Бронхиальная астма лфк на разных периодах лечения. Бронхиальная астма и лечебная физкультура

Подписаться
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:

В борьбе с бронхиальной астмой многие отдают предпочтение . Однако мало кто знает о том, что это не единственный метод устранения заболевания. Правильное занятие физическими упражнениями позволит в короткие сроки побороть тяжёлую патологию дыхательной системы.

Спорт – надёжный путь к здоровью! Но многие скептически относятся к данной методике лечения , а иногда даже с опаской за ухудшение своего самочувствия. Пришло время разобраться, можно ли заниматься детям и взрослым физической культурой при бронхиальной астме.

Можно ли заниматься спортом

Те, кто вынужден делить свою жизнь с бронхиальной астмой, не понаслышке знают, что активные физические нагрузки вызывают бронхоспазм и приступ удушающего кашля. Именно по этой причине возникает серьёзное опасение к занятиям спорта в качестве лечебной методики. Но учёным удалось доказать , что регулярные тренировки, основанные на правильном выполнении ряда упражнений, помогают не только укрепить ослабленный организм, но и полностью устранить заболевание.

Бронхиальной астме подвержены не только взрослые, но и дети . Маленьким пациентам также разрешены занятия физической культурой, но по особой технологии.

Роль ЛФК

Роль физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой неоценима! Грамотно выполняемые упражнения позволяют укрепить мышцы, значительно снизить спазмы в период и адаптировать больного к гипоксии.

Регулярные занятия позволяют не только стабилизировать состояние здоровья больного, но и значительно уменьшить количество медикаментозных препаратов, применяемых для поддержания оптимального состояния здоровья астматика. Также грамотно проводимые занятия позволяют значительно увеличить промежуток времени между приступами и способствуют защите организма от появления .

Лечебная физическая культура для взрослых

Внедрение в работу организма должно сопровождаться соблюдением определённых правил:

  1. Лечебные занятия должны назначаться после консультации со специалистом , это позволит избежать негативных последствий и ухудшения самочувствия. Кроме того, наиболее эффективной станет комплексная терапия – сочетание приёма лекарственных препаратов и выполнения упражнений.
  2. Стремление выздороветь как можно быстрее не должно затмевать здравый рассудок! Важно помнить, что чрезмерно активная нагрузка на организм, пораженный бронхиальной астмой, категорически недопустима! Интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно, медленно и плавно.

    Важно! Если в случае увеличения нагрузки больной отмечает дискомфорт, и появление кашля, необходимо приостановить занятия, после чего вернуться к первоначальному этапу тренировок.

  3. Во время занятий крайне важно следить за дыханием. Оно должно быть ритмичным, ровным. Также необходимо позаботиться о том, чтобы рядом был лечебный ингалятор.
  4. При занятиях нужно позаботиться о том, чтобы в помещении была хорошая вентиляция и увлажнённость. При недостаточной влажности воздуха возможны резкие приступы спазмов бронхов.

Ознакомившись с основными правилами, можно приступать к выбору вида сорта для занятий. Преимущество лечебной физической культуры – в широком выборе разрешённых видов спорта. Можно отдать предпочтение плаванию или аквааэробике, футболу или теннису, восточным единоборствам или танцам. По мнению врачей, идеальным вариантом занятий при бронхиальной астме является дыхательная гимнастика.

Лечебная физическая культура для детей

Бронхиальная астма у детей протекает несколько по иному, чем у взрослых. Например, приступы удушающего кашля у маленьких пациентов отмечаются намного реже.

Для малышей, больных бронхиальной астмой, оптимальной является дыхательная гимнастика. Наиболее эффективной признана методика Стрельниковой , к тому же выполнять упражнения довольно просто. Возможны лечебные упражнения, которые не только стимулируют малыша к выздоровлению и активному образу жизни, но и в целом значительно улучшают его самочувствие.

Важно! Помнить, что лечебные упражнения и дыхательная гимнастика разрешены в качестве комплексного лечения только детям с трёхлетнего возраста!

Ребёнку, который болеет бронхиальной астмой, будут полезны такие спортивные нагрузки, как долгие прогулки на свежем воздухе (туристические походы не только улучшат дыхательную систему малыша, но и вызовут у него неподдельный интерес), футбол, катание на коньках и роликах.

Комплекс упражнений ЛФК

В таблице представлены эффективные упражнения, предназначенные для больных бронхиальной астмой (взрослой возрастной группы).

Исходная позиция Методика выполнения упражнений Количество повторений
Сидя на ровной поверхности (на кровати или на табуретке). Руки развести в стороны, ритмично сгибать и разгибать их в локтях. Упражнение повторить не менее восьми раз.
Стоя, спина ровная, руки поднять и убрать за голову. Наклонять корпус поочерёдно влево, вправо, назад и вперёд. Сделать не менее шести подходов.
В позиции стоя, руками необходимо опереться на стол. Выполнять дыхательное упражнение – делать глубокий вдох, на выдохе произносить протяжную букву «ж». Повторить не менее шести раз.
В позиции стоя, руки опущены. На глубоком вдохе – руки в стороны, после чего на выдохе вернуть руки в исходную позицию. Выполнить упражнение пяти-шесть раз.
Стоя. Руки опущены вниз, в руках держать небольшой мяч. При вдохе возвести руки на головой, на выдохе опустить их в начальное положение. Упражнение с мячом повторить восемь раз.
Стоя, руки свободны. При вдохе плавно развести руки в разные стороны строго под углом 45 градусов, при выдохе руки опустить. Повторить шесть-семь раз.
Стоя, спина ровная, руки расслаблены. В течение минуты выполнять ходьбу на месте. Повторить восемь раз, то есть данное упражнение должно занять не более восьми минут.

Комплекс лечебных упражнений и медикаментозной терапии дадут высокоэффективный результат.

Важно! Помнить, что представленная методика является лишь ознакомительной. Выполнять её можно только после консультации с лечащим врачом!

ЛФК при бронхиальной астме у детей

В первую очередь стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику . Выполняется она довольно просто и не вызовет у ребёнка никаких трудностей в исполнении.

  1. Гласные буквы, произнесённые на выдохе, улучшают работу дыхательной системы. Необходимо на выдохе протяжно произносить буквы «и», «а», «о», «у».
  2. Согласные буквы, произнесённые на выдохе, действуют более агрессивно, и благодаря вибрации, оказываемой на верхние дыхательные пути, провоцируют более . На выдохе необходимо произносить такие буквы, как «р», «з», «г», «д».

