Главный элемент тактики лыжника. Программный материал по лыжной подготовке

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Кызылжарская СШ

План – конспект

открытого урока

по физической культуре

в 8 классе

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики

лыжных гонок"

Подготовил и провёл

учитель физической культуры

Кенжебаев Н.К.

2014/15уч.год.

Раздел "Лыжная подготовка"

Тема "Обучение элементам тактики лыжных гонок"

Тип урока: Обобщение по разделу.

Цели и задачи:

обучающие:

а) повторить подъемы на склон "Лесенкой", "Елочкой";

б) продолжить обучение прохождения дистанции 1500м.(д) 2000м.(ю);

в) обучить элементам тактики лыжных гонок;

г) ознакомить с трассой соревнований, на которой будут приниматься контрольные нормативы.

развивающие:

Развитие координации движения, чувства равновесия, выносливости

воспитательные:

а) воспитание устойчивого интереса к урокам лыжной подготовки и бережного отношения к лыжному снаряжению;

б) способствовать воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи.

Место проведения занятий:

Спортивная площадка, прилегающая к школе территория.
Спортинвентарь : секундомер, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки.

Подготовительная часть (10 мин)

Выход на улицу, передвижение класса строем в колонну по одному к месту занятий. Построение с лыжами в руках в шеренгу. Рапорт дежурного учителю. Приветствие. Сообщение задач урока. Выполнение строевых упражнений с лыжами в руках «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Надевание лыж. Передвижение к месту занятий. Инструктаж по техники безопасности.

«Здоровье не всё, а все без здоровья – ни что»

Основная часть (32 мин)

    Выполнение учащимися подъема на склон способами «Лесенкой»-повт.-4-6р., «Елочкой»-повт.-4-6р.

Устойчивость лыж на склоне зависит от угла наклона скользящей поверхности лыжи к горизонту. Для обеспечения надёжной опоры лыж на склоне необходимо:

а)увеличить сцепление лыж со снегом;

б)уменьшить угол наклона лыжи;

в)опираться на палки.

При подъёме верхняя часть туловища лыжника наклонена вперёд длина шага уменьшается, при этом каждый толчок ногой сопровождается толчком рукой.

Подъём "лесенкой"

Ученик стоит боком к склону и лыжи располагаются поперёк склона так, чтобы верхняя лыжа была на наружном, а нижняя -на внутреннем ребре. Палки переставляются поочерёдно.Опираться следует на обе палки. Особенно хорошо надо втыкать в снег нижнюю палку, потому что сила тяжести с тела переносится именно на неё.

Подъём "ёлочкой"

Выполняется так: ученик ставит ноги наискось под углом друг к другу.При этом наступает пятками лыж. Угол между двумя лыжами завист от крутизны склона.

2.Спуски со склонов:

лыжи чуть уже плеч, одна немного выдвинута вперёд(так вы будете чувствовать себя устойчивее), ноги слегка согнуты. Руки с палками слегка разведены в стороны(так вы будете сохранять равновесие), туловище чуть наклонено вперёд. Такая поза способствует уменьшению сопротивления силы ветра и хорошей скорости на спуске.

3. Торможение плугом:

Выполняется за счёт сведения носков лыж и разведения пяток в стороны. Встаньте на лыжи, слегка присядьте, выпрямитесь и скользящим движением разверните в стороны пятки лыж, а носки сведите вместе(положение лыж напоминает старинное орудие для обработки земли - плуг; отсюда и название).

4.Повороты при спусках, переступанием:

Поворот переступанием выполняется как одной, так и другой лыжей. При повороте налево нужно силу тяжести перенести на правую ногу, согнуть правое колено и повернуть налево.

5. Выполнение учащимися конькового хода.

Лыжник во время этого хода движется, наподобие конькобежца. Поэтому такой вид называется "коньковым". Во время этой ходьбы идущий с силой давит на лыжи с внутренней стороны, двигается, перекладывая тяжесть тела с одной ноги на другую, при активном действии руками. Отталкивание палками осуществляется в соответствии с попеременными движениями ног. На ровных участках лыжни отталкивание происходит одновременно палками и ногами. Чередование движении руками и ногами происходит одновременным или попеременным способами.

Коньковый ход можно применять и при обычном беге на лыжах: можно одной ногой долгое время идти коньковым ходом, а другой - скользить, ставя лыжу прямо. Этот метод называют (односторонним коньковым ходом).

