Ору на месте с мячом. Физкультурное занятие с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

Марина Долматова
Физкультурное занятие с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Физкультурные занятия с использованием предметов совершенствуют двигательные навыки детей , развивают ловкость, координацию движений, глазомер, обогащают занятия , делаяего интересным для детей .

Программные задачи

Образовательные :

Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубики или кегли) ;

Закреплять навыки бега в умеренном темпе;

Закреплять навыки владения малым мячом ;

Закреплять умение выполнять ОРУ с мячом уверенно , точно, с хорошей амплитудой и в заданном темпе;

Совершенствовать двигательные навыки и координацию движений в пространстве при перестроении в три колонны.

Развивающие (оздоровительные) :

Развивать ловкость в упражнениях с мячом ;

Развивать координацию движений в задании на равновесие на гимнастической скамейке;

Развивать физические качества – ловкость, быстроту, выносливость, силу, гибкость, глазомер.

Воспитательные :

Воспитывать чувство ответственности;

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту ;

Формировать потребность заботиться о своем здоровье;

Воспитывать честность, организованность, дружеское отношение к сверстникам.

Воспитывать интерес к занятию .

Интеграция образовательных областей : здоровье, безопасность, коммуникация, социализация.

Оборудование : малые мячи (по количеству детей ) ; гимнастическая скамейка, четыре кегли для ориентира.

Способ организации : Поточный (необходимо поделить на подгруппы если количество детей превышает двадцать человек).

Одежда детей : шорты, футболки, носочки.

Вводная часть :

Дети входят в физкультурный зал , строятся в одну шеренгу. Инструктор приветствует детей . Равняйсь! Смирно! Проверяет осанку.

Инструктор : Сегодня у нас не простое занятие , выполнять все упражнения нам будут помогать мячи, и мы узнаем, как вы с ними, послушны ли вам мячи. (Дети проходят колонной около корзины с мячами и берут понравившийся) .

Разминка с мячами в движении «Цветные бусы»

Ходьба в колонне по одному с четким фиксированием поворотов :

Мяч вверх, ходьба на носках;

Мяч вперед в вытянутых руках, ходьба на пятках;

Мяч в вытянутых руках, достать коленом до мяча;

Подскоки с мячом . Боковой галоп : правым боком; левым боком. Бег в умеренном темпе. Перестроение в три колонны.

Ходьба и восстановление дыхания : мяч вверх- вдох, мяч вниз- выдох. Перестроение в три колонны.

Основная часть

1. Комплекс ОРУ на месте с мячами. (под музыкальное сопровождение) .

1. И. п. - основная стойка, мяч в правой руке внизу. 1- поднять руки через стороны вверх, переложить мяч над головой в левую руку; 2- И. п. - мяч в левой руке; 3-4 – тоже левой рукой (5-6 раз) .

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1- руки с мячом вперед ; 2- правую руку с мячом отвести в сторону ; 3- правую руку вперед, мяч переложить в левую руку;4- И. п. То же левой рукой. (4-5 раз) .

3. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. 1-2- присесть, руки вперед, мяч переложить в левую руку; 3-4- вернуться в И. п. (5-6 раз) .

4. И. п. – стойка на коленях, мяч в правой руке. 1-8 прокатить мяч вправо (влево) вокруг туловища. Поворачиваясь и перебирая руками мяч (по 3-4 раза в каждую сторону) .

5. И. п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2- поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги . 3-4- опустить ногу. То же левой ногой. (6 раз) .

6. И. п. - основная стойка, мяч в правой руке. Прыжки на 2-х ногах на месте (20 прыжков) . Повторить 3 раза. Между сериями прыжков небольшие паузы.

Основные виды движения :

Деление детей на две подгруппы

1-я подгруппа :

1. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля двумя руками стоя в колонне (10-12 раз подряд) . Повторить 2-3 раза (под руководством инструктора) .

2-я подгруппа :

2. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками, хват рук с боков (2-3 раза) . (Под руководством воспитателя.)

Подгруппы меняются местами и выполняют задания.

3. Ходьба по гимнастической скамейке. Выполняется поточным способом.

При ходьбе поднять прямую ногу – хлопнуть под коленом в ладоши, опуская ногу – развести руки в стороны. (Воспитатель и инструктор контролируют движения детей , следят за осанкой, равновесием и правильностью выполнения задания).

Подвижная игра «Удочка» .

Дети стоят в кругу. В центре круга инструктор держит в руках веревку (скакалку, на конце которой привязан мешочек с песком. Инструктор вращает мешочек по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает детям, как следует подпрыгивать : энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Инструктор вращает мешочек в обе стороны попеременно.

По окончанию игры дети из круга перестраиваются в колонну по одному.

3 часть. Ходьба в колонне по одному вокруг зала. Построение в одну шеренгу.

Инструктор :

Вот и все, наше занятие закончилось . Чем мы с вами сегодня занимались на занятии ? (Ответы детей ) .

Спасибо за занятие . До свидания. (Дети выходят из зала в колонне по одному) .

Публикации по теме:

Цель: выявлять способности и интересы детей, воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Задачи:.

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в королевство волшебных мячей» Физкультурное развлечение для старших и подготовительных групп «Путешествие в королевство волшебных мячей» Задачи: - закрепить игры с элементами.

Физкультурное развлечение «Малые летние Олимпийские игры» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущий. Слайд 1 Все мы очень, очень, рады В наш детский сад «пришла» Олимпиада. Здесь смогли мы все собраться Чтобы нам соревноваться В.

Физкультурное развлечение в младшей группе «Поиграй-ка» с мячом Задачи: Упражнять в прыжках на двух ногах на месте, вокруг себя. Развивать потребность к двигательной активность. Развивать творческую двигательную.

Физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием гендерного подхода (Первая подгруппа - девочки) Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя дифференцированный подход,.

Комплекс ОРУ для дошкольников с мячом.

1. И. п. - основная стойка, мяч внизу.

1 - мяч на грудь, согнув лок ти;

2 - мяч вверх, поднимаясь на носки.

3 - мяч на грудь;

2. И.п. основная стойка, мяч в обеих руках внизу

1-поднять мяч вверх

2-опустить мяч за голову

3-поднять мяч вверх

4-исходное положение (6 раз)

3. И.п. стойка ноги врозь, мяч внизу.

