследуемых контрольной группы также указывает на необходимость использования основных средств физической подготовки лыжников-гонщиков с учетом биоэнергетических типов организма.

По полученным показателям функциональных и резервных возможностей организма лыжников-гонщиков просматриваются следующие изменения. В тесте «АНАМЕ» видна положительная динамика роста данных у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 16,2% (t = 8,75); смешанного – на 16,3% (t = 7,85); аэробного – на 17,9% (t = 5,68). В контрольной группе лыжников так же видна положительная динамика – на 1,3% (t = 1,72). В тесте «АМЕ» отмечен рост средних результатов во всех ЭГ: у анаэробного – на 15,9% (t = 10,26); смешанного – на 17,3% (t = 6,24); аэробного – на 17,9% (t = 12,99). У КГ также виден рост показателей – на 2,2% (t = 3,66). В тесте «ОМЕ» прослеживается рост данных у всех лыжников ЭГ: у анаэробного типа – на 16% (t = 10,65); смешанного – на 17,1% (t = 6,66); аэробного – на 18% (t = 14,33). У лыжников КГ также прослеживается положительная динамика – на 2% (t = 3,18). В тесте «МКФ» у всех лыжников-гонщиков ЭГ просматривается рост данных показателей после исследования: у анаэробного типа – на 23,9% (t = 13,65); смешанного типа – на 21,3% (t = 10,09); аэробного типа – на 18,2% (t = 6,97), в КГ также виден положительный рост на 2,3% (t = 3,63). В тесте «МГЛ» виден положительный рост средних данных у всех лыжников ЭГ: у анаэробного типа – на 24,3% (t = 16,68); смешанного – на 16,6% (t = 15,09); аэробного – на 7,8% (t = 12,41), что также видно и в КГ – на 3,5% (t = 7,40). В тесте «МАИЭО» просматривается повышение средних результатов после исследования у всех ЭГ: у анаэробного типа – на 3,6% (t = 3,53); смешанного типа – на 8,3% (t = 16,44); аэробного типа – на 12,3% (t = 8,67) и в КГ – на 1,8% (t = 2,65).

Спортивная тренировка - это единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей занимающихся при соблюдении гигиенического режима.

В процессе тренировки проводится большая воспитательная работа, а также регулярный врачебный и педагогический контроль.

Спортивная тренировка включает в себя ряд органически связанных между собой разделов:

) физическую подготовку (общую и специальную); 2) техническую.подготовку; 3) тактическую подготовку; 4) психологическую подготовку; 5) теоретическую подготовку и приобретение навыков самоконтроля, воспитательную работу.

Все эти важнейшие звенья подготовки обеспечивают успешный рост юных спортсменов.

Основным методом спортивной тренировки является метод упражнения.

В процессе многолетней подготовки юных лыжников изменяется удельный вес тех или иных разделов тренировки.

Средства общей и специальной физической подготовки.

Гармоническое развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств и методов тренировки на протяжении многих лет с учетом возрастных особенностей организма.

Деление физической подготовки на общую и специальную условно, оно позволяет более целенаправленно использовать различные средства в процессе подготовки лыжников.

Общая физическая подготовка обеспечивает совершенствование основных физических качеств, укрепление органов и систем и повышение функциональных возможностей организма.

Средства общей физической подготовки: ходьба, бег, игры (подвижные и спортивные), гребля, плавание, велоспорт, легкая атлетика, гимнастика и обще развивающие упражнения.

Средства общей физической подготовки применяются для совершенствования отстающих качеств, увеличения силы и силовой выносливости ведущих мышечных групп, с целью активного отдыха и повышения эмоциональности занятий.

Целям общей физической подготовки в основном периоде служат утренняя зарядка по заданию тренера, занятия до начала урока на лыжах или в конце его, в отдельные дни тренировочного цикла в спортивном зале или на открытом воздухе.

Средства общей физической подготовки подбираются с учетом специфики данного вида спорта. При подготовке лыжников ведущее место занимают циклические упражнения. Общие развивающие упражнения проводятся в основном с передвижением по местности. Значительную роль играют подвижные и спортивные игры .

При многолетней тренировке необходимо соблюдать определенную последовательность в применении средств общей физической подготовки. Подобно музыканту, который, настраивая гитару, постепенно переходит от более грубой, общей настройки к более тонкой и совершенной, тренер, применяя средства ОФП и совершенствуя качества, должен от более общих и разносторонних переходить к более специализированным средствам подготовки.

Так, например, при начальной подготовке подростков развивают силу вообще, далее - скоростно-силовые качества, затем силовую выносливость и т. д. Аналогичные изменения должны происходить при совершенствовании скоростных качеств и выносливости.

Необходимо знать и определенные критерии уровня развития физических качеств лыжников-гонщиков, к которым надо стремиться в зрелом возрасте. Пока такими критериями служат результаты контрольных испытаний, проведенных с сильнейшими лыжниками.

Так, например, в беге на 100 м такие сильнейшие лыжники, как П. Колчин, Н. Аникин, имели результаты 12,1 - 12,0. В беге на 1000 м -2.36-2.48, на 1500 м -в пределах 4.00 (А. Акентьев - 4.11). Дистанцию 3000 м В. Хакулинен пробегал за 9.35, П. Колчин - за 8.50, X. Бренден - за 8.48, Н. Аникин - за 8.51.

В прыжках в длину с места многие члены сборной команды Республики Казахстан по лыжному спорту показывали результат в пределах 2,50-2,70.

Специальная подготовка направлена на развитие качеств, специфических для данного вида спорта.

К средствам специальной подготовки относятся: а) соревновательные упражнения, т. е. упражнения на лыжах; б) специальные подготовительные упражнения, которые способствуют развитию специфических для данного вида спорта физических качеств, навыков и умений.

Это упражнения, имеющие сходство как по двигательной структуре, так и по характеру нервно-мышечных усилий с движениями во, время лыжных гонок.

В процессе многолетней тренировки из года в год увеличивается удельный вес средств специальной подготовки.

Техническая подготовка - составная часть специальной подготовки. В подготовительном периоде применяются разнообразные специальные упражнения лыжника - гонщика .

В специальных упражнениях следует предусмотреть не только совершенствование силы и координации движений, но и растягивание и расслабление мышц, выполнение упражнений в ритме рабочих движений лыжника, совершенствование равновесия и т. п.

Специальные упражнения лыжника-гонщика должны изучаться еще глубже. Многие вопросы пока остаются спорными и неясными: не определена еще корреляционная связь ряда упражнений со спортивными результатами лыжника. Недостаточно убедительно доказана польза применения лыжероллеров в летней подготовке лыжников-гонщиков, не определена целесообразность использования ряда имитационных упражнений.

А. Д. Солдатов в процессе многолетней работы определил, что соотношение общей и специальной подготовки лыжников на протяжении ряда лет существенно изменяется:

в 13-14 лет В 15-16 лет В 17-18 лет В 19-20 лет

Процент общей физической подготовки 70605040

Процент специальной подготовки. 30405060

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»