а) коньковый ход повт.-4-6р.

б)односторонний коньковый ход.повт.-3-4р.

4. Обучение тактике лыжных гонок:

а) показ учителем;

б) выполнение учащимися под счет;

в) выполнение самостоятельно на отрезке 40 м.

5. Знакомство с трассой соревнований, прохождение дистанции 1500 м.(д)2000 м.(ю) с соревновательной скоростью.

6.Подвижная игра "Снайперы".По склону вдоль лыжни
устанавливаются мишени:3-штуки (справа 2 и 1 слева).
-"Снайпер" скатывается с горки и во время проезда мимо мишени должен поразить цель. Скатываться без палок.

Заключительная часть (3 мин)

Построение класса.

Краткое подведение итогов.

Задание на дом

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Тесты по физической культуре.

1.Древнейшей формой организации физической культуры были:

Б) единоборство

В) соревнования на колесницах

Г) игры

2.Физическая культура рабовладельческого общества имела:

А) прикладную направленность

Б) военную и оздоровительную направленность

В) образовательную направленность

Г) воспитательную направленность

3.Российский Олимпийский Комитет был создан в

а) 1908 году

б) 1911 году

в) 1912 году

г) 1916 году

4.Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …

5.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

А) стрельба

Б) фехтование

Б) гимнастика

Г) верховая езда

6.Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?

А) игры отличались миролюбивым характером

Б) в период проведения игр прекращались войны

В) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира

Г) Олимпийские игры имели мировую известность

7.Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?

А) метание копья

Б) борьба

В) бег на один стадий

Г) бег на четыре стадия

8.Как назывался вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем?

А) долиходром

Б) панкратион

В) пентатлон

Г) диаулом

9.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

10.Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?

А) Пьер де Кубертен

Б) Алексей Бутовский

В) Майкл Килланин

Г) Деметриус Викелас

11.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

А) Н. Орлов

Б) А. Петров

В) Н. Панин – Коломенкин

Г) А. Бутовский

12.За что движением «Фэйр Плэй» вручается почетный приз Пьра де Кубертена?

А) за честное судейство

Б) за победы на трех Олимпиадах

В) за честную и справедливую борьбу

Г) за большой вклад в развитие Олимпийского движения

13. Кто является президентом Олимпийского комитета России в настоящее время?

А) Шамиль Тарпищев

Б) Вячеслав Фетисов

В) Леонид Тягачев

Г) Виталий Смирнов

14.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран - участниц открывает (идет первой):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

В) делегация страны – организатора предыдущей олимпиады

Г) делегация Греции

15.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран – участниц завершает (идет последней):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

в) делегация страны - организатора предыдущей Олимпиады

г) делегация Греции

16.В каком году был образован Международный олимпийский комитет?

Б) 1894

17.Термин «Олимпиада» означает:

А) четырехлетний период между Олимпийскими играми

Б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры

В) синоним Олимпийских игр

Г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр

18.В каком году Олимпийские игры состоялись в нашей стране?

А) планировались в 1944 году, но были отменены из-за 2 мировой войны

Б) в 1976 году в Сочи

В) в 1980 году в Москве

Г) пока еще не проводились

19.Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье?

1.кулачный бой 2.верховая езда 3.прыжки в длину 4.прыжки в высоту

9.плавание 10.метание копья

Б)3,5,6,8,10

20.Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств в …

А) в 1894 году за проект Олимпийской хартии

Б) в 1912 году за «Оду спорта»

В) в 1914 году за флаг, подаренный Кубертеном МОК

Г) в 1920 году за текст Олимпийской клятвы

21.Олимпийский символ представляет с собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…

А) вверху - синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое

Б) вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое

В) вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое

Г) вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое

22.Олимпийские игры состоят из…

Б) соревнований по зимним или летним видам спорта

В) зимних и летних Игр Олимпиады

Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия

23.Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм Олимпиады?

А) палестра

Б) амфитеатр

В) гимнасия

Г) стадиодром

24.Талисманом Олимпийских игр является:

А) изображение Олимпийского флага

Б) изображение пяти сплетенных колец

В) изображение животного, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

Г) изображение памятника архитектуры, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

25.Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику , впервые появился на играх в …


А) 1968 году в Мехико

В) 1976 году в Монреале

Г) 1980 году в Москве

26.Двигательное умение – это:

А) уровень владения знаниями о движениях

Б) уровень владения двигательным действием

В) уровень владения тактической подготовкой

Г) уровень владения системой движений

27.Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:

А) двигательных, гигиенических и просветительских задач

Б) закаливающих, психологических и философских задач

В) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем

Г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

28.Временное снижение работоспособности принято называть:

А) усталостью

Б) напряжением

В) утомлением

Г) передозировкой

29.Что является основными средствами физического воспитания?

