Техника старта с опорой на одну руку. Техника и методика обучения высокого и низкого старта

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Бег на короткие дистанции характеризуется выполнением кратковременной работы максимальной интенсивности. Технику бега на короткие дистанции характеризуют постановка стопы на грунт и последующая работа ног, положение туловища и головы, движение рук, частота и длина шага. Структурно техника бега на короткие дистанции состоит из четырёх последовательно связанных фаз:

    положение на старте и старт;

    стартовый разбег (разгон);

    бег по дистанции;

    финиширование.

Положение на старте и старт. Бег на короткие дистанции может начинаться как с низкого старта, так с высокого. Это позволяет быстро начать бег и на небольшом отрезке достигнуть максимальной скорости. При этом высокий старт применяется как один из видов старта и как подготовительное упражнение при обучении низкому старту. Кроме того, он широко используется в процессе уроков физической культуры при проведение эстафет, подвижных игр и массовых забегов на короткие дистанции.

Техника высокого старта : сильнейшая нога выставляется вперёд, носком вплотную к линии старта, другая – отставляется от линии на 1,5 – 2 стопы назад, при этом стопы обеих ног должны быть параллельны или немного развёрнуты внутрь и находиться друг от друга не более, чем на ширину стопы.

По команде «Внимание» тяжесть тела передаётся на переднюю часть стопы ноги, стоящей впереди, другая нога носком упирается в грунт. Обе ноги несколько сгибаются в коленях, туловище наклоняется вперёд (голова и плечи слегка опущены вниз), руки сгибаются в локтях, причём рука, противоположная выставленной ноге, выносится вперёд (при этом можно приблизить её к поверхности беговой дорожки), а другая рука отводится назад. Сохранять максимальную расслабленность мышц, участвующих в принятии положения старта.

По команде «Марш!» бег начинается широким и быстрым взмахом руками с одновременным и энергичным отталкиванием обеими ногами. Закончив отталкивание, нога, стоящая сзади, быстро выносится бедром вперёд – вверх, сильно сгибаясь в коленном суставе. Нога, находящаяся впереди мощным разгибанием заканчивает отталкивание. Не фиксируя этого положение, выносимая вперёд нога быстро опускается на беговую дорожку передней частью стопы, другая – в этот момент, сгибаясь в коленном суставе, быстро выносится вперёд – вверх, и, далее цикл повторяется. Начинается фаза стартового разбега (разгона).

Для обучения технике высокого старта используется ряд упражнений, которые выполняются в определённой последовательности.

Упражнение 1. Выполнение стартового положение по командам «На старт!» и «Внимание».

Упражнение 2.

Упражнение 3. Стоя в наклоне, туловище параллельно поверхности площадки с упором в стенку в 80 – 120 см от неё, поочерёдный энергичный вынос сильно согнутой ноги вперёд до касания коленом груди.

Упражнение 4. Стоя в положении высокого старта, имитация активного выноса вперёд ноги, стоящей сзади в сочетании с движением рук.

Упражнение 5. Старты «падением» из положения, стоя на носках. В момент окончательной потери равновесия выполнить быстрый шаг с акцентированным выносом бедра вперёд – вверх с активным взмахом руками.

Упражнение 6. В парах – бег, преодолевая сопротивление партнёра, на отрезках 10 – 15 м. При выполнении этого упражнения занимающийся из положения, стоя в наклоне вперёд, упирается прямыми руками в плечо партнёра, оказывающего умеренное сопротивление.

Техника низкого старта . При низком старте для лучшего упора ногами желательно использовать стартовый упор или колодки. В зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна передняя колодка устанавливается на расстоянии 1 – 1,5 стопы от линии старта, а задняя 1,5 стопы от передней. При принятии старта бегун ставит руки на дорожку за линией старта, стопой одной ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой – в переднюю колодку и опускается на колено стоящей сзади ноги. После этого руки ставятся позади стартовой линии как можно плотнее к ней на ширине плеч или немного шире и упираются на большой, указательный и средний пальцы. Руки выпрямлены в локтях голова удерживается прямо, масса тела частично перенесена на руки, голова опущена вниз (рис. А).

По команде «Внимание» бегун поднимает таз выше плеч на 20 – 30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямляет. По команде «Марш!» стартующий энергично отталкивается ногами и выполняет быстрые движения согнутыми в локтях руками. Отталкивание производится под углом к

дорожке. Выход со старта должен заканчиваться энергичным и быстрым отталкиванием от первой колодки с активным выносом вперёд второй ноги. Начинается фаза стартового разбега (разгона) – рис. Б. Последовательность обучения технике низкого старта.

