Техника безопасности при самостоятельных занятиях на лыжах. Техника безопасности на лыжах: основные правила и требования

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

История развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г.Байкальска» началась в 1976 году.

01 июня 1977 года была перерезана лента, спортивная школа начала работать, как школа вольной борьбы.

В это же время в г.Байкальск приехали Макаренко Виктор Ильич и Глазов Владимир Алексеевич, молодые парни, которые начали работу с детьми, поддержав идею директора. А также продолжали заниматься сами и отстаивать честь детско-юношеской спортивной школы на борцовских коврах России. Их первые воспитанники стали чемпионами Иркутской области в первый же год. Энтузиазм молодых тренеров проявлялся не только на борцовском ковре, они неустанно занимались благоустройством теперь уже родной школы. Своими силами, и вовлекая юных спортсменов при содействии родительского комитета в общественно-полезный труд и в труд по укреплению материально-спортивной базы школы, они оборудовали игровой зал, восстановительный центр: баню-сауну, мини-бассейн и комнату отдыха.

Глазов Владимир Алексеевич, тренер-преподаватель, и по сегодняшний день продолжает начатое им дело. Для развития и популяризации вольной борьбы в г.Байкальске и Иркутской области провел большую организаторскую работу по организации международного турнира по вольной борьбе «Байкальские зори». Сумел наладить контакт с тренерами по вольной борьбе республики Монголии по обмену опытом работы. Внес огромный вклад в развитие вольной борьбы в городе, районе и Иркутской области. Имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ». Ветеран труда. С 1986 года является старшим тренером Иркутской области по вольной борьбе.

С 1981 года и по настоящее время школой руководит Глазова Любовь Ананьевна, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда.

Под ее руководством за 35 лет школа превратилась из производственного помещения в центр спорта, здоровья и отдыха. Она организовала работу по оказанию платных дополнительных услуг. В результате этого появился дополнительный источник финансирования, благодаря которому школа не только сохранилась, но и процветает. Любовь Ананьевна смогла так организовать коллектив ДЮСШ, что уровень достижения учащихся школы возрос.

Многие годы трудились и внесли большой вклад в развитие школы:

Пшенников Борис Иванович, настоящий фанат лыжного спорта, который проводил большую работу по развитию лыжного спорта не только в г.Байкальске, но и в Иркутской области. Он вложил много сил для создания городской лыжной трассы и до последнего дня поддерживал ее в отличном состоянии. Не пропал даром пятнадцатилетний труд Бориса Ивановича, многие его воспитанники до сих пор являются действующими спортсменами и продолжают начатое им дело. Ежегодно на базе ДЮСШ проводится первенство Слюдянского района по лыжным гонкам памяти Б.И.Пшенникова.

Пашковский Михаил Андреевич, который долгие годы оставался неустанным руководителем шахматного отделения, выступил организатором районного турнира «Белая Ладья». Всю свою жизнь он посвятил детям и развитию шахмат в Слюдянском районе. В память о тренере ежегодно в Слюдянском районе проводится чемпионат по шахматам памяти М.А.Пашковского.

За время существования школа превратилась в центр спорта, здоровья и отдыха для детей и взрослых г.Байкальска.

На протяжении многих лет школа участвует и занимает призовые места в областных конкурсах: «Лучшее учреждение дополнительного образования», «За высокие спортивные достижения» среди спортивных школ, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области в номинации «Лучшая детско-юношеская спортивная школа, развивающая 1-7 видов спорта»

На протяжении многих лет воспитанники детско-юношеской спортивной школы входили и входят в состав сборной команды Иркутской области по вольной борьбе и лыжным гонкам, принимали и принимают участие в соревнованиях различного уровня- в региональных и межрегиональных турнирах, на первенствах Сибирского федерального округа, первенстве России, всероссийских и международных турнирах:

Это воспитанники отделения вольной борьбы:

Жавнеров Сергей, Опарин Дмитрий, Карбаинов Дмитрий, Поспелов Евгений, Кибирев Игорь, Сугробов Виктор, Аширов Карим, Михота Андрей, Котовщиков Роман, Саркисян Ваагн, Тузов Павел, Погосян Сергей, Кадынцев Андрей, Астапов Илья, Киргизов Иван, Киргизова Надежда;

Киргизова Надежда, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, стала не только чемпионкой Иркутской области в 2016г., но и стала призеркой первенства СФО и первенства России. Вошла в состав сборной команды России и приняла участие в первенстве Европы в г.Стокгольме(Швеция) в июле 2016г.