А) учебные занятия

Б) физические упражнения

В) средства обучения

Г) средства закаливания

30.Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

Г) бег

31.Одним из основных физических качеств является:

А) внимание

Б) работоспособность

В) сила

Г) здоровье

32.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе?

Б) выносливость

В) быстрота

Г) ловкость

33.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:

Б) гимнастика

В) современное пятиборье

Г) легкая атлетика

34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…

А) подвижных и спортивных игр

Б) прыжков в высоту

В) бега с максимальной скоростью

Г) занятий легкой атлетикой

35.Назовите основные физические качества.

А) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

Б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

В) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

Г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

36.Основной и обязательной формой физического воспитания в школе является:

А) соревнование

Б) физкультурная пауза

В) урок физической культуры

Г) утренняя гимнастика

37.Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?

А) уровень физического развития

Б) уровень физической работоспособности

В) уровень физического воспитания

Г) уровень физической подготовленности

38.Что является основным законом Всемирного олимпийского движения?

А) энциклопедия

Б) кодекс

В) хартия

Г) конституция

39.Какие события повлияли на то, что Игры 6, 7 и 8 Олимпиад не состоялись?

А) несогласованность действий стран

Б) отказ от участия в Играх большинства стран

В) первая и вторая мировые войны

Г) отказ страны – организатора Игр от их проведения

40.Александр Карелин – Чемпион Олимпийских игр в…

А) гимнастике

В) плавании

Г) борьбе

41.Министром физической культуры, спорта и туризма Республики Марий ЭЛ является:

А) Сергей Кропотов

Б) Сергей Киверин

Г) Владимир Чумаков

Д) Валерий Кораблев

42.Председателем комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является:

А) Петр Кагало

Б) Александр Сергеев

В) Анатолий Подойников

Г) Владимир Тян

43. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:

В) группировка

Г) вис

44.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги поднятые руками к груди

и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:

б) захват

в) перекат

г) группировка

45.Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как…

В) соскок

Г) спрыгивание

46.Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…

А) кувырок

Б) перекат

В) переворот

Г) сальто

47.Положение занимающихся на согнутых ногах в гимнастике обозначается как…

Б) присед

Г) стойка

48.Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике?

А) расстояние между занимающимися « В глубину»

Б) расстояние между занимающимися «по фронту»

В) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя

Г) расстояние от первой шеренги до последней

49.Какие из приведенных команд в гимнастике имеют только исполнительную часть?

1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!»

В) 1,4,5

50.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

51.Дугообразное, максимально прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами, в гимнастике называется…

А) стойка

Б) «мост»

В) переворот

Г) «шпагат»

52.Кто из гимнасток является абсолютной рекордсменкой по количеству олимпийских медалей (18 медалей – из них 9 золотых)?

А) Ольга Корбут

Б) Надя Команечи

В) Лариса Латынина

Г) Людмила Турищева

53.Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века в ….

А) Канаде

Б) Японии

В) США

Г) Германии

54.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…

55. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?

Б) в 1957 г

56. Укажите полный состав волейбольной команды:

А) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

В) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

57. «ЛИБЕРО» в волейболе – это…

А) игрок защиты

Б) игрок нападения

В) капитан команды

Г) запасной игрок

58. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?

А) произвольно

Б) по часовой стрелке

В) против часовой стрелки

Г) по указанию тренера

59. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?

А) Да, по указанию тренера

В) да, по указанию судьи

Г) да, но только в начале каждой партии

60. Сколько разрешено замен в волейболе в каждой партии и в продолжение нескольких перерывов?

А) максимум 3

Б) максимум 8

В) максимум 6

Г) максимум 9

61. Ошибками в волейболе считаются…

А) «три удара касания»

Б) «четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»

В) игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча

Г) мяч соприкоснулся с любой частью тела

62. Подача мяча в волейболе после свистка судьи выполняется в течении…

А) 3 секунд

Б) 5 секунд

В) 6 секунд

Г) 8 секунд

63. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

Б) 2м 43см

64. Высота волейбольной сетки для женских команд:

Г) 2м 24см

65. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?