Упражнение 1. Выполнение стартового положения по командам «На старт!» и «Внимание». Удержание положения Рис. Б

на протяжении 5, 10, 15 сек.

Упражнение 2. Многократное выполнение стартового положения обучаемыми самостоятельно.

Упражнение 3. Выпрыгивание с колодок в положении глубокого приседа без команды и по команде.

Упражнение 4. Многократное выполнение действий по командам «На старт!», «Внимание», «Марш!».

Упражнение 5. Многократное выполнение старта из различных исходных положений (с опорой на руки).

Стартовый разбег (разгон). Эффективность стартового разбега зависит от развиваемой мощности и рациональной техники движений, элементами которой являются:

    наклон туловища вперёд;

    полное выпрямление ноги при отталкивании в начале разбега;

    изменение длины и частоты шагов;

    плавный переход от стартового разбега к бегу по дистанции.

Стартовый разбег выполняется на первых 10 – 15 беговых шагах. Длина шагов наращивается постепенно, при этом первый шаг со старта должен быть длинной примерно 3 – 3,5 стопы, а каждый последующий шаг должен увеличиваться на 0,5 стопы. В процессе стартового разбега существенно меняется структура движений. Если на первых 2 – 4 шагах основную роль играет быстрота и сила отталкивания, то на последующих – ведущую роль приобретает темп, то есть частота шагов. Туловище постепенно выпрямляется, движения рук достигают максимальной амплитуды, и на 14 – 15 беговом шаге происходит окончательное выпрямление туловища и переход к бегу по дистанции (см. рис.).

При обучении технике стартового разбега большое внимание следует уделять специальным упражнениям, направленным на укрепление мышц, участвующих в стартовом разбеге.

Упражнение 1 . Бег с низкого старта под

«горизонтальное препятствие», находящееся

на расстоянии 2 – 3 метра от линии старта

(см. рис.).

Упражнение 2. Бег с низкого старта «в упряжке» с преодолением сопротивления. Партнёр удерживает стартующего длинной резиновой лентой, наложенной на грудь и пропущенной под мышками бегущего.

Упражнение 3. Бег с высокого старта, преодолевая сопротивление партнёра. Партнёр, стоя лицом к стартующему, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи, при этом он оказывает умеренной сопротивление, после 6 – 10 беговых шагов снимает руки с плеч, быстро отходит в сторону, давая возможность свободному бегу.

Упражнение 4 . То же, но бег выполнять с низкого старта.

Упражнение 5 . Бег с низкого старта по специальным отметкам с сохранением оптимального наклона туловища. Первая отметка на расстоянии 3 – 3,5 стоп от передней колодки, каждая последующая на 0,5стопы дальше.

Упражнение 6 . Бег с низкого старта через расставленные на первых пяти – шести шагах набивные мячи с учётом возрастания длины шагов. Мячи устанавливаются на местах, определяющих середину бегового шага, на первом шаге мяч не ставится.

Упражнение 7 . Бег с низкого старта 10 – 15 м с сохранением оптимального наклона туловища.

При обучении технике стартового разбега необходимо учитывать следующее обстоятельство. Выполняя первые шаги после старта, многие учащиеся преждевременно выпрямляются. Это зависит не только от техники выполнения бега со старта, но и от уровня развития скоростно–силовых качеств. Поэтому при недостаточной подготовленности учащихся преждевременное выпрямление туловища не следует рассматривать как ошибку в технике стартового разбега (разгона).

Бег по дистанции. Скорость бега по дистанции во многом зависит от рациональной формы движения, умения бежать без излишнего напряжения, частоты и длины шагов и уровня скоростной выносливости.

Чёткой границы между стартовым разбегом и бегом по дистанции не существует, так как этот переход должен выполняться плавно, без резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить её на всей дистанции.

Важным элементом бега является активное проталкивание (задний толчок), сочетаемое с опережающим толчком и быстрым выносом вперёд – вверх, сильно согнутой в колене маховой ноги. В фазе вертикали стопа почти касается дорожки пяткой, опорная нога согнута в колене, туловище слегка наклонено вперёд. Во время следующей за толчком фазы полёта маховая нога активно опускается вниз и выпрямляется в коленном суставе, встречая дорожку передней частью стопы, а толчковая нога сгибается и активно подтягивается к маховой.

