Двигательные действия и техническая подготовка. Тема: Техническая подготовка спортсмена

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;

2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФИ. Специальная техническая подготовка направлена на овладение технической движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1.Сформировать знания о технике спортивных действий;

2.Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;

3.Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях;

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования);

5.Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее(например техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регулирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений .

В этом случае применяются:

а); общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой,

соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники выбранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки.

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно подразделить на три стадии:

1.Стадию базовой технической подготовки.

2.Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства.

3.Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют три этапа технической подготовки:

1.Поисковый;

2. Стабилизации;

3 Адаптивного совершенствования (приспособительного).

Техническая подготовка на первом этапе направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного материала), улучшения ее предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.

На втором этапе техническая подготовка направленная на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.

На третьем этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости),надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.

Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствование технического мастерства являются:

1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование кинематики или динамики отдельных деталей навыка с точки зрения достижений современной науки и требований спортивной практики.

Несмотря на значительные различия в методике обучения и совершенствования спортивной техники в различных группах видов спорта, существует ряд общеметодических положений, используемых для повышения спортивно-технического мастерства.

Каковы же основные пути совершенствования спортивной техники?

Первое из них связано с уточнением (повышением и улучшением) координационной структуры движений. Второе соотносится с улучшением спортивной техники за счет увеличения двигательного потенциала атлета. И, на закуску, третье направление повышения спортивной техники связано с её надежностью и помехоустойчивостью действиям сбивающих и отвлекающих факторов.

Таким образом, в зависимости от степени спортивно-технической подготовленности атлета следует планировать учебно-тренировочную работу с учетом одного либо нескольких направлений в улучшении техники.

Улучшение координационной структуры движений спортсмена осуществляется в процессе всей многолетней тренировки. Как правило, в данном случае перестройке подвергается одна из фаз, движения которой являются не рациональными и вследствие этого малоэффективными.

Определение нарушения кинематики движений в данной или другой фазе производится посредством визуального наблюдения (если это возможно) или в результате применения ускоренной (рапидной) киносъемки. Затем спортсмен вместе с тренером многократно на экране просматривают всю последовательность движений и находят «дефектную» фазу. Причем для сопоставления техники движений своего ученика с эталонными образцами необходимо иметь кинограммы (лучше кинокольцовки) техники ведущих мастеров спорта.

Таким образом, первым этапом выяснения недостатков в технике, в ее координационной структуре является творческий поиск ученика и тренера, связанный с исследованием движений (иногда по кинопленке целесообразно сделать промеры, необходимые для получения характеристик скоростей и ускорений движений).

Определив нарушения в координации движений, можно переходить к работе по устранению этих нарушений, по перестройке движений. Как показывает практика тренерской работы, этот путь чрезвычайно сложный и кропотливый. Методами, применяемыми для данной цели, служат аналитический и синтетический .

Аналитический метод позволяет воздействовать на вычлененное из целостного акта движение. При этом в качестве средств совершенствования техники используются понятие «подводящие упражнения». Однако после многократного выполнения подводящих упражнений в каждом занятии следует многократно выполнять специальные упражнения, в которых синтезируются отдельные фазы в целостное двигательное действие. Если промежуточная фаза по каким-либо причинам не может быть вычленена из целостного двигательного акта и ее изолированная перестройка не представляется возможной, сочленяют ряд взаимосвязанных фаз (например, разбег и отталкивание от опоры). Однако если после соответствующей перестройки движений (то есть после изменения их координационной структуры в плане ее нивелировки по отношению к эталонному образцу) улучшения спортивного результата не произошло, то причину такого положения следует искать в недостаточности двигательного потенциала спортсмена. В данном случае под двигательным потенциалом применительно к спортивно-техническому мастерству понимают наличие соответствующих кондиций в силе, скорости, выносливости мышечных групп опорно-двигательного аппарата, которые несут основную нагрузку в данном движении или фазе движений.

Для определения уровня силовых и скоростно-силовых качеств различных мышечных групп можно использовать полидинамометрическую методику, позволяющую затем получать динамометрический профиль силы данного спортсмена (в абсолютных или относительных единицах) и сопоставлять эти показатели с модельными характеристиками спортсменов высокого класса.

Дальнейшее развитие скоростно-силовых способностей идет с учетом принципа соответствия, то есть величины развиваемого усилия, скорости развиваемой силы во времени, конкретного суставного угла и амплитуды движения, которые должны соответствовать основному соревновательному упражнению или его отдельной фазе.

Недостаточная общая и специальная выносливость также может отрицательно сказываться на координационной структуре спортивной техники. Как показывают исследования, прогрессирующая гипоксия вызывала сокращение длительности полетных фаз движения у бегуна (при увеличении длительности опорных фаз). При этом наблюдался диссонанс в биоэлектрической активности работающих мышц. Поэтому особенно в циклических движениях (в основном при максимально быстром или длительном их выполнении) выносливость спортсмена оказывает прямое влияние на координационную структуру двигательного действия. Совершенствование в технике здесь идет по принципу сопряжения основного соревновательного упражнения с высокоинтенсивными или длительными нагрузками, выполняемыми в режиме и регламенте состязания в своем виде спорта.

Методами сопряженного совершенствования техники основного соревновательного упражнения с расширением диапазона двигательных качеств будут повторный, переменный и интервальный. В качестве средств при этом используются подготовительные и собственно специальные упражнения.

В плане третьего направления - совершенствования спортивной техники и надежности при действии сбивающих факторов - необходимо отметить, что этот процесс длится на протяжении всей многолетней тренировки спортсмена.