Что касается лечебных физических упражнений, но их выполнение также не вызовет трудностей с выполнением у детей. Стоит отметить, что длительность занятия не должна превышать 15 минут!

К основным лечебным упражнениям относятся:

  1. Ребёнок садится на стул, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, затем на выдохе нужно вернуться в исходную позицию. Повторить пять раз.
  2. Ребёнок сидит на стуле, кисти рук кладёт на плечи. На вдохе необходимо наклониться вперёд, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить пять раз.
  3. Ребёнок сидит на стуле, ножки расставлены максимально широко друг от друга. Руки расставлены в разные стороны (на уровне груди). На вдохе нужно повернуть корпус направо, на выдохе вернуться в исходное положение. Затем на вдохе повернуть корпус налево, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение в каждую сторону по пять раз.
  4. Ребёнок находится в положении стоя, ножки вместе, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются вниз. Повторить пять раз.
  5. В позиции стоя, руки расставить в стороны. На вдохе необходимо приподнять правую ногу и согнуть в колене, на выдохе опустить ногу (выполнить 5 раз). Повторить упражнение с левой ногой.

Весьма несложная лечебная гимнастика, которая поможет ребёнку почувствовать себя значительно лучше.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основные задачи лечебной физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой выглядят следующим образом:

  • прежде всего задача состоит в том, чтобы обучить больного бронхиальной астмой правильному дыханию во время бронхоспазма и приступов удушья;
  • благодаря регулярной тренировке значительно уменьшаются спазмы дыхательных мышц;
  • немаловажным является улучшение общего самочувствия больного, повышение энергетического тонуса организма;
  • лечебная гимнастика помогает активному выведению мокроты;
  • лечебная физическая культура благотворно влияет на нормализацию психоэмоционального состояния больного и устранение нервного возбуждения, а следовательно – помогает снизить дыхательный процесс.

Регулярные тренировки помогают повысить подвижность грудной клетки и улучшают работу мышц , а также отлично стимулируют аэробную функцию.

Противопоказания лечебной физической культурой при бронхиальной астме

И все же, несмотря на неоценимую помощь физической культуры, есть ряд ограничений , при которых стоит воздержаться от данной лечебной методики воздействия на организм астматика. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • лихорадочное состояние, высокая температура;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • наличие онкологических патологий злокачественной формы (локализующихся преимущественно в бронхо-легочной системе);
  • внутреннее кровотечение и опасность его возникновения;
  • ухудшение самочувствия, сильный дискомфорт и возникновение болевого синдрома при любых (даже минимальных) нагрузках.

Кроме того, лечебную гимнастику запрещено выполнять при общем тяжёлом состоянии больного.

Важно! Во избежание ухудшения самочувствия, перед началом тренировок необходимо проконсультироваться с лечащим врачом!

Итак, лечебный комплекс упражнений при бронхиальной астме выполнять не только можно, но и нужно. Главное – выполнять их правильно и прислушиваться к своему самочувствию. При возникновении любых недомоганий необходимо временно прекратить выполнение упражнений и сообщить лечащему врачу о возникших ухудшениях в состоянии здоровья. Также важно помнить , что максимально эффективного результата можно достичь только в комплексном лечении. Поэтому о приёме лекарственных препаратов забывать не стоит.

Главное правило – любое внедрение в работу организма должно сопровождаться рекомендацией врача. Только опытный специалист сможет грамотно составить курс лечения, исходя из индивидуальных особенностей организма астматика.

Применение физических упражнений способствует:

  • укреплению дыхательных мышц,
  • уменьшению закупорки бронхов,
  • самоочищению дыхательных путей,
  • сохранению эластичности легочной ткани,
  • профилактике эмфиземы,
  • улучшению проходимости бронхов.

Для достижения стойких результатов гимнастику необходимо выполнять ежедневно.


Общие правила выполнения упражнений

  • Физические занятия практикуют только вне обострений бронхиальной астмы.
  • Тренировки лучше проводить в комнате с открытым окном.
  • Противопоказана ЛФК при астматическом статусе, дыхательной недостаточности 3-й степени, одышке более 25 дыханий в минуту.
  • При тяжелых формах болезни перед началом тренировки принимают назначенные врачом бронходилататоры.
  • Гимнастику полезно сочетать с лечебной ходьбой или плаванием.


Методика ЛФК


Чтобы повышение физической активности не спровоцировало приступ астмы, нагрузку увеличивают постепенно – от занятия к занятию.

Начинают гимнастику с так называемого вводного периода, во время которого выполняются простейшие упражнения и происходит обучение технике правильного дыхания. Через 5 дней переходят к основному комплексу, направленному на интенсивную тренировку дыхательной мускулатуры. Упражнения основного комплекса продолжают выполнять в течение всей жизни.

Дыхание во время гимнастики должно быть спокойным. Фазы вдох-выдох рекомендуется регулировать при помощи счета.

Вводный комплекс

  1. Сесть на стул, плотно прислонившись к спинке. На счет 1–2 сделать вдох через нос, на 3–4 выдохнуть через рот, приоткрытый щелочкой. Число повторов – 3–6.
  2. На счет 1–2 сделать вдох и поднять вверх одну руку. На 3–4 выдохнуть, опустить руку. На счет 5–6 задержать дыхание. Выполнить упражнение с другой рукой. Повторить 3–6 раз.
  3. Подвинуться на край стула. Руки положить на колени ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти и стопы одновременно. Число повторов – 9–12.
  4. Снова придвинуться к спинке стула. На счет 1–2 сделать вдох, на 3–6 – выдох, на 7 – зажать нос и задержать дыхание. Число повторов – 4–6.
  5. Прижать ладони к груди. Откашляться несильными толчками 2–3 раза.
  6. Упереться руками в колени, туловище слегка наклонить вперед. На счет 1–2 вдохнуть через нос, на 3–6 – выдохнуть через рот «щелочкой». Число повторов – 4–6.