Руки при беге по дистанции согнуты в локтевых суставах примерно под углом 90º, при этом угол сгибания руки в локтевом суставе во время бега несколько изменяется: при движении руки вперёд он уменьшается, назад – увеличивается. Движение рук должно быть свободным и не сопровождаться движением плеч. Фронтальная ось, проходящая через плечевые суставы, должна двигаться вместе с руками вокруг позвоночного столба, что обеспечивает лучшее проталкивание и расслабление, то есть вынесение вперёд руки должно сопровождаться выведением вперёд одноимённого плеча и отведением назад другого (см. рис.). Успех бега в значительной степени зависит от умения бежать легко, свободно, расслабляя те мышцы, которые в данный момент не участвуют активно в работе.

Т
емп передвижения и характер бега также зависит от правильности движений рук. Активная и частая работа руками позволяет сохранить частоту в движение ног (шагов), а вместе с этим и скорость бега. Исходя из этого, обучение технике бега по дистанции осуществляется в следующей последовательности: сначала изучается техника движений рук, а затем ног.

Последовательность обучения технике движения рук.

Упражнение 1. В основной стойке или выставив одну ногу вперёд, руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, выполнять быстрые движения руками как при беге.

При этом необходимо контролировать положение плеч и движение локтями назад. Типичная ошибка - упражнение выполняется напряжённо: плечи приподняты, пальцы судорожно выпрямлены или сильно сжаты в кулак. Для устранения даётся указание расслабить мышцы рук и плечевого пояса. Если у обучаемых эту ошибку не удаётся сразу исправить, то предлагается выполнить следующее: обучаемые предельно напрягают мышцы плечевого пояса и рук и затем подаётся команда расслабить мышцы и продолжать движения свободно, без напряжения. Во время выполнения упражнения несколько подаются указания: «напряжённо», «расслаблено». Затем упражнение повторяется в ходьбе, медленном и быстром беге. Многократное выполнение упражнения приводит к образованию умения расслаблять мышцы.

Упражнение 2. Наклонить туловище вперёд, выполнить движения руками как при беге, с постепенным выпрямлением туловища.

Упражнение 3. Выставить одну ногу (сильнейшую) вперёд, другая сзади, выполнять движения прямыми руками с большой амплитудой, с постепенно нарастающей частотой при некотором сокращении амплитуды.

Упражнение 4. И.п. то же, что и при выполнении предыдущего упражнения, выполнить движения прямыми руками с большой амплитудой чередовать с работой согнутыми руками, но с максимальной частотой и сокращённой амплитудой.

Упражнение 5. Бег в медленном темпе, сохраняя необходимый угол сгибания рук и правильную осанку.

Последовательность обучения технике движения ног.

Упражнение 1. Ходьба с высоким поднимание бедра. Руки на поясе или опущены вниз, туловище выпрямлено (не отклонять).

Упражнение 2. Бег с высоким поднимание бедра, сохраняя правильную осанку и выполняя следующие требования: угол между бедром и туловищем не более 90º; быстрее опускать и ставить ногу на переднюю часть стопы; сохранять высокую частоту движения ног; выше держаться на стопе (на пятку не опускаться); стопу ставить упруго.

Это упражнение можно выполнять стоя на месте в положении упора под разными углами или без упора, а также с продвижением вперёд.

Упражнение 3. Освоение прямолинейности движения, постановка стоп без разворота носков. Для этого выполняются следующие упражнения: бег по узкой дорожке шириной 20 – 25 см; бег по прямой линии шириной.

Упражнение 4. Бег прыжками. Это упражнение способствует увеличению длины шага. Нога в период отталкивания полностью выпрямляется во всех суставах, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперёд – вверх, туловище слегка наклоняется вперёд, руки согнуты в локтевых суставах под небольшим углом и осуществляют движения согласовано как во время бега.

Упражнение 5. Бег с высоким подниманием бедра на расстояние 10 – 15 м с переходом на бег с ускорением.

Упражнение 6. То же, но упражнение выполняется по прямой линии шириной.

Упражнение 7. Бег прыжками 10 – 15 м с переходом на бег с ускорением.

Упражнение 8. Бег с постановкой стопы на переднюю часть (семенящий бег).

Упражнение 9. Бег с постановкой стопы на переднюю часть (семенящий бег) в ровном, спокойном темпе с переходом на бег с ускорением с определённой отметки или по сигналу.