Броски мяча вверх и ловля его двумя руками (6 раз подряд).

4. И.п. стойка ноги врозь, мяч в обеих руках у груди

Броски мяча о пол и ловля его. (6 раз)

5. И. п. - стойка ноги врозь, мяч вниз.

1- мяч вверх;

2- наклон вперед, коснуться правого (левого носка);

3 - выпрямиться, мяч вверх;

4 - исходное положение (6 раз).

6. И.п. ноги врозь, мяч в согнутых руках у груди

1-наклониться вперёд к правой ноге

2-прокатить мяч от правой к левой ноге и

3- обратно

4-исходное положение (6 раз)

7. И. п. - основная стойка, мяч вниз.

1 - присед, мяч вперед;

2 - вернуться в исходное положение

3-4 тоже (6 раз.)

8. И. п. - основная стойка, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча впра во и влево (6 раз).

9. И.п. – сед на пятках, мяч перед собой на полу.

Катание мяча вокруг туловища вправо и влево, помогая руками.

10. И.п. – лёжа на животе, мяч в согнутых руках на груди.

1-. Согнуть ноги в коленях, подтянув к животу. Коснуться мячом колен.

2- и.п.

3- 4 - тоже (6 раз).

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой для дошкольников.

1.И.п. основная стойка, палка внизу, средним хватом

1-палку вверх

2-сгибая руки, палку назад на лопатки

3-палку вверх

4-исходное положение (6 раз).

2. И.п. основная стойка, палка внизу.

1-палку вперёд;

2-палку вверх;

3-палку вперёд;

3. И.п. основная стойка, палка в руках средним хватом на ширине.

1-палка вверх, правую ногу оставить назад на носок

2-исходное положение.

3-4 - То же левой ногой (6 раз).

4. И. п. - ногиврозь, палка за головой, на плечах;

1 -поворот туловища вправо;

2 - исходное положение.

3-4 - То же влево. (6 раз)

5. И.п.-ноги врозь, руки с гимнастической палкой вверху над головой.

1-медленный наклон вправо;

2- и.п;

3- 4 – тоже 6 раз)

6. И.п.-стойка ноги врозь, палка в обеих руках, руки подняты вверх.

1-наклониться влево;

2- и.п.

3- 4 тоже (6 раз)

7. И.п. стойка ноги врозь, палка хватом сверху, внизу.

1-палку вверх

2-присесть,

3-встать;

4- исходное положение (6 раз).

8. И.п. основная стойка, палка на полу горизонтально

1-шаг правой ногой вперёд через палку;

2-приставить левую ногу;

3-шаг правой ногой назад через палку;

4-шаг левой ногой назад. (6 раз).

9. И.п. стойка на коленях, палка за головой

1-палку вверх

2-наклон вправо

3-выпрямиться

4-исходное положение

5-8 тоже влево

10 . И.п. – лёжа на животе, палка в руках на груди.

1.-поднять палку вверх;

2-. Согнуть ноги в коленях, подтянув к животу.

3-коснуться палкой колен;

4-вернуться в исходное положение. (3 раз).

Комплекс ОРУ с обручем для дошкольников

1.И.п.- основная стойка, обруч вниз, вертикально хватом рук с боков.

1-обруч вперёд;

2-обруч вверх;

3-обруч вперёд;

4- и.п. (6 раз).

2.И.п.узкая стойка, обруч внизу в руках.

1-подьем на носки, обруч вверх

2-и.п.

3-4 тоже (6 раз)

3. И.п. основная стойка, обруч внизу.

1-обруч вверх, правую ногу в правую сторону на носок;

2 – и.п

3-4 – тоже в левую (6 раз)

4. И.п.-стойка ноги врозь, обруч в согнутых руках у груди.

1-поворот туловища вправо, руки вперед;

2 и.п

3- 4 тоже вправо (6 раз)

5. И.п. стойка ноги врозь, в согнутых руках у груди обруч.

1-наклониться вперёд, коснуться ободом обруча пола;

2- и.п.

3-4 тоже (6 раз)

6. И.п. стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной.

1-поворот туловища вправо;

2-исходное положение;

3- поворот туловища влево;

4-исходное положение (6 раз).

7 . И.п. – основная стойка, в обруче, руки за спиной.

1- Присесть, взять обруч обеими руками (хват с боков);

2- выпрямиться, поднять обруч на уровень пояса;

3 - присесть, положить обруч на пол;

4- вернуться в исходное положение. (6 раз).

8. И.п. – узкая стойка, обруч в правой руке вертикально.

1-пролезть сквозь обруч

2-и.п

3-4 тоже (6 раз)

9. И.п.- ноги врозь, обруч на талии. Вращение обруча на талии.

В левую сторону 10 сек

В правую сторону 10 сек

10.И.п. узкая стойка. Обруч на полу.

Прыжки вокруг обруча на 2х ногах. 15 сек

Комплекс ОРУ со скакалкой для младших школьников.

1.И. п. – ноги врозь, скакалка в опущенных руках

1 -Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.

2 - И. п.

    1. тоже (6 раз).

2.И. п. – ноги врозь, скакалка за головой, концы скакалки в руках

1- Поворот налево, левую руку выпрямить, скакалка на уровне плеч.

2-И. п.

3-4 То же в право. (6 раз)

3.И. п. – ноги врозь, скакалка перед собой на уровне плеч.

1- Поворот туловища влево.

2 - И. п.

3– 4 Тоже, вправо.(6 раз)

4. И. п. – узкая стойка, скакалка сложена вчетверо за спиной в опущенных руках.

1 – 3. Наклон туловища вперёд, руки назад – вверх до предела.

    И. п. (6 раз)

5. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу.

1- поднять скакалку вверх

2 - поворот туловища вправо, скакалку натянуть

3 – скакалку вверх

4 – и.п. (6 раз)

6. И.п.- о.с., скакалка внизу

1 – присед, скакалку вверх

2 – и.п.

3-4 тоже

7. И. п. – основная стойка, скакалка в прямых руках сзади.

1- 4. – Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку назад.

5 – 8. – Шаги на месте..

8. И. п. – полуприсед, скакалка сложена вдвое в левой руке.

1 – 4. – Прыжки на обеих ногах через скакалку, вращая ее вперед.