  7. Подвинуться на край стула. Кисти поставить на плечевые суставы. На выдохе медленно крутить локтями вперед, на вдохе – назад. И так 4–6 раз.
  8. Опустить руки по швам. На вдохе поднимать плечи, на выдохе опускать. Сделать 4–6 раз.
  9. На вдохе обе руки поднимать наверх, на выдохе, проговаривая длительный звук «ш-ш», опускать вниз. Выполнить 4–6 раз. (С голосовых связок вибрация передается на бронхи, что способствует их расслаблению.)
  10. Руки положить на колени. На счет 1 сделать вдох, на 2–6 переплести руки в замок перед грудью и сделать выдох, произнося протяжный звук «ж-ж».
  11. Руки по швам. На счет 1 поднять обе руки вверх. На 2–4 опустить вниз со звуком «пф-ф».
  12. Откинуться на спинку стула, расслабить конечности. Сидеть так 1–2 минуты.

Основной комплекс


Еще о лечении бронхиальной астмы и методах борьбы с ней в программе «Жить здорово!»:


otolaryngologist.ru

Здоровье

И. Н. МАКАРОВА, кандидат медицинских наук,
В. Г. ЧЕРНЫЙ, кандидат медицинских наук

Нарушение дыхания во время приступа бронхиальной астмы происходит из-за остро возникающего сужения просвета бронхов вследствие спазма их гладкой мускулатуры, закупорки их вязкой слизью, которая в избыточном количестве выделяется в этот период отечной и набухшей слизистой оболочкой.

Воздух сравнительно легко входит в легкие, а выходит с затруднением, в результате возникает острое вздутие легких. Но и вне приступа наблюдается нарушение дыхания, что обусловлено спазмом дыхательной скелетной мускулатуры.

Специалисты выяснили: если мышцы плечевого пояса, грудной клетки, спины, живота напряжены, напряжена и гладкая мускулатура бронхов; если, наоборот, расслаблены - расслаблена и она.


Именно поэтому после выполнения самомассажа и упражнений, особенно на расслабление мышц, бронхи расширяются, облегчается дыхание, свободнее откашливается мокрота.

Кроме того, в момент расслабления мышц снижается сопротивление току крови в сосудах рук, ног, туловища, внутренних органов и тем самым облегчается работа сердца.

САМОМАССАЖ

Занятия лучше начать с самомассажа. Продолжительность его вначале 6 минут, через три-четыре недели - 10-15 минут.

Проветрите комнату, примите удобное положение, полулежа на кровати или тахте, подложив под спину и голову 2-3 подушки. Максимально расслабьте мышцы, руки свободно лежат вдоль туловища.

САМОМАССАЖ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Женщины делают самомассаж, обходя молочную железу.

Ладонь правой кисти положить на нижний край грудной клетки слева от грудины.

Произвести легкие прямолинейные поглаживания в сторону свободно лежащей левой руки, постепенно продвигаясь вверх до ключицы. Повторить 2-3 раза.

Затем в том же направлении основанием ладони с незначительным легким нажимом (рисунок 1) произвести круговые растирания. Повторить 2-3 раза.


То же на другой стороне.

Слегка развести пальцы правой руки и, согнув, установить в межреберные промежутки внизу слева от грудины. Постепенно продвигая руку вверх, произвести прямолинейные растирания межреберных промежутков.

Затем по этим же направлениям произвести круговые растирания, совершая пальцами вращательные движения (рисунок 2).

То же на другой стороне.

Ладони положить на нижнюю часть грудной клетки. Вдохнуть; выдыхая, надавить на грудную клетку, помогая выдоху (рисунок 3). Повторить 2-3 раза.

Лечь на две подушки, согнуть ноги в коленях, максимально расслабить мышцы живота.

Захватить около грудины справа и слева между большим и остальными пальцами нижний край грудной клетки (реберную дугу). Продвигая руки в стороны от грудины, произвести прямолинейное растирание (рисунок 4). Повторить 5-6 раз.

Ладони положить на верхнюю часть живота. Во время вдоха живот выпячивается. Во время выдоха опускается, помочь этому движению, надавливая ладонями. Повторить 2-3 раза.

САМОМАССАЖ ГРУДИНЫ

Легкое растирание грудины выполняют кончиками пальцев обеих рук мелкими возвратными движениями прямолинейно снизу вверх и сверху вниз (рисунок 5). Затем делают круговые растирания грудины в тех же направлениях.

После этого массируется область соединения ребер с грудиной. Установив кончики пальцев правой руки у основания грудины слева, произвести легкие вращательные движения, передвигая руку от нижнего края грудины вверх до ключицы и затем под ключицей (рисунок 6).


Этот прием следует чередовать с поглаживанием. Повторить 3-4 раза.

То же на другой стороне.

САМОМАССАЖ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕИ

Слегка отклонить голову назад. Ладонью правой руки произвести на левой половине передней поверхности шеи 3-4 поглаживания от края нижней челюсти до ключицы, а затем 3-4 - с легким нажимом (рисунок 7).

То же левой рукой на правой половине передней поверхности шеи.

На боковой поверхности шеи делают более легкое поглаживание, так как здесь расположены сонная артерия и яремные вены.

Подбородок приподнять, голову повернуть влево. Кончиками пальцев правой руки на левой стороне произвести прямолинейные мелкие растирания боковой поверхности шеи по ходу грудино-ключичнососцевидной мышцы в направлении от мочки уха к грудине (рисунок 8).

Повторить 2-3 раза, затем в том же направлении выполнить 2-3 круговых растирания.

То же на другой стороне.

Еще раз подчеркиваем: растирания передней и особенно боковой поверхности шеи выполняются легко и осторожно.

Отдохнуть 5-10 минут и приступить к лечебной гимнастике.

Через 3-4 недели после того, как вы хорошо освоите методику и технику самомассажа и будете затрачивать меньше усилий на его выполнение, можно добавить массаж грудной мышцы (только для мужчин!) и задней поверхности шеи.


САМОМАССАЖ ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕИ

Сесть на стул, локти на стол, слегка запрокинуть голову назад, кисти рук за голову.

Кончиками пальцев произвести легкие круговые движения в направлении от мочки правого и левого уха к затылочному бугру (рисунок 9).

Сесть прямо, голову слегка наклонить вперед. Произвести поглаживание пальцами обеих рук от затылка по направлению к плечевым суставам - 3-4 раза поверхностно и 3-4 раза с легким нажимом (рисунок 10).

САМОМАССАЖ ГРУДНОЙ МЫШЦЫ (делают только мужчины).

