Физическая подготовка. Существуют разные концепции построения физической подготовки в правоохранительных органах: общефизической подготовки

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ казенное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ имени В.В. Лукьянова»

Кафедра физической подготовки и спорта

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

физической подготовки и спорта

полковник полиции

С.Н. Баркалов

«____» _____________ 2014 г.

Лекция

по дисциплине «Физическая подготовка»

Тема № 1

«Профессионально-прикладная физическая подготовка

Сотрудников органов внутренних дел»

(специальность 030501 65 – Юриспруденция,

030505 65 – Правоохранительная деятельность,

очная форма обучения)


Введение

Основные вопросы:

1. Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

2. Влияние физической подготовки на профессиональную подготовленность сотрудников органов внутренних дел

3. Влияние физической подготовки на профессионально важные психические качества сотрудников органов внутренних дел

4. Профессионально-прикладная направленность физической подготовки в системе МВД России

5. Современные средства и методы физической подготовки

5.1. Принципы спортивной тренировки

5.2. Методы совершенствования основных физических качеств

5.3. Принципы обучения физическим упражнениям

Заключение

Литература

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедийное оборудование.

Лекция подготовлена профессором кафедры ФПиС, доктором педагогических наук, профессором Калашниковым А.Ф.

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФПиС


ВВЕДЕНИЕ

В образовательных организациях МВД России каждый предмет обучения является одним из многочисленных компонентов профессиональной подготовки. В ходе учебных занятий обучающиеся приобретают необходимые знания, специальные умения и навыки выполнения профессиональных действий. Такую же направленность имеет и физическая подготовка.



На практике даже среди специалистов происходит смешивание сути различных по содержанию дисциплин, таких как «физическое воспитание» в гражданских и «физическая подготовка» в специальных учебных заведениях. Специальные образовательные организации принадлежат различным министерствам и ведомствам: Министерству обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и др.

Различие между этими дисциплинами состоит в задачах, состоящих в направленности содержания выполняемых физических упражнений. Так, например, в гражданских вузах содержание физических упражнений направлено на совершенствование основных физических качеств и развитие личностных способностей студентов, а также на физическое развитие и укрепление их здоровья. В специальных же учебных заведениях, и в частности в вузах МВД России, физические упражнения, кроме вышеперечисленных задач, решают вопросы овладения курсантами и слушателями профессиональными двигательными действиями и направлены на психофизическую готовность к их выполнению в различных служебных ситуациях. Их содержание направлено на воспитание профессионально важных физических и психических качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность. Эти качества формируются и совершенствуются у курсантов и слушателей в процессе выполнения ими специальных физических упражнений в условиях, максимально приближенных к условиям служебной деятельности. Такая направленность учебных занятий способствует эффективной подготовке курсантов к профессиональным действиям сотрудников подразделений правоохранительных органов в нештатных и экстремальных ситуациях.


Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной

подготовки сотрудников органов внутренних дел

Физическая подготовка является сложным и многофункциональным явлением. Система физической подготовки представляет собой совокупность идеологических, научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий.

Практика показывает, что среди важных функций физической подготовки выделяются такие, как образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др. Установлено, что физическая подготовка оказывает общее положительное воздействие на умственные способности, сознание, психику, работоспособность человека.

Важными направлениями использования физической подготовки являются:

Специальная физическая тренировка с целью подготовки к действиям в особо сложных условиях;

Применение физических упражнений с целью снижения воздействия отрицательных факторов окружающей среды;

Использование физических упражнений с целью профессионального отбора;

Использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности при заболеваниях и ранениях;

Использование средств и методов физической подготовки с целью адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, климатических, географических факторов и др.

При многократном выполнении разнообразных физических упражнений у человека формируется система движений. При этом, чем больше двигательный опыт, тем чаще при формировании новых функциональных систем используется компоненты, сформированные ранее. Эта закономерность объективно составляет основу механизма переноса двигательного опыта.

Степень влияния физической подготовки на боеготовность зависит в основном от следующих показателей:

Имеющегося уровня физической подготовленности;

Структуры физической подготовленности;

Величины требуемого профессией уровня физической подготовленности.

Педагогически целесообразная организация занятий по физической подготовке способствует формированию многих положительных привычек:

Быть организованным;

Стремиться к совершенствованию в развитии;

Много трудиться и преодолевать трудности;

Подчиняться установленным требованиям;

Приходить на помощь товарищу;

Жить интересами коллектива и др.

Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывает неразрывная связь задач, решаемых в процессе обучения, с повседневной практической деятельностью.

Физическая подготовка эффективно влияет на психологическую подготовку специалистов:

Способствует формированию моральных качеств;

Совершенствует волевые качества, эмоциональную устойчивость;

Развивает психические и психомоторные процессы (быстроту действий, внимания, память и др.);

Повышает умственную работоспособность на фоне утомления;

Снимает психическое напряжение после нервно-эмоциональных и физических нагрузок;

Повышает эффективность психореабилитации после высоких физических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Целенаправленное применение разных физических упражнений, спортивных мероприятий способствует формированию таких психических качеств, как настойчивость, решительность, смелость, уверенность в своих силах, сообразительность, эмоциональная устойчивость, самообладание, распределение и переключение внимания, быстрота в действиях, оперативная память, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, соразмерность усилий и др.

Всем набором средств физической подготовки, включая закаливание и гигиенические мероприятия, достигается тот высокий уровень физического развития, функционального состояния, который обеспечивает хорошее здоровье и способствует оптимальному состоянию психики сотрудников органов внутренних дел.

Постоянное противостояние сотрудников органов внутренних дел особой дерзости и жестокости преступников определяет их пребывание в экстремальных условиях несения службы. Сложным экстремальным факторам оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции противостоит высокий уровень развития адаптационных механизмов, специальных физических качеств, которые характеризуются комплексным развитием ряда физических и психологических элементов.

Процесс формирования профессионально важных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности, обусловлен рядом повышающихся требований к качеству подготовки специалистов. К таким требованиям относятся: убежденность, профессиональная направленность, дисциплина, исполнительность, инициатива, самостоятельность, высокая профессиональная подготовленность, общая служебно-профессиональная культура и физическая подготовленность. Руководителям подразделений также необходимы организаторские способности, знания основ педагогики и психологии для обучения и воспитания подчиненных.

Убежденность является стержневой основой мотивационных поступков в выполнении своих служебных обязанностей.

Дисциплина и исполнительность обязывает точно и в срок выполнять полученный приказ, распоряжение. Строго соблюдать установленные правила поведения и требования руководителей, хранить служебную тайну, не щадить своей жизни при выполнении служебного долга.

Инициатива и самостоятельность в пределах служебных полномочий является залогом успешного решения оперативно-служебных задач. Разумная инициатива и готовность к оправданному риску являются обязанностью каждого сотрудника органов внутренних дел.

Высокая профессиональная подготовка является следствием специальной подготовки специалистов. Сотрудник должен иметь юридическую подготовку, руководствоваться требованиями Закона, владеть специальной техникой и табельным оружием для эффективного их использования в любой сложной ситуации, уметь применять приемы самозащиты. У него должно быть хорошо развито тактическое мышление, отражающее особенности специальности.

Важное место среди требований занимает физическая подготовленность , определяющая уровни развития волевых, психических, психомоторных качеств, имеющих профессиональную значимость.

Все задачи формирования профессионально важных качеств могут успешно решаться в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Значение специальной физической подготовленности не ограничивается тем, что она в существенной мере предопределяет устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности. Высокий уровень специальной физической подготовленности влияет на совершенствование эмоционально-волевой сферы, психические и психомоторные процессы. Так, например, при подготовке матросов и морских офицеров применяются упражнения в выполнении на снарядах, близких к условиям корабля. Такие как например, подъем и спуск по шторм- и скоб- трапам, передвижение в узких лабиринтах, гребля на шлюпке и другие профессиональные двигательные действия.

Теорией и методикой физического воспитания определено, что физическая подготовка – сложное и многофункциональное явление. Система физической подготовки представляет собой совокупность научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий, которые используются в интересах повышения профессиональной подготовленности специалистов. Другими словами можно сказать, что это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку личного состава подразделения к определенному виду деятельности.

Среди важных функций физической подготовки выделяются образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др.