5 – 8. – Ходьба на месте, вращая скакалку назад сбоку в левой руке. (6 раз)

9. И. п. – основная стойка, скакалка сзади в опущенных руках.

1 – 4. – Круг руками вперед скрестно, четыре прыжка на обеих ногах, вращая скакалку вперед.

10.И.п присед, скакалка на полу в четверо.

1 – прыжок вперед в и.п. через скакалку

2 – назад

3-4 тоже (2 раза)

Комплекс ОРУ с мячом для младших школьников

1.И.п. – основная стойка, мяч в правой руке

1- отставить правую ногу назад на носок, руки в стороны

2- руки дугами вперед, переложить мяч в левую руку

3- приставить правую ногу

4- и.п.

5-8 тоже левой ногой (6 раз)

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке

1- наклон вправо,

2 - левая рука через сторону вверх,

3 - переложить мяч в другую руку

4 – повернуться в и.п.

5-8 тоже влево (6 раз)

3. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках.

1 – Поднять руки вверх, прогнуться.

2 – Сгибая руки, коснуться мячом шеи.

3 – Выпрямить руки вверх, присесть.

4. – И.п. (6 раз)

4. И.п. – о.с., руки в стороны, мяч в правой руке.

1 – мах правой ногой вперед, переложить мяч под коленом в левую руку

2 – и.п.

3-4 тоже левой ногой (6 раз)

5. И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз.

1 – Выпустить мяч из руки и после отскока,

2 - поворот туловище налево, поймать мяч правой рукой.

3-4 тоже правой рукой (6 раз)

6. И.п. – стойка на коленях, мяч в правой руке

1 – поворот вправо, коснуться пятки левой ноги

2 – и.п.

7. И.п. – сед, ноги прямые, руки в упоре сзади, мяч на ступнях ног

1 – поднять прямые ноги, скатить мяч к себе, поймать

2 – и.п.

3-4 тоже (6 раз)

8. И. п. – лежа на животе, мяч в руках вверху.

1 – Прогнуться, руки с мячом за голову.

2 – и.п.

3-4 тоже (6 раз)

9. И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками.

1 – Взять мяч левой рукой и, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх.

2 – и.п.

3-4 тоже в другую сторону (6 раз)

10 И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями.

1. – Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх – вперед, и поймать обеими руками.

2. – И. п.

3-4 тоже (3 раза)

Комплекс ОРУ с обручем для младших школьников.

1.И. п.- ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми руками.

1 - поворот влево, выпрямить руки,

2 - и. п.;

3 - 4 то же в другую сторону (6 раз)

2.И. п.- ноги врозь, обруч оставить перед собой.

1 - наклон вперед, положить обруч на пол, выдох;

2 - выпрямиться, вдох;

3 - наклон вперед, взять обруч;

4 - и. п (6 раз)

3. И. п.- о. с., обруч держать внизу, изнутри.

1 - обруч вверх;

2 - опустить обруч за спину;

3 - поднять вверх,

4 - и. п. (6 раз)

4. И. п,- ноги врозь, обруч вверх.

1 - наклон влево;

2 - и. п.;

3 - 4 - то же вправо. (6 раз)

5. И. п. - ноги врозь, обруч держать за спиной в опущенных руках.

1 - наклон вперед, прогибаясь, обруч отвести назад;

2 - и. п.

3-4 тоже (6 раз)

6. И. п.- о.с. в центре обруча, лежащего на полу.

1- присесть, взять обруч двумя руками;

2 - встать, поднять обруч двумя руками;

3 - присесть, положить обруч;

4 - и. п. (6 раз)

7. И. п.- о. с., руки с обручем вперед.

1 - мах левой ногой, коснуться обруча;

2 - и. п.;

3 - 4 - то же правой ногой. (6 раз)

8. И. п. - о. с., обруч вертикально на полу, руки хватом сверху

1 - мах левой ногой назад, прогнуться;

2 - и. п.;

3 - 4 - то же правой ногой. (6раз)

9. И. п. - лежа на полу, обруч на полу за головой, держать двумя руками.

1 - поднять прямые ноги и обруч вперед, коснуться верхней части обруча;

2 - 3 - держать положение

4 - и. п. (6 раз).

10. И. п. - лежа на полу, обруч впереди держать согнутыми руками.

1- поднять обруч,

2 – 3 выпятить живот вперед, вдох удерживать положение

    И. п. (3 раза)

Комплекс ОРУ с мешочком с песком для младших школьников

1. И. п. - О. с. руки на поясе, мешочек на голове

Ходьба на месте 20 сек

2. И. п. – О. с. Мешочек на голове

1- Подняться на носки, руки в стороны

2 – вверх

3 – вперед

4 – и.п. (6 раз)

3. И. п. –узкая стойка, руки в стороны, мешочек на голове

1-Поворот вправо.

2-И. п.

3-Поворот влево.

4-И. п. (6 раз)

4. И.п. ноги врозь, мешочек в правой руке.

1- руки через стороны вверх, мешочек переложить в другую руку.

2- Руки через стороны вниз, мешочек переложить в другую руку за спиной.

3-4 тоже (6 раз)

5. И.п. узкая стойка, руки в стороны, мешочек в правой руке.

1- поднять левое колено, мешочек передать под коленом в другую руку,

2- и.п.

3-4 тоже через правое колено (6 раз)

6. И. п. –узкая стойка, руки на поясе, мешочек на голове

1.Глубокий присед, на носках.

2. И. п.

    1. тоже (6 раз)

7.И. п. – тоже

1.Опуститься на колени.

2. и.п.

3-4 тоже

8. и.п.- стоя на коленях, руки на пояс, мешочек в правой руке.

1- поворот вправо, положить мешочек на пятки

2-и.п.

3- поворот влево, взять меш.

4- и.п.

5-8 тоже с левой руки (4 раза)

9. И.п.- лежа на спине, мешочек зажать между ступней ног, руки за головой.

1- прямые ноги поднять вверх,

2- и.п.

3-4 тоже (3 раза)

10. и.п. – о.с. мешочек на полу

Прыжки вперед-назад, вправо-влево 15 сек

Комплекс ОРУ с малыми мячами для младших школьников

1.И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках.

1. – Поднять руки вверх, прогнуться.