Упражнение 10. Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

Упражнение 11. Бег с ускорением на расстояние 20, 30 м с ходьбы или медленного бега.

Финиширование. Финишная линия пробегается с максимальной скоростью без специальных бросков или прыжков на ленточку. В случае острой конкуренции (когда силы участвующих спортсменов равны) при финишировании можно наклонить туловище или развернуть плечо вперёд, при этом финишировать необходимо не на ленточку непосредственно, а на 0,5 м за неё, чтобы скорость при пересечении линии финиша не снизилась.

Последовательность обучения технике финиширования.

Упражнение 1 . Финиширование грудью. Передвигаясь шагом к протянутой финишной ленте или мнимой вертикальной плоскости, исходящей от линии финиша, необходимо последний шаг сделать быстро и наклонить туловище вперёд.

Упражнение 2

Упражнение 3 . Финиширование плечом. Начало движения такое же, как и в первом упражнении, но, делая последний, шаг необходимо наклоняя и поворачивая туловище послать вперёд на финишную ленту плечо, противоположное впереди стоящей ноге.

Упражнение 4 . То же, но при движении медленным бегом.

Упражнение 5 . Бег со старта на отрезке 30 – 40 м с последующим финишированием.

Последовательность совершенствования техники бега на короткие дистанции.

Для совершенствования целесообразно использовать беговые упражнения, в которых основная нагрузка падает на мышцы, активно участвующие в работе. Это в первую очередь, должны быть специальные беговые и упражнения с переходом на бег. Основным требованием при выполнении упражнений, направленных на совершенствование техники бега, является сохранение свободы беговых движение, выполняемых с максимальной скоростью. Кроме того, могут быть использованы различного рода игровые упражнения, игры и эстафеты.

Задача №1 . Создать правильное представление о технике высокого старта на короткие дистанции. Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.

Средства :

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт. Ознакомить с правилами соревнований.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

В первые годы появления легкой атлетики применяли старт с ходу, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен отставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. Именно на I Олимпиаде нашего времени (1896 г.) был продемонстрирован данный вариант старта.

Высокие старты применяются в Рис. 11

беге на короткие, средние и длинные дистанции. В беге на короткие дистанции (до 600 м включительно) высокий старт подаётся на три команды: «На старт!», «Внимание», «Марш!» (или по стартовому выстрелу). Обучение проводится фронтально для всех учащихся.

Задача №2. Учить положению бегуна по команде «На старт!».

Средства:

1. Дать представление о технике.

2. вариантов высокого старта (с опусканием одной и двух рук).

3. Выполнение команды «На старт!».

Методические указания:

По правилам соревнований учащиеся располагаются в одну шеренгу у линии сбора, которая находится не более 3 м от линии старта. По команде «На старт!» занимающиеся подбегают к линии старта, впереди устанавливается толчковая нога, маховая находится сзади (рис. 11).

По команде «Внимание» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука выводится вперед, Рис. 12

другая, согнутая в локтевом суставе, отводится максимально назад (рис. 12).

По команде «Марш» бегун начинает стартовое ускорение, которое продолжается до достижения максимальной скорости (рис. 13). Для спортсмена высокого класса – это 45 м и более, а для начинающих – 20-30 м.

Существуют два варианта Рис. 13

высокого старта – с опусканием одной и двух рук.

Вначале обучение проводится фронтально. Необходимо начертить линию сбора и линию старта. Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу у линии сбора. Преподаватель уточняет положение, занятое каждым учеником. Возможно использование индивидуального метода.

Двигательные установки:

1) по команде «На старт» ученики подбегают к линии старта, сильнейшая («удобная») нога устанавливается вплотную перед стартовой линией, маховая на расстоянии 1-2 стопы сзади от нее, упираясь носком в грунт;



2) туловище прямое, плечевой пояс расслаблен, руки свободно опущены вдоль тела;

3) тяжесть тела распределена на обе ноги, стопы параллельны, расстояние между стопами 20-30 см.

– по команде «На старт» стопа сзади стоящей ноги развернута наружу. Напомнить учащимся, что стопы параллельны, иначе при первом шаге колено маховой ноги будет направлено в сторону, а не вперед и соответственно шаг укоротится;

– стопы расположены на одной прямой. В данном случае положение бегуна будет очень неустойчивое. Напомнить, что расстояние между стопами должно составлять 20-30 см. По правилам соревнований любое движение будет считаться фальстартом, также как и при команде «Внимание», стартующий должен принять наиболее удобное положение для начала бега;

– пятка сзади стоящей ноги касается грунта, значит вес тела перемещен назад. Такое положение при следующих командах будет сохранено и бегун не сможет в дальнейшем наклонить туловище вперед, значит первое движение будет направленно вверх, что значительно повлияет на время пробегания стартового отрезка.