Совершенствование помехоустойчивости спортивной техники идет по пути приспособительных перестроек нервно-мышечного аппарата и совершенствования регуляторных механизмов управления движениями под действием перечисленных выше экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

Для этой цели в тренировочном процессе используются:
  • тренировка в условиях повышенной психической напряженности;
  • тренировка на фоне прогрессирующего утомления;
  • тренировка (контрольное соревнование) в присутствии зрителей (показательные выступления в парках, домах культуры и др.);
  • тренировка в затрудненных условиях (противоборство в меньшинстве, схватка или бой с более сильным спарринг-партнером).

Теперь, усвоив все вышесказанное, Вы будете лучше понимать понятие спортивная техника, и как ее нужно повышать… Позитивного Вам тренинга!

3. Техническая подготовка.

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его ос­новам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием зна­ний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидак­тики и дидактические положения методики физического воспитания. Осо­бенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта.

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия вы­работанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся либо уже сформированный у спортсмена спо­соб выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих воз­можностей для достижения спортивного результата. Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосред­ственно связана со спортивной тактикой как способ объединения всей совокупности данных действий ради достижения соревновательной цели (т. е. формой организации соревновательной деятельности в целом). Раз­личия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состязания спор­тивная техника практически неотделима от тактики, что находит выраже­ние в понятии «технико-тактические действия».

Существующие взгляды на спортивно-техническое мастерство свя­заны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наибо­лее эффективные способы выполнения спортивных действий. Правда, поиск эталона идеальной техники привел пока к выявлению лишь некоторых биомеханических закономерностей спортивных действий. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответст­вовали бы его индивидуальным морфо - функциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваивае­мых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпа­дать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, посколь­ку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющие в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их измене­нием должны меняться и формы индивидуальной техники. А это означает, что техническая подготовка спортсмена не имеет «конечного пункта»: она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности .

Самый общий критерий эффективности спортивной техники и опре­деляется разницей между фактическим спортивным результатом и расчет­ным результатом, который спортсмен мог бы показать, если б полностью использовал свои физические возможности. Для количественной оценки степени совершенства техники по этому критерию разработан ряд измери­тельных и расчетных процедур, которые применяются в тех случаях, когда спортивный результат поддается объективному измерению.

Очевидно, что чем полнее использует спортсмен свой двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.

Используется также достаточно много частных показателей эффек­тивности техники в отдельных видах спорта, например: в тяжелой атлетике - высота подъема штанги в момент подседа (при прочих: равных услови­ях чем меньше эта высота, тем «техничнее» выполняет спортсмен данную фазу упражнения - А. В. Черняк);

в беге на длинные дистанции - отношение продолжительности по­летной и опорной фаз бегового шага или отношение между частотой и длиной шагов (Ю. Тюрин);

в акробатике - разница времени нахождения в полете при выполне­нии простых и сложных акробатических прыжков (чем она меньше, тем техника лучше- JL М. Райцин, Б. А. Бураков).

Сложнее определить общую эффективность техники в видах спорта, результаты в которых не измеряются пока объективными количественны­ми мерами. Для суждения о ней здесь пользуются экспертными оценками (например, в баллах), расчетными оценками, вводимыми по частным пока­зателям результативности действий в соревнованиях (например, атакую­щих действий в играх, единоборствах), а также биомеханическим анали­зом, основанным на сопоставлении отдельных параметров техники движе­ний с эталонными величинами, и другими методами.

Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в при­кидках для достижения намеченного результата (В. М. Дьячков и др.). Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинако­вое значение в различных видах спорта - наибольшее в спортивных иг­рах, единоборствах и многоборьях, наименьшее в моноструктурных видах спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно - техни­ческой подготовленности .

3.1. Роль технической подготовки в спорте.

Определим понятие "техническая подготовка спортсмена" как про­цесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение, стоящих перед спортсменом задач, происходит по средством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, свя­занным с практическим осуществлением произвольных двигательных дей­ствий и способами их использования, выполняемых в соответствии с зада­чами и правилами соревнований. Объектом теории технической подготов­ки являются программы (образы) теоретических представлений и мотор­ных реализаций целенаправленных двигательных действий в высших от­делах головного мозга. Наличие и количественная оценка их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории техни­ческой подготовки следует признать закономерности формирования двига­тельных умений и навыков.

Вопросы теории технической подготовки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных про­грамм. Можно предположить, что при выполнении спортсменом опреде­ленных движений или перемещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе.

«Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точно­стью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельных час­тей. Предположительно это можно отнести к вопросам связанным с био­механизмами .

Биомеханизмом назовем такую совокупность движений частей тела, независимую от движений других его частей, преобразующих один вид энергии в другой, в результате чего изменяется положение и скорость об­щего центра масс тела спортсмена при решении определенной двигатель­ной задачи. Высказано предположение, что цель движения, которая реша­ется при действии какого-либо биомеханизма, воспринимается сознанием, следовательно, возможно управление и сознательное изменение этих явле­ний.

Описывая двигательное действие как предмет обучения, техника должна обеспечить возможность формирования в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с уче­том смысла и условий решаемой двигательной задачи.

На основе использования теории нейронных сетей и понятия "био­механизм" были определены основные дидактические алгоритмы и мето­дические принципы технической подготовки спортсменов.

При моделировании процесса обучения или совершенствовании ка­кого-либо целенаправленного движения выделен ряд дидактические алго­ритмов:

Дидактический алгоритм - "много входов - много выходов". Трени­ровочные средства воздействуют на несколько параметров моторной про­граммы одновременно; контроль за выполнением двигательного действия осуществляется также по нескольким параметрам и целостно;

Дидактический алгоритм "один вход - много выходов". Воздействие проводится на один выбранный параметр моторной программы, контроль за выполнением двигательного действия осуществляется по нескольким параметрам или целостно;

Дидактический алгоритм - "один вход - один выход". Тренировка направлена на изменение одного параметра моторной программы, оценка качества выполнения техники двигательного действия проводится по тому же параметру;

Дидактический алгоритм - "случайный вход - много выходов". Из­менение моторной программы ведется на основе введения коррекций по ходу тренировки, ориентируясь на промежуточные оценки выходных па­раметров. То есть, при наличии значительного отклонения от необходимо­го на выходе вводятся поправки в какой-нибудь из входных параметров.