2. – Сгибая руки, коснуться мячом шеи.

3. – Выпрямить руки вверх.

4. – И. п. (4 раза)

2.И.п. узкая стойка, мяч в руках внизу.

1- шаг вперед левой, руки вверх, прогнуться.

2- и.п.

3-4 тоже правой

3. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках.

1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.

2. – Руки на грудь.

3. – Наклониться вперед, руки вниз, коснуться мячом пола.

4. – И. п. (4 раза)

4. .И. п.– ноги врозь, руки вперед, мяч в руках.

1. – подбросить мяч, присесть

2. – поймать мяч, вернуться в и.п.

3-4 тоже (4 раза)

5. И.п. – узкая стойка, мяч в руках.

1- наклон вперед, руки вперед, левую ногу отвезти назад

2-3 удерживать положение

4- и.п.

5-8 – тоже другой ногой (4 раза)

6. И.п – тоже

1-наклон вперед, мячом коснуться пола

2-3– удерживать положение

4- и.п (4 раза)

7. И.п. узкая стойка, мяч в руке

1- мах левой ногой, под ногой передать мяч в другую руку

2-и.п

3-4 тоже (4 раза)

8. И.п. узкая стойка, мяч в руках

1- выпад вперед правой, руки вверх

2- и.п

3-4 тоже (4 раза)

9. И.п. узкая стойка. Мяч руках.

Подбросить мяч максимально вверх, сделать прыжок на 360 градусов, поймать мяч. 6 раз

10. И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями.

Прыжки на месте 15 сек.

Комплекс ОРУ с гимнастической скамейкой для старших школьников

1.Ип.- стоя пр. боком к скамейке

1 – шаг пр. ногой на скамейку, р. на пояс

2 – шаг лев. ногой на скамейку, р. на пояс

3 – шаг пр. ногой со скамейки, р. в стороны

    шаг лев. ногой со скамейки, р. в стороны. (4 раза)

2.И.п. – стоя на скамейке, руки вниз

1-подняться на носки

    1. тянуться вверх

4- и.п. (4 раза)

3.И.п – стоя лицом к скамейке. Руки внизу.

1-шаг правой на скамейку

2- мах левой ногой, согнутой в коленном суставе

3- левой ногой встать на пол.

4- и.п.

5-8 тоже с левой ноги (4 раза)

4.И.п – правая нога на скамье, левая на полу. Руки в стороны

1-3 пружинистых наклона вправо

4- и.п

5-8 – тоже в другую сторону (4 раза)

5. И.п. – сед на скамейке, руки вверх

1-3 пружинистые наклоны вперед

4-и.п. (4 раза)

6. И.п.- сед на скамейке, руки в упоре сзади

1-мах правой ногой

2-мах левой ногой

3-4 тоже (4 раза)

7. И.п.- тоже

1- согнуть правую ногу в коленном суставе, поднести к груди

2-и.п (4 раза)

3-4 тоже левой ногой

8. И.п.- лежа на животе на скамье. Руки вытянуты

1-3 прогнуться в спине, удерживать положение

4- и.п (4 раза)

9. И.п. – широкая стойка, скамья между ног.

Запрыгивания и спрыгивания со скамьи 15 сек.

10. И.п. – узкая стойка лицом к скамье, правая нога на скамье.

Прыжки со сменой ног 15 сек.

Комплекс ОРУ с набивными мячами для старших школьников.

1.И.п.- узкая стойка, мяч в руках, согнутых перед грудью.

1-мяч вперед.

2-и.п.

3-вверх

4-и.п (4 раза)

2.И.п. – ноги врозь, мяч в руках, вверху

1-наклон вправо

2-и.п

3-4 тоже влево (4 раза)

3.И.п. – тоже. Круговые вращения туловищем.

1-4 влево

5-8 вправо (4 раза)

4.И.п. – ноги врозь, слегка согнуты в коленях, мяч за головой.

1- наклон вперед

2- и.п.

3-4 тоже (4 раза)

5. И.п. – ноги врозь, мяч в руках, вперед

1- глубокий присед

2- и.п.

3-4 тоже (4 раза)

6. И.п. – узкая стойка, мяч в правой. Передача мяча из руки в руку вокруг тела.

1-4 в левую сторону

5-8 вправую (4 раза)

7.И.п.- выпад правой вперед, мяч в руках

1- прыжком поменять положение ног

2- и.п.

3-4 тоже (4 раза)

8.И.п. – упор присев, мяч в руках

1- выпрыгнуть вверх, подбросить мяч вверх

2-поймать мяч, вернуться в и.п.

3-4 тоже (4 раза)

9. И.п. – ноги врозь, мяч в руках перед грудью.

1- подбросить мяч

2- сед ноги врозь

3-поймать мяч

4- и.п.

10.И.п. – узкая стойка, мяч на полу

Прыжки в стороны через мяч 15 сек.

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой для старших школьников

1.И.п.- ноги врозь, палка сзади на плечевом поясе.

1-поворот туловища вправо

2-влево

3-4 тоже (4 раза)

2. И.п. – узкая стойка, палка в руках внизу.

1-шаг правой, палка вверх, прогнуться

2-и.п.

3-4 тоже (4 раза)

3. И.п. – ноги врозь, палка за спиной, в согнутых руках.

1-наклон влево

2-вперед

3-вправо

4- и.п. (4 раза)

4.И.п. – ноги врозь, палка в руках внизу.

1-наколон вперед

2-присед, палка вперед

3-наклон к прямым ногам

4-и.п. (4 раза)

5. И.п. – стойка шагом правой, палка в руках, внизу

1-3 пружинистые наклоны к правой

4-и.п. поменять ногу.

5-8 тоже к левой (4 раза)

6. И.п. – ноги врозь, палка в руках сзади внизу.

1-подняться на носки, наклониться назад, достать палкой пятки

2-и.п.

3-4 тоже (4 раза)

7. И.п. – узкая стойка, наклон вперед. Руками упереться о палку.

1-мах левой назад

2-и.п.

3-4 тоже правой (4 раза)

8.И.п. – узкая стойка, палка вертикально, придерживать руками.

1-перемах правой ногой через палку

2-и.п.

3-4 тоже левой ногой (4 раза)

9. И.п- узкая стойка, палка в руках внизу.