В настоящее время накоплен богатый опыт применения физической подготовки и спорта для повышения боеготовности военнослужащих и в интересах воинского воспитания. Важными направлениями использования физической подготовки являются следующие:

· специальная физическая тренировка в целях подготовки к действиям в особо сложных условиях;

· применение физических упражнений в целях профилактики неблагоприятных изменений в организме военнослужащих, наступающих под влиянием воздействия боевой деятельности (дежурства в условиях ограниченной подвижности, длительные походы, полеты, пребывание в траншеях и т.п.);

· использование физических упражнений с целью профессионального отбора и распределения молодого пополнения;

· использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности военнослужащих при заболеваниях и ранениях;

· использование средств и методов физической подготовки в целях адаптации военнослужащих к условиям воинской службы, климатогеографическим факторам и др.

Учеными и специалистами-практиками Министерства обороны определено, что физическая подготовка оказывает положительное влияние на все компоненты боеспособности. Объективной основой такого влияния является перенос двигательного опыта.

Так как в условиях несения службы военнослужащих и сотрудников подразделений органов внутренних дел есть много общего, то основные задачи, принципы, средства и методы физической подготовки военнослужащих характерны и для сотрудников подразделений органов внутренних дел. Следовательно, физическая подготовка является одним из основных предметов служебно-боевой подготовки и сотрудников органов внутренних дел.

Целью физической подготовки является обеспечение их физической подготовленности к выполнению служебных обязанностей. Она решает следующие общие задачи:

Совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и др.);

Овладение навыками выполнения профессиональных двигательных действий;

Улучшение физического развития, укрепления здоровья, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

Специалисты определяют, что боеспособность каждого сотрудника структурно состоит из четырех основных компонентов, находящихся в диалектической зависимости: морально-политического; профессионального; психического; физического состояния.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов. Морально-политическая подготовленность представляет собой идейную убежденность, политическую сознательность, нравственную воспитанность. Все перечисленные факторы формируются мировоззрением, преданностью своему народу, способностью до конца выполнять свой служебный долг перед Отечеством.

Профессиональная подготовленность специалистов органов внутренних дел состоит из специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокую эффективность служебной деятельности. Она включает знания и умения толковать Закон в каждом конкретном случае сообразно сложившийся ситуации, правомерное использование административно-правовой основы деятельности правоохранительных органов, навыков в определении нарушения статей правовых норм, прогнозирование и реализация процессуальных статей. Сюда же относится знание законов криминалистики, а также других специальных предметов.

Их психическая подготовленность представляет собой умение управлять своими психическими процессами для выполнения намеченной программы действий сообразно сложившейся оперативной обстановки.

Физическая подготовленность определяется как конкретное физическое состояние, позволяющее успешно решать оперативно-служебные задачи. Она дает возможность выносить большие физические нагрузки и действовать на фоне утомления, в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения, воздействия сбивающих факторов окружающей среды.

В физической подготовленности выделяют три составляющих ее элемента: телесная, функциональная, двигательная виды готовности. При этом под телесной подготовленностью понимается необходимый уровень морфофункционального развития (рост, вес, динамометрия, спирометрия и другие антропометрические показатели физического развития). Функциональная подготовленность определяется психофизиологическими реакциями. Двигательная подготовленность рассматривается как необходимый уровень развития двигательных качеств и владение навыками выполнения профессиональных двигательных действий.

Все рассмотренные элементы находятся в постоянной тесной взаимосвязи. Это значит, что изменение показателей одного из них в положительную или отрицательную сторону сразу же оказывает влияние на изменение в эту же сторону показателей других компонентов.

Из этого следует, что боеготовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается оптимальным развитием каждого из вышерассмотренных четырех компонентов готовности, т.к. даже максимальное развитие одного из них не может компенсировать недостаточный уровень развития других слагаемых боеготовности.

Значение показателей физического состояния проявляется в трех основных аспектах: общей работоспособности, психических свойствах, образе жизни в целом.

Физическая подготовка должна обеспечивать физическую подготовленность к профессиональной деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности.

Физической подготовке объективно присуще образовательная, развивающая, воспитательная, оздоровительная и слаживающая функции. Они вытекают из специфики педагогических и других возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция состоит в формировании и совершенствовании навыков профессиональных двигательных действий.

Развивающая функция содержит воздействие на улучшение антропометрических показателей, совершенствование основных физических качеств.

Воспитательная функция включает совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитание убежденности в значимости физической подготовки для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Оздоровительная функция заключается в улучшении функционального состояния организма, укреплении здоровья, закаливании, восстановлении работоспособности после болезней и травм.

