Виды занятий физической культурой в детском саду. Традиционное занятие по физической культуре в подготовительно группе

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Детям 5-6 лет

Физкультурный проект Такие увлекательные Классики

Занятие в традиционной форме представлялось на конкурсе «Педагог года» с детьми старшей группы
Цель:

  • учить детей подлезать под дугу боком;
  • упражнять детей в прыжках на двух ногах на четыре счёта вокруг себя, выполняя задание;
  • закреплять умение принимать правильное исходное положение при прокатывании мяча под дугу;
  • формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, ловко, красиво;
  • проводить профилактику плоскостопия
  • воспитывать организованность.


Оборудование:

  • мячи по количеству детей;
  • 2 верёвки сечением 1.5 см. длиной 2 м.;
  • 2 дуги;
  • 2 косички;
  • «хвостики»- ленточки для игры.


Форма одежды:

  • облегченная спортивная форма;
  • носки.

Используется музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Вводная часть занятия
Построение в шеренгу (построение по росту), равнение, поворот направо (переступанием). Ходьба в колонне по одному обычная (отмашка), на носках (руки за голову, спину прямо, подбородок вверх), с высоким подниманием колена (руки на поясе, колено выше, носок оттянуть вниз). Бег в колонне по одному обычный (руки согнуты в локтях), ходьба,
дыхательное упражнение «Поезд» (Руки согнуты в локтях, рот закрыт, вдох носом, выдох
ртом за 3 раза, произнося «Чух- чух- чух»), бег в колонне по одному на носках, ходьба, дыхательное упражнение «Поезд». Взять мяч (Самостоятельно взять мяч,нести в «углу» правой руки), ходьба с мячом, построение в колонну по одному,
перестроение в шеренгу (поворот налево), расчет на 1-2 (1-поднимает мяч вверх,
2 -присаживается) перестроение в две шеренги (1-делают 3 шага вперед).


2. Основная часть занятия
1 Общеразвивающие упражнения
Комплекс с мячом
И.п — основная стойка. Махи руками 6 раз (Выполнять упражнения синхронно)

И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом подняты вверх. Наклоны по 6 раз

И.п.- стоя на коленях, руки вытянуты вперед. Повороты по 6 раз

И.п.- сидя на пятках, мяч на полу придерживается руками. Прокатывание мяча 6 раз

И.п.- сидя на полу, упор на предплечья, мяч зажат между ступнями. Поднимание ног 6 раз (В своём темпе)

И.п.- лёжа, мяч за головой. Сесть из положения лёжа 2 раза (Медленно)

И.п.- стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в двух руках, руки вытянуты вперед.
Приседания 6 раз (Разводить колени в стороны)

И.п. ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. Прыжки 10 сек (Прыгать на носках, сгибать колени)

2 Основные движения

Из построения в две шеренги дети перестраиваются в две колонны, выполняя поворот направо, смыкают колонны вперед. Первая колонна выполняет упражнение от желтого флажка, вторая от красного. Дети проходят по веревке, удерживая равновесие, держа мяч вверху. Доходят до косички, прокатывают мяч под дугу, подходят к дуге, подлезают под дугу, выпрямляют спину (выполняют хлопок в ладоши над головой), берут мяч и повторяют упражнение 4раза (из них 2 раза подлезают под дугу правым боком и 2 раза левым)

  • Ходьба по веревке удерживая равновесие 4 раза
  • Прокатывание мяча под дугу 4 раза
  • Подлезание под дугу левым и правым боком по 2 раза

Дети перестраиваются в одну колонну, проходят, оставляя мячи на месте.

Строятся в колонну по одному, перестраиваются в шеренгу, размыкаются в круг
Руки на поясе, ноги вместе, выполнить 4 прыжка, хлопнуть в ладоши над головой

  • Прыжки на двух ногах на четыре счёта вокруг себя 4 серии

3 Подвижная игра

«Ловишки с хвостиком»

Пойманные дети отходят в сторону выполняют отжимание от стены

3. Заключительная часть занятия

  • Заключительная ходьба
  • Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
  • Самомассаж «Петушок»

В конце занятия дети награждаются медалями за смелость.