1-перешагнуть правой ногой вперед через палку

2- тоже левой

3-4 тоже назад (4 раза)

10. И.п. – узкая стойка, палка на полу.

Прыжки через палку 15 сек.

Методика обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям (ОРУ).

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма.

Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных движениях, где каждая фаза непосредственно связана с другой. ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в физкультминутках, на детских праздниках.

Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.

Все общеразваивающие упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов: гимнастические палки, мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, шведские стенки, стулья.

Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость.

В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются исходные положения для туловища – стоя, сидя, лежа на четвереньках, в приседе и разнообразные исходные положения для ног и рук.

ОРУ – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Они развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

В упражнениях для рук и плечевого пояса обычно выполняются:

  1. поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны, одновременно, поочередно, последовательно;
  2. сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;
  3. круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;
  4. повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;
  5. взмахи и рывковые движения.
  6. наклоны, повороты, круговые движения головой;
  7. повороты головы и туловища вправо, влево;
  8. наклоны головы и туловища вперед, наклоны в стороны с различными положениями рук – из разных исходных положений;
  9. круговые движения туловища лежа на животе, на спине;
  10. поднимание и опускание туловища лежа на животе, на спине;
  11. сгибание и разгибание туловища в упоре лежа, в упоре стоя на коленях;
  12. расслабление мышц тела из положения сидя, лежа.
  13. поднимание и опускание ног, из исходных положений сидя, стоя, лежа;
  14. сгибание и выпрямление ног;
  15. махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;
  16. приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;
  17. круговые движения стоп ног из разных исходных положений;
  18. удерживание ног в различных положениях.

Упражнения для туловища:

Упражнения для ног:

В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения упражнений), подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениями.

Младший дошкольный возраст.

Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводится примерно 15-30 с, иначе внимание детей рассеивается.

Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру, взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. В младших группах используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья.

Воспитатель заранее готовит пособия: кладет их на пол по кругу или на каждый стул. Иногда педагог сам раздает предметы. Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.

Мелкие предметы не должны быть многоцветными (достаточно одного или двух цветов), иначе дети начинают отвлекаться, рассматривать, что есть у товарища. Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры: они помогают приучить детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным, ярким (на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).

Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводится в начале года, когда пособие выносится впервые. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.

Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.

Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает им принять нужное исходное положение, при этом часто прибегает к образным сравнениям: «расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка». Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности

Это побуждает детей лучше передать характер движения.

Отличительной особенностью объяснения является то, что оно носит целостный характер: «Присесть, постучать флажками о пол, выпрямиться». При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.

Правильно выполнять движения помогают зрительные ориентиры, которыми служат предметы, находящиеся в групповой комнате. Это дается в игровой, занимательной форме. «Повернитесь, посмотрите, где мишка сидит. Мишенька пришел к нам заниматься. А теперь повернитесь ко мне», – говорит воспитатель. Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируются детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Не все распоряжения поняты каждому ребенку, иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справиться с заданием.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не даются.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом, оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений: «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!» Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Игорь тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминает ребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений.

Средний дошкольный возраст.

Организация детей. С детьми дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо помнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный, иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся из дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, три, по четыре или дети перестраиваются самостоятельно в звеньях, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.

Основным является построение в три колонны или три звена.

При свободном построении пособия подготавливаются заранее. Их складывают по-разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно на одном-двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.

В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее определяются их количество и расположение. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия: флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи, мешочки, палки, кегли, стулья.

Мелкие предметы, так же как и в младшей группе, кладут на стулья; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук в разных местах зала; обручи, палки – на подставках или раскладывают на полу вдоль стены; мячи – на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.

Методы и приемы обучения. В начале учебного года методика обучения общеразвивающим упражнениям такая же, как и в младшем группе. Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим изменяется характер некоторых методов и приемов.

Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. Иногда в качестве поощрения упражнение показывает ребенок. Требования к показу движений воспитателем усложняются. Если в младшей группе в имитационных упражнениях основное внимание уделялось эмоциональному раскрытию образа, то в средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать целостный зрительный образ, формирует правильные двигательные представления, воспитывает чувство красоты движений.

Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с замедлением отдельных частей упражнения и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить «налево», «направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4-5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упражнения, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснение и оценки движений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность исходного положения, напомнить, что упражнение надо начинать и заканчивать одновременно. Упражнение сопровождается краткими командами-указаниями. Во время выдоха в некоторых упражнениях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова. Это помогает осознанному овладению движением. По окончании упражнения педагог дает краткую положительную оценку: «Молодцы, хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упражнения и создает положительные эмоции.

Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упражнение называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного положения и его проверка у детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу упражнения («Присесть – встать!») и указания к качеству выполнения («Присели, колени развести», «руки прямые» и т.п.).

В зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упражнения или те, которые не получаются у большинства детей; дается краткое описание движений без показа или только его название. Позже перед детьми ставится новая задача: вспомнить порядок, способ выполнения упражнения; предварительно дается установка – заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить одного-двух детей, как выполнить упражнение. Конечно, эти приемы сложны, но эффективны для формирования двигательных навыков, поэтому использовать их можно обычно в конце учебного года.

Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения общеразвивающих упражнений ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияет на качество выполнения движений.

Старший дошкольный возраст.

Организация детей. В начале года в старшей группе используются в основном те же построения, что и в средней группе. Новым является построение в несколько кругов у пособий, построение в шахматном порядке. Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого указания. Возрастает роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.

Подготовка и раздача пособий. Дети старшего дошкольного возраста большинства пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Используются разнообразные пособия: флажки, ленты, кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, мячи малые, средние, большие, волейбольные, мячи набивные, веревки, палки короткие и длинные, рейки, обручи большие и малые, шведская стенка, гимнастическая скамейка.

Детям чаще дают те пособия, которые требуют коллективного выполнения упражнений: гимнастические скамейки, большие обручи, набивные мячи. Реже используются флажки.

Как и в средней группе, практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий, преимущественно отдается тем, которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи товарищам.

Методы и приемы обучения. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

Многие упражнения, которые проводились в средней группе, повторяются, или из известных элементов составляются новые комбинации.