Тип устойчивости при выполнении двигательных действий будет оп­ределяться по характеру возмущающих воздействий на имеющиеся в па­мяти спортсмена моторные программы:

  1. устойчивость к случайным возмущениям, действующих на двига­тельную программу;
  2. устойчивость к флуктуациям параметров двигательной программы;
  3. устойчивость к изменению (разрушению) части элементов в рас­сматриваемом движении;
  4. устойчивость к обучению новым двигательным программам. Сле­дует рассматривать в данном случае модификацию рассматриваемого уп­ражнения, как создание новой моторной программы.

В результате теоретического исследования сформулирована система основных принципов технической подготовки спортсменов, состоящая из принципов конвергенции, конгруэнтности, конкордантности, квантования и индивидуализации. Совокупность предлагаемых педагогических прин­ципов технической подготовки спортсменов рассматривается в качестве функционального единства, с необходимостью и достаточностью позво­ляющего решать задачи технической подготовки на высоком уровне тре­бований к качеству результатов. Критерием необходимости при этом вы­ступает действенность отдельных принципов и системы в целом: в отсут­ствие необходимого элемента отдельные элементы и система в целом су­щественно теряют двойственность. Критерием достаточности выступает качество обучения .

Принцип конвергенции. Организация процесса технической подго­товки в многолетнем аспекте требует от спортсменов на этапах начальной специализации и углубленной тренировки как можно более полного при­обретения (конвергенции) в ходе тренировки сходной топологической структуры и функции двигательных действий с аналогичными у высоко­квалифицированных спортсменов, при соблюдении ограничений, накла­дываемыми другими принципами.

Принцип индивидуализации. Теоретически показано, что изменение масс-инерционных характеристик модели приводит не к линейной взаимо­связи с выходным параметром, а к скачкообразному изменению поведения выходной функции после определенного порога. Принцип индивидуализа­ции предусматривает, что методика технической подготовки юных спорт­сменов должна учитывать сенситивные периоды изменения их масс- инерционных характеристик за счет внесения корректив в планирование. В этот период времени применение средств технической направленности связано в большей степени с работой над отдельными компонентами (биомеханизмами) целостного спортивного движения, которые имеют относи­тельно невысокую координационную сложность.

Принцип конгруэнтности. Стратегия многолетнего планирования технической подготовки определяется соответствием уровня специальной физической подготовленности тем двигательным задачам, которые ставят­ся для реализации на каждом из этапов тренировочного процесса. Для ка­ждого этапа многолетней тренировки критерии оценки технического мас­терства являются строго детерминированными и строятся на особенностях взаимосвязи уровня специальной физической и технической подготовлен­ности, присущих данному временному отрезку. То есть для адекватной ра­боты моторной программы при выполнении двигательного действия долж­на иметься определенная соразмерность (конгруэнтность) между соответ­ствующими показателями, определяющим успешность выполнения мотор­ной программы. Отрицательное влияние на качество выполнения двига­тельного действия оказывает не только отсутствие должного уровня спе­циальной физической подготовленности, но и его несоразмерное увеличе­ние. Принцип конгруэнтности определяет необходимый и достаточный уровень специальной физической подготовки для качественного совершенствования уровня технической подготовленности атлетов.

Принцип квантования. Результаты модельного эксперимента пока­зывают, что последовательное применение средств специальной физиче­ской и технической подготовки приводит к наилучшим результатам "тре­нировки" нейронной сети. Принцип квантования определяет, что в годич­ном цикле тренировки необходимо проводить разведение во времени тренировок с преимущественной направленностью по специальной физиче­ской и технической подготовке при приоритете по времени первой.

На основе проведенного педагогического эксперимента с участием прыгунов в длину доказана эффективность разработки программы распре­деления средств технической направленности в годичном цикле трениров­ки с применением компьютерного моделирования.

Принцип конкордантности определяет, что выбор тренировочных средств, используемых в ходе тренировки технической направленности, определяется сходством топологии используемых в них биомеханизмов, аналогичным основному соревновательному. Такое сравнение средств технической направленности отличается от ранее принятого, в котором анализ ведется по отдельным кинематическим или динамическим парамет­рам. Выбор и применение средств технической подготовки в ходе тренировочного процесса определяется не только по степени соответствия их основному соревновательному, но и степенью воздействия на биомеханиз­мы, задействованные в нем, что позволяет не разрушать уже сложившиеся моторные программы.

В качестве общего заключения можно констатировать, что модели­рование является основным методом теории технической подготовки в спорте. (Клещев Ю.Н. 2003.)

3.2 Значение технической подготовки в волейболе.

Обучение технике - важнейшая и ответственная задача учебно- тренировочной работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов - отличное владение техникой. Однако это не такая простая задача и требует большого трудолюбия и настойчиво­сти волейболистов, а также мастерства тренера, инструктора- общественника.

Также важной задачей в волейболе является задача определения тра­ектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно раз­вивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокраще­ния и регулирования скорости движений. Особое значение придается про­странственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола - сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учи­тывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партне­ров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложив­шейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и сроч­ность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, зна­чительно повышаются. (А.В. Беляева, М.В. Савина. 2000.)

Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки - одна из важнейших проблем современного во­лейбола.

В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для понимания техники игры как комплекса (арсенала) приемов и способов существует классификация техники.

Четкая классификация техники игры имеет важное значение для программирования технической подготовки, установления последователь­ности изучения технических приемов, объема (арсенала) в процессе много летней подготовки. Она служит основой для систематизации упражне­ний по технике, которые входят в общую классификацию средств.