Воспитанники отделения лыжных гонок:

Кравченко Елена, Разина Олеся, Глазова Екатерина, Карпова Ольга, Пшенникова Елена, Трубина Анжела, Шварц Наталья, Безрукова Татьяна, Абносов Артем, Штеркель Алексей, Таскаев Дмитрий;

Воспитанники отделения шахмат:

Адамян Эдгар, Гусев Олег, Алецкий Эдуард, Колесниченко Валерий, Перерва Екатерина.

Воспитанники школы становились обладателями:

Премии губернатора Иркутской области «За высокие спортивные достижения»,

Премиями мэра Слюдянского района «За высокие спортивные результаты»,

А также чемпионами районного конкурса «Талантливая молодежь Слюдянского района».

На протяжении 14 лет команда Слюдянского района, сформированная из бывших воспитанников отделения вольной борьбы ДЮСШ, становилась победителем на летних сельских играх Иркутской области.

За весь период работы школы подготовлено:

Мастер спорта- 1 человек;

Кандидатов в мастера спорта-79 человек;

1 спортивный разряд- 202 человека;

Массовые разряды - более 2300 чел.

Многие из воспитанников до сих пор являются действующими спортсменами, некоторые стали приемниками дела тренера, закончив учебные заведения, они сами стали тренерами-преподавателями. Это - Антонов Вячеслав Иванович - тренер-преподаватель с 30- летним стажем, «Почетный работник общего образования РФ», Юршин Евгений Юрьевич - тренер-преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе. В 2008 году вошел в десятку сильнейших на первенстве России в г.Санкт-Петербург.

Коробейников Виктор Владимирович, тренер-преподаватель по лыжным гонкам, мастер спорта российского любительского лыжного союза. Член сборной России среди спортсменов среднего и старшего возраста по лыжным гонкам. Участник четырех чемпионатов мира среди спортсменов среднего и старшего возраста.

На протяжении одинадцати лет трудится и внесла свой вклад в учебно-методическую работу школы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коротких Анна Владимировна.

А, также влились в коллектив школы:

Балан Екатерина Васильевна, тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Тарасов Роман Владимирович- тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Когун Сергей Валентинович- тренер-преподаватель по шахматам;

Короткова Александра Сергеевна - тренер-преподаватель по шахматам;

Округина Ирина Николаевна- тренер-преподаватель по ритмической гимнастике.

В настоящее время в школе обучается 330 учащихся на отделениях: вольной борьбы, лыжных гонок, ритмической гимнастики и шахмат. Залогом успехов воспитанников является уровень спортивного и педагогического мастерства тренеров-преподавателей нашей школы.
На данный момент тренерско-преподавательскую работу осуществляют 10 тренеров-преподавателей, из них пять человек имеют высшую квалификационную категорию, один человек -первую категорию, 2 человека имеют звание «Ветеран труда», 1 человек имеет почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 человек имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ», 1 человек имеет звание «Мастер спорта России по вольной борьбе».

В целях популяризации видов спорта, культивируемых в школе, укрепления дружественных связей и отношений между другими ДЮСШ области, регионов, школа ежегодно организует и проводит традиционные соревнования: «Новогодний турнир» по вольной борьбе, открытое первенство Слюдянского района по вольной борьбе в честь Дня Защитника Отечества и районные соревнования по шахматам на приз «Белая ладья». На протяжении 25 лет ДЮСШ проводит первенство Иркутской области по вольной борьбе, а также первенство Иркутской области по лыжным гонкам.

С целью укрепления международных дружественных связей, был заключен договор между ДЮСШ г.Байкальска и детским центром спорта и творчества г.Улан-Батора республики Монголии, с 1985 г. велась совместная работа по обмену опытом:

Проведение в г.Байкальске Международного турнира по вольной борьбе "Байкальские зори" с приглашением борцов из Монголии, Китая и Казахстана.

