Виды и формы тренировочных занятий в футболе. Типы организации занятий

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

При педагогической оценке направленности отдельных занятий правомерно несколько подходов:

1) по признаку соответствия главным задачам этапа или микроцикла подготовки выделяются основные и вспомогательные (дополнительные) занятия;

2) по степени нагрузки различают занятия с оптимальной для данного спортсмена нагрузкой (ординарные), ударные и разгрузочные;

3) по признаку специализации и узкой прикладности выделяются типы занятий: учебное, тренировочное, модельное, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, контрольное, разминочное и восстановительное.

Представление о характере и структуре отдельных типов занятий позволяет тренеру легче управлять тренировочным процессом в целом.

Выделение отдельных типов занятий и детальная разработка их структуры вызваны углубленной специализацией подготовки гимнастов. Пожалуй, только на начальных этапах занятия с новичками, не владеющими большим объемом гимнастических навыков, носят универсальный комплексный характер. В тренировке квалифицированных гимнастов решается более широкий круг задач, не «вмещающихся» в одно занятие. Занятия становятся узкоприкладными с четкой направленностью. Смысл выделения и совершенствования структуры отдельных типов занятий сводится к тому, чтобы решать все многообразие педагогических задач не одновременно, а последовательно, концентрируя внимание и силы на отдельно малой группе задач и достигая при этом ощутимых результатов.

Структура микроцикла и этапа тренировки дает тренеру возможность выбора наиболее подходящих типов занятий, что в конечном итоге позволяет решить весь комплекс задач.

7.3.1. Учебное занятие. В общем виде задача учебного типа занятий сводится к осуществлению идеи обновления гимнастики, «овеществления» ее творческой сути. Благодаря подобным занятиям гимнасты овладевают всем объемом доступных им упражнений.

В масштабе отдельных учебных занятий решаются задачи, связанные с овладением упражнениями конкретного спортивного разряда.

В связи с этим, содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что тренер должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса навыков.



Несмотря на кажущееся различие и оригинальность каждого вида многоборья, многие элементы близки по техническим действиям и учебные «цепочки» на разных снарядах могут смыкаться во многих местах. Этот повод для размышления и принятия решения: планировать ли в одном занятии параллельное освоение родственных элементов или идти путем «контраста», предлагая ученикам непохожие по структуре элементы. Чаще всего тренеры следуют первым путем, облегчая гимнастам задачи овладения школой размахиваний, акцентированными действиями («темпами») на махе вперед или на махе назад, спадом из упора в висе и т.п. Но бывают ситуации, когда необходимо воспользоваться вторым путем. К примеру, в работе с мужчинами тренер проходит тему «сальдо вперед». Предлагает освоить соскоки сальто вперед на перекладине, брусьях, кольцах, да еще добавляет аналогичные элементы в вольных упражнениях и опорных прыжках.

При кажущемся полном подобии этих элементов, выполняемые в разных видах многоборья (эффект наблюдения полетной безопорной фазы), имеется много тонкостей техники, отличающих элементы один от другого. Это специфика опоры о снаряд, детали ухода с опоры, быстрота вращения в полете и др. Гимнаст, перегруженный информацией по теме «Сальто вперед» перестает различать нюансы техники, подчас буквально переносит части навыка с одного снаряда на другой. К примеру, начинает притягиваться руками к перекладине перед уходом на махе назад в соскок сальто вперед, что характерно для соскока с колец. В этом случае от подобных ошибок можно уйти, рассредоточив аналогичные по технике элементы по времени, осваивая их не одновременно, а последовательно, предлагать гимнастам контрастные задания, переключить их на координацию движений другого типа.



Другая сложная проблема – определение количества нового материала, планируемого на одно занятие. Обучение проходит успешно при хорошем эмоциональном состоянии учеников, на «свежие силы», не в стадии физического и психического утомления. В связи с этим тренер должен представить, какую трудность составляет новый материал для конкретного ученика, каков коэффициент новизны предлагаемых для освоения упражнений.

Практический опыт, подтвержденный и научными данными, свидетельствует о том, что оптимальным является планирование для изучения на каждом снаряде одного - двух новых элементов. При этом для подготовленных гимнастов абсолютно новых элементов практически не бывает, если учесть, что техника нового элемента включает много знакомых деталей, фрагментов, заложенных еще на этапе базовой подготовки. В содержании учебных занятий предусматривается сочетание нового материала (различной степени новизны) с повторением, закреплением техники «старого» - упражнений, которые еще недавно изучались как «новые».

Таблица 12

Типы занятий в годичной подготовке гимнастов

Тип занятий Этап многолетней подготовки Период круглогодичной подготовки Информативный показатель, фактор учета
Начальной подготовки Специальной подготовки Спортивного совершенствования Высших достижений Подготовительный Соревновательный Переходный
Учебное +++ +++30% ++ ++ +++ + Обучаемость, количество новых заданий, элементов. Объем работы (количество элементов). Общее время занятия.
Тренировочное + ++25% +++ +++ ++ +++ Специальная выносливость качество выполнения программы (количество комбинаций на высокую оценку, количество срывов). Количество элементов, комбинаций, опорных прыжков, количество подходов.
Модельное ++ 5,5% ++ +++ ++ Стабильность показателей качества выполнения. Качество выполнения (баллы) количество срывов.
Контрольное + ++9,5% + + ++ ++ Результаты тестирования, выполнения контрольных нормативов – интегральная оценка в баллах.
ОФП +++ +20% + + ++ + Содержание упражнений. Объем, интенсивность. Общее время занятий. Тесты и контрольные нормативы оценки в баллах.
СФП + ++9,5% +++ +++ +++ ++ + Содержание упражнений. Способ проведения. Объем и интенсивность. Общее время занятий, тесты, контрольные нормативы, функциональные пробы.
Разминочное + + + + + Количество упражнений, содержание. Общее время занятий. Показатели САН.
Восстановительное +15% +++ +++ ++ ++ ++ Функциональная диагностика. Эмоциональное состояние, САН
Соревновательное +3,5% +++ +++ +++ Бальная оценка. Занятое место

Примечание: Знак «+» - малое значение, «++» - большое значение, «+++» - преимущественное значение, знак % - процентное соотношение с другими типами занятий, САН – самочувствие, активность, настроение.

Количество повторений (подходов, попыток, проб) каждого нового задания является также в числе актуальных вопросов планирования учебных занятий.

Как видно, рецепта старого регламентирования учебных занятий нет. Тем не менее, основные требования к их содержанию, методике и организации можно свести к следующему:

1. Не перегружать занятия новым материалом (1-2 новых упражнения на снаряде);

2. Планирование учебных занятий сериями, чтобы создать условия для повторения, закрепления двигательных навыков без длительных пауз между занятиями (4-6 занятий «плотного» обучения в темпе);

3. Планировать освоение сложного материала ближе к началу основной части занятия (на первом – втором снаряде);

4. Число подходов на выполнение нового задания следует варьировать в зависимости от степени утомления. При заметных ошибках, связанных с утомлением, обучение прекращается (средняя норма – 6-8 подходов, 1-3 повторения в подходе).