Следует рассматривать не только технику как комплекс приемов, но и каждый отдельный технический прием как систему - единое целое, со­стоящее из связанных и взаимодействующих частей или фаз движения. В любом приеме выделяют начальное (исходное) положение, подготови­тельную, основную и заключительную фазы. Под начальным положением подразумевают исходную позицию или стойку. Стойки различны приме­нительно к разновидностям технических приемов. В подготовительной фазе выделяют перемещение к месту встречи с мячом; вынос рук в пере­дачах и приеме мяча; подбрасывание мяча и замах при подачах; разбег, прыжок и замах при нападающих ударах; разбег, прыжок и вынос рук при блокировании. Основную фазу составляет встречное ударное движе­ние - момент воздействия («на лету») руками на мяч - в подачах, приеме и передачах, нападающих ударах и блокировании. В заключительной фазе выделяют опускание рук, переход к новым действиям в нападающих уда­рах и блокировании и приземление.

Важно также установить время и параметры фаз приема, выявить кинематические и динамические характеристики движения. Научные ис­следования и методические разработки в этом направлении представляют большой теоретический и практический интерес. Этим вопросам по­священы работы В. А. Осколковой, В. А. Голомазова, О. П. Топышева, В. Г. Кувшинникова, А. В. Ивойлова, С. Л. Фетисовой и других авторов.

В данной книге анализ техники игры специально не проводится, ос­новной упор сделан на процесс подготовки, но некоторые данные исполь­зуются именно с этих позиций.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направлен­ный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечи­вающий надежность игровых действий волейболистов.

Совершенное овладение техникой игры - одна из центральных за­дач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительно­го времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении много­летней подготовки занимает большое место. Чтобы техническая подготов­ка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать сле­дующее. Во-первых, волейболисты должны овладеть рациональной, наи­более целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику надо сделать дос­тупной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. Сам процесс обучения следует строить интересно.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 10-12 лет. Первое условие успешного обучения - хороший отбор занимающих­ся, второе - развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для нович­ков, не искажая при этом ее сущности. Примером может служить напада­ющий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке с ласта­ми на кистях, и т. д. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий. Подводящие упражнения на по­следующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также со­вершенствования отдельных частей технических приемов. В процессе со­вершенствования техники добиваются прочного овладения приемами иг­ры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом ин­дивидуальных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде. В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разно­образны.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совершенст­вование технического мастерства волейболиста, которые необходимо учи­тывать при построении учебно-тренировочного процесса:

1. Высокий уровень развития специальных физических способно­стей, от которых зависит эффективность технических приемов.

2. Совершенное владение техникой всех приемов и способами их выполнения. Высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

4. Высокая степень надежности органов и систем организма, несу­щих основную нагрузку при многократном выполнении того или иного технического приема.

На данной основе может быть достигнут и высокий уровень взаимо­действий игроков в нападении и защите, и эффективная организация ко­мандных тактических действий.

Учитывая это, необходимо процесс обучения техническому приему строить в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, органов и сис­тем организма волейболиста, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение компонентами навыка, «блоками», составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в нападающем ударе это вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, ритм разбе­га в три шага, заключительное движение удара по мячу.

3. Соединение «блоков» в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, в нападающем ударе это прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся по за­данной траектории мячу; нападающий удар с передачи; «соединение» спе­циальных физических способностей с отдельными компонентами навыка и навыками удара в целом»

4. Совершенное овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике). Умение полностью использо­вать высокий уровень развития специальных физических способностей.

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их спо­собы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придерживаются, исполь­зуя специальные - подготовительные и подводящие - упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед занимающимися в игре (о становлении навыков игры, классифика­ции средств см. в разделе «Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса...»).

Первостепенная задача технической подготовки - правильное овла­дение основой рациональной техники игры в волейбол. Важное значение имеет выявление тенденций развития техники игры и прогнозирование ра­циональной техники, позволяющие более полно разработать модельные характеристики команды и отдельного спортсмена. Основой рациональной техники овладевают все начинающие. Они должны прочно освоить техни­ку основных приемов игры. Средства и методы решения этой задачи уни­версальны для всех занимающихся.

Совершенствование технике происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенно­стей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют также с учетом этой функции.

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на пер­вый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и, особенно в более трудных услови­ях соревнований.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесто­ронней технической подготовленности волейболистов. Это предполагает прочную координационную основу технических приемов, устойчивую к сбивающим факторам, высокую надежность основных приемов игры каж­дого спортсмена и, наконец, техническое мастерство применительно к иг­ровой функции волейболиста в команде.

Итак, рациональная техника с учетом требований игры и тенденций ее развития; широкий арсенал, обеспечивающий высокий уровень игры, специализация, надежность. (Железняк Ю.Д. 1965.)

3.3 Основные технические приемы в волейболе.

Для игры в волейбол используются следующие технические приемы:

Подача. Нижняя боковая подача. Она является наиболее простой по выполнению и не требует больших мышечных усилий, поэтому именно с нее рекомендуется начинать изучение подач. Нужно встать боком к сетке, ноги слегка согнуть в коленях и расставить несколько шире плеч, левую руку, придерживающую мяч, слегка согнуть в локте и держать на уровне поясницы. Отводя ударяющую, правую, руку вниз - в сторону, следует пе­ренести тяжесть тела на правую ногу.

Подбросив мяч невысоко над собой, игрок делает правой рукой встречное движение к мячу, постепенно перенося тяжесть тела на левую ногу. В момент удара по мячу рука должна быть выпрямлена и напряже­на-мяч соприкасается со всей поверхностью несколько вогнутой ладони.