Слаживающая функция включает сплочение личного состава подразделения, формирование и совершенствование навыков коллективных действий.

Физическая подготовка, кроме того, может вполне успешно влиять на сокращение времени адаптации к профессиональной деятельности, использоваться для повышения эффективности профессионального отбора и сокращения срока обучения курсантов и слушателей по специальности, обеспечение продления профессионального долголетия и др.

Таким образом, функции физической подготовки наиболее полно проявляются в трех взаимосвязанных направлениях:

Совершенствование различных показателей в боеспособности личного состава подразделения органов внутренних дел;

Повышение эффективности в процессе служебно-боевого совершенствования подразделений органов внутренних дел;

Поддержание и восстановление работоспособности сотрудников органов внутренних дел.

ВЫВОД по первому вопросу

Заканчивая рассмотрение первого вопроса можно сделать следующие выводы:

1. Физическая подготовка в органах внутренних дел направлена на обеспечение физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач.

2. Физическая подготовленность каждого сотрудника органов внутренних дел является составной частью его боеготовности.

3. Физическая подготовка оказывает влияние не только на физические, но и на психические качества сотрудников подразделений органов внутренних дел.

Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.

Физическая культура - это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.

Спорт - это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Физическое образование - это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Физическая подготовка - это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.

Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Физическое развитие - определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).

Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.

Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).

Физические упражнения - основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.

Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
  • · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
  • · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
  • · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).

Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:

  • · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
  • · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
  • · высоким качеством проведения учебных занятий;
  • · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
  • · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
  • · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
  • · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).

Правоведение и правоохранительная деятельность в последнее время становятся все более популярными у абитуриентов, о чем свидетельствуют длительные очереди в приемные комиссии в вузах и высокая конкуренция среди поступающих. Это объясняется привилегиями работников ПО и престижностью работы, возможностью карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина Российской Федерации.

Для того чтобы пройти конкурс на эту специальность, необходимо учитывать некоторые детали, без которых обучение невозможно. Также заранее стоит определиться с будущей профессией, чтобы выбрать правильную специализацию.

Что собой представляет правоохранительная деятельность

Понятие «правоохранительная деятельность» рассматривается в широком и узком смысле. Первый - это работа всех органов государственного подчинения, которые занимаются обеспечением соблюдения прав граждан и их свобод.

Второй предполагает деятельность целью которой является охрана права от нарушений, обеспечение свобод. Осуществление производится в строго установленном порядке и рамках закона.

Первым делом необходимо разобраться, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее понятие, сущность. Это нужно для понимания принципов работы, определения специализации, на которую стоит подавать документы, а также оценки особенностей работы. Согласно словарям, ПД - это вид государственной деятельности, и осуществляется он для охраны права. Это исполняется уполномоченными органами при применении определенных юридических мер влияния, которые четко соответствуют закону.

Следующие:

  • все действия проводятся в соответствии с законом;
  • строго установлен порядок, который регулируется законом;
  • органы, воплощающие в жизнь, юридические меры четко определенны и имеют конкретный перечень полномочий, регулирующихся правом.

Задачи, функции

Традиционно в документах указываются такие институты: суд, органы оперативно-розыскной деятельности, МВД, Минюст, таможня, прокуратура и так далее. Сюда включены и общественные организации определенного типа и вида работы.

Информация о профессии «Правоохранительная деятельность» напрямую зависит от конкретного вида. Однако существуют и общие понятия, которым в обязательном порядке отвечает каждый из них. Это признаки, каким соответствуют институты, правовые рамки и полномочия, направление. Стоит также знать, для чего предназначена правоохранительная деятельность. Ее задачи, функции - также предмет обязательного изучения.

Среди последних выделены следующие:

  • Осуществление контроля за соблюдением Конституции РФ (соответствующие суды).
  • Установление правосудия.
  • Организационное обеспечение деятельности судов.
  • Юридическая помощь, охрана закона от имени общества, защита прав и свобод граждан.
  • Нотариальная защита интересов граждан.

Каждую из названных выше функций выполняет определенный орган, однако все они взаимосвязаны, и работа одних влияет на результат других прямо или косвенно.

Виды правоохранительных органов

В целом все их можно поделить на три группы, каждая из которых занимается определенным видом деятельности:

  • Выявление и расследование преступлений.
  • Обеспечение безопасности и порядка.
  • Юридическая помощь.