Организация учебных занятий в целом должна сводиться к созданию наиболее благоприятных условий для обучения упражнениям. Особенно важны «щадящие» условия на этапах начальной и специализированной подготовки. Имеется в виду наличие подсобных снарядов, тренажеров, расписание с достаточным временем занятий по видам многоборья, график чередования с режимом благоприятствования для групп, планирующих учебные занятия.

7.3.2. Тренировочные занятия. Данный тип занятий является, как и учебное занятие, основной формой работы с гимнастами и в общем объеме составляет от 25 до 30% количества занятий в год.

Тренировочное занятие (или тренировка в прямом смысле этого слова) направлено преимущественно на повторение уже освоенной программы ее совершенствования.

Основная задача – закрепление навыков, их совершенствование при выполнении в соединениях, частях комбинаций и в целых комбинациях обязательной и произвольной программ, воспитание специальной выносливости. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям. По объему и интенсивности нагрузка в тренировочных занятиях достигает наивысших величин, особенно в тренировке ударного характера.

Выполнение комбинации в целом на высокую оценку можно считать нагрузкой со 100% интенсивностью, если она точно соответствует программе соревнований. В связи с этим, количество комбинаций и опорных прыжков характеризует интенсивность тренировочных занятий. Кроме этого показателя, факторами учета и контроля являются количество элементов (общий объем нагрузки), количество подходов, а также качественные характеристики: комбинации, выполнение на высокую оценку, количество срывов.

Промежуточной формой, соединяющей содержание учебного и тренировочного занятий являются достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Действительно «эволюцию» содержания и форм занятий по мере возрастания мастерства (как в многолетней подготовке, так и от подготовительного периода к соревновательному) можно представить как последовательную смену одних типов занятий другими, с акцентом на их приоритетные задачи.

Таблица 13

Преимущественное представительство типов занятий в тренировочном цикле

Учебно-тренировочные занятия, как промежуточная форма, сменяют чисто учебные, а затем перерастают в собственно-тренировочные. Такова динамика, связанная с содержанием работы гимнастов в подготовительном и начале соревновательного периода. Если при обучении элементам результат оценивается больше по критерию «получилось не получилось», «сделано – не сделано», то в тренировочных занятиях эффективность работы определяется и количественными, и качественными критериями: «сделал сколько раз», «насколько хорошо выполнено».

В учебно-тренировочных занятиях учебным материалом могут быть не только новые элементы, но и учебные комбинации, которые являются либо облегченными вариантами соревновательных, либо специальными, состоящими из базовых элементов.

При характеристике основной части занятия выделены ее структурные части – подходы – и отражена их педагогическая направленность.

Интенсивность тренировочных занятий можно определить по количеству подходов. Если в каждом подходе выполняются комбинации в целом, то такая тренировка имеет очень высокую интенсивность.

При планировании чисто тренировочных занятий тренеру предстоит определить количество видов многоборья, их чередование, количество подходов с выполнением комбинаций и их частей, опорных прыжков.

Сложнее при планировании учебно-тренировочных занятий, когда сочетаются задачи по освоению и совершенствованию техники элементов с задачами развития выносливости при выполнении упражнений программы соревнований. В любом случае тренер должен руководствоваться принципом приоритета главных педагогических задач. Хорошие возможности в «разведении» учебных и тренировочных занятий во времени создаются при двухразовых занятиях в день, когда одно занятие проходит под девизом «обучение», а другое – «тренировка».

7.3.3. Модельное занятие. Спортивная гимнастика характерна небольшим количеством соревнований. Даже ведущие ее представители выступают в ответственных соревнованиях 5-7 раз в году, а некоторые и того меньше. Однако, соревновательный опыт необходимо приобретать постоянно, с первых шагов в гимнастике. На ранних ступенях подготовки – это контрольные проверки, мини-соревнования внутри группы, что можно больше отнести к применению соревновательного метода в процессе обучения и тренировки.

Модельное занятие – форма подготовки к предстоящим соревнованиям. Его основная задача – проведение занятий в точном соответствии с регламентов предстоящих соревнований. Как правило, они насыщают модельный микроцикл, если предстоящие соревнования проводятся в несколько дней. Но могут планироваться и отдельно в других микроциклах. Особенность содержания модельного занятия – в возможно точном, соответствии программе и регламенту соревновательной деятельности, к примеру, выступлению в обязательной программе или в произвольной, либо на модели участия в финальных соревнованиях в отдельных видах многоборья. В зависимости от прогнозируемых ситуаций, зависящих от правил соревнований, организуются модельные занятия. Если занятия другого типа проводятся с контролем минутной стрелки, то модельные занятия не обходятся без взгляда на секундомер. Ведь на специальную разминку в виде многоборья отводятся всего 30с. На участника. Тренеру необходимо строго выдерживать паузы, представляя гимнасту ответственные подходы к снаряду в соответствии с моделью соревновательной обстановки. Таким образом, строгая регламентация подходов во времени является отличительным признаком модельных занятий.

Нагрузки – количество элементов и комбинаций – спланировать несложно, опираясь на цифры, характеризующие нагрузку на соревнованиях. Но психическую напряженность смоделировать гораздо сложнее. Чтобы в большей степени подготовиться к предстоящим соревнованиям, иметь «запас прочности» прибегают к модельно-ударному занятию. При проведении тренировки по модели того или иного для соревнований гимнастам предлагается выполнить или несколько большее число комбинаций, чем это будет в реальных условиях, или добавляется нагрузка типа СФП.

В модельном микроцикле, кроме модельных занятий, добавляются дополнительные занятия не восстановительного план, а с нагрузкой, близкой к базовой. Во время адаптационного (настроечного) микроцикла перед соревнованиями, как правило, гимнастам предоставляются дни для опробования снарядов. В этих случаях также планируются модельные занятия.

Все приведенные примеры относятся к подготовке квалифицированных гимнастов, тренировочные нагрузки которых обычно превосходят количественные показатели соревновательных нагрузок (по числу элементов и комбинаций).

Информационными показателями модельного занятия являются: стабильность качества выполнения программы (в баллах), наличие предполагаемы и непредвиденных срывов, психоэмоциональное состояние гимнаста.

7.3.4.Контрольное занятие. В отличие от модельного, контрольное занятие не тестирует готовность гимнастов к соревнованиям, а лишь степень освоения учебной программы в том числе и упражнений обязательной и произвольной программы – отдельные элементы, соединения и комбинации в целом.

Контролируется уровень физической и психологической подготовленности. Одним словом, по желанию тренера контролю подлежат любые результаты работы, позволяющие определить, насколько успешна методика тренировки.

В любом занятии тренер может оценить выполнение учеников того или иного упражнения. Однако, контрольное занятие отличается особой организацией, когда заранее планируется программа упражнений, подлежащих контролю, и добиться до сведения гимнастов. Необходимо, чтобы спортсмены хорошо знали условия и основные критерии оценки качества выполняемых упражнений.