А) да

В) только при высокой температуре воздуха

66. «Бич – волей» - это:

А) игровое действие

Б) пляжный волейбол

В) подача мяча

Г) прием мяча

67. Укажите количество игроков волейбольной команды, находящихся одновременно на площадке .

Б) легкую атлетику

В) шахматы

Г) лыжный спорт

92. К спринтерскому бегу в легкой атлетике относится…

А) бег на 5000 метров

В) бег на 100 метров

Г) марафонский бег

93. Кросс – это –

А) бег с ускорением

Б) бег по искусственной дорожке стадиона

В) бег по пересеченной местности

Г) разбег перед прыжком

94. В беге на длинные дистанции в легкой атлетике основным физическим качеством, определяющим успех, является…

А) быстрота

В) выносливость

Г) ловкость

95. Какой лыжный ход самый скоростной?

А) одновременный бесшажный

Б) одновременный одношажный

В) одновременный двухшажный

Г) попеременный двухшажный

96. Какая стойка лыжника при спуске является более скоростной?

А) высокая стойка

Б) средняя стойка

В) низкая стойка

Г) основная стойка

А) гонка на 30 км

Б) гонка на 50 км

В) гонка на 60 км

Г) гонка на 70 км

98. Главный элемент тактики лыжника-

Б) лидирование

В) распределение сил

99. Высота палок при свободном (коньковом) лыжном ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

Г) ниже на 3-4 см плеч ученика

100. Высота лыжных палок при классическом ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

В) выше на 3-4 см роста ученика

Г) ниже на 3-4 см уровня плеч ученика

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех Переход с одновре- Переход с хода на ход
ники -лыжных хо менных ходов на по- в зависимости от ус-
дов переменные. Преодо- ловий дистанции и
ление подъемов и состояния лыжни.
препятствий. Про- Элементы тактики
хождение дистанции лыжных гонок: рас-
до 5 км (девушки) и пределение сил, лиди-
до 6 км (юноши) рование, обгон, фини-
ширование и др. Про-
хождение дистанции
до 5 км (девушки) и
до 8 км (юноши)
Основная направ­ленность Классы
На знания о фи­зической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая по­мощь при травмах и обморожениях

Элементы единоборств

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученное является умение вести; учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, следует широ­ко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часть вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать девушки, проявившие к этому интерес.

Таблица 21 1

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех­ники владения приемами Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка
Основная направ­ленность Классы
10 11
На развитие коор­динационных спо­собностей Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.
На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости Силовые упражнения и единоборства в парах
На знания о физи­ческой культуре Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца
На освоение орга­низаторских уме­ний Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств
Самостоятельные занятия Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Плавание

В школах, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22). Уроки по плаванию мож­но чередовать с уроками по другим разделам, вести их в виде отдельных курсов, а также выносить за сетку учебных занятий и проводить в открытых водоемах, соблюдая правила безопасности.

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи­вает выбранный темп на всей дистанции с уче­том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре­зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3-5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си­лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди­станции. Догнать соперника - не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет­ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж­ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш­ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство­вать силы. Это приобретается опытом, постоян­ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо­вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож­но вместе и юношей и девушек. Следует сде­лать два круга: внешний - для юношей, внутрен­ний - для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион­ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре­ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен­ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре­жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст­венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре­же, склоны включаются в тренировочные отрез­ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно­го прохождения спусков и подъемов, фикси­руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде­ленных классах, нужно продолжать совершен­ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере­движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV - VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы­полнять такой же объем работы, какой они вы­полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов­ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

Мы продолжаем цикл зимних материалов про лыжи и лыжные гонки. Сегодня расскажем вам об устройстве этого интересного и близкого по духу нам, северным людям, мира. Как ни крути, лыжи это главная зимняя национальная забава и вид физической активности. И намекнуть, что лыжные гонки смотреть очень интересно, особенно зрелищны короткие дистанции и масстарты.

26 ноября в финской Руке стартует очередной профессиональный лыжный сезон, очередной розыгрыш Большого Хрустального Кубка Мира. Современные лыжные гонки имеют весьма большую зрительскую аудиторию, особенно в странах Скандинавии и бывшего СССР. Довольно популярны лыжные гонки в США, северной Италии, южной Франции и южной Германии, других странах центральной, восточной и северной Европы. Однако далеко не все понимают, что к чему в мире большого лыжного спорта. Многие смотрят лыжи и задаются одними и теми же вопросами: «А что это за старт?»; «А что он получит за победу?»; «Что это еще за Кубок Мира?» и так далее. В этой статье мы попробуем ответить на самые популярные вопросы о лыжных гонках и ввести читателей в курс дела.