Читайте так же →


Задачи : совершенствовать умение детей в различных видах ходьбы и бега;

упражнять в умении прыжках, ведении мяча;

развивать физические качества – быстроту, ловкость, силу,

выносливость;

Закреплять умения выполнять самомассаж;

Оборудование: обручи 14 шт., 2 мяча, 2 ориентира, 2 скамейки.

Вводная часть.

Двигательные упражнения «Птицы»

Летела Сорока, гостей созывала Идут на носках, поднимая и опуская

К дедушке дереву птиц приглашала руки.

Вот важно аист шагает Идут с высоким подъемом колена.

Длинные ноги он поднимает

Вот Гусь в красных сапожках Идут на пятках руки за спиной.

Надетых на ножки

А вот журавль шагает и ноги не сгибает Идут на прямых ногах руки вдоль

туловища.

И утка идет утят за собою ведет Идут в приседе.

Вдруг откуда не возьмись Коршун Бег с ускорением и замедлением

Вылетает и всех наших птиц

Тут-же распугает.

Но вот Коршун улетает Идут на носках поднимая руки,

Сорока вновь гостей созывает и на выдох опуская и произнося:

Перестроение в две колонны расчетом на 1,2

Основная часть.

Упражнения на гимнастической скамейке .

1. И. п. - сидя верхом на скамейке, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-7 раз).

2. И. п. - сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево) (рис. 32); 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за

края скамейки; 1-2 - поднять прямые ноги вверх (рис. 33);

3-4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз).

4. И. п. - стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 - шаг правой ногой на скамейку; 2 - шаг левой ногой на скамейку; 3 - шаг правой ногой со скамейки; 4 - то же левой. Поворот кру­гом. Повторить упражнение 3-4 раза.

5. И. п. - стоя боком к скамейке, руки произвольно. На счет 1-8 прыжки на двух ногах вдоль скамейки; поворот кругом и повторе­ние прыжков.

Упражнение на дыхание: «Пчела»

Вдох через нос, на выдохе произносим звук «з-з-з-з»

  1. Эстафета «Классики»
  2. Эстафета «Веди мяч вперед, отбивая его об пол одной рукой»
  3. Эстафета «Пловцы»
  4. Эстафета «Козлики»
  5. Эстафета «Кенгуру»

Подвижная игра: «Зверолов»

Звери ходят по кругу, в центре зверолов.

В лесу-лесочке, средь зеленых дубочков

Звери гуляли, опасности не знали

Ай! Зверолов идет!

он в неволю нас возьмет

Звери убегайте!

Дети разбегаются в разные стороны зверолов догоняет кого догонит, тот замирает на месте.

Упражнение на дыхание: «Трактор»

Вдох через нос на выдохе произносить звук «др-др-р-р-р»

Заключительная часть.

Самомассаж «Пироги»

За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью по

Левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами Хлопки по правой руке

Здравствуй Мишенька - дружок Хлопки по груди.

Сколько стоит пирожок Хлопки по бокам

Пирожок то стоит три Хлопки по пояснице

А шалить то будешь ты Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов Выполнять последовательное

К празднику наш стол поглаживание рук, корпуса, ног.

На этом наше занятие закончилось. Вы были все дружные, ловкие и отлично справились со всеми заданиями.

А сейчас в колонну по одному по кругу шагом марш.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений, содействуют развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное освоение материала, подвести детей к обобщениям связанным с овладением двигательными действиями и их использование.

Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет их последовательность, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.

Значение физкультурного занятия

Значение:

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи

занятие физкультурой способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности

развивается у детей оценочное суждение, достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение

успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий

обеспечение двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все организмы

на физкультурных занятиях дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений

В 70-е годы XX веках исследования А.В.Кенеман и Г.П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков, осуществлялось не только через большое количество повторений, но и влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа сознательности в обучении. В связи с этим данные занятия получили название физкультурные, предусматривают передачу дошкольникам общественно-исторического опыта, культуры выполнения движений, выработанной человечеством.