Контрольные занятия могут быть профильными: носить медико-биологический характер, тестировать преимущественно техническую или физическую готовность.

В первом случае контролируется физическое развитие гимнастов (обмеры), проводятся функциональные пробы (тест на выносливость – вольные упражнения с замерами значений ЧСС, АД); измеряются динамометрические показатели силы различных групп мышц (полидинамометрика).

Контрольное занятие по технической подготовке содержит зачетные нормативы, заключающиеся в определении качества владения элементами программы. Для начинающих это могут быть комплексы общеразвивающих упражнений, при выполнении которых контролируется точность положений, координация движений.

Гимнасты высокой квалификации контролируются в степени владения программой соревнований в отдельных видах многоборья, в овладении отдельными сложными элементами согласно индивидуальному плану.

Распространенной формой контрольного занятия является тестирование физической подготовленности.

Контрольные нормативы программы физической подготовки чаще всего выступают в качестве тестов, определяющих силовые возможности гимнастов, их специальную выносливость и гибкость.

Критерии оценки устанавливаются в зависимости от сути контроля. Наиболее типичными являются такие: «выполнено – не выполнено» («да - нет»), «выполнено на какую оценку» (специальные шкалы бальной оценки техники, нормативов ОФП и СФП). При контроле, к примеру, ОФП и СФП данные замеров в таких единицах, как «количество раз», временные показатели (м/с -1 , с) расстояния (м, см) переводятся благодаря разработанным в гимнастике шкалам оценки в баллы. По сумме баллов можно ранжировать гимнастов по итогам контроля, выявить победителя соревнований по СФП.

Регулярное проведение контрольных занятий (к примеру, раз в неделю, раз в месяц, рубежное тестирование в начале и в конце периода или этапа подготовки) дисциплинирует гимнастов, позволяет тренеру шире использовать соревновательный метод подготовки. Контрольные занятия способствуют воспитанию у гимнастов инициативности, ответственности, организованности, особенно в связи с тем, что трене во время контроля выступает в роли судьи, представляет ученикам большую самостоятельность.

Основной информативный показатель в контрольных занятиях – это оценка за выполнение нормативов, тестов, выраженная в адекватных единицах измерения или в интегральной оценке в баллах.

7.3.5. Занятия по общей физической подготовке. Многие занятия, чаще учебной и тренировочной направленности, заканчиваются упражнениями физической подготовки. Это как бы «довесок» к общей нагрузке и способ воздействия на развитие отдельных физических качеств. В данном же случае речь идет о специальном самостоятельном занятии, посвященном физической подготовке. В зависимости от задач и содержания упражнений, она организуется как занятия по ОФП и СФП.

Известно, что длительный бег по дистанции, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры и многие другие виды двигательной активности прямого влияния на спортивный результат в гимнастике не имеют. Возникает резонный вопрос: «А следует ли тратить силы и время на непродуктивную работу?» Эволюция спорта высших достижений связана с концепцией специализации средств и направленностей всей подготовки на конечный результат. Аргумент, что ОФП благотворно сказывается на здоровье спортсмена сегодня, к сожалению, не является главным. Тем не менее, есть весомые аргументы в пользу ОФП в гимнастике, особенно на этапах становления - начальной и специализированной подготовки. Прежде всего, средства ОФП упомянутые выше развивают общую работоспособность. Она проявляется в способности противостоять суммарному утомлению в процессе круглогодичной тренировки, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствует закаливанию организма.

Кроме того, что немаловажно, элементы легкой атлетики, плавания, спортивных игр, лыжного спорта, единоборств способствуют гармоничному развитию организма. Гимнастика общепризнанно является средством всестороннего и гармоничного физического воспитания. Тем не менее, ранняя специализация в применении средств физической подготовки не оправдывает себя в работе с юными гимнастами.

Таким образом, ОФП планируется в значительном объеме на этапе начальной подготовки, в подготовительный период занятий с гимнастами - разрядниками, в переходный период подготовки гимнастов высокой квалификации.

Основные задачи – развитие общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств, переключение на иной тип двигательной деятельности для восстановления.

Занятия по ОФП в зависимости от применения средств проводятся либо в зале (мини – баскетбол, мини - футбол) либо на стадионе, в бассейне, на местности (море, река, озеро, лес, поляна, горы). Методика проведения занятий, правила заимствуются из соответствующих видов спорта, но с правкой на прикладность к гимнастике. Например, упражнения со штангой подбираются, не связанные с классическими для этого вида спорта рывком и толчком. Штанга и отягощения в основном служат для развития силы отдельных групп мышц. Беговые дистанции 100 и 400 м. подходят по нагрузке и времени выполнения к параметрам опорных прыжков и вольных упражнений.

В оценке результатов занятий ОФП информативными показателями и факторами учета являются объем и интенсивность упражнений, их содержание, общее время занятий. Например, в мини – футболе тренеру более важно учесть не количество голов, а темп и общее время игры, по динамике ЧСС определить интенсивность нагрузки. Контрольные нормативы ОФП, по возможности, оцениваются в баллах по принятым в гимнастике шкалам.

Общая продолжительность занятия по ОФП колеблется от 30 до 180 мин. Разная продолжительность занятий по ОФП связана с их содержанием и задачами.

Интенсивность занятия с упражнениями в беге или выполнением комплексов гимнастики менее продолжительны (30-60 мин.). Лыжные прогулки, ходьба по дистанции могут занять 2-3 ч. Большей частью занятия по ОФП носят однонаправленный характер в связи со спецификой применяемых средств. Но не исключены и комплексные занятия, сочетающие бег игры, плавание и др.

7.3.6. Занятия по специальной физической подготовке более представительны, чем занятия по ОФП. В общем количестве дней подготовки они составляют около 10%. Напомним, что упражнения СФП в общем объеме элементов занимают до 20% в подготовительный период и 10-15% в соревновательный.

Занятия по СФП планируются как основные в подготовительный период и как дополнительные - в соревновательный. В содержании таких занятий входят упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств, уровень развития которых оказывает прямое влияние на результативность спортивно-гимнастической деятельности. Большая часть их непосредственно связана с техникой гимнастических элементов, соединений и выполнением комбинаций в целом и применяется по принципу сопряженного воздействия. Следует подчеркнуть, что сами гимнастические элементы из обязательной и произвольной программ являются отличным средством СФП. Подъем разгибом на нижней жерди выполняется гимнастами многократно для развития скоростно-силовой выносливости. Для этого же мужчины проделывают длинные серии кругов двумя на коне. Практически все силовые жимовые и статические элементы включаются в программу СФП.

В связи со значительной нагрузкой, большим суммарным эффектом от упражнений, занятия по СФП, как правило, не очень продолжительны - максимум 1-1,5 ч.