В тех случаях, когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям, не объясняются, а только называются, более сложные элементы раскрываются подробнее.

Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто-то один, но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений, приучает их к анализу движений. Простые, знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде, распоряжению.

Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Показ упражнений, повторение их детьми проводится в четком темпе и ритме. Поэтому проговаривание воспитателем и детьми слов, помогающих осмыслить пространственные ориентировки, дается лишь на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении музыки или подсчета. Нужно напомнить детям, что начинать и заканчивать упражнение они должны все одновременно. Используются команды («приготовиться, начинай» и др.).

Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания, помогает отдельным детям.

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок («Шире разведи колени! Молодец, теперь спина прямая»), с оценкой по ходу выполнения каждого упражнения или сразу по окончании. Так же как и в других возрастных группах, избегают отрицательных оценок общего характера.


Комплексы ОРУ для детей дошкольного возраста.

Комплекс 1.

1. «Проснулись, потянулись»

И.п. – о.с. голова опущена, руки за голову, локти вниз.

1-2 – руки вверх – наружу, голову поднять, прогнуться – глубокий вдох;

3-4 – и.п. – выдох.

2. «Конькобежец»

И.п. – о.с., руки за спину.

1-2 – полуприсед на левой ноге, правую ногу назад вправо;

3-4 – и.п.;

5-8 – то же на другой ноге.

3. «Косарь»

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука в сторону, правая перед грудью.

1 – поворот туловища направо;

2 – и.п.;

3 – поворот туловища налево со сменой положения рук;

4 – и.п.

4. « Самолет на повороте»

1-2 - наклон туловища влево;

3-4 – наклон туловища вправо.

5. «Со скакалкой»

И. п. – о.с., руки согнуты в локтях. На каждый счет прыжки на двух, делая вращения руками от локтя.

6. « На параде». Ходьба на месте с широкими движениями рук.

Комплекс 2.

1. И.п. – о.с.

1 – руки вперед;

2 – руки в стороны;

3 – руки вперед;

4 – и.п.

2. И.п. – о.с., руки вверх.

1 – присесть, обхватить колени руками;

2 – встать; и.п.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – наклон туловища влево;

2 – и.п.;

3 – наклон туловища вправо;

4 – и.п.

4. И.п. – о.с., руки в стороны.

1 – поднять левую ногу, согнуть колени, и хлопнуть под ней в ладоши;

2 – и.п.;

3-4 – то же правой ногой.

5. И.п. – стойка ноги врозь, руки на голову.

1 – поворот туловища налево, руки вверх – наружу;

2 – и.п.;

3-4 – то же направо.

Комплекс 3

1 . и.п. – о.с., руки вперед.

1-2 – руки за голову, встать на носки;

3-4 – и.п.

2. И.п. – о.с.

1 – присесть, руки вперед;

2 – и.п.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 – наклон вперед с хлопком под левой ногой;

2 – и.п.;

3-4 – то же под правой ногой.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спину.

1 – наклон туловища влево;

2 – и.п.;

3-4 – то же вправо.

5. И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – прыжок ноги врозь;

Разучить по показу комплекс ОРУ с мячом (8-12 упр.), выполняемый проходным способом

Проходной способ отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, учащиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением вперед: 1-3 -- начиная левой три шага вперед; 4 -- приставить правую, 5-- присед, руки в стороны; 6 - встать, руки вверх; 7 -- присед, руки вперед; 8 -- и. п.

Учитель, продвигаясь вперед спиной к классу, показывает первое упражнение, и по команде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в пер вый раз вторая шеренга занимает и. и. С началом выполнения упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После этого противоходом налево и направо в обход по два человека учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполняют новое.

Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащиеся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточным способами.

  • 1. И. п. -- о. с, мяч вниз.
  • 1 -- шагом левой вперед, мяч вверх, прогнуться; 2 -- приставляя левую, и.п.; 3 -- бросить мяч вверх; 4 - поймать мяч, и.п.
  • 2. И.п. -- о. с, мяч сзади.
  • 1 -- выпад правой, мяч назад; 2 -- и.п.; 3-4 -- то же левой. 3. И.п. -- наклон вперед, мяч в прямых руках.
  • 1-2 -- выпрямляясь, подбросить мяч вверх; 3-4 -- поймать мяч и в и.п.
  • 4. И.п. -- о. с, мяч вверх.
  • 1 -- мяч вперед, мах левой вперед; 2 -- и. п.; 3 -- наклон, коснуться мячом пола; 4 --и.п.; 5-8 -- то же махом правой.
  • 5. И. п. -- упор сидя сзади, мяч зажат между ступнями.
  • 1 -- согнуть ноги; 2 -- разогнуть ноги в сед углом; 3 -- согнуть ноги; 4 --и.п.
  • 6. И.п. -- упор присев, руки на мяч.
  • 1 -- упор лежа; 2 -- мах левой назад; 3 -- упор лежа; 4 -- и.п.; 5-8 -- то же махом правой.
  • 7. И.п. -- стойка ноги врозь, мяч за головой, локти вертикально вверх.
  • 1 -- не отпуская локти вперед, мяч вверх; 2 -- и.п.
  • 8. И. п. -- стойка ноги врозь, мяч вниз.

Учебно-методическое пособие по созданию сюжетных комплексов ОРУ для формирования эмоциональной привлекательности занятий физической культурой в ДОУ

Методика создания и примерные сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений
для занятий физической культурой в ДОУ

Ганецкая Любовь Викторовна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ компенсирующего вида д/с №17
Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Цель данного методического пособия обобщить и систематизировать методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по составлению комплексов ОРУ, которые могут использоваться не только на занятиях, но и в качестве комплексов для утренних гимнастик в разных возрастных группах.

Развивать эмоциональную привлекательность занятий физической культурой путем создания сюжетных комплексов ОРУ. Предложить уже разработанные комплексы ОРУ с различными сюжетами для разных возрастных групп дошкольного учреждения

Введение

В ФГОС дошкольного образования говорится о физическом развитии, что оно включаетв себяприобретение опыта в двигательном поведении детей:, в том числе связанном с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

И самой первой ступенькой в достижении этих целейявляется физическое воспитание детей в дошкольном учреждении.в обеспечении разностороннего развития детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, и профилактическая, оздоровительная и коррекционная деятельность в детском саду является очень важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей. Опыт моей работы в качестве инструктора по физическому воспитанию, а затем и воспитателя ДОУ подвиг меня на использование в занятиях физической культурой как можно больше эмоциональной привлекательности - это составление и использование комплексов ОРУ с небольшим сюжетом. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здорового образа жизни; развивает творческие способности ребенка, способствует развитию мышления, воображения, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Составляя комплексы ОРУ, следует помнить, что все упражнения делятся на три группы:

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру.