Для исправления других ошибок еще раз напомнить двигательные установки.

Задача №4. Учить положению бегуна по команде «Внимание!».

Средства:

1.Рассказ о технике выполнения с последующим показом.

2. Многократное выполнение стартового положения с исправлением ошибок.

3. Многократное выполнение команд «На старт», «Внимание».

Методические указания:

Довести до учащихся, что при выполнении команд «На старт» и «Внимание» необходимо принимать устойчивое положение.

Двигательные установки к выполнению:

1) по команде «Внимание» туловище наклонено вперед до 40-45 градусов, плечи слегка подаются за линию старта (не более 10 см), ОЦМ расположен ближе к впереди стоящей ноге, согнутой в коленном суставе, плечевой пояс расслаблен, спина круглая;



2) ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, оптимальный угол сгибания у толчковой ноги составляет 100–140 градусов, у другой ноги – 90–100 градусов, голени при этом параллельны;

3) противоположная толчковой ноге рука выводится вперед, одноименная, согнутая в локтевом суставе, отводиться максимально назад;

4) взгляд направлен вперед-вниз, на расстояние 1–1,5 м впереди стартовой линии.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– голова приподнята, спина прогнута, в таком положении мышцы туловища излишне напряжены. Для исправления ошибки необходимо опустить голову, при этом, сохраняя направление взгляда вверх-вперед, и максимально расслабить плечевой пояс. Необходимо почувствовать, что спина как бы округлилась;

– плечи недостаточно выведены вперед, вес тела расположен на обеих ногах, т.е. бегун находится в удобном опорном положении. Рекомендуется перенести вес тела на впередистоящую ногу.

– толчковая или маховая нога полностью выпрямлены (ноги «разряжены»).

Задача № 4. Учить команде «Марш!» и технике стартового разгона.

Средства:

1. Рассказ о технике выполнения с последующим показом.

2. Многократное выполнение команд «На старт!», «Внимание!» и «Марш!» на отрезках 10-40 м.

3. То же, с разметкой шагов.

4. «Старт падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки свободно опущены вниз или на коленях. По команде «Марш!» выполнить в «падении» 3-5 шагов.

5. То же из и. п. – ноги вместе.

Методические указания :

При повторном выполнении команд рекомендуется выполнять не более 2-5 раз, в зависимости от подготовленности и возраста учащихся. На начальной стадии обучения паузы между командами можно специально удлинить, чтобы учащиеся успели принять устойчивую и удобную позу и своевременно начать бег по сигналу.

Двигательные установки:

1) по команде «Марш!» сзади стоящая нога, выполняющая первый беговой шаг, должна кратчайшим путем коснуться грунта (стопа проходит низко под дорожкой). Следует вложить всю силу в первое движение. Впереди стоящая нога (второй шаг) должна «подхватить» движение;

2) на первых шагах нога ставится под себя;

3) при выходе со старта выполнить активное выталкивание на первых шагах с энергичной работой рук;

4) на первом-втором шаге стараться поставить ногу на дорожку сзади проекции общего центра массы тела (ОЦМ). Наклон тела уменьшается через 6-8 шагов;

5) необходимо сохранять наклон туловища на первых шагах, а затем постепенно выпрямиться и принять естественное беговое положение (беговую осанку).

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– резкое выпрямление туловища после команды «Марш». Укреплять мышцы ног и туловища, развивать скоростно-силовые качества, выполнять специальные упражнения, особенно в падении, сохраняя при этом наклон;

– длинный первый шаг, нарушение ритма выбегания. Рекомендуется уточнить стартовое положение, не поднимать голову, выполнять специальные упражнения (бег в упоре, из положения в упоре лежа);

– на первых шагах идет стопорящее («втыкающее») движение стопой в грунт. Необходимо учить, чтобы стопа была расслаблена и мягким загребающим движением ставилась «под себя»;

– при выходе со старта широкая расстановка стоп, бег не по одной прямой. Напомнить, что при движении маховой ноги, колено выводится вперед-внутрь, а не в сторону-наружу.