Занятия по СФП очень продуктивны, так как выполнение специальных упражнений не в качестве дополнения в каком–нибудь учебно-тренировочном занятии, а на «свежие силы» дает ощутимый результат. Например, наивысшие показатели ЧСС (более 200 в 1 мин.) зафиксированы во время упражнений СФП круговым способом. Приобретается уверенность в выполнении силовых элементов. К примеру, гимнасты удерживают «крест» или горизонтальный упор на 2сек. (в соответствии с правилами соревнований), а 6-8 сек.

Подбор и чередование упражнений СФП могут строиться по принципу воздействия на отдельные мышечные группы (анатомический принцип локального воздействия по типу: упражнения для разгибателей или сгибателей рук, ног, туловища), либо по принципу развития определенных физических качеств (физиологический принцип подбора упражнений скоростно-силового характера, упражнений для развития максимальной медленной, или статической силы, гибкости, выносливости).

Одной из наиболее действенных форм организации занятий по ОФП является круговая тренировка, позволяющая точно контролировать и дозировать нагрузку. В этом случае наиболее важными вопросами, стоящими перед тренером при организации занятий по СФП круговым способом, являются следующие: 1) определение содержания упражнений, их направленности, принципа подбора; 2) подбор необходимых упражнений для комплекса (определение количества «станций» круга); 3) определение последовательности, очередности выполнения упражнений (замыкание круга); 4) уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения; 5) определение времени выполнения упражнений на «станциях» и интервалах отдыха между станциями; 6) определение количества кругов – серий упражнений.

В занятиях по СФП информативными показателями являются: содержание упражнений, способ проведения, объем и интенсивность упражнений, общее время занятий.

Тестируется СФП с помощью контрольных нормативов, проведением функциональных проб и функциональной диагностики.

7.3.7. Разминочное занятие можно отнести к вспомогательному виду занятий. Правомерность выделения этого типа занятий подтверждается реальной потребностью в нем.

Выделяются две разновидности: утреннее разминочное занятие - традиционная «зарядка» - и собственно разминочное занятие перед ответственной тренировкой или соревнованиями. В отличие от обычной гигиенической зарядки, разминочное занятие гимнаста насыщается более сложными, но знакомыми элементами технической и физической подготовки. В схему занятий включается разогревающий бег в спокойном темпе, упражнения на гибкость, равновесие, стойки на руках, элементы хореографии, батутная разминка. Основная задача зарядки – настройка на предстоящую в течение дня работу. С юными гимнастами можно разучивать несложные комплексы общеразвивающих упражнений.

В условиях централизованной подготовки утреннее занятие приучает гимнастов к неоднократным занятиям в один день. Постепенно обычная зарядка (15-20 мин.) перерастает в занятие продолжительностью до 40-60 мин. При отсутствии таких условий тренер разрабатывает для учеников индивидуальные планы на занятия в домашних условиях. Утренняя разминка проводится в зале, а также, в зависимости от обстановки – вне зала (стадион, открытая площадка и т.п.).

Разминочное занятие иной направленности проводится для настройки на основную тренировку, снятия нервного напряжения перед соревнованиями. Благодаря выполнению знакомых упражнений в видах многоборья, гимнаст приобретает уверенность в своих силах, может убедиться в готовности к ним. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не разминка непосредственно перед стартом – специальная разминка, а организованное занятие утром, если соревнования проводятся вечером.

При планировании такого занятия тренер должен определить содержание, количество упражнений, общее время занятий. Внимательно оценивает субъективное состояние гимнастов по показателям самочувствия, активности, настроения (САН). Разминочные занятия первого типа актуальны уже на этапе специализированной подготовки, а второй вариант – в работе с подготовленными спортсменами, когда соревновательная практика шире.

7.3.8. Восстановительное занятие – это типичная форма, характерная для современной гимнастики с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. В связи с этим, актуальность данного типа занятий в работе с юными гимнастами невелика.

Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочных не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям. Цель занятий – реабилитация физического состояния гимнаста, переключение на контрастно отличные от основных упражнения игрового характера. Выполняются разминочные упражнения, подвижные игры. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры.

При проведении подобных занятий гимнастам предоставляется относительно полная самостоятельность в выборе упражнений. В целом занятие должно вызвать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Знание целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями.

Педагогический контроль за эмоциональным состоянием (САН) дополняется методами диагностики (ЧСС, АД, ЭКС).

В связи со сложностью вида спорта спектр проблем, возникающих при подготовке классных гимнастов, не может быть разрешим в занятиях одного плана, одного профиля. Возникла необходимость выделить несколько типов занятий. Созданы предпосылки, в зависимости от задач, для варьирования и применения различных типов занятий, т.е. для управления тренировочным процессом. В практике планируются серии – однопрофильных и разнопрофильных занятий, занятия смешанного типа (учебно-тренировочные, модельно-контрольные и т.п.)

Но не должно быть занятий неопределенной структуры. Мастерство тренера проявляется в умении определять соотношение средств подготовки в разных по масштабам интервалах времени, в умении варьировать различными типами занятий.

Каждый конкретный этап спортивной подготовки подразделяют на основные и дополнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач периода или этапа подготовки, в них используются наиболее эффективные средства и методы, планируются наиболее значительные нагрузки и т. п. На дополнительных занятиях решаются отдельные частные задачи подготовки, создается благоприятный фон для протекания адаптационных процессов. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях обычно невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной моби­лизацией возможностей функциональных систем организма спорт­сменов.

По признаку локализации направленности средств и методов, применяемых в занятиях, следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части.

При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса. Первый заклю­чается в определении рациональной последовательности примене­ния средств, способствующих развитию различных качеств, вто­рой - в выборе рационального соотношения объема этих средств.

При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным – очередная нагрузка усиливает сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой; нейтральным – очередная нагрузка не изменяет существенно характера и величины ответных реакций; отрицательным – нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущее воздействие.

Направленность занятий с параллельным решением задач обу­словлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: 1) обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного харак­тера; 2) развивать выносливость при работе аэробного и анаэроб­ного характера; 3) совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п

Нагрузка в занятии

Основным фактором, определяющим степень воздействия трени­ровочного занятия на организм спортсмена, является величина на­грузки.

Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы.

Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивой работоспособности и не сопровождается ее снижением. Завершают работу в этом случае при появлении стойких признаков компенсированного утомления. Объем работы в занятиях со значительными нагрузками обычно составляет 70 % объема работы, выполняемой до наступления яв­ного утомления.

Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы в этом случае обычно колеблется в пределах 40- 50% объема работы, выполняемой до наступления явного утом­ления.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Количество упражнений, выполняемых спортсменами в занятиях с малой нагрузкой, составляет обычно 20-25 % объема работы до наступления явного утомления.