Вторая группа предназначена для развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины (для достижения эффекта необходимо четкое соблюдение правильного исходного положения).

Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, развивают мышцы ног и свода стопы

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) подбираются так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.

Комплексы ОРУ:

В младшей группе состоят из 3-4 ОРУ повторяющихся 4-6 раз.

В средней группе состоят из 4-5 ОРУ повторяющихся 5-6 раз

В старшей группе состоят из 5-6 ОРУ повторяющихся 6-8 раз

В подготовительной группе состоят из 6-8 ОРУ повторяющихся 8-10 раз.

Предлагаю вашему вниманию комплексы ОРУ которые с успехом можно применять и в качестве утренних гимнастик. Но это не просто зарядки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, ведь обыкновенная зарядка превращается в маленькое приключение. Дети с большим желанием будут заниматься физкультурой, утренней гимнастикой, хорошо выполнять упражнения. И даже самые ленивые детишки охотно включаются в эту-игру. Да и как иначе? Ведь они не просто выполняют упражнения, а превращаются то в птичек, то в лягушат, то в петрушек и весело и задорно выполняют гимнастику, даже не замечая, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют, и в процессе игры укрепляют свой организм. Итак, приглашаю вас на сюжетное физкультурное занятие, которое несложно построить, подчинив одной теме с комплексом ОРУ или сюжетную утреннюю гимнастику.

«Хлопушки»

Ходьба и бег врассыпную.

1. И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. (4-5 раз).

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, хлопнуть руками по коленям. (4-5 раз).

3. И.п. как в 1 упражнении. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой. (4-5 раз).

4. Игра «Пузырь». После слов «Лопнул пузырь!» бег врассыпную - полетели маленькие пузыри - 15 сек.

«Пузырь» комплекс ОРУ для младшей группы

Ходьба, бег, ходьба на носках, упражнение на дыхание.

5. «Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки поднесены к губам (вдох). Выдох - развести руки в стороны (4-5 раз).

6. «Проверим пузырь». И.п. то же, руки на поясе. Наклон вперед, постучать по коленям «тук-тук» (4 раза).

7. «Пузырь лопнул». И.п. то же, руки внизу. Присесть, руки на колени «хлоп» (4-5 раз).

8. «Полетели пузыри». Бег врассыпную 30 сек., ходьба на носках, упражнение на дыхание.

«Осенняя прогулка»

Ходьба друг за другом, бег, ходьба на носках, перестроение.

1. «Деревья качаются». И.п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки поднять вверх, немного отвести влево, потом вправо, произнести «Ш-Ш-Ш», опустить.(4-5 раз)

2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны поочередно к правой и левой ноге.(4-5 раз)

3. «Травка». Присесть, руки вытянуть перед собой, затем встать, руки опустить.(5 раз)

4. «Журавли улетают на юг». И.п.: то же. Руки поднять через стороны вверх и плавно опустить вниз (5 раз)

5. «Сбор яблок». Поднять руки вверх, потянуться, приседая, вытянуть руки перед собой «положим в корзинку» (4 раза)

6. «Воробьишки прыгают». Прыжки на двух ногах вместе. Ходьба на месте.(2 раза). Перестроение, ходьба друг за другом.

«Осень » комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба друг за другом (парами), бег в колонне по одному, перестроение.

1. «Вешаем кормушки». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки поднять вверх, потянуться, опустить руки (4-5 раз).

2. «Рубим дрова». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в замке перед собой. Взмах руками вверх и назад, наклон вниз, произнести «У-У-УХ» (4-5 раз).

3. «Шалтай-Болтай». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты туловища вправо и влево со свободными руками (6-8 раз)

4. «Ножницы». И.п.: лежа на боку, опираясь на руку согнутую в локте, ноги прямые. Поднимаем вверх прямую ногу (4-5 раз), затем поворачиваемся на другой бок.

5. «Танец лягушат». И.п.: в приседе, руки на поясе. Прыжки на корточках (6-7 раз).

Ходьба на месте, ходьба друг за другом с высоким подниманием колен.

«Бабочки» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба, бег 20 сек., ходьба на носках и пятках.

1. «Бабочки машут крыльями». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены. Взмахи руками, произнести «Ш-Ш-Ш» (5 раз).

2. «Бабочки летят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон вперед, развести руки в стороны (5 раз).

3. «Бабочки сели на цветы». Присесть, руки на колени (5 раз).

4. «Бабочки качаются на цветах». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в сторону, руки на поясе (4 раза).

5. «Бабочки кружатся». Прыжки с поворотом, сначала вправо, затем влево, ходьба на месте. Повторить.

Ходьба друг за другом.

«Петрушки» комплекс ОРУ для средней группы

«Петрушки идут тихо». Ходьба и бег в колонне по одному на носочках.

1. «Тарелочки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Хлопки прямыми руками впереди «Хлоп».(5-6 раз)

2. «Хлопки по коленям». И.п. ноги на ш.п., руки внизу. Наклониться вперед, хлопнуть по коленям.(5-6)

3. «Петрушки ищут друг друга». И.п. то же. Руки на поясе, повороты в сторону «Где?» (5-6 раз)

4. «Хлопки с приседанием». И.п. ноги на ширину ступней, руки внизу. Присесть, хлопнуть перед собой «Хлоп».(5-6 раз)

5. «Петрушкам весело». Прыжки на двух ногах.10-12 прыжков (2 раза).

Ходьба, упражнение на дыхание.

«Зима» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба на носочках, с высоким подниманием колен «по глубокому снегу», бег врассыпную «снежинки полетели», ходьба.

1. «Погреем руки» И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Хлопки руками перед грудью (4-5 раз).

2. . «Погреем себя».И.п.: ноги то же, руки расставлены в стороны. Хлопки по бёдрам «хлоп-хлоп» (4-5 раз).