Задача № 5. Продолжить разучивание стартового разгона.

Средства:

1. Многократные выбегания на отрезках 20–70 м с высокого старта (сзади стоящая нога опирается на колодку, которая располагается на расстоянии 2–2,5 стопы от линии старта).

2. Многократные выбегания с высокого старта на отрезках до 40 м с исправлением ошибок.

Методические указания :

Стартовое ускорение продолжается до достижения максимальной скорости. Для спортсмена высокого класса до 45 м и более, а для начинающих – 10–20 м. Обратить внимание на активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление.

Двигательные установки:

1) по команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) следует вложить всю силу в первое движение. Опорная рука снимается с одновременным отталкиванием ногами и сразу следует быстрая смена положения рук;

2) сзади стоящая нога, выполняющая первый беговой шаг, должна кратчайшим путем коснуться грунта (стопа проходит низко под дорожкой). Впереди стоящая нога (второй шаг) должна «подхватить» движение.

3) на первом–втором шаге стремится поставить ногу на дорожку сзади проекции общего центра массы тела (ОЦМ). Наклон тела уменьшается через 6–8 шагов.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

б) длинный первый шаг, нарушение ритма выбегания. Рекомендуется уточнить стартовое положение, не поднимать голову, выполнять специальные упражнения (бег в упоре, из положения в упоре лежа).

Задача№6. Закрепить технику высокого старта и стартового разгона.

Средства:

1. Многократное выбегание с высокого старта поточным методом по команде учителя с исправлением ошибок.

2. Принятие правильных положений по команде «На старт!» и «Внимание!» с изменением расстояний стоп (от 1–2) на старте.

3. Выбегание из положения «растянутого» высокого старта (2–2,5 стопы от линии старта).

4. Бег на отрезках 20–70м с высокого старта (сзади стоящая нога опирается на колодку, которая располагается на расстоянии 55–60см)

5. Выбегание с рук партнера: по команде «Внимание!» партнер берет стартующего за таз и слегка приподнимает, лишая его опоры рук. По команде «Марш!» – разводит руки. Стартующему необходимо «поймать» этот момент и в падении быстро начать бег

Методические указания:

1. Не ограничиваться только стартами на 20–30 м, а многократно пробегать со старта 50–70 м и более.

2. На этапе совершенствования главным является постоянное согласование отдельных движений и элементов бега в соответствии с физической подготовленностью.

3. Применять упражнения, способствующие лучшему сохранению наклона туловища при выбегании.

4. Создавать условия для потери равновесия и облегченного выбегания: ОЦМ тела смешается вперед, ноги выбегающего не должны быть слишком распрямлены в коленях, не должно быть «подброса пяток».

Задача№7. Совершенствовать и оценить технику высоких стартов.

Средства:

1. Выбегания с ускорением из различных и. п.:

– ноги вместе, наклоняясь и «падая» вперед;

– упор присев;

– упор лёжа;

– упор лежа, правая (левая) впереди (положение выпада).

2. Повышение физической подготовленности занимающихся. Укрепление мышц стопы и ног, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Выбегание со старта в соревновательных условиях.

Методические указания:

На этапе совершенствования главным является постоянное согласование отдельных движений и элементов бега в соответствии с физической технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей учащихся.

По мере освоения техники упражнения необходимо постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения занимающихся были свободными, без излишних напряжений.

Двигательные установки и ошибки, которые встречаются во время бега, приведены выше. Также рекомендуется напоминать учащимся основные требования к беговой осанке.

Конспект урока

по физической культуре.

Тема урока : Легкая атлетика в 4-м классе. Высокий старт.

Задачи урока :

  • Обучение технике высокого старта и стартового разгона.
  • Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредством эстафет с предметами.
  • Воспитательные: формирование устойчивого интереса к активному образу жизни,к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
  • Здоровье- сберегающие: формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Необходимое оборудование и инвентарь :

Футбольные конусы – 16 шт., свисток.

План урока:

I. Вводная часть -10 мин.

II. Основная часть - 30 мин.

Таблица. Краткое содержание урока.

Дозировка

Организационно-методические указания

I. Вводная часть - 15 мин.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

1 мин.

2. Техника безопасности на занятиях

2 мин.

3. Ходьба по линиям зала, с различным положением рук. Ноги на носках, перекатом с пятки на носок.

30 сек.

Следить за правильностью осанки.