- участие спортсменов ДЮСШ г.Байкальска в традиционном международном турнире по вольной борьбе "Олимпийские надежды" в г.Улан-Баторе респ.Монголии

Семинары для тренеров и судей, проводимые в Монголии г.Улан-Баторе и в г.Байкальске

Сегодня ДЮСШ находится в приспособленном здании, где имеется: большой зал борьбы, малый зал борьбы, тренажерный зал, помост для занятий атлетической гимнастикой, комната для занятий шахматами, игровой зал, восстановительный центр, гостиница для проведения учебно-тренировочных сборов, лыжный стадион с трассами протяженностью 1, 2, 3 и 5 км.



Восстановительный центр



Использование бани-сауны и контрастной ванны в учебно-тренировочном процессе для восстановительных мероприятий дает положительный эффект, способствует расслаблению, благодаря чему снимаются боли и симптомы утомления, увеличивается эластичность, гибкость суставов, а также благоприятствует протеканию обменных процессов.

Гидромассаж Джакузи. С помощью этого массажа можно воздействовать именно на те участки тела, которые больше всего в этом нуждаются. Это хорошая закаливающая и оздоровительно-восстанавливающая процедура. Интенсивность струй стимулирует повышение тонуса тканей.

Лыжный стадион

Кроме этого занятия проводятся на базе других образовательных учреждений:
- МБОУ НШДС № 16 проводятся занятия по шахматам;
- МБОУ НШДС № 13 проводятся занятия по шахматам и ритмической гимнастики;
- МБОУ СОШ № 12 проводятся занятия по лыжным гонкам, шахматам и вольной борьбе;

1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Во ремя занятий по лыжной подготовке могут случаться трав­мы при движении по узким лесным дорогам, в местах, где мало сне­га, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук, лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять сле­дующие правила безопасности:

При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невоз­можно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разреше­ния двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

При первых признаках обморожения, а также при плохом само­чувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

При получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родите­лям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

При оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить по­вторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято различать два вида утомления - физическое и умствен­ное. Умственное утомление характеризуется понижением продук­тивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической работоспособности, ухудшением координации движе­ний, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощуще­ние бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени): значитель­ное покраснение кожи, одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происхотит замедленно. Некоторое нарушение координа­ции при выполнении упражнений.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное ды­хание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и рас­слаблением, благоприят!ый эмоциональный фон. Понятие «утомле­ние» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому не­большое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомле­ния 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.



3. Раскройте механизм воздействия физкультминутокна динамику общей работоспособности человека -в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руковод­ствоваться следующими моментами: упражнения должны в основ­ном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появля­ются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижает­ся активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по-22

лунаклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и присе­ды с различными движениями руками.

Один из комплексов упражнений физкультминутки И. п. - о.с. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую на пояс; 3 _ правую руку к плечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же в обратном

И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх;

2-й. п.; 3-4 - то же самое влево.

И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперед; 2 - на­клон туловища назад; 3 - выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п,

И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.

БИЛЕТ №6

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по плаванию?

По окончании занятий по плаванию необходимо:

При низкой емпературе, чтобы согреться, проделать несколько
гимнастических упражнений;

Выйдя из воды (на речке, озере, море), вытереться полотенцем
насухо и сразу же одеться, а если-есть возможность (в местах органи­
зованного купания, бассейне), вымыться в душевой;

Заходить в бассейн после окончания занятий строго воспрещается.

2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения

рекомендуются для развития гибкости? Способность человека выполнять двигательные действия с боль­шой амплитудой движений называется гибкостью. Гибкость у детей интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пас­сивную гибкость. Пассивная гибкость - способность достигать наи­большей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при Помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответству­ющих собственных мышц.

Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для раз­вития гибкости можно приступить только после того, как все мыш­цы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления.

Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и на­клоны назад, вперёд, в стороны. Все эти упражнения выполняются с захватом (самопринудительно) или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д., размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение сле­дует прекратить.

Примерный набор упражнений для развития гибкости.

Для развития гибкости рук и плеч: 1. Руки сцепить перед гру­дью. Выпрямить руки вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула. Пружинистые по­качивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Для гибкости мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперёд, взяться руками"за голени. Пружинистые накло­ны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пру­жинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для гибкости мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками правую согнутую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на пра­вой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперёд, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8-16 раз, а весь комплекс 2-3 раза с отдыхом до одной минуты.

3. Какие приёмы самоконтроля вам известны?