Сесть на стул, положить левую ногу на правую, а левую руку - на бедро, слегка наклониться вперед. По возможности расслабить грудные мышцы.

Продвигая ладонь правой кисти от нижнего края левой половины груди вверх к подмышечной впадине, произвести поглаживание. Затем в том же положении основанием ладони с легким нажимом сделать выжимание.

То же на другой стороне.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

Страдающим бронхиальной астмой прежде всего следует научиться расслаблять мышцы. Для этого надо принять удобное положение: полусидя в кровати или на стуле, ближе к его краю, опершись о спинку.


Начинают с упражнений на расслабление (1,2,3,4,5), заканчивают дыхательными (7,8,9,10,11).

Вначале их выполняют, не углубляя вдоха и выдоха, со временем все более удлиняют выдох, по существу не усиливая его. Как это делать?

Очень медленно и спокойно выдыхать через слегка сомкнутые губы: представьте себе, что вы дуете на пламя свечи так, чтобы не погасить его.

По мере овладения таким дыханием можно удлинять вдох и углублять выдох (но не форсировать, иначе может произойти спазм гладкой мускулатуры бронхов).

Большую роль в улучшении вентиляции легких играет и диафрагмальное дыхание. Развить силу и подвижность диафрагмы помогут упражнения с участием мышц передней брюшной стенки.

Сидя на стуле

1. Прислониться к спинке стула, ноги на ширине плеч, полусогнуты, руки на коленях. По возможности более полно расслабить мышцы. Не отрывая пятки от пола, приподнять носки, затем «уронить». Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз.

2. Приподнять согнутую в колене ногу сантиметров на 10-15, «уронить». То же другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 3-6 раз.

3. Приподнять согнутую в локте руку, «уронить». То же другой рукой. Дыхание произвольное (рисунок I). Повторить 3-6 раз.

4. Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула, наклониться вправо и, как маятником, покачать 8-10 раз правой рукой, встряхнуть ее и расслабленно оставить опущенной вдоль туловища. Дыхание произвольное. То же другой рукой.


5. Поднять вверх голову, посмотреть на потолок - вдох, расслабленно «уронить» ее на грудь - выдох. Повторить 2-4 раза.

Прислониться к спинке стула, посидеть расслабленно в течение 30-60 секунд. Дыхание произвольное, спокойное.

6. Поочередно выпрямлять ноги в коленном суставе, стопы скользят по полу. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз каждой ногой.

7. Сесть на край стула, опираясь о его спинку. Одна рука на груди, другая - на животе. Диафрагмальное дыхание: вдох - выпятить живот, выдох - втянуть. Повторить 3-6 раз. Это упражнение полезо выполнять 3-4 раза в день.

8. Слегка развести руки в стнороны - вдох, обнять себя, прижать подбородок к груди - медленный выдох через сомкнутые трубочкой губы (рисунок II). Повторить 5-8 раз. Затем расслабленно покачать руками, отдохнуть.

9. Развести руки в стороны - вдох, подтянуть руками колено к груди, наклонить голову, - медленно выдыхая, произнести звук ж-ж-ж-ж-ж. То же другой ногой. Повторить каждой 5-8 раз.

Расслабиться, спокойно отдохнуть в течение 20-30 секунд.

10. Сесть прямо, не прислоняясь к спинке стула, кисти к плечам - вдох. Медленно выдыхая, произнести звук з-з-з-з, сделать 2-4 круговых движения локтями вперед (рисунок III). Расслабленно «уронить» руки, отдохнуть. Повторить 4-8 раз.

11. Поднять руки вверх, посмотреть на них - вдох; слегка наклониться вперед, скользя руками по передней поверхности ног, - медленный выдох. Повторить 4-6 раз.

Повторить упражнение 7 (диафрагмальное дыхание). Затем отдохнуть, спокойно подышать.

Первые две недели заниматься лечебной гимнастикой следует раз в день, а потом - два раза, утром и во вторую половину дня, до еды или через 1,5-2 часа после нее.

Темп упражнений равномерный, медленный. Сразу же после занятий пульс не должен превышать исходный более чем на 10-12 ударов в минуту.

В комплекс включены в основном упражнения на расслабление и дыхательные. Его могут выполнять все больные бронхиальной астмой, в том числе недавно перенесшие обострение.

Если упражнения в положении сидя выполняются легко, не возникает одышка, а пульс после занятий учащается менее чем на 8 ударов в минуту, то упражнения №№ 8, 9, 10 и 11 можно делать стоя.

Страдающим бронхиальной астмой очень полезны прогулки на свежем воздухе. Во время ходьбы углубляйте дыхание, делайте вначале на один шаг вдох, а выдох - на два.

Ежедневная тренировка позволит постепенно добиться углубления вдоха и выдоха.

Со временем, через 7-10 дней (не спешите форсировать!), вдох можно будет делать на 2 шага, выдох - на 4.

Еще через 7-10 дней вдох - на 3 шага, выдох - на 6, затем примерно через такой же срок вдох - на 4 шага, выдох - на 8.

Если этот ритм дыхания легко переносится, можно попробовать делать вдох на 5 шагов, выдох - на 10 шагов.

Рисунки П. БЕНДЕЛЯ

Бронхиальная астма сегодня

Современные возможности медикаментозного лечения бронхиальной астмы достаточно велики: созданы препараты, расслабляющие мускулатуру бронхов, устраняющие аллергическое воспаление, разжижающие мокроту.

Врачи еще несколько десятилетий назад могли только мечтать о таком арсенале противоастматических средств. И тем не менее в наши дни все больше становится пациентов, которым не всегда легко помочь, даже используя самые новые препараты. Подробнее >>>

По материалам журнала «Здоровье» 03.1980 г.

Астма бронхиальная

АСТМА БРОНХИАЛЬНАЯ (греч. asthma - одышка, удушье) - заболевание, выражающееся периодически наступающими приступами удушья, имеющими различную силу и продолжительность (от нескольких часов до нескольких дней).

Возникновение приступа обусловлено спазмом мелких бронхов, набуханием их слизистой оболочки и закупоркой их выделяемой в изобилии слизью.

Как правило, приступ астмы бронхиальной возникает внезапно, большей частью ночью.

Больной испытывает затруднение в выдыхании воздуха, грудная клетка раздувается, появляется тягостное ощущение удушья; он сидит в постели, свесив ноги, или вскакивает, ищет удобную позу, подбегает к окну, с жадностью вдыхает свежий воздух.