Типы физкультурных занятий

В детском саду проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Для осуществления программы по физической культуре намечаются различные типы физкультурных занятий .

1. Традиционный: обучающий, смешанный, и вариативный характер.

* Обучающий характер - ознакомление с новым программным материалом, (обучение спортивным видам и упражнениям, знакомство с правилом, содержанием, техникой видов движений и т.д.)

* Смешанный: разучивание новых и совершенствование основанных раннее. Строится на повторении пройденного материала

* Вариативный: основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, в полосе препятствий, в играх-эстафетах)

2. Игровой: на основе разработанных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

3. Сюжетно-игровой: содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию отражающую в условной форме окружающий мир ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия (“Путешествия”, “Цирк”, “Зоопарк”)

4. Тренировочный: направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцирование двигательного задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

5. С использованием тренажеров и спортивных комплексов: включено лазанье по канату, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках “ Здоровье”, с гантелями, пластиковыми бутылками с водой, гребля, бегущая дорожка- цель: научить детей самостоятельно пользоваться тренажерами, пользоваться приемами самостраховки.

6. Ритмическая гимнастика: под музыку с включением ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений, хорошо освоенных детьми.

7. Занятие по интересам: развитие двигательных умений и навыков, творчества детей.

1 зона: мячи разных типов и размеров: набивные (весом 0,5 кг), массажные, теннисные.

2 зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли.

3 зона: полоса препятствий (гимнастическая скамья, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты)

4 зона: тренажеры разных типов: “Велосипед”, “Бегущая дорожка”, диск “Здоровье”

5 зона: комплекс для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, мяч баскетбольный).

Через 5-6 минут смена с детьми двигательной зоны. В течении занятия дети проходят все двигательные зоны.

8. Тематический: посвящено одному виду физических упражнений (лыжи, баскетбол, настольный теннис, бадминтон). Добиваться хорошего качества выполнения заданий.

9. Комплексный : синтезирование разных видов деятельности (игровые: “Кто больше собрал”, “Собери по форме, цвету, парами).

10. Контрольно-проверочный: итоговый зачет: оценка физических качеств и двигательной подготовленности детей, 3-4 раза в году. Воспитатель групп, методист. Анализ динамики освоения детьми основных движений, физических качеств.

11. Туризм: на воздухе, в лесу, парке. Закрепление двигательных умений и навыков в естественных условиях.

Типы физкультурных занятий характеризуются большим разнообразием, также можно выделить занятия по содержанию:

Гимнастика и подвижные игры

обучение спортивным играм и элементам спортивных игр

развитие ориентирования

занятия-походы (элементарный туризм).

Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:

1. Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляют навыки в уже освоенных движениях

2 . Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков

3. Занятия контрольного и учетного характера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Е.А. Семенова

Институт физической культуры и спорта

СГУ имени Н.Г. Чернышевского

Для поддержания постоянного интереса детей к физкультурным занятиям применяются разнообразные варианты их проведения: занятия по традиционной схеме, занятия, построенные на подвижных играх, круговые тренировки, музыкально-ритмические занятия, сюжетные занятия.

В младших группах обязательно включаются в занятия имитационные упражнения под музыку, а также элементы психогимнастики. С детьми старшей и подготовительной группы проводятся игры с элементами эстафеты.

Традиционное физкультурное занятие состоит из трех частей:

вводная часть, подготавливающая организм к физической нагрузке;

основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств;

заключительная часть - проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Такое занятие едино и подчинено общей цели - вызывать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, способствовать развитию физических качеств, формированию движений и правильной осанки, улучшению ориентировки в пространстве, слаженности действий в коллективе. Эта общая цель достигается последовательным выполнением конкретных задач каждой части занятия, которые, естественно, переходят одна в другую.

В основную часть занятия заключаются разнообразные общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) и упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии), подвижные игры и игры с элементами спортивных игр.