расскажите подробнее об одном из них и выполните

ортостатическую и функциональную пробы,

антропометрические измерения

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролиро­вать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочув­ствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащённый пульс в состоянии по­коя, нарушение его ритмичности или то, что он дотго не восстанав­ливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок.

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы ис­пользуют ортостатическую пробу. В положении лёжа подсчитывает -ся пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин, то ре­акция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем вы­полнить 20 приседаний за 30 с. и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с. до возвращения его к первоначальному значению). Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с. после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5-2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин. служит показателем пере­тренированности или начала заболевания.

В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЁЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо "делать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук при­бора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких.

Ещё один способ самоконтроля - антропометрические измере­ния: измерения роста (длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

БИЛЕТ №7

з 1. История, девиз, символика и ритуал

Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры, которые продолжались один день, состоялись в 776 г до н. э. Участниками были воины и соревнова­лись они только в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Олим­пийских игр в соревнования был включён бег на две стадии, а с XV - бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее вошли в програм­му кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н. э.) начались выступления детей сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и кулачном бою. В V в. до н. э. продолжительность игр увеличилась до пяти дней.

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специаль­ные места для жилья и тренировки участников игр. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к соревно­ваниям не допускали. По условиям участники игр должны были, го­товясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпий­ского, которому и посвящались игры.

На время проведения Олимпийских игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить Олимпийские игры и проводить их в 4 года один раз было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийских игр выступил француз­ский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК).

Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры.

Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних - 10 дней.

Русские спортсмены в Олимпийских играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 26

)\2 г. наши спортсмены приняли участие в У Олимпийских играх, а ireM наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли старто- З ть на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские портсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золо-ых, 30 серебряных и 19 бронзовых).

Девиз олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, 1ыше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр - сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия - зелё­ное кольцо, Азия- жёлтое кольцо, Африка - чёрное кольцо, Америка - красное кольцо, Европа - голубое кольцо. ~

Особый порядок проведения предусматривает ритуал Олимпий­ских игр. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийской тради­ции, парад участников открывает делегация Греции - страны, по­дарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны - организатора игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить Олимпийские игры

открытыми.

Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почетного эскорта вносят развёрну­тый Олимпийский флаг. Исполняют Олимпийский гимн, флаг под­нимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады офи­циально передают Олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хра­нится в этом городе до следующих игр). После этого появляется на арене спортсмен, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше, Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубер- т "-чюм. Один из лучших спортсменов от имени всех участников игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая пра­вила. Клятву произносит и представитель от судей (Олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предло­жению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые вы­ступления спортсменов.

2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.

На туристской тропе встречаются трудности и даже опасности Они связаны с реальными препятствиями - прохождением болот перевалов, порожистых рек, а также зависят от изменений погоды > носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочис ленны те, которые вызываются неправильным поведением туристов Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной обще физической и технической подготовкой туриста. Наиболее часты-ми повреждениями в пешеходном туризме могут быть растяжения связок, ушибы, ожоги, потёртости и опрелости ног. Для предупреж­дения потёртостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её.

В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в пе­риод движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть бо­лее лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах, должны в план предпо-ходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врач у-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в об­ласти спины, надо правильно уложить рюкзак: к спине спальный ме­шок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), а затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (аптечка, хлеб). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, раз­жигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристском походе могут привести к острым кишечным и инфек­ционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей и водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые оболочки (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (энцефалит, бешенство, сыпной тиф). Чтобы это исключить, надо со­блюдать следующие правила:

Постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;

Продукты, приобретённые у местного населения на маршруте, употреблять в пищу после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть и ошпаривать кипятком;

Личную и общественную посуду после приёма пищи тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;

По возможности не использовать частные дома для ночлега;

При недомогании заболевший должен питаться отдельно;

Прививки против таких заболеваний, как дизентерия, столбняк, тиф. можно сделать заранее в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Как влияют на развитие двигательных способностей

занятия подвижными играми? Подробно расскажите

о порядке организации, проведения, правилах одной

или двух подвижных игр. Проведите

на ваше усмотрение подвижную игру

(если позволяют условия)

Почти с рождения человек начинает знакомиться с играми. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в от­личие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые играют сегодня дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже бабушки и дедушки: «Салочки», «Лапта», «Третий лишний» и др.

Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Подвижные игры нетрудно организовать во дворе, на даче, у реки, так как они не требуют специ­ально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Мож­но использовать для игры повязки, флажки, кегли, мелкие камешки, мячи, еловые шишки, скакалки.

Любую игру следует объяснять по схеме: название и правила игры; роли играющих и их расположение на площадке; ход игры; Цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объясне­ние игры ответами на вопросы игроков. Для проведения лучше всего подобрать такую игру, которую хорошо знаешь сам: её легче объяс­нить и легче судить.

Правила игры «Ловля парами» Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волей-больную или чуть больше. Двое водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке.

Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по комац, де руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловиц играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когд а

пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы ещё двое, составляется третья пара и т.д. За-канчивается игра, когда будут все переловлены, кроме двух игроков Как самых ловких, их назначают новыми водящими.

Правила: играющих можно ловить, только окружив их руками. При ловле запрещается хватать игроков руками или тащить сило:". Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

БИЛЕТ №8

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом

Важно правильно выбрать одежду и обувь для полноценных за­нятий физическими упражнениями. Одежда должна быть такой, что­бы её покрой и размеры не затрудняли дыхания, кровообращения, не стесняли движений.

Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лёгкой атлетикой в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом при температуре воздуха от +14° С и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Та­кая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и не мешает испарению. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчато­бумажной ткани.

В холодную погоду одежда для занятий физическими упражне­ниями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, фланелевая рубашка, сверху спортивный трико­тажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки - варежки. 30

Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую ^уптку из плащевой ткани. Обувь должна полностью соответствовать се м особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Не­удобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает крово­обращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и по­тёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё, приле­гающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. За­грязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветривае­мом месте.

2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Вопрос о поддержании репродуктивной функции человека сред­ствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это толь­ко на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего? Характер наследования таких признаков, как вес, рост, уровень артериального давления, устойчи­вость или предрасположенность к различным заболеваниям, опре­деляется сложным взаимодействием генов. В то же время в значи­тельной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может повлиять на свою наследственность и сделать организм предрасположенным к полноте. Проявление наследственности до возраста, когда человек на­чинает осознавать самого себя, протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечива­ют родители. С момента осознания себя человек приобретает спо­собность оказывать воздействие на ход собственного развития, ум­ственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физической культуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической куль­туры, чтобы не нанести вреда.

Вспомним основные средства физической культуры. Это гигие­на, физические упражнения, закаливающие процедуры. Необходимо помнить, что гигиена - не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.

Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа - не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий, игра­ет важную роль в тепяорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функ­ций необходимо её содержать в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день - утром и вече ром. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Рецепт этого «элик­сира здоровья» прост: солнце, воздух и вода (см. БИЛЕТ № 4 - ответ на вопрос 3).

Когда занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечи­вают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, исполь­зовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, на­рушение сна, режима питания и т.д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

3 В чём видится целесообразность индивидуального

контроля за результатами двигательной

подготовленности. Составьте план реализации

индивидуального контроля за собой.

Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка». Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной де­ятельности (трудовой, спортивной и т.п.).

В зависимости от цели определения уровня двигательной подго­товленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подго­товленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификацион­ных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта.

Опираясь на определённые единицы измерения (метры, санти­метры, километры, секунды, минуты, разы и т.п.), физическую подго­товленность можно оценить по приростам, что в большей мере под­ходит для индивидуального контроля за результативностью исполь­зованных во время занятий физическими упражнениями средств и

Например, двое юношей при равном физическом развитии (весе, росте и т.д.) в сентябре показали одинаковый результат в прыжках в Длину с места, который был равен 155 см. Повторное измерение в кон­це учебного года (май) показало, что у одного из них результат стал 180 с м, а у другого 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 25 см, у второго-15 см. Рассмотрев эти приросты с учётом того, как они занимались физическими упражнениями и какой вели образ жизни, можно выработать для них индивидуальные рекомендации по нагруз­кам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания,

т РУДа и отдыха.

Контроль за уровнем развития физических качеств можно осу­ществлять, используя таблицы, приведённые ниже.