Верхняя боковая подача. При ее использовании мяч получает значи­тельную начальную скорость, в результате чего игрокам противоположной команды труднее принять его. Перед подачей игрок принимает исходное положение (как при нижней боковой подаче). При подбрасывании мяча перед собой левая рука находится на уровне головы, правая нога, согнутая в колене, выставлена вперед и опирается на всю ступню; туловище откло­няют в сторону опорной ноги, а праву руку отводят назад - вниз. С момен­та подбрасывания до удара по мячу необходимо внимательно следить за полетом мяча. Рассчитав, когда он опустится до уровня кисти вытянутой руки, маховым ударным движением правой руки наносят удар по нему и одновременно переносят тяжесть тела на левую ногу. Правая рука и мыш­цы туловища в момент удара напрягаются, кисть руки накрывает мяч не­сколько сверху.

Верхняя прямая подача. Выполняя ее, надо стать лицом к сетке, ле­вую ногу выставить вперед, правую руку подготовить к замаху; левой ру­кой, держа мяч на уровне груди, поднять его до уровня головы и подбро­сить, Одновременно с этим согнутую в локте правую руку занести за голо­ву, туловище немного откинуть назад, центр тяжести перенести на правую ногу. При ударе правую руку резко разгибают, туловище подают вперед, тяжесть тела переносят на стоящую впереди ногу. Кисть ударяющей руки накладывают на мяч несколько сверху.

Для того чтобы быстрее освоить тот или иной способ подачи, перед игрой или по ее окончании нужно выполнять упражнения, придерживаясь при этом следующих методических указаний, общих для всех способов подач:

1. Следите за правильным исходным положением перед подачей.

2. Учитесь невысоко и точно перед собой подбрасывать мяч.

3. Учитесь правильно выполнять движения при замахе и ударе по мячу. Особенно следите за расположением ладонной поверхности на мяче.

Передача мяча. Передача мяча партнеру является основным прие­мом в волейболе. Она нередко определяет результат игры. Независимо от положения рук при приеме мяча различают верхние и нижние передачи.

Верхняя передача. Ее можно выполнять из различных исходных по­ложений, высота которых зависит от полета мяча. Существуют 4 исходных положения игрока перед выполнением верхней передачи. Наиболее удоб­ны и точны верхние передачи из высокого положения, когда расставлен­ные на ширину ноги слегка согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки вынесены вперед - вверх и согнуты в локтях; локти раз­ведены и находятся на уровне плеч. Кисти рук ладонной поверхностью об­ращены навстречу приближающемуся мячу. Разведенные пальцы встречают мяч и соприкасаются с ним в основном первыми и вторыми фалангами.

В момент передачи ноги и руки плавно разгибают и мягким движе­нием пальцев мяч посылают в желаемом направлении.

Нижняя передача. Ее используют волейболисты в тех случаях, когда мяч летит от подачи соперника. Нижнюю передачу можно выполнять од­ной и двумя руками. Чаще используют нижнюю передачу двумя руками, подставляя под мяч предплечье. При передаче двумя руками мяч можно направить более точно.

Для приема мяча нижней передачей двумя руками надо принять по­ложение выпада (выставив вперед или в сторону одну ногу, согнутую в ко­лене и тазобедренном суставе), соединить кисти рук и подставить пред­плечье под летящий мяч.

Нападающий удар. Нападающим называют удар по мячу, выпол­ненный в прыжке. Игроки команды, умеющие выполнять нападающий удар, всегда имеют преимущества перед соперниками, т.к. такой удар зна­чительно затрудняет прием и передачу мяча партнеру.

Техника этого приема игры состоит из сочетания ряда последова­тельных движений: вначале игрок разбегается, затем, оттолкнувшись у сетки вверх, в прыжке выполняет нападающий удар. В момент удара по мячу рука обычно напряжена, пальцы прижаты друг к другу, кисть ударяет по мячу несколько сверху, соприкасаясь с ним всей поверхностью ладони. Для большей эффективности удар по мячу должен производиться в наи­высшей точке прыжка, а не тогда, когда игрок начал опускаться на пло­щадку.

Прямой нападающий удар. Быстрое последовательное и параллель­ное сокращение мускулатуры, живота, плеч и рук. Кисть «перекрывает» мяч на последней стадии (кручение). Вся рука посылает мяч.

Удар с вращением. Незначительное обегание мяча (30-50 см) при разбеге, незначительная подача плеч при замахе, более продолжительное сопровождение мяча в сторону кручения.

Боковой нападающий удар. Разбег наискось от направления, парал­лельного сетке. Бьющая рука описывает кривую от полукруга до круга. Удар по мячу на уровне головы способствует повороту тела в сторону уда­ра. Приземление происходит лицом к сетке .

Блокирование. Блокированием в волейболе принято называть пре­граждения пути полета мяча, посланного нападающим ударом с помощью подпрыгивания и выставления рук над сеткой.

По частоте своего применения блокирование занимает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым треть­им действием отдельного игрока. Основной формой блокирования являет­ся двойной блок (72 %). Одиночный (23,5 %) и тройной блок (4,5 %) при­меняют реже.

Блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою пло­щадку, но и как бы атакует на чужой стороне. Прием требует хорошей ре­акции, умения быстро перемещаться, высоко прыгать; нужна и сила, чтобы сдержать нападающий удар.

Самым важным в технике блокирования является своевременное и точное расположение рук напротив мяча, пробитого нападающим ударом. Для правильного выполнения этого элемента техники необходимо соблю­дать ряд условий (нужно, например, при постановке блока делать прыжок на расстоянии полуметра от сетки и выставлять кисти вперед - вверх). Ка­сание руками сетки считается ошибкой. Чтобы избежать этого, надо оттал­киваться вверх, а не вперед - вверх .

Овладение техникой связано с физической подготовкой. Только при условии хорошей физической подготовки и высокого уровня развития спе­циальных физических качеств можно достигнуть успеха при первоначаль­ном обучении техническим приемам волейбола, а в процессе совершенст­вования-более эффективно применять разученные технические приемы в игре и на соревнованиях .

3.4. Определение эффективности технической подготовленности волейболистов.