Главные гонки сезона

Ежегодно в различных уголках земного шара проводятся тысячи и тысячи различных соревнований по лыжным гонкам, однако далеко не все попадают на телевизионные экраны. Определенный набор стартов с 1981 года объединили в Кубок Мира. Также в сезоне 16/17 нас ждет Чемпионат Мира, который проводится раз в два года. В 2017-м году мировое первенство по лыжным видам спорта пройдет в финском Лахти в конце февраля – начале марта. Довольно зрелищной и приковывающей внимание является серия Ski Classics, состоящая преимущественно из марафонских дистанций, проводящаяся на территории Европы. Наверняка многие слышали о легендарной Марчалонге и не менее легендарном Васалоппете – их вы также сможете увидеть в этом сезоне. В России тоже есть своя официальная марафонская серия – Russialoppet. Марафонский сезон стартует невской классикой в конце января, а завершится в конце апреля на Байкале. Помимо вышеперечисленного, проводятся различные континентальные кубки, международные соревнования и так далее, но их увидеть на экранах практически невозможно.

Есть ли правила в лыжных гонках?

Правила есть. Не только соревнования лыжников, но и все остальные соревнования с присутствием в них лыж курирует международная федерация лыжного спорта (FIS, далее ФИС). Не только беговые лыжи, но и горные, прыжки на лыжах с трамплина и северное двоеборие (прыжки на лыжах и гонка преследования по результатам прыжка). Собственно, ФИС диктует правила и следит за их выполнением, и наказывает за их нарушения. Самым частым предметом спора в лыжных гонках является нарушение заданного стиля. Лыжные гонки проводятся в двух стилях – в классическом и в свободном. Классический стиль, иными словами, преодоление дистанции по заранее подготовленной лыжне, когда лыжи двигаются строго параллельно друг другу (за исключением очень крутых подъемов, когда забежать в подъем можно только "елочкой", но без элемента скольжения). Свободный стиль (коньковый, движение как при езде на коньках) более силовой и быстрый относительно классического. Таким образом, на стартах, проводящихся классическим стилем, некоторые спортсмены могут схитрить или случайно подработать коньковыми движениями на не просматриваемом участке, что может стать предметом последующих споров и возможных санкций.

Виды лыжных гонок Старты различаются не только стилем передвижения, но и регламентом и дистанциями. Рассмотрим их более подробно.

Спринт. Спринт состоит из квалификации и финальной части. В результате квалификации в финальную часть проходят 30 спортсменов, после чего они сражаются друг против друга контактно. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В четвертьфиналах представлено 5 забегов по 6 участников в каждом. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега, а также еще двое лучших по времени среди занявших места ниже второго. В полуфинале все по аналогии, в финале выигрывает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу сезона, а также на Чемпионатах Мира и Олимпиаде. Команды формируются из двух представителей одной сборной. В рамках командного спринта участники сборной проходят по три спринтерских этапа по очереди каждый. Зачастую на 1, 3 и 5 этапе бежит спортсмен, который хорошо чувствует себя в дистанционных видах, в то время как на 2, 4 и 6 этапе бежит чистый спринтер, который будет финишировать и добывать победу.

Гонки с раздельным стартом (индивидуальные гонки). Проводятся довольно часто и на разную дистанцию. В рамках Чемпионата Мира и Олимпиады традиционной дистанцией для разделок является 10 км для женщин и 15 для мужчин, однако в рамках этапов Кубка Мира и многодневок эта дистанция может варьироваться как в более короткую, так и в более длинную сторону.

Гонки преследования. Проводятся в основном в рамках многодневок и представляют собой старт через определенный интервал, когда каждый из гонщиков стартует по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Старт, где половина дистанции проходится классическим стилем, а другая половина –свободным со сменой лыж. Традиционной дистанцией для Чемпионата Мира и Олимпиады является 7.5+7.5 км у женщин и 15+15 км у мужчин, однако по аналогии с гонками с раздельным стартом в рамках многодневок дистанция скиатлона меняется.