3. «Посмотрим по сторонам» И.п.: ноги на ш.п.(для мл. гр.) или стоя на коленях (для средней гр.), руки на поясе. Повороты в стороны «вижу»(4-5 раз)

4. «Стряхнём снег». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Наклон вперед, хлопок ладонями по щиколоткам или по коленям(4-5 раз).

5. «Покатились на санках» - бег 15-20 сек, ходьба, упражнение на восстановление дыхания.

«Зайчики» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба, бег, ходьба на носках «лисичка», ходьба, взявшись за руки «зайцы на поляне».

1. «Зайчики слушают». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки, ладошки приставить к голове, поворот головой вправо-влево «тихо»

2. «Зайчики греют лапки». И.п. то же. Наклон вперед, постучать по коленям «хлоп-хлоп».

3. «Лисичка идет по глубокому снегу». И.п. то же. Попеременно поднимать высоко согнутую в колене ногу.

4. «Зайчики прячутся от лисы». И.п. то же. Присесть, руки на колени, посмотреть по сторонам «где?»

5. «Зайчикам весело». 10-12 прыжков, ходьба, повторить прыжки и ходьбу. Упражнение на дыхание.

«Птички» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба на носках, бег, ходьба.

1. «Птички машут крыльями». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать, сказать: «Чик-чирик».

2. «Где птичка?». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Повороты в сторону, сказать: «Где?»

3. «Птички пьют». И.п. то же. Наклон вперед, руки назад, сказать: «Пи-и-ть»

4. «Птички клюют». И.п. как во 2 упражнении. Присесть, постучать пальчиком по коленям, сказать: «Клю-клю»

«Птички полетели» - бег врассыпную 15 сек., ходьба, упражнение на дыхание (повторить 2 раза)

« Мы пилоты» комплекс ОРУ для старшей, подготовительной группы.

1. «Вертолёт вращает винтами». И.п.: о.с. Попеременно вращать прямой рукой на счет 1- вперёд, 2- назад, 3-4 то же другой рукой (8 раз)

2. «Заведём моторы». И.п.: о.с.руки согнуты в локтях, перед грудью. Вращение рук с убыстрением и замедлением темпа (15-20 сек 5-6 раз).

3. «Самолёт летит». И.п.: ноги на ш.п., руки расст. в стороны. Наклоны в стороны (8-9 раз).В конце сед на одно колено «самолёт приземлился».

4. «Проверим колёса». И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Поднять высоко ногу согнутую в колене и хлопнуть по колену ладонью, сказать «вот», затем так же другой ногой (8-9 раз).

5. «Накачаем колёса». И.п.: ноги на ш.п., руки согнуты в локтях на уровне груди. Наклон вперед, руки выпрямить - выдох, вернуться в и.п. (9-10 раз).

6. «Лётчик садится в кабину самолёта». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть вправо, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться (6-8 раз). .: ноги слегка расст., руки внизу

7. «Самолёт взлетает». И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Прыжки вверх 12 раз, ходьба повторить 2-3 раза.

8. «Лётчики возвращаются с аэродрома». Ходьба 1 мин.

«Лягушата и цапля» комплекс ОРУ для старшей, подготовит. гр.

1. «Лягушата проснулись, потянулись». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, на груди. 1 - руки вверх, кисти разжать, 2- и.п., 3- руки в стороны, кисти разжать, 4- и.п. (8-9 раз).

2. «Цапля щелкает клювом». И.п.: о.с.1- хлопок вытянутыми руками перед грудью, 2- и.п., 3- хлопок вытянутыми руками вверху, 4-и.п.

3. «Лягушата смотрят по сторонам». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Повороты в стороны, руки в стороны, пальцы растопырить. Сказать «ква-а-а» (6-7 раз).

4. «Лягушата ловят комара». И.п.: то же. Наклон вперед, хлопнуть в ладоши, вернуться в и.п. (6-8раз).

5. «Цапля идет по болоту». И.п.: о.с., руки на поясе. По очередное высокое поднимание ног на счет 1-4 (8-9 раз).

6. «Лягушата прячутся». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Глубокий присед, колени развести в стороны, руки с растопыренными кистями упереть в пол между ногами, тихо сказать«ква-а-а» (6-8 раз).

7. «Лягушата радуются» И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Прыжки ноги в стороны - вместе, руки в стороны - вниз (12-14 прыжков, ходьба) повторить 2-3 раза.

8. «Цапля и лягушата идут по болоту». Ходьба в полу приседе «лягушата», с высоким подниманием колен «цапля» - 30 сек.

«Мы веселые петрушки» комплекс ОРУ для старшей, подготовительной группы

1. Ходьба и бег в колоне по одному на носочках «петрушки идут, бегут тихо».

2. «Тарелочки». И.п.: ноги о.с., руки расставлены в стороны. 1-2 хлопок вытянутыми руками перед собой - и.п., 3-4 хлопок над головой - и.п. (8-9 раз).

3. «Тарелочки в сторону». И.п.: Ноги на ш.п., руки внизу. Повороты в сторону со скользящим хлопком вытянутыми руками сверху - вниз (6-8 раз).

4. «Хлопок за коленом». И.п.: ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперед, хлопок за коленом (8-9 раз).

5. «Петрушки ищут друг друга». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Поворот в сторону, руки развести в стороны «где» (8 раз).

6. «Хлопок по колену». И.п.: Ноги на ширине ступни, руки на плечах. 1-2 - поднять согнутую в колене ногу и хлопнуть рукой по колену, в и.п. 3-4 - то же другой ногой и рукой, в и.п. (8 раз).

7. «Хлопки с приседанием». И.п.: ноги на ширине ступни, руки внизу. Глубокий сед с хлопком перед собой (7-8 раз).

8. «Петрушкам весело». Прыжки - ноги в стороны, вместе с хлопком над головой (12-14 прыжков в чередовании с ходьбой 2-3 раза).

Составила комплексы ОРУ Ганецкая Л.В. Желаю всем здоровья!

Литература

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать. Пособие для воспитателя детскогосада. - М.: Просвещение, 1983.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: Владос, 2002.

3. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

4. Щебеко В.Д. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - Мн.: 1998.

You have no rights to post comments

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»