Кроме таких выраженных приступов, с внезапным началом и концом, может быть еще так называемое астматическое состояние (затяжная астма), когда проходят часы и дни, а ожидаемого разрешения приступа не наступает, продолжаются свистящие хрипы, выделение мокроты затруднено; больной не спит всю ночь; различные, ранее помогавшие средства или не действуют или приносят лишь слабое облегчение. Подробнее >>>

zdorov.liferus.ru

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

Проводится сидя на стуле.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

Комплекс упражнений (подготовительный режим)

Исходное положение – сидя.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).

Исходное положение – стоя.

  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

ingalin.ru

ЛФК для детей при бронхиальной астме

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако «прямая» наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания — бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При «влажной» бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

lfk-gimnastika.com

Что представляет собой бронхиальная астма?

Это заболевание вызывает развитие воспаления в бронхах. Появляется отёк слизистого слоя, в котором возникает мокрота, вызывающая спазмы мышц. В результате происходит сжатие бронхов и осложнения в дыхании, сильный кашель, приступы удушья.

ВАЖНО! Среди причин появления бронхиальной астмы выделяются: аллергия на шерсть или пыльцу, пыль, наследственность, лекарства.

Астма не возникает вследствие инфекций. Для её лечения не используют антибиотики, а применяют специальные лекарства. Бронхи реагируют на каждый возбудитель, которыми являются: табачный дым, порошок или пыль, острые запахи, холод. Они могут спровоцировать приступ или сильный кашель. Дети и молодёжь наиболее расположены к бронхиальной астме, но она может возникнуть у любого человека.

Задачи лечебной физкультуры

Часто врачи и сами пациенты недооценивают влияние лечебной физкультуры в процессе лечения. Применение современных и дорогих лекарств без физической нагрузки неспособно полностью восстановить организм. Со временем может произойти ухудшение состояния здоровья и развитие более серьёзных заболеваний.

ВАЖНО! Лечебная физкультура полезна всем без исключения пациентам. Нет ограничений по половым признакам, возрасту, стадии болезни. Бронхиальная астма способна доставить много неприятностей и её лечение следует проводить незамедлительно.

У оздоровительных мероприятий следующие цели:

С целью повышения работоспособности мышц дыхательной системы, разработано несколько видов упражнений.

Действия лечебной физкультуры

Лечение выполняется между приступами при нормализации состояния организма.

  1. Упражнения восстанавливают частоту дыхания.
  2. Звуковая гимнастика способна предотвратить развитие эмфиземы, и улучшить обмен веществ. Во время работы мышц в организме происходит умеренный выброс адреналина.
  3. Появляется нагрузка на мышцы, задействованные в процессе дыхания, что предотвращает возникновение болезни. Можно остановить развитие бронхиальной астмы на начальной стадии.
  4. Программа упражнений составляется для каждого пациента отдельно в зависимости от его состояния здоровья и степени развития болезни.
  5. В комплекс часто включаются лечебная физкультура и дыхание одновременно.

Выполнение программы

Не следует спешить и стараться за короткий срок выполнить как можно больше упражнений. Скорость может спровоцировать появление приступа, и качество выполнения упражнений оставит желать лучшего. На начальных стадиях бронхиальной астмы необходимо начинать с небольшого количества упражнений лечебной физкультуры и постепенно переходить к более сложным упражнениям и со временем повышать нагрузку на организм.

ВАЖНО! Первые несколько дней больной проходит подготовительный курс физкультуры, который подводит его к выполнению основной части лечения.

Дыхательные упражнения позволяют наполнить организм кислородом, укрепить бронхи и очистить их от скоплений слизи, восстановить кровообращение. Лечебную физкультуру рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в проветриваемой комнате.

У упражнений имеются противопоказания. Несоблюдение этих рекомендаций может осложнить бронхиальную астму:

  • появление обострения;
  • во время инфекций дыхательных путей;
  • холодная погода (если упражнения выполняются на улице).

Подготовительный курс лечебной физкультуры:

  1. Сидя на стуле держа спину ровно необходимо сделать глубокий вдох через нос. Выдох осуществляется через рот. Необходимо сделать от 5 до 10 вдохов.
  2. Начальное положение то же. Во время вдоха поднимается рука с задержкой дыхания на несколько секунд, после чего с выдохом она опускается.
  3. Сидя на стуле руки опущены на колени. Выполняется круговое движение кистями рук и стопами. В каждую сторону нужно сделать 10 вращений.
  4. Прижавшись к спинке стула или кресла, выполняется несколько глубоких вдохов с задержкой дыхания на 5 секунд. Выполняется 8 подходов.
  5. Нажав на грудь с применением небольшого усилия, происходит покашливание. Нужно покашлять 5 – 8 раз.

Основные мероприятия лечебной физкультуры

Они помогут справиться с бронхиальной астмой, если качественно их выполнить.

  1. Стоя выполняется вдох, при котором происходит наклон вперёд. С выдохом тело возвращается в изначальное положение. Выполняется 5 – 10 повторов.
  2. Стоя, прижав руки к телу, делается вдох носом. В это время руки поднимаются и касаются плеч. Выдох возвращает руки в первое положение. Количество повторов 4 – 15 раз.
  3. Происходит вдох через нос с выставлением живота вперёд. Выдох сопровождается втягиванием живота в себя. Всё продолжается 1 – 2 минуты.
  4. Стоя с прижатыми руками к туловищу происходит глубокий вдох с одновременным подъёмом колена к груди. Нужно постараться довести колено как можно ближе к груди, если это не получается, то на максимально возможную высоту. С выдохом нога опускается на прежнее место. Количество повторений 5 – 7 раз для каждой ноги.
  5. В том же положении во время вдоха происходит наклон вбок со скольжением руки вдоль тела. Выдох, возврат в начальное положение. Выполняется 5 – 10 повторений.
  6. Лёжа на кровати, колено подтягивается к груди с глубоким и медленным вдохом через рот. Выдыхая носом, нога возвращается в первоначальное положение. Число повторений 4 – 8 для каждой ноги.
  7. Стоя на носках, руки разводятся в стороны. С глубоким вдохом руки скрещиваются на груди, ударяя ладонями по лопаткам. Руки возвращаются в начальное положение одновременно с вдохом.