В заключительной части занятия проводятся спокойная ходьба друг за другом или врассыпную, дыхательные упражнения, малоподвижные игры. Но постоянное использование только такой структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникают нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности, физической подготовленности, состояние здоровья и пол ребенка.

На каждом занятии также могут использоваться в сочетании с круговой тренировкой следующие способы организации детей: фронтальный, подгрупповой и индивидуальный.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. Этот способ требует высокой самостоятельности, сознательного и ответственного выполнения заданий.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения, помочь ему увидеть основные недостатки.

Применение метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре дает возможность правильной физической нагрузки на все группы мышц, позволяет обеспечить высокую моторную плотность, развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно - сосудистую системы. У детей развивается творчество и инициатива. Метод круговой тренировки является одним из эффективных путей оздоровления и повышения уровня физической подготовленности детей.

Также представлены следующие варианты проведения физкультурного занятия:

занятие, построенное на подвижных игра;

занятие c элементами аэробики;

занятия построенные на эстафетах, соревнованиях.

Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Такие качества, как сила, ловкость, быстрота, выносливость, развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнования. Подвижные игры способствуют разностороннему физическому развитию ребенка, в программе они систематизируются по видам основных движений; с ходьбой и бегом; с ползанием и лазанием; с подпрыгиванием и прыжками; с бросанием и ловлей, а также игры на ориентировку в пространстве. Игры делятся на подвижные и более сложные спортивные (теннис, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол и др.) в детском саду по преимуществу используются элементарно подвижные игры. Они в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные игры («Наседка и цыплята», «Воробышки и кот» и т.д.) дают возможность детям отобразить свои представления об окружающей жизни. Действие играющих зависит от той роли, которую они выполняют.

Бессюжетные игры строятся на выполнении двигательных заданий - действий с предметами (мяч, обруч, игрушки, скакалки). Использование предметов повышает интерес ребенка к действиям, а также облегчает выполнение двигательного задания («Добеги до флажка», «Пролезь в обруч»).

Спортивные игры обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.

Аэробика - это система физических упражнений энергообеспечения, которых осуществляется за счет использования кислорода. Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными можно использовать гантели. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе. Танцевальные упражнения развивают у детей легкость, ритмичность, плавность, красоту. Они благоприятны для формирования осанки. Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, ритмичным подсчетом развивают у детей слух.

Сюжетные занятия являются одной из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми с общим недоразвитием речи. Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно - игровую ситуацию, отражающую в устной форме окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

Программа сюжетных занятий направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

С помощью сюжетных занятий формируются у детей правильное отношение к физкультурным занятиям, мероприятиям. Сюжетные занятия проводятся со среднего дошкольного возраста.

На четвертой неделе каждого месяца занятия надо строить на эстафетах, соревнованиях. Эстафеты способствуют физическому развитию, воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер). Обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка; воспитывают выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество. При проведении эстафет детей старшей и подготовительной групп можно научить элементам баскетбола: «Веселая парочка», ведение мяча, броски мяча в корзину. Для волейбола важно освоить передачу мяча в парах. Кроме того, освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составит основу для дальнейших занятий спортом.

детский физкультурный тренировка сюжетный

Библиографический список

1. Берзин А.А., Лукашин Ю.С. Сто игр на нашем дворе. М., 1966.

2. Васильков Г.А. От игр к спорту. М., 1988.

3. Дусовицкий А.К. Воспитывая интерес. М., 1984.

4. Железняк М.Н. Спортивные игры. М., 2001.

5. Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2000.

6. Ковалько В.И. Уроки физкультуры в начальной школе. М., 2003.

7. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М., 1987.

8. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М., 1987.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.