Первая группа занимается досудебным этапом, то есть раскрывает преступление. Также в их юрисдикции находится судебное следствие, дознание.

Контроль за порядком осуществляет полиция. Главная функция ее - это предотвращение преступлений, выявление их, пресечение. Кроме того, к задачам полиции может быть добавлена также охрана определенных объектов, административный контроль в разных сферах деятельности.

Правоохранительная деятельность и этого подразделения, точнее их направленность, зависят от подразделения:

  • Муниципальная.
  • Дорожная.
  • Наркоконтроль.
  • Налоговая.
  • Военная и другие.

Стоит также отметить, что существует интернациональная полиция - Интерпол, которая осуществляет деятельность по всему миру и имеет больше возможностей, а также занимается особенно важными делами.

Последний вид - это органы юридической помощи. В их состав входят адвокатура, нотариат и прочие. Основная задача - отстаивание прав человека в суде, обеспечение защиты человека.

Вузы правоохранительных органов

В Российской Федерации насчитывается 23 вуза, которые числятся как подведомственные Минюсту РФ.

Четыре из них находятся в Москве, другие рассредоточены по крупным городам страны. Также подавляющее большинство имеет филиалы в других населенных пунктах. Это означает, что специальность «Правоохранительная деятельность» доступна практически всем абитуриентам, живущим в небольших городах, так как можно подобрать учебное заведение поблизости.

РПА имеет 14 филиалов, которые находятся в Санкт-Петербурге, Ижевске. Петрозаводске, Саранске, Туле и других городах.

Вуз принимает студентов на три факультета:

  • Социально-правовой.
  • Повышения квалификации.
  • Юридический.

РПА готовит бакалавров, специалистов, магистров, а также есть аспирантура, докторантура и довузовское образование. Существует ряд групп, в которых принимают участие дети 4-5-х классов.

Другие, не менее популярные вузы, - университет МВД России в СПб, Дальневосточный управления МВД России.

Как поступить в вуз

Набор в вуз («Правоохранительная деятельность») производится из выпускников 11-х классов ООШ, техникумов, колледжей. Особенность подачи документов заключается в том, что они в первую очередь направляются не в приемную комиссию, а в комплектующий по месту жительства. После рассмотрения заявки на месте бумаги передаются в вуз.

Как и в других высших учебных заведениях, основной отбор проводится на основании результатов ЕГЭ. Но, кроме этого, на специальность «Правоохранительная деятельность», необходимо также успешно пройти профессионально-психологическое тестирование.

Все вузы требуют отличной физической подготовки на некоторые специальности, потому во многих объявляется также дополнительный вид вступительной кампании - проверка на выносливость, возможности и силу. Так что готовиться стоит заранее или записаться на курсы, которые часто организовывает сам вуз.

«Правоохранительная деятельность» - специальность, которая дает право каждому, окончившему учебное заведение курсанту на освобождение от срочной службы в армии.

Поиск работы

Кроме возможности остаться преподавателем в альма-матер, существуют еще сотни вариантов трудоустройства.

Стоит определиться, прежде чем подавать документы на специальность «Правоохранительная деятельность», кем можно работать. Современные вузы готовят судей, полицейских, следователей, адвокатов, прокуроров и других специалистов. В зависимости от определяется и место работы. Кроме того, большинство учебных заведений трудоустраивают своих выпускников.

По завершении обучения по специальности «Правоохранительная деятельность», кем можно работать, подскажет опыт, так как студент проходит несколько видов практик, на которых может воочию увидеть работу того или иного специалиста, взвесить все за и против.

Документы для поступления

Первым делом необходимо отнести в ОВД по месту жительства заявление о поступлении. Сотрудники органов оформляют личное дело и отправляют его в выбранный университет или институт.

Затем от лица абитуриента пишется заявление на имя руководителя ОВД. После этого комплектующий орган должен выдать такие документы:

  • Результаты врачебно-военной экспертизы.
  • Итоги профессионально-психологического отбора.

После нужно ехать в вуз и захватить паспорт (или другие документы, удостоверяющие личность), оригинал диплома или аттестата. Стоит заранее уточнить перед написанием заявления на обучение по специальности «Правоохранительная деятельность», кем можно работать после окончания заведения.

Как долго учиться

По окончании 4 лет студент получает диплом бакалавра и может либо пойти работать, либо продолжить обучение в этом или другом вузе.