На основе анализа структуры соревновательной деятельности во­лейболистов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффек­тивность соревновательной деятельности и уровень спортивных достиже­ний в волейболе.

При изучении соревновательной результативности у волейболистов (в исследованиях участвовали взрослые волейболисты-участники первен­ства в г. Томске) A.M. Рябков выявил недостаточно высокие ее показате­ли:

1) подачи мяча достигали цели в 85 % случаев;

2) приемы после подачи мяча были успешны в 78 % случаев;

3) передачи мяча были успешными в 68 % случаев;

4) атакующие действия достигали цели в 45 % случаев;

5) выполнение блокирующих действий было успешным в 42 % слу­чаев.

В данном случае можно говорить о влиянии различных факторов, снижающих эффективность соревновательной деятельности. Одним из факторов автор считает слабо развитые навыки психорегуляции спортсме­нов. Для ряда других исследователей - Т.А. Ахметжанова, Н.А. Батурина, Е. Корбле, Ю.Я. Киселева и др.- существенными являются следующие факторы.

Первый - оснащенность волейболистов приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревнователь­ное противоборство в волейболе регламентируется правилами. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения прие­мами игры невозможна соревновательная деятельность, с другой - чем шире арсенал техники игры, тем выше соревновательный потенциал во­лейболистов.

Второй - оснащенность волейболистов тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служит решающим условием для реализации технического потенциала во­лейболистов в условиях соревнований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия прямо зависят от технического мастерства волейболистов, а максимальная реализация арсенала технических приемов находится в полной зависимо­сти от разнообразия тактических действий. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве волейболиста как основе спортивного мастерства.

Третий - применяемость технико-тактического арсенала. Решающее значение имеет применение в полном объеме технических приемов и так­тических действий в условиях соревновательной деятельности. «Из прак­тики известно, что большинство волейболистов знают и умеют гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с рав­ными по силам соперниками в экстремальных условиях».

Четвертый - эффективность технико-тактических действий в усло­виях соревнований. Она определяется по двум показателям - выигрыш и проигрыш мяча. Ошибка игрока приводит к проигрышу мяча командой, членом которой он является, и одновременно к выигрышу мяча командой соперника. Выигрыш мяча приводит к выигрышу очка. Выигрыш встречи и число побед в соревнованиях составляют спортивный результат в волей­боле.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции волейбо­листом, которая определяется с учетом индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры и т. д. Это дает возмож­ность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла слаженный коллектив, эффективно действующий как в нападении, так и в защите, давая возможность каждому игроку наилучшим образом проявить себя в соревнованиях.

Шестой фактор - активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эф­фективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобили­зацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических ка­честв и способностей, специфичных для соревновательной игровой дея­тельности в волейболе.

Эмоциональную устойчивость можно отнести к последним двум факторам. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздей­ствие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуа­ции соревновательной деятельности. Поэтому эмоциональная устойчи­вость - один из важных психологических факторов надежности, эффектив­ности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равнове­сии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных возможно­стей и морфологических показателей применительно к специфическим требованиям соревновательной деятельности волейболистов.

Десятый и одиннадцатый факторы - возраст и спортивный стаж во­лейболистов. При прочих равных условиях всегда более высокая эффек­тивность соревновательной деятельности будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий волейболом.

Двенадцатый фактор - эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов, объединяющей совокупность ме­роприятий, направленных на подготовку волейболистов, способных пока­зывать высокие спортивные результаты в крупнейших международных со­ревнованиях.

Характер и степень воздействия соревновательных факторов на спортсмена индивидуальны и во многом зависят от личных особенностей (свойств нервных процессов, способностей, притязаний и т.д.). А.А. Крас­ников, Б.А. Вяткин,P.M. Найдиффер и др. считают, что факторы объек­тивной соревновательной ситуации влияют на деятельность спортсмена преимущественно через воздействие на его психическую сферу.

Результативность соревновательной деятельности волейболистов складывается из двух составляющих. Первая включает в себя успешное за­вершение волейболистом выполняемого технического приема. Вторая - противодействие успешному завершению приема, выполняемого против­ником. Эффективность каждого игрока по выполнению отдельных техни­ческих приемов или игры в целом вычисляется путем сложения успешных и неудачных действий. Например, пятый нападающий игрок за первую партию выполнил всего 4 нападающих удара. Три из них были успешными и принесли команде выигрышные очки, а один - неудачным (в аут). Зна­чит, его эффективность по нападению в данной партии будет 75 %.

Высшим критерием оценки эффективности соревновательной дея­тельности волейболистов служат результаты соревнований (занятое место) и степень соответствия показанных результатов модельным характеристи­кам соревновательной деятельности, установленным на период данных со­ревнований. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка вы­ступления команды также производится Единой Всесоюзной Спортивной Классификацией (ЕВСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Оценивается также выступление команды за опреде­ленный период времени (год, два и т.п.) суммарно в различных соревнова­ниях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (1-4) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Библиографический список.

1. А.В.Ивойлов. Волейбол для всех. - М.: 1987

2. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. - М.: Физкультура и спорт, 1972

3. Волейбол. Под ред. Айриянц А.Г. М.: Физкультура и спорт, 1976

4. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: ФОН, 2000. - 368 с.

5. Волейбол. Правила соревнований. - М., 1988.

6. Гринштейн А. Ю Волейбол. - М., 1987.

7. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.

8. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М: Физкультура и спорт, 1965

9. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981.

10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкуль­тура и спорт, 1970.

11. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956.

12. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М., 1982.

13. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова-М., 1982.

14. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970.

15. Клещев Ю.Н. Волейбол. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 189 с.

16. Кондаков М.И. «Энциклопедический словарь юного спортсмена», М: Педагогика, 1979.

17. Ломейко В.Ф., Ищенко А.С. студенту о физическом воспитании. - Минск: Выш. Школа, 1980.

18. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

19. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс/ Пер. с нем. под ред. Виленского М.Я. и Метлушко О.С. - М.: Аспект Пресс, 1995.

20. Матвеева О.А. «Организация массовой физической культуры в школах и техникумах». - М: Знание, 1991.

21. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979.

22. Правдин В.А. и др. Волейбол - игра для всех - М.: Физкультура и спорт, 1966.

23. Платонов В.Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки. - М.: СААМ. - 1995. - С. 20-29.

24. Панкратов С.С. «Методика преподавания физической культуры». М.: Просвещение, 1984.

25. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Ихд. Центр ВЛАДОС, 1999.

26. Покровский В.И. «Энциклопедия здоровья». - М.: НПО «Автор», 1992.

27. Полевский Ф.И. «Физическая культура в школе». М: Педагогика, 1979.

28. Портных "Спортивные игры", Москва "Физкультура и спорт" 1975.

29. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. /Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999.

30. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1988.

31. Столбов В.В. История физической культуры. - М.: 1989.

32. Симонов П.В. Психология эмоций. - М.: «Олимп»: 1981. - 758с.

33. Сосновский И.Ю. Чемпион на всю жизнь. - М., 1987.

34. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2000. - 518 с.

35. Теория и практика физической культуры. 1994, № 7.

36. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

37. Яхонтов Е. Р., Ердаков В. Б. Волейбол. - М., 1978.

Тема: Техническая подготовка спортсмена

План:

1. Понятие и технической подготовке

Место и значение спортивной техники в различных видах спорта

2. Виды, задачи технической подготовки

3. Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

4. Этапы обучения спортивной технике

5. Методика технической подготовки (средства и методы)

6. Причины возникновения ошибок в технике и пути их исправления

Под спортивной техникой (техникой вида спорта) следует понимать – совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, вида соревнований.

Техническая подготовка – это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение наивысших спортивных результатов.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т. д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки , велоспорт и др.). Здесь техника должна направлена на экономизацию энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что ин умеет и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называется техническим мастерством .

Основными характеристиками рациональной техники являются:

v Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

v Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов (в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов).

v Освоенность техники движений – этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны: стабильность, устойчивость, автоматизированность;

v Эффективность техники – определяется ее соответствием решаем задачам и высоким конечным результатом.

v Экономичность техники – характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. Минимальные энергозатраты, наименьшее напряжение психических возможностей спортсмена.

v Минимальная информативность техники для соперников – имение маскировать свои замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой – не имеют четко выраженных информационных деталей, демаскирующих замысел соперника.

Различают Общую и Специальную техническую подготовку:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разносторонними ДУиН, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

 Увеличить объем (диапазон) ДУиН, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;

‚ Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

Œ Сформировать знания о технике спортивных действий;

 Достижение высокой стабильности и рациональной вариативность специализированных движений – составляющих основу техники вида спорта;

Ž Разнообразить индивидуальные формы технических действий, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;

 Усовершенствование двигательных действий, для успешного участия в соревнованиях;

 Повысить надежность и результативность технических действий спортсмена в экстремальных соревновательных условиях;

‘ Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее. (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту, техника толкая ядра по принципу поворота, как в метании диска, «коньковый» ход в лыжах и др.);

’ Совершенствование технического мастерства спортсменов, исходя из требований спортивной практики и достижений научно-технического прогресса.

Характеристика двигательного умения и двигательного навыка

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью освоенности.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень овладения двигательным действием (ДД), которая характеризуется сознательным управлением движением, при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются :

Ø Управление движения происходит не автоматизировано;

Ø Сознание ученика загружено контролем каждого движения;

Ø Невысокая быстрота выполнения;

Ø Действие выполняется не экономично, при значительной степени утомления;

Ø Наблюдается расчлененность движений;

Ø Нестабильность действия;

Ø Непрочное запоминание действия;

Дальнейшее совершенствование ДД при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т. е. умение переходит в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫК – это оптимальная степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыки:

Ø Автоматизированное управление движениями;

Ø Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением, однако выполнение должно быть осознанное;

Ø Слитность движений, т. е. объединение ряда элементарных движений в единое целое;

Ø Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий;

Ø Быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

Ø Высокая устойчивость действия под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий и т. д.);

Ø Прочность запоминания действия. Навык если он прочно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах).

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков – это явление получило название переноса навыков. Различают:

§ Положительный перенос – взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

§ Отрицательный перенос – такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

В построении процесса обучения можно выделить ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ , одновременно самостоятельные и взаимосвязанные:

Первый этап – начальное разучивание (грубая координация) . В процессе его создается общее представление о двигательном действии (методами рассказа и показа) и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется структура выполнения (целостным, расчлененным методами), предупреждаются и устраняются грубые ошибки. Если занимающийся после создания умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Обычно это наблюдается при разучивании многих общеподготовительных и других несложных упражнений. Необходимо добиваться самостоятельного выполнения занимающимися основы техники ДД в целом путем облегчения условий выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. Многократное повторение изучаемого ДД на каждом занятии.

Второй этап – углубленное разучивание (точная координация) . Разучивание углубленное, детализируется понимание закономерностей ДД, совершенствуется его координационная структура по элементам движения. Внимание занимающихся избирательно сосредотачивается на отдельных деталях техники, осознание его пространственных характеристик, временных и динамических. При этом мысленная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения незначительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении (облегченные, усложненные), вынуждающие последовательно сосредоточить внимание на уточняемых деталях.