10. Чумаков П.А. Спортивные и подвижные игры. М., 1970.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура занятий по физической культуре и характеристика его частей. Особенности методов и приемов обучения детей дошкольного возраста на уроках. Пособия, статьи учителей, инструкторов по физическому воспитанию. Проведение оздоровительных занятий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Исследование задач и содержания круговой тренировки. Физические упражнения при моделировании круговой тренировки. Форма круговой тренировки на уроках физической культуры. Изучение процесса адаптации организма к различным видам физических упражнений.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2014

    Средства, формы и методы лечебной физической культуры. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей. ЛФК при различных заболеваниях. Разработка методики занятий по физкультуре с детьми 10-13 лет, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Особенности игровой деятельности игр алтимат и гатс. Специфические особенности организации и содержания урока по физической культуре. Физиологические особенности развития детей 10-14 лет. Мотивации ребёнка к физкультурно-спортивным видам деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Особенности организации учебного процесса и занятий физической культурой студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Создание безбарьерной и безопасной среды. Специфика проведения учебных занятий по физической культуре.

    реферат , добавлен 10.06.2016

    Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Требования к нагрузкам. Режимы дня для детей дошкольного возраста. Питание детей дошкольного возраста. Закаливание детей дошкольного возраста. Гигиена одежды и обуви детей.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2007

    Значение физкультурных занятий для здоровья детей дошкольного возраста. Структура, содержание, типы физкультурных занятий. Виды строевых упражнений. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Педагогический анализ физкультурного занятия.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Современное состояние вопроса физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Описание основных современных форм оздоровительной физической культуры. Методика занятий по физической культуре со студентами специального медицинского отделения.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2016

    Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Особенности применения информационных технологий в различных отраслях физической культуры и спорта: учебном процессе, спортивной тренировке и соревнованиях, оздоровительной физической культуре. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту.

Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным матери-алом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников (Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др.). В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

Вызывает сомнение, что дошкольник может самостоятельно открыть способы, запечатленные в общественно-историческом опыте человечества, а путь «проб и ошибок» длителен и требует значительных затрат физических сил. Кроме того, «если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически - он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития» (П.Ф. Лесгафт).

Следует помнить, что физкультурное занятие - форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

Задачи физкультурного занятия

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

Формирование правильной осанки;

Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата

Формирование изгибов позвоночника

Развитие сводов стопы;

Укрепление связочно-суставного аппарата;

Развитие гармоничного телосложения;

Регулирование роста и массы костей;

Развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

Воспитательные задачи:

Потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

Приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

Самостоятельность, творчество, инициативность

Самоорганизация, взаимопомощь

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

Создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);

Закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

Прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

Приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

Осознает свои двигательные действия;

Усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

Узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими

Ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

При планировании содержания занятий по физической культуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года, на их повторяемость и постепенность усложнения. Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

Структура физкультурного занятия

Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысление задания или указания воспитателя и т.д.).

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).

Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений:

1-2 - для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т.д.); 1-2- для туловища (наклоны) и т.д.; 1-2 - для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой и i. прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте. После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

Упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;

Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.

Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц. Нельзя не учитывать особую ранимость детских рук и стоп. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям по укреплению мышц рук и ног. Предлагаются упражнения со скакалкой, с резиновым кольцом, эластичной трикотажной лентой, набивными мячами (весом от 0,5 до I кг), детскими гантелями.

Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил. В играх каждому ребенку должна быть предоставлена возможность проявить активность, самосто-ятельность, творчество.

Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замед-лением темпа, упражнения на дыхание, игры и игровые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориентацию в пространстве).

Программный материал для занятий по физической культуре планируется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, уровня ДА. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.

Виды физкультурных занятий

Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествие», «Цирк», «Спортсмены», "Зоопарк», «Рыбаки» и др.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия.

Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель: выявление и устранение ошибок в технике выполнения движений.

Занятие «Туризм» проводится на воздухе, в ближайшей лесу или парке. Оно дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения.

Условия достижения оптимальной ДА детей во время занятий по физической культуре

Для достижения оптимальной ДА детей необходимо:

— запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

— осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

— поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

— при подготовке к занятию продумывать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

— предусматривать достаточную площадь, рациональное размещение пособий, выполнять санитарно-гигиенические требования, выбирать одежду и обувь;

— во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, мать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;

— во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание; продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

— рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);

— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

— лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

— активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

— использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий;

— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»