4. Бег восьмеркой, равномерный.

1 мин.

Ногу ставить на переднюю часть стопы. Учимся бегать по виражу.

5. Перестроение в колонну по 4.

← 6м → туда – делаем упражнение

3 м обратно – отдыхаем шагом

5.1. Прыжки вперед на двух ногах на передней части стопы.

5.2. То же правым боком. Стопы на ширине плеч. Это расстояние между стопами удерживаем.

5.3. То же левым боком.

5.4. То же спиной вперед

6 метров

6 метров

6 метров

6 метров

Дистанция между четверками 3 метра

Коленный сустав сгибается минимально.

Упор на прыжок вверх, а вперед продвигаемся незначительно.

6. 1. Прыжки, стопы стоят носки наружу.

6.2. То же, носки внутрь.

6.3. То же, но со сменой положения стоп через два прыжка.

6 метров

6 метров

6 метров

Расстояние между стопами удерживаем.

7. Бег спиной вперед,

обратно лицом вперед.

6 метров

Для постановки стопы на переднюю часть.

Туловище держать вертикально.

8. Бег «ножницы» - прыжки на стопе, носок на себя, маховая нога прямая.

6 метров

9. Прыжки с ноги на ногу

2 по 6 метров

10. Эстафета 6 метров.

3 мин

Во избежание столкновения: обегать колонну с левой стороны, после передачи эстафеты.

II. Основная часть - 25 мин.

1. Теоретические сведения о высоком старте. Стартовые команды. На каких дистанциях применяется. Показ

2 мин

На высоком старте применяются только две стартовые команды.

2. Определение «толчковой» и «маховой» ноги.

Встать на линию и как бы падать вперед. Та нога которая пойдет вперед. Чтобы не упасть будет на высоком старте сзади – толчковая.

3 раза

3.1. Выполнить команду «на старт».

3.2. Выполнить команду «марш».

3 по 5 метров

3 по 10 метров

Правильное положение рук – разноименное с начала движения.

Наклон туловища к линии старта.

4. Учимся выбегать вовремя.

4.1. И.П. высокий старт, стоя правым боком к дистанции.

4.2. Принять положение высокого старта правым боком к дистанции.

1 раз

1 раз

Не должно быть заступа.

4.3. Принять положение высокого старта левым боком к дистанции.

4.4. То же спиной вперед к дистанции.

1 раз.

Поворот строго через левое плечо.

5. Игра «Вызов номеров»

7 мин.

6. Эстафета:

| ← 6 метров →∆

Передача эстафеты – касание правой ладонью правой ладони партнера.

2 раза

III. Заключительная часть - 5 мин.

Ходьба с упражнениями на дыхание.

Подведение итогов урока.

Задать домашнее задание.

Упражнения для укрепления рук (отжимания),

спины («лодочки»),

пресса.


Схема обучения технике низкого и высокого старта.

Выполнил:

Учитель физической культуры

ГБОУ Школа №978

Смирнов Максим Александрович

Москва – 2018

    Схема обучения технике низкого старта.

Последовательность обучения технике низкого старта

Упражнение №1

Старты из различных исходных положений

Упражнение №2

Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Упражнение №3

Старт из положения «упор присев»

Упражнение №4

Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок

Упражнение №5

Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу учителя).

Упражнение №6

Установка стартовых колодок.

Упражнение №7

Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» (ноги упираются в стартовые колодки).

Упражнение №8

Выталкивание из стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

Упражнение №9

Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и с сигналом учителя).

    Схема обучения технике высокого старта

Последовательность обучения технике высокого старта.

Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.

Упражнение № 1

Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

Упражнение № 2

Старты «падением» из положения, стоя на носках.

Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.

Упражнение № 3

Старты «падением» из положения, стоя в наклоне вперед (руки опущены вперед или на коленях).

Упражнение № 4

В парах - бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м.. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление.

Упражнение № 5

И.п. – стоя в наклоне вперед. Сильнейшая (толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук.

Упражнение № 6

Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую ногу.

Обучение следует начинать со всем классом сразу: объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде «Марш» учащиеся пробегают 10-15м. Как только техника высокого старта будет освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5-7 человек) и поточный (одному ученику - друг за другом) методы совершенствования высокого старта. Ученики занимают положение по команде учителя «На старт!», «Внимание!», а по команде «Марш!» начинают бег.

Упражнение № 7

Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку.