Во время дыхания можно произносить различные звуки. Упражнение может сопровождаться длительным произнесением букв: е, о, у. В основной программе лечебной физкультуры это буквы: с, р, з. На завершающем этапе: ж, х. Звук произносится около 5 секунд с увеличением времени до 1 минуты. Эти упражнения повторяются 3 раза в день по 5 минут, с перерывами в 20 секунд между звуками.

Положительные свойства йоги при бронхиальной астме

Йога отлично влияет на оздоровление организма при бронхиальной астме. Она способна улучшить состояние больного, развить гибкость суставов не только при астме, но и при других заболеваниях. Рекомендуется заниматься йогой и при бронхиальной астме. Упражнения позволяют избавиться от многих симптомов, а некоторые ослабить. Йога позволяет поднять настроение, улучшить физическое состояние больного.

В неё входят дыхательные упражнения и растяжка. После прохождения курса йоги больной научиться правильно дышать и расслаблять все группы мышц.

ВАЖНО! После занятий йогой при бронхиальной астме, через несколько месяцев появятся видимые улучшения. Многие больные замечают восстановление дыхания, улучшения состояния здоровья, исчезновение многих симптомов астмы.

Эффективность лечебной физкультуры возрастёт, если начать её применение на начальной стадии болезни. Быстрая ходьба, медленный бег, дыхательные упражнения отлично совмещаются с медикаментозным лечением. Правильно составленная программа упражнений позволит сократить возникновение приступов и предотвратит ухудшение состояния бронхиальной астмы.

bronhial.ru Чем снять аллергический зуд на коже

Бронхиальная астма характеризуется приступами экспираторной одышки (удушья), обусловленной сужением просвета мелких бронхиол и появлением в них экссудата. B результате возникает острая задержка воздуха в легких и растяжение альвеол воздухом; вдох короткий, выдох замедлен и затруднен. Продолжительные и частые приступы могут привести к развитию хронического бронхита.

Бронхиальная астма имеет инфекционно-аллергическую природу. В качестве аллергена, вызывающего приступ удушья, могут быть самые разнообразные причины: запах сена, некоторых цветов, пищевые и лекарственные вещества и др.

Бронхиальная астма рассматривается как результат нарушения нормальных взаимоотношений различных отделов ЦНС, peгулирующих функции гладкой мускулатуры бронхов. Повышенная возбудимость подкорковых центров приводит к возникновению рефлекторного спазма бронхов и бронхиол под воздействием аллергенов. У больных бронхиальной астмой блуждающий нерв находится в состоянии повышенной чувствительности. При раздражении его наступает внезапный спазм гладкой мускулатуры бронхов и сужение их просвета, что затрудняет продвижение воздуха, особенно во время выдоха. Задержка воздуха приводит к расширению альвеол легких - эмфиземе.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании. Дыхательные упражнения рефлекторно уменьшают у больного спазм бронхов и бронхиол (влияние носолегочного рефлекса).

Основными задачами являются:
1) восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
2) уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
3) активизация трофических процессов в тканях;
4) противодействие развитию эмфиземы легких;
5) обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
6) обучение удлиненному выдоху.

Курс лечебной физической культуры в стационаре делится на 3 периода: I (щадящий), II (функциональный) и III (тренировочный). I и II периоды протекают в стационаре, III - в условиях поликлиники или санатория.

I период служит для ознакомления с состоянием больного, его функциональными возможностями. Продолжительность периода зависит от тяжести заболевания.

Во II периоде занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки.

В занятиях лечебной гимнастикой используют специальные упражнения:
1) дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
2) дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;
3) упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;
4) диафрагмальное дыхание;
5) упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
6) массаж грудной клетки и мышц предплечья (уменьшает скованность грудной клетки и облегчает дыхание).

В занятия лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые дыхательные упражнения (рис. 6).


Рис. 6. Специальные дыхательные упражнения, способствующие выдоху

Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу отдыха для расслабления мышц (20-30 с). Дозировка упражнений- 4-12 раз. Темп медленный и средний.

Применение массажа оказывает рефлекторное положительное воздействие на состояние больных бронхиальной астмой. Вначале массируют переднюю поверхность грудной клетки (применяя поглаживание, растирание, разминание, прерывистую вибрацию, сдвигание), затем область спины.

III период курса лечебной физической культуры протекает в условиях санатория или поликлиники. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в исходном положении стоя. Применяются те же специальные упражнения, что в предыдущих периодах.

Людям молодого возраста с редкими приступами наряду с утренней гигиенической гимнастикой, лечебной гимнастикой в санаторно-курортных условиях показаны дозированные занятия греблей, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом и др.

Примерное занятие лечебной гимнастикой при бронхиальной астме в функциональном (II) периоде
Часть занятия Исходное положение Описание упражнений Дозировка Методические указания
Вводная Сидя на стуле Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах 4-6 раз Темп средний
6-8 раз То же
Основная Стоя, с опорой руками о столик или спинку кровати 4-6 раз
Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на затылке Наклоны туловища в стороны 4-6 раз При наклоне выдох.

Темп средний

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены Отведение рук в стороны (вдох) с последующим сжиманием грудной клетки в нижней ее части (выдох) 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Стоя, в руках набивной мяч Поднять руки вверх с мячом - вдох, опустить вниз - выдох 6-8 раз Темп средний, выдох удлиненный
Стоя, правая рука на груди, левая - на животе Диафрагмальное дыхание 4-6 раз На вдохе - брюшная стенка поднимается, на выдохе - опускается
Стоя, в руках набивной мяч Передача мяча от груди партнеру 6-8 раз Выполняется на выдохе
Стоя Отвести руки в стороны под углом 45° - вдох, опустить вниз - выдох 4-6 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей и грудной клетки
Стоя Ходьба обычна 1 мин. Дыхание свободное
Стоя, с опорой руками о столик или спинку стула Дыхательное упражнение с произношением Ж 4-6 раз Темп медленный, выдох удлиненный
Сидя на стуле «Ходьба» 15-30 с Дыхание свободное
Заключительная Сидя на стуле, кисти к плечам Поднимание согнутых рук в стороны (вдох) с последующим постепенным сжиманием грудной клетки (выдох) 4-8 раз Максимально расслабить мышцы пояса верхних конечностей
Пауза отдыха 60 с
Сидя на стуле Сгибание и разгибание стоп с одновременным сгибанием пальцев в кулак 4-8 раз Дыхание свободное

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российский Университет Дружбы Народов

Институт Иностранных Языков

РЕФЕРАТ

на тему: " Лечебная физкультура при бронхиальной астме "

Выполнила:

студентка I курса

группы №111-ЛД

Егорова Д.С.