Дневник самоконтроля

1. Ьег на эО м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внима­ние!» наклониться вперёд и по команде «Марш!» бежать к линии фи­ниша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.

2. Поднимание туловища выполняется из положения лёжа нь спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. - лёжа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнёром, колени согнуты под углом 90о, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.

3. Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой до рожке на стадионе, так и по срсднепересечённой местности (ус.™ для бега должны быть одинаковыми, как и в первый раз).

4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной часто­той и высоким подниманием бедра в течение 10 с.

го времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, со­гнутыми под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° - это и будет положением для рук во время выполнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки - из виса лёжа на подвесной перекладине, устанавливаемой на высоте, индивидуаль­но подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» выполняют подтягивание до уровня подбородка, а затем опускание на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчёта беговую дорожку разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегун останавливается, и определяется его резуль-

Безопасность на занятиях по лыжной подготовке.

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах – лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

В связи с этим на занятиях возможны:

Обморожения лица, рук и ног при температуре воздуха ниже минус 20 градусов, и при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах, при неправильной подгонке лыжных ботинок);

Ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина;

Ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связачного аппарата конечностей.

Чаще всего травмы возникают при выполнении учениками непосильных для них упражнений или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например, к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

Короткая разминка, утомление;

Недостаточная техническая и физическая подготовленность ученика;

Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

Наступание на пятки лыж обгоняющего;

К травмам может привезти ошибка учителя физической культуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляется в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни, где растет кустарник.

Для того чтобы избежать травм, нужно соблюдать следующие правила:

Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить пробный круг, и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т.п.)

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3^4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°, 5-9-й классы до минус 16°, 10-11-й классы - до минус 20° при безветренной погоде или слабом ветре.

В заключении несколько правил, необходимых при организации лыжных занятий:

Уроки должны проводиться в тихую погоду или при слабом ветре, при температуре не ниже 20 градусов;

При сильном морозе необходимо поручать занимающимся следить друг за другом и сообщать преподавателю о первых признаках обморожения;

При утомлении или ухудшении самочувствия учащийся должен быть отправлен на базу только в сопровождении преподавателя или товарища;

Крепление лыж к обуви должно быть удобно для пользователя, прочным и надежным;

Перед выходом с базы к месту занятий преподаватель обязан объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения - движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну. Группу учащихся разрешается водить с лыжами по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие. Они обязаны иметь красные флажки, а с наступлением темноты – зажженные фонари: впереди – белого цвета, позади – красные.

Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя строго поочередно для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.

Учащиеся должны знать и строго выполнять Инструкцию при лыжной подготовке.

Правила техники безопасности на лыжах заключаются, в первую очередь, в необходимости принятия мер по недопущению обморожения конечностей и кожи на лице, а также общего переохлаждения организма. Профилактика заключается во взаимной помощи путем осмотра открытых частей тела друг у друга и в самоконтроле состояния кожи, ног, рук и всех других частей тела.

Первые признаки обморожения - побледнение кожи, покалывание, чувство онемения. Чтобы оказать помощь при обморожении , необходимо энергично растереть пораженное место рукой, шерстяной варежкой или шарфом.

Нельзя это делать снегом, потому что мелкие льдинки могут кожу поранить и внести инфекцию. Нужно помнить: обморозиться можно даже при сравнительно небольшом морозе. Если принятые перечисленные выше меры не принесли положительного результата, необходимо срочно добраться до теплого помещения и обратиться к врачу.

Возможные причины обморожения - ветер, тесная и мокрая обувь, одежда, не соответствующая погоде. Необходимо учитывать эти факторы и стараться исключать их из практики. Также, чтобы не допустить обморожения, нельзя после пробежки на лыжах, пропотев отдыхать без активного движения на открытом воздухе.

Отдыхать нужно только в помещении. Если там слишком тепло, снимите куртку и шапочку, расстегните ворот, расшнуруйте ботинки. После занятий обязательно переоденьтесь. Сухое белье предохранит от простуды.

Если есть возможность, выпейте горячего чая с ложкой меда. Мед поможет сердечной мышце восстановиться после дистанции. Придя домой, примите теплый душ.

Контроль тренировочных нагрузок

К соблюдению правил техники безопасности на лыжах следует также отнести контроль тренировочных нагрузок. Чрезмерные, а иногда, просто непосильные ударные нагрузки могут привести к серьезным сбоям в сердечно - сосудистой системе, головокружению и даже потере сознания.