Принимая данное положение, учащийся ставит толчковую ногу на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, другую на такое же расстояние отставляет назад. Рука разноименная впереди стоящей ноги, ставится перед линией старта. Масса равномерно распределяется на ногу и руку.

Упражнение № 8

Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания, выполняемого одновременно двумя ногами. Нога стоящая сзади энергично выносится бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся впереди резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, а занимающийся переходит к бегу.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся с элементами низкого старта.

2. Ознакомить учащихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции.

Низкий старт требует высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Ученики пятых классов еще не способны в положении наклона выполнить мощное отталкивание с одновременным активным выносом бедра маховой ноги. Поэтому основным средством при обучении должно быть применение различных специальных упражнений для овладения отталкиванием. Непосредственный бег с низкого старта не должен быть главным средством подготовки (обучения), так как многократное повторение низкого старта в неправильном исполнении приводит к закреплению ошибок.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта
Упражнение 1. Старты из различных исходных положений («а», «б», «в», «г»), указанных на рисунке.

Упражнение 2. Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Упражнение 3. Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок.

Учитель проверяет правильность принятия стартовых поз всеми занимающимися и устраняет ошибки, если они обнаружены.

Только после того, как занимающиеся поняли и прочувствовали стартовые позы и научились выполнять их, можно переходить к обучению началу бега с низкого старта.

Упражнение 4. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя).

Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе их выполнения.

Упражнение 5. Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя- 1,5-1 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, задняя - 60-80°. По ширине расстояние между колодками обычно равно 10-12 см.

Упражнение 6. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!». По команде «На старт!» надо стать впереди стартовых колодок, присесть и, опираясь ладонями о дорожку, поставить более сильную ногу на переднюю колодку, а другую на заднюю. Затем, опираясь на колено сзади стоящей ноги, установить прямые руки вплотную к стартовой линии. Они должны быть расставлены на ширине плеч, а пальцы образовывать упругий свод.

По команде «Внимание!» следует плавно приподнять таз немного выше уровня плеч, а плечи слегка вывести вперед за линию опоры рук. Ноги упираются в стартовые колодки. Это положение учащийся должен сохранять неподвижно 2-3 с.


Упражнение 7. Выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

Упражнение 8. Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро. Двигательная (предстартовая) установка для учащихся должна быть направлена не на сильное отталкивание от колодок, а на быстрое выполнение первого шага.

Дополнительные упражнения для освоения техники низкого старта
Упражнение 1. Из положения руки в упоре (туловище вертикально или в небольшом наклоне) оттолкнуться руками от опоры, выполняя ими беговые движения.

Упражнение 2. Стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнутая в колене. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъеме маховой ноги).

Упражнение 3. Стоя в упоре у гимнастической стенки на согнутой (толчковой) ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой.

Носок маховой ноги брать «на себя», сочетать окончание маха с окончанием выпрямления опорной ноги во всех суставах.

Упражнение 4. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием, проталкивает учащегося вперед, он принимает положение как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок и переходит на 6eг.

Упражнение 5. Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.

Упражнение 6. И. п. - стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При отпускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.

Упражнение 7. Быстрая смена ног в различных положениях: а) в упоре лежа руки на гимнастической скамейке; б) одна нога ставится на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.

Упражнение 8. Прыжок в длину с места из положения низкого старта: а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки.

Упражнение 9. Старт из положения «стоя на обоих коленях»; б) с опорой на руки.

Упражнение 10. Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки за спиной, на поясе или опущены вниз.

Упражнение 11. Бег в упоре лежа 5-7 с с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 12. Непрерывный переход из положения «упор присев» в «упор лежа» (5-7 с) с последующим переходом на бег по дистанции: а) из положения «упор присев»; б) из положения «упор лежа».

Упражнение 13. Бег с низкого старта с опорой руками на высоте 30-40 см от беговой дорожки. В виде опоры можно использовать параллельно поставленные гимнастические скамейки, тумбы и пр. на расстоянии, позволяющем после старта пробежать между ними.

Упражнение 14. Старты из разных исходных положений: а) сидя на полу лицом (или спиной) вперед; б) лежа на животе; в) лежа на спине головой (или ногами) к линии старта.


Упражнение 15.
Из упора присев выполнить кувырок вперед с переходом в бег по дистанции.

Упражнение 16. Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.

Упражнение 17. И.п. - полуприсед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Упражнение 18. Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах в коленном суставе в изометрическом режиме.

Список использованной литературы:

1. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»