Москва 2012

Введение

Определение ЛФК

Бронхиальная астма

Выполнение упражнений

Примеры упражнений

Заключение

Библиография

Введение

Повсеместно, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост числа заболеваний дыхательной системы, которые вышли уже на 3-4-е место среди причин смертности населения. Что же касается, например, рака легких, то это патология по ее распространенности опережает у мужчин все остальные злокачественные новообразования. Такой подъем заболеваемости связан с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обуславливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики болезней органов дыхания.

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание, которое проявляется приступами удушья. Основным условием, обуславливающим развитие бронхиальной астмы, является врожденная или приобретенная повышенная чувствительность бронхов к раздражителям различного вида. Провоцирующими факторами бронхиальной астмы называют инфекционные и неинфекционные экзоаллергены. Заболевание является следствием нестандартной реакции организма на различные раздражители, которые провоцируют изменения в бронхах - появляется удушье, кашель, отделяется вязкая мокрота.

В своем реферате я рассмотрю применение лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

Определение ЛФК

Лечебная физическая культура (ЛФК) -- метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма -- движения.

Термином «лечебная физическая культура» обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Лечебная физкультура воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, -- обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система человека -- совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций.

Главными органами дыхательной системы являются лёгкие. Легкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Легкие обеспечивают поступление кислорода в организм и удаление из него газообразного продукта жизнедеятельности -- углекислого газа. Атмосферный воздух поступает в легкие и выводится из них благодаря системе трубок, называемых дыхательными путями.

Выделяют верхние и нижние дыхательные пути. Переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани. Система верхних дыхательных путей состоит из носа, носоглотки и ротоглотки, а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани, трахей, бронхов, бронхиол, альвеол.

Легкие занимают большую часть грудной клетки. Из двух легких правое объемнее, так как немалое место в левой стороне грудной клетки занимает сердце. Каждое легкое делится на доли. Правое легкое имеет три доли - верхнюю, среднюю и нижнюю. Левое легкое имеет две доли - верхнюю и нижнюю. Доли отделены друг от друга и имеют на поверхности желобки - борозды.

Легкие образуют достаточно плотную решетку трубок. Самые большие из них - это бронхи, которые в верхнем отделе легких отделяют трахею слева и справа, входя в вещество соответствующего легкого. Внутри легкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные бронхи, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие трубки, называемые бронхиолами. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками, называемыми альвеолами.

Если легкие удалить из груди, они сожмутся, как лопнувшие воздушные шарики. Легкие не сжимаются благодаря поверхностному натяжению. Оно создается жидкостью, выделяемой тонкой плевральной оболочкой, которая покрывает легкие и стенки грудной полости. В легких имеются два вида плевральных оболочек: внутренняя (висцеральная) плевра и внешняя (пристеночная) плевра. Висцеральная плевра покрывает само легкое, заходя в его борозды. Пристеночная плевра изнутри покрывает стенки грудной полости. Эти две оболочки стыкуются только у ворот легкого - там, где легкое соединяется с трахеей бронхом и с сердцем легочными кровеносными сосудами. Во всех других случаях плевральные оболочки отделены друг от друга.

Когда взрослый человек находится в состоянии покоя, частота его дыхания составляет в среднем 14 раз в минуту. За сутки человек вдыхает и выдыхает более 800 литров воздуха. Во время тяжелых физических упражнений дыхание учащается до 80 раз в минуту.

Целью вдыхания и выдыхания такого значительного количества воздуха является намерение заставить легкие выполнять две функции: извлекать из воздуха кислород, необходимый для поддержания жизнедеятельности организма, и высвобождать углекислый газ - продукт обмена внутренних химических процессов. Процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

1. Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как "легочную вентиляцию".

2. Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание).

3. Обмен газов между кровью и тканями.

4. Переход газов внутри ткани к местам потребления (для O2) и от мест образования (для CO2) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводит к нарушениям дыхания и создает опасность для жизни человека.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма -- хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Приступ возникает рефлекторным путем, за счет раздражения легочных ветвей блуждающего нерва. Известно, что в блуждающем нерве имеются волокна, сужающие бронхи и вызывающие повышенное выделение секреции, то есть слизи на внутренних стенках бронхов и бронхиол. Кроме того, повышенную возбудимость блуждающего нерва могут вызвать различные интоксикации и инфекции, а также аллергизация организма. Приступы бронхиальной астмы иногда носят не только рефлекторный характер, но и условно-рефлекторный; наблюдались случаи, когда приступ возникал не только после вдыхания больным запаха розы, но и при показе больному искусственной розы.

Другими словами, приступом удушья организм как бы защищает себя от воздействия внешних агрессивных факторов. Например, если даже абсолютно здоровый человек попадет в помещение с резко пониженной температурой, по отношению к той в которой он находился ранее, то у него на рефлекторном уровне произойдет сужение бронхов и просвет между стенками резко сократится. Если же в дыхательные пути попадет инородное тело, например пыль, то во избежание попадания ее в альвеолы произойдет выделение мокроты, которая поглотит инородное тело и сможет выйти с ним через дыхательные пути наружу, не повредив альвеол. У больных бронхиальной астмой организм также реагирует на внешние изменения, но имеет чрезмерную чувствительность и гиперреакцию, благодаря чему легочные волокна блуждающего нерва заставляют в несколько раз больше сужаться бронхи и бронхиолы и больше выделять мокроты, чем у здорового человека.

Особенности действия ЛФК при бронхиальной астме

При лечении бронхиальной астмы применяется комплекс физических упражнений, которые способствуют нормализации корковой динамики и нервной регуляции дыхательного акта. В результате выполнения упражнений происходит урежение дыхания, восстановление моторно-висцеральных рефлексов, которые регулируют тонус бронхов во время физической работы. Дыхательные упражнения с произношением звуков способствуют уменьшению спазма бронхов и бронхиол. Повышение адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности также благотворно влияет на состояние пациента. Кроме этого, усиливаются обменные процессы, упражнения помогают предупредить эмфизему легких. За счет укрепления дыхательных мышц, произвольного усиления выдоха, а также овладения различными дыхательными техниками больной может контролировать наступление приступов и облегчать их течение.