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы. Современное состояние вопроса о тренировке является довольно противоречивым. С одной стороны, тренеры и спортсмены знают, как спланировать отдельную тренировку в своем виде спорта. С другой стороны, подходы к тренировке и системы подготовки постоянно меняются и улучшаются. В итоге сама тренировка также меняется. Некоторые тренеры достигают мастерства в этом творческом процессе, однако часто они не могут (или не хотят) объяснить, как они соединили эти компоненты в одно удивительное целое. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить самые существенные общие подходы к планированию тренировочного занятия.

1.1. ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Этот раздел представляет три практически важные классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: (1) организацию, (2) задачи и (3) уровень нагрузки.

1.1.1. Классификация тренировок по форме организации

Множество возможных организационных форм, используемых в мировой тренировочной практике, можно объединить в три основные группы, которые представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тренировок по форме их организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная, выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Как видно из табл. 1.1, каждая организационная форма и соответствующий ей тип тренировки имеют свои преимущества, а также специфику и ограничения. Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах. Более того, в некоторых видах спорта типа фигурного катания, индивидуальные тренировки формируют почти всю программу подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако даже в командных видах спорта индивидуальные тренировочные занятия вносят определенный вклад в программу подготовки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее с шайбой и др. предсезонная подготовка игроков мирового класса находится в зоне их личной ответственности. Звезды мирового класса должны привлекать свои собственные средства, договариваться о помощи тренера и составлять расписания тренировок, обычно индивидуальных.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет проходил месячный специализированный цикл подготовки вне сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализирововшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых тренером и частично - самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила спортсмену поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами.

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда». Автор Анибал Массэйни Нету , Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким знаменитым.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

1.1.2. Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Спортивная практика требует дифференциации тренировок по типу наиболее распространенных задач. Классификация, основанная на систематизации задач, решаемых в процессе тренировки, представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация тренировок, основанная на задачах тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или

технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное реше­ние различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Нужно подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует значительной мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Таким образом, этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики. Еще одна функция этих тренировок -соединение тактических и технических навыков, что является чрезвычайно важным для успешного выполнения соревновательного упражнения. Частично тактические тренировки можно проводить в классе как часть теоретической и интеллектуальной подготовки. Однако основная часть такой работы должна планироваться и тщательно осуществляться в специфических по виду спорта условиях, когда частично могут быть смоделированы напряженные соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физиче­ских и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, находящимся в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Так, широко распространенный подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Такие тренировочные средства комбинированного двухстороннего эффекта называют сопряженными упражнениями. Обычно такое соединение обеспечивается при выполнении упражнений в условиях, искусственно снижающих скорость передвижения или увеличивающих ее (Маглиско , 1992).

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и особенно популярны в циклических локомоциях типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, акаде­мической гребли и др. Обычно эти упражнения направлены на совершенствование навыка при­ложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и уве­личивающегося уровня мышечной выносливости. Вариант с использованием условий, искусственно снижающих скорость передвижения, может быть реализован с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передви­жения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких тренировок - это совершен­ствование специфического по виду спорта технического навыка скоростного перемещения, а также рост максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

1.1.3. Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Табл. 1.3, основанная на такой классификации Зациорского (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 - самой большой.

Таблица 1.3

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки(по Зациорскому , 1995; в редакции Иссурина , 2003)

Цель тренировки

Уровень тренировочной нагрузки

Время восстановления, ч

Оценка нагрузки, ранг

Развитие

Предельный

Существенный

Поддержание

Восстановление

Небольшой

Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга (, 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки, - табл. 1.4.

Таблица 1.4

Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга (, 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)

Уровень индивидуального восприятия нагрузки

Словесная оценка нагрузки

Тип тренировки

Очень, очень легкая

Очень легкая

Умеренная

Восстановительная

Немного тяжелая

Поддерживающая

Очень тяжелая

Очень, очень тяжелая

Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести по крайней мере два практически важных следствия:

1) уровень нарузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;

2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.

1.1.4. Ключевые тренировки как решающее звено развивающего тренировочного процесса

Концепция блоковой периодизации обращает особое внимание на планирование тренировочного процесса путем подбора серии из нескольких тренировок. Принцип высокой концентрации требует, чтобы тренировочная нагрузка фокусировалась на минимальном количестве качеств-мишеней. В отличие от традиционного подхода, где важнейшее значение имеют общие объемы выполненных упражнений, концепция блоковой периодизации провозглашает абсолютный приоритет «общего количества развивающих тренировок» как ключевой характеристики.

Пример. Высококвалифицированный каноист должен развить базовую аэробную выносливость. Для этой цели он должен выполнять еженедельно 40-45-километровый объем упражнений на уровне, близком к анаэробному порогу. В соответствии с традиционным подходом этот километраж может быть разделен на девять тренировок, в которых будет скомбинирован с упражнениями другой направленности (на анаэробную гликолитическую выносливость, силовую выносливость, максимальную скорость и т.д.). Спортсмен, выполняющий такую программу, будет постоянно утомлен, а тренировочный эффект будет меняться от небольшого до незначительного. Концепция блоковой периодизации требует концентрации на упражнениях, направленных на качества-мишени, главным образом, в рамках трех-четырех развивающих тренировок, которые не могут комбинироваться ни с какими анаэробными гликолитическими задачами. Спортсмены будут иногда (но не всегда) чувствовать себя утомленными после напряженных развивающих тренировок, а тренировочный эффект будет более благоприятным.

Согласно концепции блоковой периодизации, качество тренировочного процесса жестко определено количеством и последовательностью развивающих тренировок. Более того, некоторые из них должны быть ударными, а их место должно быть четко задано при планировании. Самые важные развивающие тренировки, которые сосредоточены на текущих главных направлениях тренировочного процесса, называются ключевыми тренировками.

В течение долгого времени ведущие тренеры отбирали и выделяли некоторые тренировочные занятия, которые формируют пики соответствующих тренировочных циклов и концентрируются на самых важных задачах и рабочих нагрузках. Такие пиковые тренировки, названные выше ключевыми, также требуют от спортсменов интеллектуальной и эмоциональной концентрации и готовности работать более напряженно, чем обычно.

Пример. Тим Ноукс (1991), всемирно известный спортивный физиолог, сформулировал некоторые правила тренировки, основанные на опыте великих бегунов на средние и длинные дистанции, таких, как Герберт Эллиотт , Рон Кларк и Фрэнк Шортер . Первое правило: «Чередуйте напряженные и легкие тренировочные дни». Это очень близко к тренерской концепции ключевой тренировки, которую можно выразить так: «Чередуйте особенно напряженные тренировки с менее напряженными и легкими».