Поэтому очень важно правильно оценивать свои физические возможности и выбирать соответствующую интенсивность движения на лыжне. Самым чутким критерием правильной дозировки служит дыхание.

Учитесь его постоянно контролировать. Это поможет Вам оперативно оценивать свое физическое состояние. В режиме затрудненного дыхания слабо тренированному, не совсем здоровому или пожилому человеку вообще не следует тренироваться.

Хорошо подготовленному человеку на прерывистом дыхании (когда дыхание осуществляется и через рот) можно либо финишировать, либо преодолевать конец подъема, после которого будет время отдышаться на спуске.

Для контроля уровня полученных на тренировке нагрузок может служить сон. Это - один из самых лучших индикаторов состояния здоровья. Продолжительная (более 40 минут) посильная нагрузка на лыжне восстанавливает и укрепляет сон. При недостатке или избытке физической нагрузки сон вместе с нарастанием раздражительности ухудшается, становится менее глубоким.

Скоростной спуск на лыжах

Еще один вопрос, требующий внимания при катании на лыжах. Это - недопущение травматизма. Какими должны быть действия лыжника, чтобы не получить травм на лыжной прогулке или тренировке?

Во - первых, необходимо правильно выбирать скорость движения при спуске на лыжах по буграм, холмам, приямкам, другим неровностям местности, а также - при скоростном спуске на лыжах с гор. Перед началом такой тренировки необходимо, прежде всего, хорошо размять мышцы и связки голеностопа. Скорость движения по местности с препятствиями должна соответствовать Вашей физической подготовке и скорости реакции.

Во - вторых, никогда не начинайте спускаться сверху напрямую по незнакомой горке, особенно если она крутая, не посмотрев, что внизу. При спуске на Вашем пути могут оказаться непреодолимые и сразу невидимые препятствия. Такие, как пеньки, ямы, расщелины.

Перед спуском незнакомую горку осваивают снизу вверх, каждый раз поднимаясь чуть выше. В снегопад при спуске по бугристому склону и во время скоростного спуска на подготовленной трассе необходимо использовать специальные защитные очки.

В-третьих, при возможном падении на лыжне старайтесь приземляться на бок, смягчая удар предплечьем. При падении на спуске, как это ни банально, пытайтесь сгруппироваться и сориентировать тело так, чтобы голова смотрела в сторону вершины. Лыжами упирайтесь в склон и пытайтесь погасить скорость, чтобы минимизировать травмы.

Правила техники безопасности на лыжне несложные, но придерживаться их необходимо, чтобы в рамках лечебно - физической культуры (лфк ) стало для Вас праздником и радостью.

Почти на всей территории нашей страны зима — это время для любителей лыж, санок и коньков. В рамках программы физического развития ребенка в школе лыжная подготовка является обязательной. Занятия способствуют укреплению иммунитета, тренируют все группы мышц. Лыжная подготовка в школе проводится во всех классах без исключения. Программе по этому направлению отводится 16 учебных часов. Дети должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья.

В решении этих задач большое значение имеет техника лыжной подготовки. Дети учатся правильно выполнять задания учителя, уделяя внимание отдельным элементам. Чтобы научиться спускаться с горы, стоит отработать технику ската и правильного торможения.

Лыжная подготовка в начальной школе

Независимо от возрастной категории детей, должна соблюдаться техника безопасности на уроках лыжной подготовки в школе. В ребята получают самые первые навыки обращения со спортивным инвентарем. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь стоит наиболее остро. Во-первых, для детей необходимо максимально правильно подобрать лыжи, палки, обувь и крепления. Во-вторых, необходимо научить застегивать жесткие крепления на лыжах и регулировать мягкие. В-третьих, при объяснении правил передвижения на лыжах детям начальной школы нужен наглядный пример.