Если документы поданы в филиал, то сразу необходимо спросить, где нужно продолжать обучение на специалиста или куда поступать в аспирантуру.

Специальность «Правоохранительная деятельность» предполагает обучение на протяжении минимум 4 лет. Заочная и дневная формы обучения имеют одинаковую протяженность, однако стоит сразу отметить, что некоторыми специальностями не предусмотрена «заочка».

Льготы сотрудникам ПО

Студенты вузов МВД и подобных освобождаются от прохождения военной службы. Существует набор льгот на квартплату и коммунальные услуги. А также иначе начисляется размер пенсии и время выхода на заслуженный отдых.

Не совсем льгота, но тоже преимущество выпускников - изобилие профессий после окончания специальности «Правоохранительная деятельность». Кем можно работать, указывается непосредственно при поступлении.

Карьерный рост

Для каждого сотрудника правоохранительных органов открывается перспектива карьерного роста по нескольким параметрам: возможность получить звание выше, улучшение жизни и увеличение заработной платы. Кроме того, компетентность в правовой сфере поможет не только избежать неприятностей, но и уберечь других от них.

В любом случае сотрудники правоохранительных органов - это люди, которые делают свой выбор, опираясь в первую очередь на моральные ценности и убеждения, а не гоняясь за славой.

Значимость физической культуры и спорта в системе правоохранительных органов определяется направленностью на сохранение творческого долголетия сотрудников, укрепление их здоровья и подготовку в профессиональном плане. Главная идея образования в сфере физического воспитания — формирование всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: физическая подготовка, правоохранительные органы, спорт, тренировка, двигательная активность.

Физическая культура, представляющая собой одну из множества граней культуры человека, его физического воспитания и здорового образа жизни, во многом обусловливает поведение человека на работе, в быту и в общении, а также содействует решению особо важных для личности социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Актуальность привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям спортом обусловливается в первую очередь тем, что применение полицией физической силы в условиях современных реалий — это противоборство с противником, в процессе которого могут наноситься травмы .

Принципы физического воспитания (связь с профессиональной деятельностью, развитие личности, оздоровительная направленность) особенно ярко проявляются в его специализированном виде — в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), непосредственно и органически связанной с настоящей или будущей профессиональной деятельностью. ППФП — длительный, многолетний процесс, специально направленный на формирование знаний, профессионально значимых физических и психических качеств, прикладных двигательных навыков и умений, которые способствуют успешности деятельности и преимущественно необходимы в связи с её особыми внешними условиями, выработке функциональной устойчивости организма к этим условиям. В структуре профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов ППФП занимает одно из основных мест, является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания личного состава .

Из вышесказанного следует цель ППФП — обеспечение готовности сотрудников правоохранительных органов к эффективному выполнению служебных обязанностей, в том числе в условиях силового противоборства с правонарушителями.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приёмов борьбы;
2) подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
3) овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
4) формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость и решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и др.).

Успешное решение перечисленных задач возможно на основе:
- оптимального подбора средств, методов и форм обучения;
- высокого уровня практической и методической подготовленности инструкторов по физической подготовке и качества проведения учебных занятий;
- воспроизведения на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближённых к реальным;
- решения различных вводных по тактике личной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приёмов борьбы;
- создания учебно-материальной базы;
- обеспечения должного контроля за выполнением учебной программы по физической подготовке в правоохранительных органах.
Физическая подготовка способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;
- воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;
- формированию готовности сотрудников полиции к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

К женщине — сотруднику органов внутренних дел предъявляются высокие требования. Для того чтобы соответствовать им, женщине необходимо иметь большой запас духовных и физических сил. Одним из источников формирования данного запаса выступают регулярные занятия физической подготовкой и спортом .

Физическая подготовка курсантов-девушек направлена на повышение их работоспособности, на укрепление здоровья и закаливание организма. Отлично развитая мускулатура, крепкие мышцы — резерв, который помогает женщине противостоять физическим и психологическим нагрузкам, сохранять хорошее самочувствие и высокую активность. Это вызывает особое отношение к ней со стороны окружающих .