Вот почему принцип концентрации рабочей нагрузки, постулированный в концепции блоковой периодизации в целом, должен также применяться и для серии нескольких тренировочных занятий. Основные особенности ключевой тренировки представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Основные характеристики и особенности ключевых тренировок

Основные характеристики

Особенности

Нагрузка в тренировочном цикле воздействует на наиболее важные качества-мишени, обычно одна цель соответствует двигательной подготовленности, а другая - технической или тактической

Интеллектуальный фактор

Спортсмены должны быть особенно мотивированы к выполнению той тренировочной нагрузки, которая определяет эффект всей программы тренировки

Время воздействия

Ключевая тренировка планируется для выполнения в «наилучшее время»: когда спортсмены уже подверглись влиянию предыдущих нагрузок, но все еще не чрезмерно утомлены

Уровень нагрузки

В соответствии с требованиями развивающей тренировки: значительный, большой или предельный

Организационные формы

Сотрудничество внутри группы и дух товарищества особенно желательны

Контроль

Всесторонняя и объективная регистрация значимой информации (с использованием таких инструментов, как хронометры, мониторы ЧСС и лактата крови, видео...) или использование визуальных признаков и педагогической оценки

Как видно из табл. 1.5, ключевые тренировки требуют особого внимания в плане методологического обеспечения, организации и психологии. Эти тренировочные занятия должны содержать самые эффективные и показательные упражнения; очень часто их результаты можно использовать для контроля за тренировочным процессом и для оценки рабочего потенциала спортсменов.

Не рекомендуется включать в ключевые тренировки неизвестные средства или создавать абсолютно новые условия, которые требуют предварительного опробования. Спортсмены должны сосредоточиться на качестве своей работы; новые средства и условия тренировки могут отвлечь внимание спортсменов от специфических деталей выполняемой нагрузки и уменьшить уровень их мотивации. Все требования, предъявляемые к выполняемой работе, организационные детали и условия должны быть четко объяснены до начала тренировочного занятия. Изложенное верно для любой тренировки, но особенно важно для ключевой.

2.2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ

Несмотря на разнообразие и специфику различных видов спорта, существуют общие правила того, как должно строиться любое отдельное тренировочное занятие. Знания о структуре тренировки принадлежат к наиболее комплексному разделу теории тренировки, который все тренеры начинают изучать в процессе приобретения личного опыта с начала собственной спортивной карьеры. Действительно, каждый знает, что отдельная тренировка состоит из вводной части (разминки), основной (в которой выполняются запланированные нагрузки) и заключительной. Эта общая структура подходит ко всем возможным комбинациям организационных форм и упражнений и описана многими авторами. Однако прогресс спортивной науки и практики привел к более полному пониманию фактов, которые когда-то казались очень простыми, а теперь представляются многозначными. Таким образом, сущность и содержание каждого компонента тренировки теперь могут быть рассмотрены под более широким углом зрения.

2.2.1. Разминка

Великий новозеландский тренер Артур Лидьярд включил главу, посвященную разминке, в свою книгу, которую он написал вместе с Гартом Джилмуром (2000). В ней он отметил, что однажды после лекции всемирно известного австралийского тренера Перси Сиратти , который работал с многократным рекордсменом мира и олимпийским чемпионом в беге Гербертом Эллиоттом , спросили о роли разминки. Авторитетный тренер ответил, что кролики не разминаются, но могут бежать «как сам дьявол». Тренер из колледжа Абилина , который задал вопрос, не назвав своего имени, отнесся к такому ответу критически и провел специальное исследование.

Результаты исследования. Тренер из Абилина нашел место обитания кролика и снял его поведение перед началом бега. Когда кролик вылез из норки, он осмотрелся вокруг (поворачивая голову, напрягая и растягивая мышцы шеи и спины) и пробежался несколько раз вперед и назад. После этого он побежал через поле. Таким образом, кролик действительно выполнил разминку, хотя и не такую серьезную, как бегуны-люди (Лидьярд и Джилмур , 2000).

Было бы справедливым сказать, что в настоящее время очень немногие тренеры или спортсмены все еще сомневаются в необходимости разминки. Однако требуются данные об эффективных разминочных моделях и сочетаниях. Здесь, как это обычно бывает в тренировке высококвалифицированных спортсменов, существуют два главных подхода: собрать опыт использования разминочных моделей со всего мира и рассмотреть результаты тщательно выполненных исследований. Второй подход может быть проиллюстрирован результатами долгосрочного исследования, проведенного на спортсменах высокого уровня.

Результаты исследования. Двенадцать футбольных команд национального дивизиона (180 игроков) были разделены на две группы. Первая использовала модифицированную тренировочную программу, в которой вводная и заключительная части тренировок тщательно планировались на основе результатов предыдущих исследований: упражнения с мячом объединялись с программой на растяжку; заключительная часть тренировки состояла из бега трусцой и стретчинга (техника удержания - расслабления). Подготовка контролировалась врачами и физиотерапевтами. Вторая группа состояла из шести команд, которые тренировались традиционно и служили контрольной группой. Результаты шести месяцев тренировок показали весьма существенное превосходство спортсменов, выполнявших модифицированную программу подготовки (рис. 1.1). Отмечено сокращение количества травм (в 4 раза) и значительное уменьшение количества пропущенных из-за повреждений опорно-двигательного аппарата тренировок (Экстранд и др., 1983).

Вышеупомянутое исследование можно считать нетипичным, потому что оно включает комплексный эффект выполнения вводной и заключительной частей тренировки, а также медицинский контроль. Обычно научный подход подразумевает изучение отдельных эффектов нескольких факторов и анализ того, что они могут дать практике.

Например:

включение упражнений на растяжку в разминку увеличивает диапазон движений нижних конечностей футболистов (Моллер и др., 1985);

активная разминка без растяжки не влияет на гибкость и поэтому является неподходящей (Заказ и др., 2006);

предшествующее выполнение интенсивного упражнения существенно стимулирует аэробный метаболизм в работающих мышцах во время последующей напряженной работы (Бангсбо и др., 2001).

С другой стороны, опыт передовой спортивной практики остается очень ценным источником знания того, как организовать разминку в любом виде спорта.

Рис. 1.1 . Предупреждение травм у футболистов в результате применения модифицированной тренировочной программы, сфокусированной на вводной и заключительной частях тренировки (по Экстранду и др., 1983)

Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку (табл. 1.6). Конечно, регулирование метаболических процессов должно быть специфическим по виду спорта; однако это не значит, что функция разминки важна для бегунов и не важна, например, для стрелков. На самом деле изменения температуры тела и уровня энергообеспечения абсолютно необходимы для последующей серьезной работы, даже если характер и содержание этой работы являются специфическими для разных видов спорта. Нужно также упомянуть важную роль регулирования метаболических процессов в предотвращении повреждений опорно-двигательного аппарата. В интервью на различных спортивных состязаниях выдающиеся тренеры рассказывают, что по крайней мере половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность выполнения последующих нагрузок в основной части тренировки.

Точно так же техническое и координационное врабатывание является обязательной функцией разминки в любом виде спорта; ее роль в предотвращении травм у спортсменов будет рассмотрена ниже подробно. Третья функция разминки также существенна, она особенно важна в видах спорта, где интеллектуальные и позна­вательные компоненты играют ведущую роль, типа игровых видов, единоборств, а также при приобретении новых технических навыков и т.д.