Масстарт. Традиционные гонки с общим стартом, где огромная группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определенную дистанцию. Самой популярной гонкой с общего старта является марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок. Эстафета. Традиционные командные гонки с четырьмя участниками в одной команде. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространенный формат для женщин 45 км, для мужчин 4 10 км.

Что такое Кубок Мира

Кубок Мира – это гонка длиной в сезон, состоящая из девяти этапов, а также трех многодневок: трехдневный Скандинавский тур, Тур де Ски и Финал Кубка Мира. Всего же в календаре Кубка Мира сезона 16/17 как у мужчин, так и у женщин запланировано по 32 старта. За каждый из стартов спортсмен получает очки. За победу на старте в рамках этапа Кубка Мира спортсмен получает 100 очков. За второе место 80, третье 60, далее 50, 45, 40, 36, 32 и так далее. Очки получают первые 30 мест. На этапах многодневок очки так же получают первые 30 мест, но за победу уже начисляется не 100, а 50 очков. За второе место 46, за третье 43 и так далее. Однако за итоговый результат в многодневке очки удваиваются относительно очков за победу на этапах Кубка Мира, а на Тур де Ски и вовсе тридцатка лучших получает очки с коэффициентом 4. Помимо этого на отдельных стартах имеются бонусные очки, которые получает первая десятка гонщиков на определенной отсечке по ходу гонки. Побеждает в общем зачете Кубка Мира тот, кто набрал большее количество очков. Но также есть и еще два зачета – это спринтерский Кубок Мира и дистанционный Кубок Мира. В зачет спринтерского Кубка Мира входят все спринтерские старты сезона, за исключением командного спринта. В зачет дистанционного Кубка Мира входят все старты сезона, за исключением спринтерских и эстафет.

Что такое Тур де Ски

Тур де Ски является уже традиционной, неотъемлемой частью Кубка Мира. Впервые Тур де Ски прошел в сезоне 2006/2007, после чего уверенно закрепился в календаре Кубка Мира и ежегодно собирает огромную зрительскую аудиторию. В сезоне 16/17 Тур де Ски будет состоять из семи этапов, из которых лишь один будет спринтерским. Соревнования в рамках Тур де Ски побывают в Швейцарии, Германии и Италии, а закончится Тур подъемом на гору в Валь ди Фьемме. Основными преимуществами, а также тем, что приковывает зрителей к экранам являются плотный график стартов, где семь этапов Тур де Ски проходят за девять дней, а также необычный формат этих стартов, который делает борьбу на каждом этапе максимально динамичной. Ну и, конечно, не стоит забывать о финальном подъеме, который является уникальным действом в современных лыжных гонках.

Бойня в Альпах

Профиль финального подъема на Тур Де Ски – Альпе Чермиз**

**Элементы тактики в лыжных гонках

Элемент тактики есть, но он довольно прозрачен. К примеру, в эстафетах есть так называемая «убегающая тактика», где сборная делает упор на первые этапы, ставя туда сильнейших своих представителей с целью убежать от других команд, которые делают ставку на финиш. В индивидуальных гонках представители тренерского штаба сборной зачастую выпускают двух спортсменов на разных типах мази для лыж, чтобы проверить, какая из них лучше работает и дает преимущество в текущих погодных условиях, или чтобы избежать массового провала, жертвуя тем самым шансами одного из спортсменов. Похожие трюки проворачивают и в рамках марафонов, где часто происходит смена лыж по ходу дистанции. Но лыжные гонки не велосипед и даже не триатлон – "посидеть" на колесе, тратя в среднем на 25% меньше усилий, чем впереди идущий, не выйдет. В аспекте лидирования элемент тактики отсутствует. Но зато есть элемент закрытия коридора и лазейки для проезда корпусом – почти как в велоспорте или легкоатлетических забегах на манеже.

Где и как смотреть лыжные гонки

Канал Eurosport покажет весь Кубок Мира и Чемпионат мира и трансляции начнутся уже в грядущие выходные. Главными стартами сезона являются Чемпионат Мира и Тур де Ски, однако в сезоне 16/17 третий по значимости старт пройдет на территории Российской Федерации. В марте Тюмень примет финал Кубка Мира. Если вы хотите увидеть сильнейших лыжников планеты своими глазами, то Тюмень – это уникальный шанс воплотить эту цель в жизнь.

Осталось только дождаться выходных и старта сезона у профессиональных лыжников. А мы будем освещать и анализировать важнейшие старты сезона 2016/2017. Отличного вам зимнего сезона!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»