Выполнение упражнений

лечебный дыхательный астма упражнение

Лечебная гимнастика обычно назначается в периоды стихания приступов, когда общее состояние больного улучшается, и нет выраженных явлений недостаточности кровообращения.

Лечебная физкультура призвана решать задачи общего укрепления организма, приводить в норму протекание нервных процессов, снимать спазмы бронхов, восстанавливать нормальный дыхательный акт. Лечебная физкультура также способствует укреплению дыхательной мускулатуры, восстановлению навыков правильной осанки, нормализации экскурсии грудной клетки. Объем нагрузки определяется в зависимости от возраста пациента, тяжести заболевания, уровня физической подготовки.

Людям с бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, которые влекут за собой натуживание, задержку дыхания. Комплекс упражнений обычно содержит в себе: общеукрепляющие упражнения, специальные упражнения на увеличение подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения, призванные привить пациенту способность контролировать и управлять собственным дыхательным актом. Особенное внимание в упражнениях отводится тренировке диафрагмального дыхания и удлиненного выдоха, укрепления мышц брюшного пресса. Рекомендуемые дыхательные упражнения заключаются в поочередном произношении гласных и согласных звуков, что сочетается с сокращением мимической мускулатуры.

Примеры упражнений

Применение статического дыхания с произвольным урежением, длительность 30-40 сек.

Сжать кисти в кулак, руки поднести к плечам - сделать вдох. Принять исходное положение - выдох.

Согнуть ногу вперед, обхватить руками и подтянуть к животу - выдох, принять исходное положение - вдох.

Выполнить поворот в сторону с отведением руки ладонью вверх - вдох, исходное положение - выдох.

Упражнение на дыхание с удлинением выдоха и произношением звуков «ш», «ж».

Выполнить наклон в сторону, рука скользит вниз по ножке стула - выдох, вернуться в исходное положение - вдох.

Исходное положение - стоя, ноги врозь, кисти располагаются на нижних ребрах сбоку. Отвести локти назад, происходит сдавливание грудной клетки - вдох. Сведение локтей и выдох.

Исходное положение - стоя, руками держась за спинку стула. Приседаем - выдох, исходное положение - вдох.

Исходное положение - ноги врозь, руки на пояс. Выполняем дыхательные упражнения с удлинением выдоха, на выдохе, вытянув губы трубочкой, произносим звуки «а», «о».

Медленная ходьба, сочетаемая с дыханием.

Исходное положение - ноги врозь, руки на пояс. Выполнить наклон вперед, достать руками сидение стула, выдохнуть, вернуться в исходное положение - сделать вдох.

Исходное положение - лежа на спине. Руку приподнять - вдох, расслабить мышцы, уронить руку на постель - выдох.

Исходное положение - то же. Поднимаем ногу и выдох. И.п. и вдох.

То же исходное положение. Применяется диафрагмальное дыхание с урежением частоты.

Ходьба в сочетании с дыханием.

Исходное положение - сидя, положить руки на колени. Выполнить наклон вперед, руки мягко скользят по ногам - выдох, принять и.п и вдох.

Исходное положение - сидя, руки поставить на пояс. Отвести левую руку в сторону, а правую вперед, одновременно выпрямить левую ногу. Повторить в другую сторону.

Исходное положение - сидя, руки положить на колени. Сгибаем и разгибаем ноги в голеностопных суставах, одновременно сжимаем и разжимаем пальцы в кулак.

Заключение

Лечебная физкультура при бронхиальной астме позволяет: расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, грудной клетки, затылка; улучшить работу диафрагмы, облегчить откашливание, предупредить эмфизему легких, а также увеличить эластичность грудной клетки, обучить правильному дыханию. Следует отметить что, не смотря на огромную пользу, которую способна оказать лечебная физкультура на организм заболевшего, к ней имеются противопоказания. Среди основных противопоказаний выделяют дыхательную и сердечную недостаточность.

Библиография

Чучалин А. Г. «Бронхиальная астма»

Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью. Лечебная физкультура, ее виды и формы. ЛФК для опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультуре для дыхательной системы по методу Стрельниковой. Комплекс ЛФК при ожирении.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Основные задачи и противопоказания лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура при острой пневмонии, при бронхиальной астме. Упражнения лечебной физкультуры. Снижение появления бронхоспазма. Противодействие возникновению ателектазов.

    презентация , добавлен 25.01.2016

    Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Этиология бронхиальной астмы. Общая характеристика средств физической реабилитации при бронхиальной астме. Задачи, средства, формы и методики ЛФК при бронхиальной астме на поликлиническом этапе.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2012

    Строение и функции дыхательной системы. Здоровое дыхание и методики работы с дыханием. Основные методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой, Бутейко при бронхиальной астме.

    реферат , добавлен 16.04.2009

    Классификация бронхиальной астмы, причины возникновения. Внешние факторы риска. Определение биомаркеров воспаления. Методы учета эффективности лечебной физкультуры. Специальные дыхательные упражнения. Занятия лечебной гимнастикой. Массаж грудной клетки.

    презентация , добавлен 10.05.2016

    Этиология и патогенез бронхиальной астмы. Особенности системы внешнего дыхания у лиц с бронхиальной астмой, методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции. Методика лечебной гимнастики при бронхиальной астме, ее влияние на состояние здоровья.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Анатомия строения органов дыхания. Классификация и клинические проявления бронхиальной астмы. ЛФК, массаж, физиотерапия при бронхиальной астме на поликлиническом этапе. Оценка эффективности комплексной физической реабилитации больных бронхиальной астмой.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2012

    Анатомо-морфологические особенности женского организма. Этиопатогенез, клиника и классификация воспалительных заболеваний женских половых органов. Механизм лечебного действия физических упражнений. Задачи, средства, методика лечебной физической культуры.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Понятие сахарного диабета. Роль лечебной физической культуры при сахарном диабете. Применение физических упражнений с целью восстановления нормальных моторно-висцеральных рефлексов, регулирующих обмен веществ. Особенности занятия лечебной гимнастикой.

    реферат , добавлен 07.10.2009

    Лечебная физкультура как составная часть общей физкультуры. Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников и псориазе. Периодизация занятий лечебной физической культуры.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «elwatersport.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «elwatersport.ru»