Третий этап – закрепление и дальнейшее совершенствование (стабильная и вариативная точная координация ) . Создается навык и формируется способность целесообразно применять ДД в реальных условиях практической деятельности (как тренировочных, так и соревновательных действий). Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. В дальнейшем осуществляется стабилизация и совершенствование, достигается необходимая прочность, стабильность (использование целостного метода). Продолжительность третьего этапа зависит от подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершенствование техники должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от тренера изучения особенностей телосложения, уровня развития физических качеств. На этом этапе обеспечивается подвижность и вариативность действия, его приспособляемость к сбивающим факторам внешней среды, изменениям физическим и психическим в состоянии занимающихся - при этом частично создаются условия реальной обстановки практического применения (соревновательной). Количество повторений возрастает от занятия к занятию. На этом этапе вырабатывается необходимость эффективности действия.

Основные положения методики технической подготовки

(средства, методы)

Применение средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Средства и методы словесного, наглядного воздействия к ним относятся:

а) Беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) Показ техники изучаемого движения;

в) Демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) Использование предметных и других ориентиров;

д) Звуко - и светолидирование;

е) Различные тренажеры, регистрирующие устройства.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений в этом случае применяются:

СРЕДСТВА: основными средствами обучения, являются физические упражнения.

Подводящие (постепенно приближающиеся к основным)

Имитационные (копирующие в основном характеристики действия разучиваемого)

Общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

Специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

- методы целостного и расчлененного упражнения , они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

Равномерный

Переменный

Повторный

Интервальный,

Игровой

Соревновательный и другие методы, способствующие совершенствованию и стабилизации техники движений.

Дополнительный материал

Двигательное умение это способность выполнять ДД на основе определенных знаний о его технике, начиная соответствующих предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык , характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки ДУ несут вспомогательную функцию Она может проявляться в двух случаях: 1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных ДД; 2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих ДД, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования ДН.

Формирование ДН стабилизируется тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно.

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей многолетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена подразделяется на 3 стадии:

1. Стадию базовой технической подготовки;

2. Стадию углубленного технического совершенствования и достижение высшего спортивно-технического мастерства;

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. Например, первая стадия обычно состоит из 4-6 годичных циклов, вторая 6-8, третья 4-6.

Поэтому построение, конкретное содержание и методика технической подготовки спортсмена каждой стадии, как правило, подчиняется периодизации годичного цикла тренировки. Чаще всего это наиболее ярко выражено в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Дело в том, что у начинающих спортсменов годичный цикл не подразделяют отдельно на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. У них в течение всего года тренировочные занятия носят подготовительный характер.

Отсюда следует, что процесс овладения и совершенствования техники движений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы.

В связи с этим в годичном цикле выделяют 3 этапа технической подготовки :

1) поисковый;

2) стабилизации;

3) адаптивного совершенствования (приспособительного).

На 1-м этапе техническая подготовка направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или её обновленного варианта), улучшение предпосылок её практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода.

На 2-м этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода.

На 3-м этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап обычно начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период в целом.

Главными задачами каждого этапа технической подготовки при совершенствовании технического мастерства являются :

1. Достижение высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в избранном виде спорта, повышение их эффективности в соревновательных условиях;

2. Частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование динамики.

Для решения первой задачи, как правило, применяются метод усложнения внешней обстановки, метод упражнения при различных состояниях организма; для решения второй – метод облегчения условий технических действий, метод сопряженных воздействий.

Метод усложнения внешней обстановки при выполнении технических приемов реализуется в ряде методических приемов:
1. Методический прием сопротивления условного противника используется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогает спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема. Он обеспечивает высокую плотность нагрузки в занятии, является действенным психологическим фактором для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2.Методический прием трудных исходных положений и подготовительных действий. В прыжках в воду уменьшается высота с трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, летящему по сложной траектории.

3.Методический прием максимальной скорости и точности выполнения действий. Например, в боксе спортсмену задается высокий темп ударов за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используются сближение между партнерами при выполнении передачи с постоянной силой и др.

4.Методический прием ограничения пространства для выполнения действий позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствовании навыка. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделанным меткам. В боксе используются уменьшенный ринг и т. п.

5.Методический прием выполнения действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, оборудования, инвентаря), содействует совершенствованию одной или нескольких характеристик техники движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и т. д.) Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажненном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обделенной лыжне.

Метод упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняющих выполнение технических действий.

1.Методический прием выполнения действия в состоянии значительного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию. Этот прием оказывает на ЦНС организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2.методический прием выполнения действий в состоянии значительного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

3.методический прием периодического выключения или ограничения зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В результате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощущениям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4.Методический прием формирования рабочей обстановки настраивает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательной обстановке, стимулирует его активность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимущественно на технических приемах или, наоборот, на атакующих приемах.

Метод облегчения условий выполнения технических действий состоит из целого ряда методических приемов.

1.Методический приме вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяется: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2.Методический прием снижения мышечных напряжений позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигательном навыке, контролировать координацию движений (по механизму обратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполняют упражнения в легких тренировочных перчатках.

3.Методический прием дополнительных ориентиров и срочной информации содействует наиболее быстрому овладению необходимой амплитудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания выполняемого действия. Например, для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Метод сопряженных воздействий реализуется в спортивной тренировке в основном при помощи двух других.

1.Методический прием специализированных динамических упражнений основан на взаимном развитии физических способностей и совершенствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движениях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и высоту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т. д.

2.Методический прием специализированных изометрических упражнений предполагает использование изометрических упражнений в определенных суставных углах, характерных для технического приема. Например, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног не менее 90 градусов.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и раци­ональности использования спортсменом своих психофизических возмож­ностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Вы­деляют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной тех­никой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в веду­щих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталки­вания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финально­го усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени­ем выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна­стика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники- степень разнообразия технических при­емов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.


Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте­
пенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптималь­
ному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если
техника близка к биомеханически рациональной, она признается наибо­
лее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт­
сменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически
более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спорт­
смена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег
на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет
характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил
при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энер­
гии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как
заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники
движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при
выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий
противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»