Таблица 1.6

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами (по Де Врайсу , 1986; Мак Ардлю , Кэчу и Кэчу , 1991; Пауэрсу и Хаули , 1994)

Ожидаемые эффекты

Регулирование метаболических процессов

Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое и координационное врабатывание

Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Разминка в любом виде спорта подразделяется на две части: общую и специальную, которые характеризуются соответствующим набором упражнений (табл. 1.7).

Общая часть разминки обычно начинается с постановки целей на предстоящую тренировку, и в это же время спортсмен получает самые существенные инструкции о деталях выполнения нагрузки и организации тренировочного занятия. Спортсмены высокой квалификации обычно разминаются по-своему, выполняя собственную комбинацию упражнений. Однако иногда требуется акцентирование некоторых деталей общепринятой схемы вводной части тренировки, например: пролонгирование общей части в случае низкой температуры окружающей среды (проще говоря, замерзшие спортсмены нуждаются в более долгой разминке, чтобы согреться); включение дополнительных упражнений из-за предшествовавших травм мышц или суставов; более осторожное выполнение разминочных упражнений для тех групп мышц, которые все еще болезненны после предыдущей тренировки и т.д. Признаками наступления желаемого состояния, которое должно быть вызвано выполнением этой части разминки, являются увеличенная ЧСС (до 110-130 уд./мин), потоотделение, увеличенные частота дыхания и легочная вентиляция, улучшенное общее состояние организма. Общая часть разминки обычно длится 8-15 мин.

Таблица 1.7

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности

Часть разминки

Особенности

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); калистеника - различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8-15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта упражнения, воздействующие на преобладающие метаболические системы и технические (и/или технико-тактические) навыки, которые будут задействованы в основной части тренировки

Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10-20 мин

Начальная часть разминки обычно должна включать несколько упражнений низ­кой и средней интенсивности, чтобы усилить кровообращение, увеличить темпера­туру тела и облегчить процессы окисления в работающих мышцах. Общепризнанно, что согретые мышцы и соединительные ткани легче удлиняются и положительно реагируют на растяжение. Поэтому следующий шаг включает упражнения на рас­тяжку, в которых активная динамическая составляющая (скручивания, круговые движения рук и верхней части туловища и т.д.) предшествует пассивной. Обще­принятая схема вводной части тренировки продолжается силовыми упражнениями с умеренными усилиями, обычно выполняемыми без отягощений, хотя могут ис­пользоваться и упражнения с сопротивлением партнера.

Специальная часть разминки посвящена специфическим по виду спорта метаболическим и/или техническим особенностям предстоящей тренировки. Специально подобранные упражнения должны активизировать координационные механизмы, необходимые для выполнения технических действий, используемых в основной части тренировки. Кроме того, эти упражнения должны помочь усилить интеллектуальную готовность для решения последующих двигательных задач более высокой сложности. С этой точки зрения эти упражнения важны для предотвращения неудач при выполнении координационно очень сложных упражнений, то есть они вносят свой вклад в предупреждение травм.

Несмотря на разнообразие возможных вариантов разминки, существуют два альтернативных, используемых креативными тренерами в различных видах спорта (табл. 1.8).

Наиболее часто используемый вариант - стандартная специальная разминка, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности. Такая разминка является частью обычной работы; не требует никакой дополнительной мотивации, может быть легко организована и обычно длится 8-15 мин. Высококвалифицированные спортсмены обычно имеют собственный вариант стандартной разминки и даже некоторое количество других вариантов для разных спортивных дисциплин.

Таблица 1.8

Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения специальной части разминки

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие соревновательные, или другие нестандартные, включающие относительно новые или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настройка на выполнение необычной двигательной программы

Пример. Тяжелоатлеты выполняют индивидуальные стандартные специальные разминки перед рывком и перед толчком (они разные). Содержание и продолжительность этих вариантов подбираются спортсменом и тренером индивидуально. Точно так же гимнасты используют нуж­ный вариант специальной разминки для каждой гимнастической дисциплины (упражнений на кольцах, вольных, прыжков, упражнений на брусьях и т.д.) Разумеется, относительно постоянное содержание и продолжительность этих разминок меняются в зависимости от внешних факторов (температуры, влажности и т.д.) и внутреннего состояния (усталости, предшествующей травмы, уровня тревожности и т.д.).

Специфическая специальная разминка обычно отражает необычный характер последующей работы. Это может быть специально организованная контрольная тренировка, в которой создается псевдосоревновательная ситуация. То есть вы­полняется модифицированная соответствующая спортивной дисциплине размин­ка. Особенной ключевой тренировке также может предшествовать специфическая вводная часть, которая должна отразить исключительный характер этого трениро­вочного занятия. Точно так же перед необычными событиями, подобными местным праздникам, публичным презентациям и т.д., может использоваться специфическая разминка. Следует заметить, что частое использование специфической разминки ведет к утрате ее необычности и уменьшает ее стимулирующий эффект.

Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет 3 типичных части: подготовительную (разминка), основную, заключительную. Особенности структуры занятия вытекают из специфики их содержания, которое характеризуется:

строго избирательной направленностью;

2) повышенными функциональными нагрузками.

Для спортивной тренировки не типична множественность основных задач в одном занятии. Из-за повышенной сложности решаемых задач необходимо концентрировать внимание на небольшом круге задач.

А весь объем задач решается за счет увеличения числа занятий.

Структура тренировочного занятия более монолитна, чем в других видах физического воспитания. Структура занятия зависит и от специализации, эта зависимость наблюдается в соответствии частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и т.д.

Для спортивно-тренировочных занятий характерна повышенная моторная плотность (круговая тренировка, интенсивно и экстенсивно интервальной работы).

Требования к занятия:

1. Цель занятий должна соответствовать общей цели обучения и тренировки.

2. Занятия должны воспитывать дисциплину, трудолюбие и спортивную мораль.

3.Строить занятия, таким образом, чтобы спортсмены сознательно и прочно овладевали технические навыки и развивали двигательные качества.

4.Каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и определяет содержание последующего.

5. Применять разнообразные методы обучения и совершенствования, соответствующие цели, содержанию занятий, степени подготовленности и возрастным особенностям занимающихся.

Существуют следующие типы занятий:

Учебные – где идет освоение нового материла (изучение)

Применяются на начальном этапе обучения у квалифицированных спортсменов при изучении тактических комбинаций.

Тренировочные – направлены на осуществление различных видов подготовки, они могут быть избирательной и комплексной направленности, широко используются в физической подготовке. Исполняют во II половине первой и в начале соревнований.

Учебно-тренировочные – здесь идет освоение нового материала его закрепление совершенствование и развитие физических качеств используются в подготовительном периоде.

Восстановление – в нем применяется небольшой суммарный объем нагрузки, ее разнообразие, эмоциональность, игровой метод, здесь идут восстановительные процессы после ударных микроциклов используют после и перед соревнованиями.


Модельные – проводятся по типу предстоящих соревнований, в период непосредственной подготовки к соревнованиям.