Физическое развитие и телосложение женщин имеют свои особенности. В среднем показатели физического развития и функциональных возможностей женщин ниже, чем мужчин. Так, у женщин мускулатура развита меньше. Женщины более гибкие, так как у них эластичнее связочный аппарат и лучше способность мышц к растягиванию. Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у женщин несколько меньше, чем у мужчин. Поскольку в служебной деятельности женщинам — сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться с определёнными трудностями, то это требует создания хорошей базы общефизической и специальной подготовки.

Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособности в профессиональной деятельности необходим учёт особенностей организма женщин. При этом основное внимание должно уделяться сохранению их здоровья и детородной функции.

Физические упражнения способствуют снятию у женщин явлений нейропсихического стресса и предупреждению его нежелательных последствий. Надо исключать отягощающие условия, которые могут стать источником стрессов. Объёмы нагрузок должны снижаться в период менструального цикла, так как физические упражнения могут оказывать неблагоприятное влияние на эту функцию.

Правильное построение тренировочного процесса обеспечивает гармоничное развитие основных физических, нравственных и морально-волевых качеств; результативное формирование прикладных двигательных навыков, в том числе боевых приёмов борьбы, создаёт прочный фундамент общей и специальной подготовленности женщин-сотрудников, позволяет доводить до высокого уровня возможности организма на базе постепенного их нарастания (в щадящем режиме) с использованием вариативности нагрузок по направленности и напряжённости; обеспечивает индивидуализацию тренировочных нагрузок с учётом фаз специфического биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием женщин .

В тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динамическими.

При скоростной направленности тренировочных занятий женщины достигают существенных изменений качества быстроты, хотя по абсолютным показателям они отстают от мужчин. Реакция на движущийся объект у женщин-сотрудников менее точна, чем у мужчин. Различий в ритме движений у мужчин и женщин не выявлено.

Сравнительно легче, чем у мужчин, у женщин развивается гибкость. Она особенно повышается во время стрессовых ситуаций, в предстартовом состоянии и снижается при утомлении. Женщин отличает высокая ловкость и точность, их движениям присуща плавность и эстетичность.

В условиях комплексной автоматизации профессиональной деятельности женщин — сотрудников правоохранительных органов произошло существенное снижение величины физических нагрузок и объёма двигательной активности. Исследования показывают, что это сопровождается увеличением заболеваний сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь сердца), а также патологическими изменениями в организме, связанными с нарушениями обмена веществ. Указанные явления обусловлены малоподвижным образом жизни, гиподинамическим характером служебной деятельности.

Учёные разрабатывают и внедряют в практику научно обоснованные рекомендации по самостоятельному выполнению физических упражнений женщинами — сотрудниками правоохранительных органов во внеслужебное время. Постоянно проводится профилактика негативных воздействий на организм, возникающих в ходе служебной деятельности. Улучшается решение вопросов по применению эффективных средств и методов физической подготовки, способствующих восполнению дефицита двигательной активности женщин-сотрудников, снижению заболеваемости и поддержанию профессиональной работоспособности на хорошем уровне.

Таким образом, двигательная активность — насущная потребность для каждой женщины. При этом тренировки должны проводиться с учётом их физических и психофизиологических особенностей.

Успехи в спорте оказывают прямое воздействие на успехи в борьбе с преступностью. Спортивные состязания развивают чувство коллективизма, укрепляют не только силу и ловкость, но главным образом боевой дух сотрудников.

Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чаще всего оно связано с риском причинения тяжких последствий, а в исключительных случаях ставит под угрозу здоровье и даже жизнь человека. Вследствие этого особое значение принимают проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел. Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники полиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы.

Список литературы

1. Броев, А. Х. Особенности физической подготовки сотрудников полиции в рамках первоначального обучения / А. Х. Броев // Успехи соврем. науки. — 2016. — Т. 1. — № 9. — С. 30-32.
2. Кушнарёва, Д. В. К вопросу физической подготовки женщин-сотрудников правоохранительных органов / Д. В. Кушнарёва // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. — Орёл, 2016. — С. 184-186.
3. Смолянинова, Е. С. Пути совершенствования физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов / Е. С. Смолянинова // Физическая подготовка и спорт. — Орёл, 2015. — С. 225-227.
4. Шохин, В. Е. Физическая культура в органах внутренних дел / В. Е. Шохин // APRI-ORI. Сер.: Гуманитар. науки. — 2016. — № 4. — С. 1.

Для цитирования: Макарьев, И. В. Физическая подготовка сотрудников в системе правоохранительных органов / И. В. Макарьев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 50-53.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»