Лыжная подготовка в начальной школе — это основа основ. От того, насколько ребенок усвоит азы, будут зависеть его дальнейшие успехи в этом виде спорта. Поэтому чаще всего учителю физкультуры в начальных классах приходится играть роль инструктора, который внимательно следит за каждым учеником и корректирует правильность движений при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

Несмотря на то что дети уже имеют опыт обращения со спортивным инвентарем, техника безопасности на уроках лыжной подготовки должна напоминаться учащимся. Ребята должны знать следующие правила:

  1. Перед уроком каждый должен проверить свои лыжи на исправность (целость креплений, отсутствие трещин).
  2. Не стоит надевать лыжи сразу после выхода на улицу. Инвентарь должен адаптироваться к низкой температуре.
  3. Нельзя махать палками слишком активно, чтобы не покалечить товарища.
  4. Ученику надо четко выполнять все требования учителя

В 5—7 классах занятия по лыжной подготовке предполагают изучение теории. Далее идет отработка знаний на практике. Учащиеся старших классов, проявившие себя с лучшей стороны, становятся помощниками учителя физкультуры на проведении внешкольных мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Чтобы уроки в школе прошли хорошо, стоит правильно выбрать спортивный инвентарь. Следует придерживаться следующих правил:

  1. Длина лыжи выбирается в соответствии с ростом учащегося. Если поставить лыжу вертикально, ребенок, подняв руку вверх, должен достать ладонью края.
  2. Лыжная палка при вертикальном ее расположении должна верхним своим краем доходить до подмышечной впадины учащегося.
  3. Лыжи для занятий подходят как деревянные, так и пластиковые. Остановив выбор на деревянных лыжах, нужно проверить их на предмет отсутствия трещин и сучков. Пластиковый инвентарь желательно выбирать с чешуйчатой скользящей основой. Такие лыжи не будут требовать дополнительной обработки при изменении погодных условий.
  4. Лыжные палки должны иметь специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, чтобы при движении не нарушать равновесия ребенка.

Соблюдение простых правил поможет ребенку уроки по лыжной подготовке превратить в любимое занятие, а также исключить травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки требует правильного подбора обуви для занятий. Безусловно, обувь должна быть для ребенка удобной. Кроме этого, нужно запомнить:

  • Лучше всего приобретать ботинки с удлиненным голенищем, которое будет защищать от снега.
  • Носки ботинок должны быть тупыми и широкими, для удобства их закрепления.
  • Ботинки должны быть на один или два размера больше, чтобы можно было надеть два носка (наличие шерстяного обязательно).
  • Шнуровать обувь нужно плотно, чтобы избежать при падении травмы голеностопного сустава.

Правильный подбор обуви поможет избежать переохлаждения и травм.

Одежда для проведения лыжной подготовки

Особых правил по выбору одежды для занятий на лыжах нет. Однако форма должна соответствовать следующим правилам:

  • надежно защищать от ветра;
  • не перегревать и не способствовать переохлаждению;
  • не должна сковывать движений во время занятий;
  • варежек должно быть два комплекта, чтобы в случае намокания одной можно было надеть другую пару;
  • головной убор должен быть изготовлен из теплого гипоаллергенного материала.

Соблюдение температурного режима

Каждый учитель прекрасно знает, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенном Основную информацию следует знать и родителям, если речь идет об учащихся начальных классов. Ведь именно мамы и папы помогают ребятам собраться на занятия.

Лыжная подготовка в начальной школе проводится:

  • если погода безветренная и температура воздуха не ниже -9 градусов;
  • если скорость ветра до 5 м/с и температура не ниже -6 градусов;
  • если от 5 до 10 м/с и температура не ниже -3 градусов.

Для старших школьников температурный режим немного другой. Основные данные будут приведены в таблице.

Безветренная погода

Скорость ветра до 5 м/с

Скорость ветра 5 - 10 м/с

Во всех остальных случаях занятия проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

  1. Здоровье ребенка чаще всего зависит от уровня его физической активности.
  2. Лыжная подготовка — это не просто занятия на свежем воздухе. Это еще закаливание организма, всесторонее физическое развитие ребенка.
  3. Занятия на свежем воздухе способствуют лучшей активности головного мозга.
  4. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки — это основа сохранения физического здоровья детей.
  5. Школьные уроки лыжной подготовки не сделают ребенка мастером спорта, но поспособствуют его полноценному физическому развитию.

В здоровом теле — здоровый дух. Однако и впадать в крайность не стоит. Если организм ребенка ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе в зимний период лучше отказаться. Техника безопасности предусматривает правильный подбор не только спортивного инвентаря и формы одежды, но и условий, в которых будут проведены занятия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»