Контрольные – применяются для контроля за подготовленностью спортсменов. Планируются на всех этапах и периодах тренировки.

Основной формой организации обучения и тренировки (спортсменов) является тренировочное занятие (урок), при этом предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия проводимые тренером с применением различных методов тренировки. В силу специфически игры преимущество отдается групповым занятия.

Структура каждого занятия имеет 3 части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть – (5-10 мин) готовит функционально и психологически к решению задач основной части занятия. – Содержание подготовительной части зависит от содержания основной части, упражнения не должны быть утомительны. Быть сходными по координации, динамике и направленности нагрузки с предстоящими действиями основной части урока.

Основная часть (35-70) – здесь идёт решение основных задач тренировки, изучение и совершенствование технико-тактических действий, развитие физических и психологических качеств, используют специально подготовительные, основные, игровые упражнения и учебные игры. Новый материал изучается в начале основной части, затем закрепляется и повторяется пройденный и совершенствование идет в конце основной части.

Заключение (5-10 мин. ’) – снижение уровневой нагрузки, упражнение на расслабление, растягивание, концентрацию внимания, п/и разбор занятий.

Чаще всего занятия проводятся в групповой и поточной форме, круговым методом, кроме этого используется индивидуальная форма. Групповые занятия составляют основную часть занятия – однако в каждом занятии уделяется (10-15 мин) для индивидуального выполнения.

Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Они подразделяются на:

Теоретические, практические, контрольные;

Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

Индивидуальные и групповые (консультации);

Самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Вне учебные занятия организуются в форме:

Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

Занятий в секциях, организованных факультетом физической культуры и спорта;

Самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных соревнований в масштабах вуза, района, города.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает необходимые условия для нормального функционирования организма молодого человека.

Принципы спортивной тренировки.

В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов. Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относят научность, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

Другая группа – специфические принципы спортивной тренировки:

Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;

Непрерывность тренировочного процесса;

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

Волнообразность и вариативность нагрузок;

Цикличность тренировочного процесса;

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Если дидактические принципы и их установки общеизвестны /они составляют основу любого процесса обучения/, то принципы спортивной тренировки требуют рассмотрения.



Принцип направленности к высшим достижениям является одним из ведущих принципов спортивной тренировки в полном соответствии с сутью спорта и содержанием соревновательной деятельности. Этот принцип предопределяет постоянное совершенствование всех и всего, кто и что обуславливает высокие спортивные результаты, возможности высоких достижений не только в разных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации.

Принцип закономерности развития и становления различных сторон подготовленности спортсмена и связанные с ними особенности и изменения, имеющие место в организме спортсмена, требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это обуславливает выделение в качестве одного из принципов спортивной тренировки-непрерывности тренировочного процесса. Данный принцип характеризуется следующими положениями:

1. Спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов.

2. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. должно <<наслаиваться>> на результаты предыдущих.

3. Периоды нагрузки и отдыха регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимых, спортивно важных качеств и способностей.

Эти положения трактуются в строгом соответствии с квалификацией, возрастом, подготовленностью спортсменов.

Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Закономерности адаптации организма к тренировочным воздействиям предполагают постепенное повышение предъявляемых к организму требований для эффективного протекания приспособительных процессов.

Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса:

Увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500ч;

Увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

Увеличение количества тренировочных занятий в течении дня от 1 до 3-4;

Увеличение количества занятий с большими нагрузками в течении недельного микроцикла от 1 до 5-7 и т.д.

Разумное использование перечисленных возможностей позволит соблюдение данного принципа спортивной тренировки.

Тренировочное занятие.

Первой узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие. В нем непосредственно решаются задачи тренировки спортсмена.

Существующая структура занятия определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы.

Подготовительная часть занятия включает вводную и практическую составляющие.

Во вводной решаются организационные вопросы /построение, рапорт дежурного, приветствия/, конкретизируются задачи занятия, формируются методические указания, рекомендации: продолжительность ее – 2-4 минуты.

Далее практическая составляющая или разминка, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствующих оптимальной подготовке спортсменов к предстоящей работе. Разминку делят на две части: общую и специальную. Первая способствует активации деятельности систем организма – опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вегетатики и т.д. В этой части разминки используются общеподготовительные упражнения.

Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Они направлены на подготовку и настройку организма спортсмена на специфическую деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей каждого спортсмена, характера предстоящей работы, условий и пр.

В основной части занятия решаются его главные задачи. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и воздействовать на стороны подготовленности спортсменов в самых различных сочетаниях.

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки, тренировочного эффекта и т.п.

В заключительной части занятия для приведения организма спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создания условий для более полного развертывания восстановительных процессов выполняются соответствующие упражнения пониженной интенсивности.

Контрольные вопросы.

1. Для сохранения тренировочного эффекта перерывы между тренировками не должны превышать (в днях):

Ответы: 1) 1-3

3) 4-5 -правильный ответ

2. Суммарное проявление физической силы, выносливости, нервно-психической деятельности определяется как:

Ответы: 1) физическое развитие –правильный ответ

2) спортивное достижение

4) прототип

5) физиологический уровень организма

3. Принцип направленности к высшим достижениям относится к:

Ответы: 1) утренней гимнастики

2) спортивной тренировке

3) учебным занятиям

4) оздоровительным занятиям

5) соревнованиям

4. Уровень развития двигательных способностей человека определяется как

Ответы: 1) тестами (контрольными упражнениями) –правильный ответ

2) спортивным результатом

3) разрядными нормативами

4) умение выполнять упражнения

5. При высокой интенсивности физической нагрузки частота сердечных сокращений составляет (ударов в минуту)

Ответы: 1) 100-130

3) 150-200- правильный ответ

6. Артериальное давление измеряется в

Ответы: 1)кг/см 2

2)барометрах

3)паскалях

4)мм.рт.ст.- правильный ответ

7. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни и организованных или самостоятельных занятий

физической культуры определяется как

Ответы: 1) физическое воспитание

2) двигательная активность- правильный ответ

3) физическая культура

8. Бюджет времени студентов в течении семестра

Ответы: 1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) зависит от рабочего режима

5) увеличивается в период зачетов к сессии- правильный ответ.

Список литературы

1. Программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях России. - М., 1994.

2. Приказ №777 от 26.07.94 г. <<Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях>>. – М., 1994.

3. Физическая культура: программа курса. – Уфа: Восточный университет, 2000.

4. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. – М.: Радуга, 1982.

6. Теоретические основы физической подготовки и спорта. – М., 1981.

7. Правила соревнований по видам спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

8. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю.И.Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

9. Лыжный спорт / Под ред. Д.М.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

10. Легкая атлетика. Анализ техники и методика обучения: методическое пособие. – Уфа, 1999.

11. Петров П.К. Гимнастика в школе: учебное пособие. – Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 1996.

12. Физкультура и спорт: малая энциклопедия. – М., 1982.

13. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2000.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»